Решение б/н Решение по обращению Министерства природных ресурсов Респуб... от 15 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-228/2020

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«09» апреля 2020 года        город Улан-Удэ                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии представителей:

Министерства природных ресурсов  Республики Бурятия (далее – Заказчик, Министерство)  <…>  (доверенность от 06.04.2020),

директора ООО «Экопроект» (далее – Общество, Подрядчик) <…>,

рассмотрев обращение Министерства природных ресурсов  Республики Бурятия (вх. № 1780 от 23.03.2020) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Экопроект» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 29.04.2019  № Ф.2019.209760 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация свалки в г. Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории», заключенного по результатам электронного аукциона, номер извещения 0102200001619001208 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), пункта 11 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Порядок),

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 29.04.2019 между Министерством  и ООО «Экопроект»  заключен государственный контракт №Ф.2019.209760 (далее – контракт)  на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Рекультивация свалки в г. Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Согласно пункту 3.3 контракта срок окончания работ - 01.12.2019.

В соответствии с Техническим заданием (приложение №1 к контракту) Положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы о достоверности сметной стоимости, полученное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, является окончательным и обязательным документом для исполнения проектными и подрядными организациями и служит основанием для сдачи - приемки работ и утверждения проектной документации заказчиком.

По состоянию на 22.01.2019 ООО «Экопроект» в нарушение пп. 3.3, 4.1 контракта работы по разработке проектно-сметной документации по объекту, включая положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности сметной стоимости не выполнены.

В связи с чем, 04.02.2020 Заказчиком принято  решение об одностороннем  отказе от исполнения государственного контракта, которое направлено ООО «Экопроект» по электронной почте 04.02.2020 и заказным письмом с уведомлением. Указанное решение получено ООО «Экопроект» 04.02.2020.

При рассмотрении обращения представитель Заказчика дополнительно пояснила, что  ООО «Экопроект» является профессиональным участником на рынке осуществления работ и оказания услуг по разработке и подготовки проектной документации.

Согласно п.2.1. Технического задания к контракту инженерные изыскания и проектно-сметную документацию необходимо выполнить в соответствии с действующим   законодательством   Российской   Федерации   в области строительства, проектирования, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также нормативных правовых, инструктивно-методических документов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отраслевых ведомств в указанных областях.

Обязательства подрядчика считаются исполненными в полном объеме только при условии, если документации выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства и имеются соответствующие положительные заключения от уполномоченных органов власти.

ООО «Экопроект» такие требования не исполнены. Проектно-сметная документация с положительными заключением государственной экологической экспертизы и экспертизы о достоверности сметной стоимости в срок до 01.12.2019 не представлена в Министерство (Заказчику).

В претензии ООО «Экопроект» от 27.01.2020 № 17, а также в письмах ООО «Экопроект» от 04.01.2020 № 04, от 26.12.2019 № 386, от 19.12,2019 № 377, от 28.11.2019 № 353 указано, что исполнение контракта в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 не предусмотрено.

Данный довод является несостоятельным по следующим основаниям. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018

№ 800, устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель. Работы предусмотренные контрактом - рекультивация.

В соответствии с Уведомлением о некомплектности проектной документации, представленной на ГЭЭ, от 13.11.2019 № 06-11/5183, указано, что в представленной проектной документации отсутствуют данные о следующих разделах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800:

1)      пояснительная записка;

2)      эколого-экономическое обоснование рекультивации земель,
консервации земель;

3)      содержание, объемы и график работ по рекультивации земель,
консервации земель;

4)      сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по
рекультивации земель, консервации земель.

В соответствии с абзацами 7, 8, 14 пункта 2.3 «Требования к составу, содержанию и оформлению проектно-сметной документации» Технического задания к контракту данные разделы должны быть обязательно предусмотрены в составе проектно-сметной документации.

Кроме того, в Уведомлении о некомплектности проектной документации, представленной на ГЭЭ, от 13.11.2019 № 06-11/5183, Росприродназором указаны иные недостатки в представленной проектной документации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств по контракту. Просит включить сведения об ООО «Экопроект» в реестр недобросовестных поставщиков.

Директор ООО «Экопроект» пояснила, что в действиях Общества отсутствует недобросовестное поведение. ООО «ЭКОПРОЕКТ» в период выполнения работ ответственно относилось к работе и действовало в полном соответствии с требованиями государственного контракта, что подтверждается представленной перепиской с Заказчиком.

В период с 14 по 21 мая 2019 года был осуществлен выезд на объект и выполнены полевые работы по инженерным изысканиям; 20 мая 2019 года на электронный адрес ответственного сотрудника Заказчика, Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, были направлены для утверждения и согласования Технические задания и Программы по инженерным изысканиям (скрин шот отправления электронной почты прилагается), что было необходимо для выполнения этапа инженерных изысканий. В дальнейшем ООО «ЭКОПРОЕКТ» дважды напоминал Заказчику (письмо № 70 от 03.06.2019, письмо № 99 от 11.06.2019) о необходимости направления утвержденных технических заданий и согласованных программ по инженерным изысканиям. Данные документы были получены от Заказчика только 16 июля 2019 года (скрин шот полученной электронной почты). При изучении документации на землю, предоставленной администрацией г. Северобайкальск и при рекогносцировке на местности выяснилось, что фактически свалка, подлежащая рекультивации, находится на участке, кадастровый номер которого не соответствует номеру, указанному в ТЗ государственного контракта. Более того, участок земли с указанным в ТЗ кадастровым номером не существует с 2012 года. Данная информация была направлена заказчику письмом № 50 от 20.05.2019. Разъяснение по данному вопросу было получено только 20.06.2019 (письмо № 08-07-35-И3780/19). Несмотря на вышеуказанные факты, ООО «ЭКОПРОЕКТ» продолжало выполнять работы и в соответствии с п. 6.3.1 государственного контракта направило Заказчику технические отчеты по инженерным изысканиям (письмо от 27.06.2019 № 121). Заказчик полученную информацию проигнорировал и, в нарушение п. 6.3.2 - 6.3.3 государственного контрактом, приемка работ по первому этапу в предписанном госконтрактом порядке не была осуществлена. Письмом № 182 от 12.08.2019 заказчику была направлена проектная документация и материалы ОВОС для рассмотрения, а также информация о проведении публичных обсуждений в форме слушаний. Общественные обсуждения в форме слушаний были организованы и проведены Подрядчиком совместно с администрацией г. Северобайкальск, представители Заказчика для участия в публичных обсуждениях не явились. Результаты обсуждений были оформлены Протоколом общественных обсуждений (в форме слушаний) от 16.09.2019 г.

ООО «ЭКОПРОЕКТ», продолжая добросовестно выполнять свои обязательства по госконтракту и на основании письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 29.10.2019 № МК-04-03-31/30156 «О поручении на проведение государственной экологической экспертизы», направило разработанную проектно-сметную документацию в Забайкальское Межрегиональное Управление Росприроднадзора для прохождения государственной экологической экспертизы.

После рассмотрения представленной на государственную экологическую экспертизу документации Забайкальское Межрегиональное Управление Росприроднадзора письмом от 13.11.2019 № 06-11/5183 уведомило Подрядчика о некомплектности документации и потребовало откорректировать материалы государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Проектно-сметная документация по данному объекту разработана в соответствии условиями Госконтракта, указанными в п. 2.3 Технического задания, согласно которым «Проектно-сметная документация должна быть выполнена в объеме, соответствующем требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и требований Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 № 542».

Разработка проектно-сметной документации, в соответствие с требованиями Забайкальского Межрегионального Управления Росприроднадзора (Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800) означает увеличение объема работ, требует дополнительных временных и трудовых затрат со стороны Подрядчика. В связи с вышеизложенным, в адрес Министерства направлено письмо от 28.11.2019 исх.№ 353, где  было предложено подписать Дополнительное соглашение к Государственному контракту № Ф.2019.209760 от 29.04.2019 с внесением соответствующего дополнения в п.2.3 Технического задания и условия об увеличении на 10% предусмотренного контрактом объема выполняемой работы и, соответственно, увеличении цены контракта пропорционально дополнительному объему работ -также на 10%.

Письмом от 11.12.2019 № 08-07-30-И8505/19 Заказчик  уведомил Подрядчика о том, что, по их мнению, оснований для увеличения цены контракта не имеется, приведя довод, что «в предмет Госконтракта входит разработка проектной документации в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800».

Письмом от 19.12.2019 № 377 Подрядчик представил детальное разъяснение оснований для подписания Дополнительного соглашения и вновь подтвердил свою готовность разработать проектно-сметную документацию по объекту, обратив при этом внимание Заказчика на тот факт, что выполненная работа не будет соответствовать требованиям Государственного контракта (Приложение № 1 Техническое задание) и сдача ее Заказчику будет невозможной.

В ходе устных переговоров руководства ООО «ЭКОПРОЕКТ» с руководством Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, договоренность о подписании дополнительного соглашения к Государственному контракту не была достигнута.

Письмом от 26.12.2019 № 386 Подрядчик повторно уведомил Заказчика о невозможности дальнейшего продолжения работ по исполнению Государственного контракта № Ф.2019.209760 от 29.04.2019 и предложило, в соответствии с ч.8 ст. 95 44-ФЗ и п. 13.2 государственного контракта расторгнуть контракт по соглашению сторон. Никакого письменного ответа на письмо от 19.12.2019 № 377, а также на письмо от 26.12.2019 № 386 не последовало.

Подрядчиком 10.01.2020 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Госконтракта, которое  направлено электронной почтой в адрес Заказчика.

Вместе с тем, в соответствии с Государственным контрактом № Ф.2019.209760 от 29.04.2019, Подрядчик (ООО «ЭКОПРОЕКТ») направил в адрес Заказчика (Министерство природных ресурсов республики Бурятия), согласно накладной № 01 от 10.01.2020 (почтовая накладная 54-0464338 с описью вложения), проектно-сметную документацию по объекту "Рекультивация свалки в г. Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории» в объеме, соответствующем требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и требований Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 № 542». К документации прилагались также:  оригинал Решения Подрядчика об  одностороннем  отказе  от исполнения контракта, оригинал сопроводительного письма от 10.01.2020 № 4, оформленный и подписанный Подрядчиком (ООО «ЭКОПРОЕКТ») Акт сдачи-приемки выполненной работы от 10.01.2020 (форма для Казначейства, форма для Министерства природных ресурсов), Счет № 01 от 10.01.2020 на сумму 3 604 049,00 (Три миллиона шестьсот четыре тысячи сорок девять) руб. 00 коп. за фактически выполненные работы.

Данная документация была принята представителем Заказчика 16.01.2020, что подтверждается информацией с сайта компании ExMail и справкой от 21.01.2020, выданной этой компанией.

Таким образом, с учетом факта получения Заказчиком 16.01.2020 решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение Подрядчика вступило в силу 27.01.2020.

Заказчик,  действуя в нарушение требований ст. 12, 19-21 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, 20.03.2020 разместил в единой информационной системе свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.02.2020 № 08-04-47-И775/20.

На основании изложенного, просит не включать ООО «Экопроект» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Подрядчиком  установила следующее.

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 13.2 контракта  расторжение Госконтракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Госконтракта в соответствии с гражданским законодательством.

04.02.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта  в связи с тем, что по состоянию на 22.01.2019 ООО «Экопроект» в нарушение пп. 3.3, 4.1 контракта работы по разработке проектно-сметной документации по объекту, включая положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы достоверности сметной стоимости не выполнены.

Вместе с тем, при рассмотрении указанного обращения представлена переписка, согласно которой Общество своевременно приступило к исполнению контракта, был осуществлен выезд на объект и выполнены полевые работы по инженерным изысканиям, согласованы с Заказчиком  Технические задания и Программы по инженерным изысканиям, представлены  технические отчеты по инженерным изысканиям,  направлена проектная документация и материалы ОВОС для рассмотрения, а также информация о проведении публичных обсуждений в форме слушаний, Общество  направило разработанную проектно-сметную документацию в Забайкальское Межрегиональное Управление Росприроднадзора для прохождения государственной экологической экспертизы.

Из пояснений Общества следует, что Проектно-сметная документация по данному объекту разработана в соответствии условиями Госконтракта, указанными в п. 2.3 Технического задания.

Указанный пункт устанавливает, что Проектно-сметная документация должна быть выполнена в объеме, соответствующем требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и требований Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 № 542.

Ссылка на Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 в

указанном пункте Технического задания отсутствует.

Представленные документы свидетельствуют о том, что ООО «Экопроект» предприняты все возможные меры и совершены все возможные действия, направленные на исполнение государственного контракта. 

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в аукционах, административным органом наряду с фактом уклонения от заключения контракта, должно быть установлено, что участник размещения заказа отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ООО «Экопроект», выраженного в умышленном неисполнении условий контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Общества,  а также копиями представленных документов.

При рассмотрении обращения установлено нарушение Заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.02.2020  размещено в  единой информационной системе только 20.03.2020, а следовало  не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения. Согласно части 6 статьи 7.32 КоАП за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена административная ответственность.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,

р е ш и л а:

1. Сведения об ООО «Экопроект»  (ИНН 5904296199, юридический адрес: 614060, Пермский край,  г. Пермь, ул. Крупской, д. 34) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. Передать материалы должностному лицу для возбуждения административного производства по части 6 стать 7.32  КоАП РФ.

 

Дата признания уклонившимся

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

15.02.2020

17.02 – 19.02.2020

26.032020

36

26.032020

09.042020

09.042020

-

10.04.2020- 14.04.2020

14.04.2020

-

-

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны