Решение (комиссия) №ЕБ/2225/24 Решение по жалобе ООО «Эндолайн» на действия ГБУЗ «Бурятский... от 15 июля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки № 003/06/33-491/2024

«11» июля 2024 года                                                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,

в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя ООО «Эндолайн» <...> (доверенность от 24.04.2024), представителей ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» <...> (доверенность от 09.04.2024), <...> (доверенность от 17.07.2023),

рассмотрев жалобу ООО «Эндолайн» (вх. № 3696-ЭП/24 от 05.07.2024 на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения, номер извещения - 0302200012924000255 (далее – запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения указанной закупки),

у с т а н о в и л а:

В жалобе указано, что Заказчик при описании объекта закупки в нарушение Постановления от 19.04.2021 № 620 объединил в одну закупку 2 разных вида медицинских изделия, которые имеют различные коды НКМИ. Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования Код КТРУ: 32.50.50.190-00001079 Код ОКПД2: 32.50.50.190 Номер в реестре Росздравнадзора: НКМИ 162170. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования Код КТРУ: 32.50.50.190-00000078 Код ОКПД2: 32.50.50.190 Номер в реестре Росздравнадзора: НКМИ 127290. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.

Заказчик пояснил, что заявленные требования являются необходимыми и обязательными для оказания квалифицированной медицинской помощи при выполнении сложных высокотехнологичных вмешательств. Предметом закупки являются медицинские изделия для хирургического вмешательства, которые будут использоваться в едином технологическом процессе. Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования, предназначена для преобразования высокочастотного электрического тока с генератора в ультразвуковые колебания и их передачи на лезвия инструментов-насадок ультразвукового скальпеля. Это изделие, пригодное для многоразового использования. Фактически насадка без рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей не может функционировать и является изделием одноразового использования. Это изделие одноразового использования. Потребностью Заказчика является поставка товара, в связи с чем, участником закупки может быть любое заинтересованное лицо. На участие в закупке подано 12 заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции. На основании изложенного просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

28.06.2024 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки № 0302200012924000255. Начальная (максимальная) цена контракта – 2430858.02 рублей.

Согласно извещению объектом закупки является: Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования, которая должна быть Совместима с генератором GEN11 (имеется у Заказчика), Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования Идентификатор: 154994536, которая должна быть совместима с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок «Гармоник» (имеется у Заказчика), Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования
Идентификатор: 154995205, которая должна быть совместима с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок «Гармоник» (имеется у Заказчика).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 (далее - Постановление Правительства РФ N 620).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

При этом пунктом 2 Постановления № 620 установлено, что указанное в пункте 1 Постановления № 620 требование не применяется:

при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации; при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями; при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что включение в один лот закупаемых в рамках обжалуемой закупки изделий обусловлено потребностью Заказчика и применением таких изделий в рамках одной операции. Рукоятка ультразвуковая хирургическая системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования является медицинским изделием, а насадки рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования -
расходными материалами, что подтверждается инструкциями по применению на данные медицинские изделия.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.

Таким образом, техническая документация, являясь неотъемлемой частью документации на медицинское изделие, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделиях, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).

Подобное формирование учреждением объекта закупки обусловлено его объективными потребностями и социальной значимостью выполняемых медицинских операций, комплексная закупка вышеназванных медицинских изделий позволяет ему бесперебойно оказывать неотложную медицинскую помощь пациентам, снизить риск неполной поставки медицинских изделий или поставки несовместимых медицинских изделий.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делу N А398-2827/2018 следует, что заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.

Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Таким образом, нарушение требований пункта 1 Постановления Правительства РФ № 620 при формировании объекта закупки Заказчиком не допущено. Довод жалобы признан необоснованным. На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Эндолайн» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ГБУЗ "БРКОД"
ИНН 0323054148, ОГРН 1020300889575
ООО "Эндолайн"
ИНН 5032327174, ОГРН 1215000032686