Решение №ИБ/3468/23 Решение по делу в отношении АО «Улан-Удэ Энерго» от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

дело № 003/01/10-243/2023

г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <...>;

члены Комиссии: <...> <...>

с участием представителей:

Ответчик - АО «Улан-Удэ Энерго» <...> доверенность от 09.01.2023; <...> доверенность от 09.01.2023 № 1

Заявитель – ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» <...> доверенность от 17.04.2023 № б/н

Заявитель – ООО «БИКС+» <...> доверенность от 17.04.20123 № 04/23,

рассмотрев дело № 003/01/10-243/2023 по признакам нарушения АО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции на основании заявлений ООО «БИКС+» (вх. от 10.01.2023 № 45) и ООО «Новосибирская Телекоммуникационная Компания» (от 09.02.2023 № 596), указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело от 07.04.2023 № 003/01/10-243/2022 в отношении АО «Улан-Удэ Энерго» (далееОтветчик, Общество) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи.

На заседаниях Комиссии представители заявителей ООО «Новосибирская Телекоммуникационная компания», ООО «БИКС+» доводы, изложенные в заявлениях, поддержали в полном объеме.

Из заявления ООО «БИКС+» следует, что ООО «БИКС+» является оператором связи и предоставляет физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям высококачественный скоростной доступ к сети Интернет, а также иные услуги связи и осуществляет доставку таких услуг в самые отдаленные районы Республики Бурятия и город Улан-Удэ, с использованием опор контактной сети, в том числе, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго».

Между ООО «БИКС+» и СНТ «Черемушки» был заключен договор № БКС00534674 от 07.02.2020 на размещении ВОЛС на опорах, принадлежащих СНТ «Черемушки». Стоимость по размещению волокно-оптических линий связи составляла 35 руб. в месяц за одну опору (с НДС). Всего было задействовано 63 опоры, расположенные в СНТ «Черемушки».

В июле 2022 года АО «Улан-Удэ Энерго» направило в адрес ООО «БИКС+» уведомление исх. от 04.07.2022 № 112/07-218 о приобретении электрических сетей СНТ «Черемушки» с 01.02.2022, где на опорах 0,4 кВ размещена волокно-оптическая линия связи, принадлежащая ООО «БИКС+», и требование о заключении договора на условиях АО «Улан-Удэ Энерго».

АО «Улан-Удэ Энерго» письмом от 23.09.2022 № 112/15-315 уведомило ООО «БИКС+» о том, что стоимость одной опоры в месяц теперь составляет 350 руб. (в т.ч. НДС).

В декабре 2022 года между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» был заключен договор на размещение волокно-оптических линий связи от 14.12.2022 № 54/15-22 (далее - Договор от 14.12.2022).

По условиям вышеуказанного договора АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «БИКС+» возможность размещения волокно-оптических линий связи, согласно схеме размещения оборудования и Проектной документации на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» на праве собственности.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора от 14.12.2022 размер оплаты за размещения оборудования ООО «БИКС+» за одну опору в месяц составляет 350 руб., в т.ч. НДС 58 руб. 333 коп.

Согласно приложению № 2 Акт монтажа и размещения оборудования от 11.01.2023 к Договору от 14.12.2022 ООО «БИКС+» с 01.08.2022 произвело монтаж и разместило волокно-оптические линии связи на опорах принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» на следующих участках: ДНТ «Благодатный» (Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Сотниково) – 14 опор; ДНТ «Дабатуй» (Республика Бурятия, Иволгинский район) – 47 опор; ДНТ «Хогот» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, п. Нижний Саянтуй) – 12 опор; ДНТ «Гевс» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, п. Нижний Саянтуй) – 24 опоры; ДНТ «Радуга» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, п. Вознесеновка) – 36 опор; ДНТ «Восток» (Республика Бурятия, Тарбагатайский район, п. Нижний Саянтуй) – 32 опоры; ДНТ «Светлое» (Республика Бурятия, Иволгинский район, п. Нижняя Иволга) – 105 опор; ДНТ «Респект» (Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Сотниково) – 152 опоры.

Согласно приложению № 2 Акт монтажа и размещения оборудования к Договору от 14.12.2022 ООО «БИКС+» с 01.01.2023 произвело монтаж и разместило волокнооптические линии связи на опорах принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» в СНТ «Черемушки» (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) – 86 опор.

Таким образом, на момент вынесения настоящего решения АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «БИКС+» возможность размещения волокно-оптических линий связи на 508 опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго» на праве собственности.

Также между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» заключен договор на размещение волокно-оптических линий связи № 126/07-18 от 01.04.2018 (далее- Договор № 126/07-18).

По условиям вышеуказанного договора № 126/07-18 от 01.04.2018 АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «БИКС+» возможность размещения волокно-оптических линий связи, согласно схеме размещения оборудования и Проектной документации на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго», а также обеспечивает условия для эксплуатации оборудования ООО «БИКС+». Количество используемых опор для размещения волокно-оптической линии связи (далее также – ВОЛС), протяженностью 3 915 метров составляет 78 шт.

В январе 2019 года между АО «Улан-Удэ Энерго», ООО «БИКС+» и ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» заключено Соглашение № 41.0300.675.19 от 01.01.2019 о замене стороны по Договору № 126/07-18 от 01.04.2018 (далее – Соглашение № 41.0300.675.19).

В соответствии с пунктом 1 Соглашения № 41.0300.675.19 АО «Улан-Удэ Энерго» добровольно и с согласия двух сторон снимает с себя все права и обязанности по выполнению Договора № 126/07-18, заключенного между ООО «БИКС+» и АО «Улан-Удэ Энерго» и передает вышеназванные права и обязанности ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» с момента подписания настоящего соглашения.

По мнению заявителя ООО «БИКС+» установление АО «Улан-Удэ Энерго» высоких тарифов на размещение ВОЛС приводит к ущемлению экономических интересов 2023-3904 операторов связи и создает операторам связи дополнительные барьеры входа на рынок услуг связи, чем больше затрат несет оператор связи, тем больше вероятность повышения тарифов на услуги связи для населения.

Из заявления ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» следует, что АО «Улан-Удэ Энерго» установило стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ 0,4/6/10 кВ для одного провода в размере 350 руб.

ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» является оператором связи в значении пунктов 12, 14 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Для оказания услуг связи заявителю необходимо использовать опоры линий электропередачи, владельцем которых является АО «Улан-Удэ Энерго».

Между ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» и АО «Улан-Удэ Энерго» заключен договор № 50/15-22 от 06.12.2022 на размещение волокно-оптических линий связи (далее- Договор № 50/15-22).

По условиям вышеуказанного договора АО «Улан-Удэ Энерго» предоставляет ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» возможность размещения волокнооптических линий связи на опорах, принадлежащих АО «Улан-Удэ Энерго», а также обеспечивает условия для эксплуатации оборудования ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания». Количество используемых опор для размещения волокно-оптической линии связи составляет 285 шт.

Согласно пункту 3.1 Договора № 50-15/22 размер оплаты за размещение оборудования ООО «Новосибирская телекоммуникационная Компания» составляет 99 750 руб., в т.ч. НДС 16 625 руб., стоимость за одну опору в месяц составляет 350 рублей.

Заявители считают, что в действиях владельца опор АО «Улан-Удэ Энерго» по установлению и применению указанных тарифов содержатся признаки нарушения Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены товара.

Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» с вменяемыми признаками нарушения антимонопольного законодательства не согласен, договоры с заявителями заключены, все спорные моменты могут решаться только в судебном порядке, установленная цена в размере 350 рублей не является монопольно высокой и соответствует приказу ФАС от 18.05.2023 № 289/23.

В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106 «О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора и является возмездным.

Пользователь инфраструктуры обязан оплачивать владельцу инфраструктуры пользование инфраструктурой в сроки и в размерах, которые установлены договором (пункт 28 постановления Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106).

В силу пункта 38 указанного нормативного акта тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

С учетом приведенных норм тарифы на услугу определяются владельцем объектов инфраструктуры и не подлежат государственному регулированию.

Установленные АО «Улан-Удэ Энерго» тарифы за пользование объектами инфраструктуры являются экономически обоснованными, основаны на расчетах затрат на содержание объектов электросетевого хозяйства и обычной для осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации рентабельности.

Экономически обоснованный тариф за пользование объектами инфраструктуры, установленный АО «Улан-Удэ Энерго», является единым для всех объектов электросетевого имущества, находящегося в собственности АО «Улан-Удэ Энерго» и к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи и ВОЛС.

На основании вышеизложенного, тариф на размещение сетей электросвязи и ВОЛС не может быть единым для всех владельцев объектов инфраструктуры, поскольку затраты на содержание объектов электросетевого хозяйства у каждого владельца разные.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106 «О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» (далее - Правила № 2106) установлена обязанность Федеральной антимонопольной службы в 3-месячный срок утвердить методические рекомендации по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

При установлении тарифа на 2022 год не существовало ни одного нормативного документа, который бы с точностью мог определить, какие расходы должны включаться в размер платы размещения ВОЛС, поэтому АО «Улан-Удэ Энерго» приняло следующую свою методику расчета:

Наименование

Сумма, руб.

1

Расходы на 1 км в месяц

7574,20

1.1

Амортизационные отчисления

4367,66

1.2

Налог на имущество

746,41

1.3

Расходы на ремонт и содержание

2460,13

2

Расходы на 1 опору в месяц (30 опор на 1 км)

252,47

3

Рентабельность (15%)

37,87

4

Итого

290,34

 

НДС 20%

58,07

 

С НДС

348,41

 

Итого цена по прайсу

350,00

Во исполнение пункта 2 Правил № 2106 были приняты Методические рекомендации по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в 4 части которых установлены рекомендации по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к сопряженным объектам инфраструктуры на примере расчета цены (тарифа) на предоставление доступа к опорам воздушных линий электропередачи.

АО «Улан-Удэ Энерго» составило расчет согласно указанной методике по факту затрат 2022 года:

Калькуляция по приказу ФАС от 18.05.2023 № 289/23 «Стоимость размещения единицы места крепления на опоре BJI-0,4/6/10 кВ АО «Улан-Удэ Энерго»:

№ п/п Наименование Сумма, руб.
1 Расходы за месяц 1 272 540,82
1.1 Зарплата производственного персонала 172 803,18
1.2 Реконструкция 990 072,04
1.3 Расходы на ремонт и содержание 109 665,59
2 Расходы на 1 км в месяц 8 224,32
3 Расходы на 1 опору в месяц (30 опор на 1 км) 274,14
4 Рентабельность 15% 41,12
5 Итого 315,27
  НДС 20% 63,05
  С НДС 378,32
  Итого цена по прайсу 378,00

Поскольку стоимость получилась значительно больше, то Обществом принято решение оставить цену услуг за размещение ВОЛС в 2023г. на прежнем уровне в размере 350 рублей.

АО «Улан-Удэ Энерго» является коммерческой компанией, основной деятельностью которой является получение прибыли, поэтому Общество не может предоставлять электроопоры операторам связи себе в убыток.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» прокладка кабелей связи возможна как на опорах ЛЭП, так и на фасадах зданий, внутри зданий и сооружений, путем прокладки кабеля вдоль автомобильных дорог, других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, организации связи могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

Таким образом, законом провайдерам предоставлено право на строительство своих линий связи, прокладку линий связи с использованием домов и пр.. Именно на операторах связи лежит обязанность по предоставлению услуг связи потребителям, а не на владельцах сетей ЛЭП.

АО «Улан-Удэ Энерго» не является сетевой организацией, поэтому расходы Общества не компенсируются, тогда как операторы связи все свои расходы покрывают оплатой потребителей услуг.

Требования, закрепленные в Правилах № 2106, распространяются только на владельцев инфраструктуры, которые являются субъектами естественной монополии.

АО «Улан-Удэ Энерго» не является субъектом естественной монополии, что было подтверждено Арбитражным судом Республики Бурятия в рамках дела А10-7290/2022. Так как это обстоятельство уже установлено судебным актом, вступившим в законную силу, то антимонопольная служба не может сделать иной вывод. Соответственно Общество не является субъектом естественной монополии и на Общество не распространяются положения Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» и не может быть привлечено к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативноправовые акты, регулирующие установление цен (тарифов) на предоставление доступа к опорам воздушных линий электропередачи в отношении хозяйствующих субъектов, которые не являются субъектами естественном монополии.

Общество вправе самостоятельно в рамках договорных отношений устанавливать тариф за пользование инфраструктурой для размещения сетей электросвязи. Правоотношения между АО «Улан-Удэ Энерго» и операторами связи носят гражданскоправовой характер, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее- Закон о связи) организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.

АО «Улан-Удэ Энерго» является собственником и владельцем инфраструктуры для размещения сетей электросвязи.

По состоянию на 04.12.2023 между Ответчиком и Заявителями заключены и действуют договоры возмездного оказания услуг на размещение волокно-оптических линий связи, которым в совокупности предоставлено 793 опоры для размещения волокнооптической линии связи.

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» № 44-П от 01.11.2022 утвержден Порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи и Перечень объектов инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи (далее - Порядок формирования тарифов АО «Улан-Удэ Энерго»).

Согласно пункту 3.2. Порядка формирования тарифов АО «Улан-Удэ Энерго» в качестве источника для формирования тарифа использовались следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности Общества; расходы на обслуживание в среднем на 1 км воздушных линий электропередач в месяц, в т.ч. амортизационные отчисления, налог на имущество, расходы на ремонт и содержание сетей. Полученная сумма расходов делится на количество опор в 1 км (из расчета 30 опор на 1 км воздушных линий), в результате чего перераспределяется сумма расходов на 1 опору. Сумма расходов на 1 опору умножается на процент рентабельности (15-20%) и умножается на НДС (20%). Итоговая сумма составляет базовую цену (тариф) размещения объекта электросвязи (ВОЛС) на 1 опоре воздушной линии электропередач АО «Улан-Удэ Энерго».

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 30.12.2021 № 45 утверждены следующие тарифы: на стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4 /6/10 КВ для одного провода (кабеля) связи в размере 350 руб.; на стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4 /6/10 КВ дифференцировано количеству провода (кабеля) связи, размещение 1-й провод в размере 350 руб., размещение 2 провода в размере 437,50 руб..

В соответствии с приложением 2 к приказу от 30.12.2021 № 45 АО «Улан-Удэ Энерго» в стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ включены следующие расходы: амортизационные отчисления (58%), налог на имущество (10%), расходы на ремонт и содержание (32%) и рентабельность (15%).

Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав хозяйствующих субъектов.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Бурятским УФАС России на основании приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи в границах территории пролегания технологической инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго» в Республике Бурятия.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Улан-Удэ Энерго» занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей в размере 100 %.

Таким образом, Ответчик при оказании услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи обязан соблюдать ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в т.ч. сведения, размещенные в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку и находящегося в состоянии конкуренции.

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 30.12.2021 № 45-П «Об утверждении цены» утверждены тарифы на предоставление услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре АО «Улан-Удэ Энерго» (приложение № 1 к приказу):

- стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ для одного провода (кабеля) связи, 1 шт - 350 руб. с НДС;

- стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ дифференцированно количеству провода (кабеля) связи, размещение 1-й провод, коэффициент=1 - 350 руб. с НДС, размещение 2-й провод, коэффициент=1,25 – 437,50 руб. с НДС.

Приложение № 2 к приказу содержит утвержденный расчет стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ:

Наименование

Сумма, руб.

1

Расходы на 1 км в месяц

7574,20

1.1

Амортизационные отчисления

4367,66

1.2

Налог на имущество

746,41

1.3

Расходы на ремонт и содержание

2460,13

2

Расходы на 1 опору в месяц (30 опор на 1 км)

252,47

3

Рентабельность (15%)

37,87

4

Итого

290,34

 

НДС 20%

58,07

 

С НДС

348,41

 

Итого цена по прайсу

350,00

По данным АО «Улан-Удэ Энерго», в расчете были использованы плановые значения показателей, так как в 2020, 2021 годах договоры на размещение ВОЛС не заключались, соответствующая услуга не оказывалась.

Для расчета в калькуляции были использованы данные о плановых расходах в отношении имущества, которое участвует в оказании услуги по размещению единицы места крепления на опоре, находилось на балансе АО «Улан-Удэ Энерго» 31.12.2021, не было передано в аренду по договору № 04.0300.5011.18 от 28.12.2018 ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго»; также было учтено имущество, планируемое к приобретению в 2022 году: всего 101 объект (ВЛ, ВЛИ, ЛЭП) общей протяженностью 127,026 км. (3811 опор из расчета 30 опор на 1 км). Планируемые амортизационные отчисления и налог на имущество на год по данному имуществу составили 6657678,08 руб. и 1137768,22 руб. соответственно, с учетом более половины объектов (53), фактически введенных в эксплуатацию во втором полугодии 2022 года. Плановые расходы на ремонт и содержание составили 3750000 руб. за год, в т.ч. расходы на материалы в размере 1200000 руб., аренду спецтехники в размере 630000 руб., работы подрядчиков в размере 1920000 руб.; по данным видам плановых расходов обоснование расчета не представлено.

Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 01.11.2022 № 44-П «Об утверждении документов о доступе к объектам инфраструктуры» утвержден порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в т.ч. ВОЛС (Порядок).

Пунктом 3.2 Порядка установлено, что ежегодно, не позднее 31 декабря текущего календарного года, финансово-экономическая служба представляет проект расчетов стоимости размещения объектов электросвязи на объектах воздушных линий электропередач АО «Улан-Удэ Энерго», принадлежащих на праве собственности, на следующих календарный год, в т.ч.:

- стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ;

- стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ дифференцированно количеству провода (кабеля) связи;

- стоимость платы за предоставление информации пользователю инфраструктуры.

Расчетной единицей объекта электроэнергетики является опора ВЛ 0,4/6/10 кВ, используемая для размещения крепления объекта электросвязи (ВОЛС). Установленная цен (тариф) подлежит ежегодному пересмотру, с учетом изменения показателей, влияющих на формирование цены и уровня инфляции.

Пунктом 3.2 Порядка установлено, что в качестве источника для формирования тарифа используются следующие показатели финансово-хозяйственной деятельности АО «Улан-Удэ Энерго»: расходы на обслуживание в среднем 1 км воздушных линий электропередач в месяц, в т.ч. амортизационные отчисления, налог на имущество, расходы на ремонт и содержание сетей. Полученная сумма расходов делится на количество опор в 1 км (из расчета 30 опор на 1 км ВЛ), в результате чего определяется сумма расходов на 1 опору. Сумма расходов на 1 опору умножается на процент рентабельности (15-20%) и умножается на НДС (20%). Итоговая сумма составляет базовую цену (тариф) размещения объекта электросвязи (ВОЛС) на 1 опоре воздушной линии электропередач АО «Улан-Удэ Энерго».

Приложением № 2 к Приказу АО «Улан-Удэ Энерго» от 01.11.2022 № 44-П «Об утверждении документов о доступе к объектам инфраструктуры» утвержден перечень объектов инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи (101 объект общей протяженностью 127,026 км).

Таким образом, Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 01.11.2022 № 44-П «Об утверждении документов о доступе к объектам инфраструктуры» фактически закреплен порядок расчета стоимости размещения единицы места крепления на опоре, примененный при расчете и утверждения стоимости Приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 30.12.2021 № 45-П «Об утверждении цены».

АО «Улан-Удэ Энерго» представило сравнительный анализ плановых и фактических расходов на оказание услуг доступа к инфраструктуре за 2022 год:

Статьи затрат

Фактические расходы за 2022 год

Кол-во месяцев

Расходы в месяц

Фактические расходы на 1 км в месяц в 2022 году

Расходы на 1 км в месяц согласно калькуляции от 30.12.2021

Оплата труда

16280,34

5

3256,07

21,04

 

Отчисления на социальные нужды

4801,58

5

960,32

6,21

 

амортизация

2451757,55

 

430790,72

2784,16

4367,66

Налог на имущество

689300,25

 

106917,95

691,00

746,41

Услуги подрядчиков по обслуживанию по договору 13/2021-В (08/04-21) от

245000,04

12

20416,67

131,95

2558,53

Услуги подрядчиков по обслуживанию по договору 205/2022-В от 01.09.2022г

301246,95

3

100415,65

648,98

ГСМ

17263,8

12

1438,65

9,30

 

Аренда автотранспорта

42946,99

12

3578

23,13

 

Итого:

3768597,50

 

667774,95

4315,77

7672,60

В данном расчете АО «Улан-Удэ Энерго» использованы данные о фактических расходах в отношении 108 объектов инфраструктуры протяженностью 154,729 км (4641,9 опор) – объекты, не переданные в аренду ПАО «Россети Сибирь», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи.

В расчет включены затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, не предусмотренные Порядком и калькуляцией 2021 года, в отношении начальника управления информационных технологий за период август-декабрь 2022 года, согласно данным учета рабочего времени по видам работ (аренда имущества и услуги по размещению ВОЛС).

Также в расчет включены расходы на аренду автотранспорта (автомобиль УАЗ Хантер) и затраты на ГСМ, используемые для выезда на объекты не переданные в аренду по договору № 04.0300.5011.18 от 28.12.2018 ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи:

- договор аренды транспортного средства без экипажа № 04/03-22 от 10.01.2022 с ООО «Электротехническая компания» (УАЗ «Хантер»), расходы за год - 300000 руб.;

- затраты на ГСМ, расходы за год – 120593,79 руб.

В подтверждение понесенных расходов АО «Улан-Удэ Энерго» представлены путевые листы за 2022 год. Размер арендной платы скорректирован с учетом доли расхода ГСМ на выезды на данные объекты в общем объеме расхода ГСМ. Итого сумма расходов за год на аренду транспортного средства и приобретение ГСМ составила 42946,99 руб. и 2023-3904 17263,80 руб. соответственно.

В качестве фактических затрат на ремонт и содержание учтены расходы по оплате услуг по договорам с ООО «Варистор» от 09.02.2021 № 13/2021-В, от 01.09.2022 № 205/2022-В.

Исходя из представленных АО «Улан-Удэ Энерго» данных о фактических затратах на оказание услуг размещения ВОЛС за 2022 год стоимость услуги, согласно Порядку, составит:

Статьи затрат

Фактические затраты за 2022 год, руб. (по данным АО «Улан-Удэ Энерго»)

Расходы в месяц, руб.

(расчет УФАС)

Расходы на 1 опору (расчетное количество опор: протяженность  154,729 км, 30 опор в 1 км)

 

Расходы на 1 опору

(фактическое количество опор - 4431)

Оплата труда

16280,34

1356,70

0,29

0,31

Отчисления на социальные нужды

4801,58

400,13

0,09

0,09

амортизация

2451757,55

204313,13

44,02

46,11

Налог на имущество

689300,25

57441,69

12,37

12,96

Услуги подрядчиков по обслуживанию по договору 13/2021-В (08/04-21) от 09.02.2021

245000,04

20416,67

4,40

4,61

Услуги подрядчиков по обслуживанию по договору 205/2022-В от 01.09.2022

301246,95

25103,91

5,41

5,67

ГСМ

17263,8

1438,65

0,31

0,32

Аренда автотранспорта

42946,99

3578,916

0,77

0,81

Итого:

3768597,50

314049,79

67,66

70,88

Рентабельность (20%)

13,53

14,18

НДС (20%)

16,24

17,01

Итого:

97,43

102,07

Таким образом, на основании представленных АО «Улан-Удэ Энерго» данных о фактических затратах, предусмотренных Порядком, за 2022 год размер платы должен составить не более 102,07 за 1 опору в месяц, с учетом максимального размера рентабельности (20%), предусмотренного Порядком.

Следовательно, утвержденная приказом АО «Улан-Удэ Энерго» от 30.12.2021 № 45- П «Об утверждении цены» стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ 0,4/6/10 кВ для одного провода (кабеля) связи в размере 350 руб. с НДС является экономически необоснованной.

Кроме того, АО «Улан-Удэ Энерго» составило следующие расчеты стоимости размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ по факту затрат за 2022 год:

- согласно Методическим рекомендациям по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденным приказом ФАС России от 18.05.2023 № 289/23:

Наименование

Сумма, руб.

1

Расходы за месяц

1272540,82

1.1

Зарплата производственного персонала

172803,18

1.2

Реконструкция

990 072,04

1.3

Расходы на ремонт и содержание

109665,59

2

 Расходы на 1 км в месяц

8224,32

3

Расходы на 1 опору в месяц

274,14

4

Рентабельность 15%

41,12

5

Итого

315,27

 

НДС 20%

63,05

 

С НДС

378,32

 

Итого цена

378,00

- по факту затрат 2022 года:

Наименование

Сумма, руб.

(расчет АО «Улан-Удэ Энерго» исх. от 31.05.2023 № 112/12-214)

Сумма, руб.

(расчет АО «Улан-Удэ Энерго» представлен на заседании Комиссии 20.11.2023)

1

Расходы на 1 км за месяц

11459,88

11563,51

1.1

Амортизационные отчисления

3541,60

3765

1.2

Налог на имущество

602,14

691

1.3

Расходы на ремонт и содержание

7316,15

7107,51

2

Расходы на 1 опору в месяц (30 опор на 1 км)

382,00

385,45

3

Рентабельность 15%

57,30

57,82

4

Итого

439,30

443,27

 

НДС 20%

87,86

88,65

 

С НДС

527,16

531,92

 

Итого цена по прайсу

527,00

350,00

Поскольку стоимость во всех вариантах расчетов получилась значительно выше утвержденной стоимости, АО «Улан-Удэ Энерго» принято решение оставить цену услуг за размещение ВОЛС в 2023 году на прежнем уровне 350 рублей.

Комиссия Бурятского УФАС России критически оценивает представленные расчеты по следующим основаниям.

В расходы на оплату труда включена зарплата производственного персонала в лице начальника производственно-технической службы, ведущего инженера производственно-технической службы (ПТС). Вместе с тем, в должностной инструкции ведущего инженера ПТС, Положении о ПТС отсутствуют указания на должностные обязанности данных сотрудников АО «Улан-Удэ Энерго», непосредственно связанные с оказанием услуги по размещению ВОЛС. Представленные АО «Улан-Удэ Энерго» пояснения о выполняемым данными сотрудниками видами работ: «Рассмотрение документов пользователя о предоставлении информации о возможности доступа к инфраструктуре, определение технологических и других мероприятий, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре», «Прием заявлений о предоставлении информации о возможности доступа к инфраструктуре, осмотр объекта инфраструктуры, к которому пользователь намерен получить доступ, формирование пакета документов для предоставления пользователю информации о возможности доступа к инфраструктуре» - не подтверждены документально, а также связаны с оказанием другой услуги (предоставление информации о наличии (отсутствии) технологической возможности предоставления доступа к объекту инфраструктуры).

Также в расходы на ремонт и содержание, либо отдельной статьей затрат включены расходы на реконструкцию по договору с АО «Читаэнергосбыт» от 270/21 от 19.11.2021 (счет-фактура от 31.07.2022 № 333 на реконструкцию ВЛ-0,4 кВ от ТП-449 СНТ «Черемушки» на сумму 9089484 руб.). При этом данный объект приобретен АО «Улан-Удэ Энерго» по договору купли-продажи с СНТ «Черемушки» № 30/04-21 от 01.10.2021; стоимость имущества по договору – 1000 руб.. Расходы на реконструкцию данного объекта, проведенную по договору с АО «Читаэнергосбыт» № 270/21 от 19.11.2021 включены в первоначальную стоимость основного средства. Согласно пункту 2.4.7 Основных положений бухгалтерской учетной политики АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год стоимость основных средств погашается путем начисления амортизационных отчислений в течение срока их полезного использования.

Согласно ведомости основных средств (ВЛ и ЛЭП) на 31.12.2022 стоимость объекта составляет 9089161,64 руб., срок полезного использования – 84 месяца, размер амортизации за год – 1298451,66 руб. На основании данных бухгалтерской отчетности размер амортизационных отчислений по основному средству ВЛИ-0,4кВ от ТП-449 СНТ «Черемушки» дерево на ж/б СИП 3*70+1*70 длина по трассе 4,3 км в 2022 году составил 432817,20 руб.

Таким образом, включение расходов на реконструкцию ВЛИ-0,4кВ от ТП-449 СНТ «Черемушки» приводит к двойному учету затрат и является экономически необоснованным.

Кроме того, в составленных АО «Улан-Удэ Энерго» расчетах фактические расходы за 2022 год распределяются не на весь год, а на количество месяцев, в течение которых расходы были понесены, что приводящие к завышению итоговой суммы расходов на 1 опору в месяц.

По данным АО «Улан-Удэ Энерго» отдельный учет расходов, возникающих при оказании услуги доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, Обществом не ведется.

В связи с изложенным, с учетом представленных АО «Улан-Удэ Энерго» нескольких способов расчета тарифа с разными результатами и разной степенью корректности, Комиссия приходит к выводу, что установление АО «Улан-Удэ Энерго» стоимости услуги доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи осуществляется без учета фактически понесенных расходов на оказание услуги по размещению ВОЛС на объектах воздушных линий электропередач АО «Улан-Удэ Энерго», подтвержденных первичной документацией.

Также Комиссия отмечает следующее.

В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 18- КГ16-61 линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, раздел которой невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами.

В состав фактических расчетов в отношении 108 объектов инфраструктуры АО «Улан-Удэ Энерго», не переданной в аренду ПАО «Россети Сибирь», к которым может быть предоставлен доступ для размещения сетей электросвязи, в полном объеме включены расходы на амортизационные отчисления, налог на имущество, ремонт и содержание имущества. При этом основным функциональным предназначением данной инфраструктуры является передача электроэнергии. Также, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, передача электроэнергии Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, является основным видом деятельности АО «Улан-Удэ Энерго».

Таким образом, с учетом отсутствия информации о долевом распределении расходов по видам деятельности, стоимость размещения единицы места крепления на опоре ВЛ0,4/6/10 кВ (на основании фактических затрат за 2022 год) в размере 102,07 руб. является максимально возможной.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Комиссия пришла к выводу, что ответчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи, результатом которого является ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России 04.12.2023 приняла заключение об обстоятельствах дела.

На заключение об обстоятельствах дела № 003/01/10-243/2023 АО «Улан-Удэ Энерго» представлены возражения от 19.12.2023, согласно которым:

1. Исключение из калькуляции расходов на заработную плату ведущего инженера и начальника Производственной технической службы является неверным, поскольку в должностные обязанности указанных сотрудников входит непосредственное обслуживание электроустановок, в том числе воздушных линий электропередачи, на которых размещены ВОЛС. Они осуществляют ежедневный выезд, осмотр, обслуживание электроустановок, выявляют необходимые к ремонту объекты электросетевого хозяйства. В должностных инструкциях сотрудников Производственной технической службы не должно быть указание на то, что они обслуживают ВОЛС. Обслуживанием ВОЛС должны заниматься только операторы связи, а не владельцы линий электропередач;

2. В калькуляции отсутствует задвоение по амортизации и реконструкции. В калькуляции при установлении тарифа на 2022 год не включены затраты по реконструкции ЛЭП в СНТ «Черемушки». Затраты по реконструкции отражены в калькуляции по приказу ФАС от 18.05.2023 № 289/23, в которую не включены расходы на амортизацию. Сейчас в АО «Улан-Удэ Энерго» действует калькуляция, разработанная согласно методике ФАС России, что подтверждается приказами АО «Улан-Удэ Энерго» от 05.06.2023. Пунктом 20 приказа ФАС России от 18.05.2023 № 289/23 установлено, что в состав тарифа по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры включаются, в том числе расходы по проведению работ, связанных с модернизацией, реконструкцией, переустройством объектов инфраструктуры. АО «Улан-Удэ Энерго» была проведена реконструкция, соответственно данные расходы, понесенные в 2022 году, учитываются в калькуляции;

3. В расчете амортизационных отчислений нет арифметической ошибки. При расчете стоимости на оказание услуги амортизационные расходы рассчитаны по норме амортизации.

Норма амортизации — это установленный годовой процент возмещения стоимости изношенной части основных средств.

Рассчитывается по следующей формуле:

Годовая норма амортизации = 100 % х 12 мес./ срок эксплуатации (в месяцах).

Месячная норма амортизации = 100 % / срок эксплуатации (в месяцах).

Годовая норма амортизации ОС=100%* 12мес./84=14,2857%, где ОС ВЛИ -0,4 кВ от ТП 449 СНТ «Черемушки» дерево на ж/б СИП 3*70+1*70 длина по трассе 4,3 км

Годовая сумма амортизации = амортизируемая стоимость х годовая норма амортизации

Годовая сумма амортизации ОС=9 089 161,64*14,2857%=1 298 451,66 руб., что учтено при расчете калькуляции.

В бухгалтерском учете с 2022 года, согласно ФСБУ 6/2020, применяется ликвидационная стоимость, и поэтому амортизационные отчисления составили 432 817,20руб.

Ликвидационная стоимость — это оценочная (предполагаемая) сумма, которая может быть получена от выбытия ОС после вычета предполагаемых затрат на выбытие в конце его работы. И в случае, если выбытие (например, реализация) не происходит, то эта стоимость списывается при выбытии в затраты в полной сумме. Соответственно в конце использования данного ОС ликвидационная стоимость в полной сумме списывается в расходы по обычному виду деятельности. Расчет амортизационных отчислений с помощью нормы амортизации позволяет учитывать расходы равномерно в течение срока полезного использования ОС, не увеличивая нагрузку на расходы единовременно, а также способствует правильному расчету возмещения стоимости изношенной части основных средств.

4. Способы ведения раздельного учета доходов и расходов нормативно не установлены, и разрабатывать их организациям и предпринимателям нужно самостоятельно. В учетной политике в целях ведения бухгалтерского учета АО «Улан-Удэ Энерго» есть глава 2.6. «Избранные способы учета доходов, текущих затрат и расходов», в которой четко отражено как Общество отражает доходы и расходы. Услуги доступа инфраструктуры входят в состав прочих услуг промышленного характера и все расходы, относящиеся к данной услуге, согласно учетной политике, относятся к данной группе расходов.

5. Бурятское УФАС России делает вывод о том, что АО «Улан-Удэ Энерго» при установлении стоимости услуги доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи осуществляется без учета фактически понесенных расходов, подтвержденных первичной документацией. При этом следует отметить, что при составлении калькуляции впервые невозможно использовать фактические затраты по этой услуге. В такой ситуации логично можно использовать только плановые показатели, что не является нарушением действующего законодательства и не свидетельствует о необоснованности установленного тарифа. Уже на последующие регулируемые периоды возможно использовать фактически понесенные затраты в прошлом регулируемом периоде, что и отражено в Приказах АО «Улан-Удэ Энерго» от 05.06.2023, где учтены фактически понесенные затраты в 2022 г.

6. Планируемые расходы на выполнение ремонтных работ в калькуляции на 2022 год являются обоснованными.

7. Вывод о том, что АО «Улан-Удэ Энерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии является ошибочным, Общество с 01.01.2019 не является сетевой компанией, соответственно не получает прибыли по основному виду деятельности.

8. Расчет Бурятского УФАС России является неверным:

- не учтена заработная плата сотрудников, которые непосредственно работают с линиями электропередач;

- необходимо учитывать фактическую продолжительность расходов, в результате чего изменятся расходы за месяц: - оплата труда <...> должна делиться на 5 месяцев, в течение которых он осуществлял должностные полномочия, а не на 12 месяцев; амортизация и налог на имущество необходимо делить пообъектно, так как все объекты использовались в течении разного времени; - договор по обслуживанию от 01.09.2022 № 205/2022-В действовал 3 месяца;

- в расчете УФАС данные графы 4 соответствуют данным графы 5, но итоговая сумма изменена.

9. Непонятно, в чем целесообразность производить расчет по недействующей калькуляции и к тому же считать плановую калькуляцию на 2022 год несоответствующей фактическим затратам 2022 года.

Рассмотрев возражения АО «Улан- Удэ Энерго», Комиссия Бурятского УФАС России отклоняет доводы АО «Улан- Удэ Энерго» на основании следующего.

1. Бурятское УФАС России не утверждало, что в должностных инструкциях начальника и ведущего инженера ПТС должно быть указание на то, что они обслуживают ВОЛС. При этом в должностной инструкции ведущего инженера ПТС, Положении о ПТС отсутствуют указания на должностные обязанности данных сотрудников АО «Улан-Удэ Энерго», непосредственно связанные с оказанием услуги по размещению ВОЛС, в связи с чем включение расходов на оплату труда данных сотрудников в состав фактически понесенных расходов на оказание услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи является необоснованным;

2. Согласно документам, представленным АО «Улан-Удэ Энерго», расходы на реконструкцию ВЛ-0,4 кВ от ТП-449 СНТ «Черемушки» по договору с АО «Читаэнергосбыт» от 270/21 от 19.11.2021 включены в первоначальную стоимость данного основного средства. Согласно пункту 2.4.7 Основных положений бухгалтерской учетной политики АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год стоимость основных средств погашается путем начисления амортизационных отчислений в течение срока их полезного использования. Таким образом, включение статьи затрат «Реконструкция» в сумме расходов на реконструкцию по договору с АО «Читаэнергосбыт» от 270/21 от 19.11.2021 в состав фактически понесенных расходов на оказание услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи является необоснованным;

3, 8. Комиссия считает необоснованным учет фактической продолжительности расходов, так как данный подход к расчету приводит к завышению фактической суммы расходов за 2022 год;

4, 5. Бурятское УФАС России указывало, что отдельный учет расходов, возникающих при оказании услуги доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, АО «Улан-Удэ Энерго» не ведется – данное утверждение основано на пояснениях и документах, представленных АО «Улан-Удэ Энерго». Представленные Обществом данные о фактических затратах отражают затраты, связанные с содержанием объектов электросетевой инфраструктуры (амортизационные отчисления, налог на имущество, ремонт и содержание имущества), назначением которой является передача электроэнергии;

6. АО «Улан-Удэ Энерго» не представлено обоснование расчета плановых расходов на ремонт и содержание в размере 3 750 000 руб. на год (материалы – 1 200 000 руб., аренда спецтехники – 630 000 руб., работы подрядчиков – 1 920 000 руб);

7. В заключении Бурятского УФАС России отсутствует вывод о том, что АО «УланУдэ Энерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии;

9. Бурятским УФАС России произведен расчет фактических затратах на оказание услуг размещения ВОЛС за 2022 год, исходя из данных, представленных АО «Улан-Удэ Энерго».

Довод АО «Улан-Удэ Энерго» о соответствии данных графы 4 данным графы 5 в расчете Бурятского УФАС России при изменении итоговой суммы принимается Комиссией, техническая ошибка исправлена, в строки 1-8 внесены изменения.

Согласно абз. 1 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 (далее – Пленум № 2), антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках; причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абз. 2 п. 11 Пленума № 2).

Согласно пункту 17 Пленума № 2 по смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона о защите конкуренции могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

Довод Ответчика о том, что он не является субъектом естественной монополии и на Общество не распространяются положения антимонопольного законодательства Комиссией отклоняется, поскольку Общество занимает доминирующее положение на рынке, и обязанность устанавливать соразмерную плату за оказываемые услуги императивно установлена в статье 6 Закона о связи.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела являются действия доминирующего субъекта на рынке услуг по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи и оценка последствий данных действий для потребителя указанных услуг.

Рассмотрение указанных обстоятельств является прямой компетенцией антимонопольного органа и следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 10 названного Закона.

В случае, если в результате действий доминирующего субъекта ущемляются интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, пресечение данных действий относится к компетенции антимонопольного органа.

Оценив системно установленные обстоятельства дела по совокупности достоверных доказательств и с учетом их взаимной связи Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях АО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи, результатом которого является ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Исследуя вопрос о необходимости выдачи АО «Улан-Удэ Энерго» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства в порядке пункта 5 части 1 статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции Комиссия приходит к выводу, что АО «УланУдэ Энерго» не предпринимает действий, направленных на надлежащее установление цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи.

Таким образом, необходимо выдать предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи.

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности установлена административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях АО «Улан-Удэ Энерго» (670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 9, ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599) нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи, результатом которого является ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

2. Выдать АО «Улан-Удэ Энерго» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптических кабелей связи, а именно: установить плату в размере не более 102,07 рублей за 1 опору в месяц.

3. Направить материалы по делу № 003/01/10-243/20223 уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...>

                             <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны