Решение (комиссия) №ИБ/2667/23 Решение по жалобе ООО «Эверест» на действия ГБУ СО РБ «Респу... от 12 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
участника закупки № 003/06/105-717/2023
«10» октября 2023 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <...>, председателя Комиссии, <...>, члена Комиссии, <...>, члена Комиссии,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей: ГБУ социального обслуживания Республики Бурятия «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Заказчик) <...> (доверенность от 29.09.2023 №62), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) <...> (доверенность от 09.01.2023 №2), ООО «Эверест» (далее - Заявитель) <...> (доверенность от 06.10.2023),
рассмотрев жалобу ООО «Эверест» (вх. от 03.10.2023 № 3720-эп/23) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме: «Капитальный ремонт внутренних инженерных систем водопровода, канализации и отопления», с реестровым номером – 0102200001623002682 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель обжалует действия Заказчика по признанию Заявителя уклонившимся от заключения контракта в связи с отказом в принятии, независимой гарантии № ВБЦ-1337960 от 28.09.2023 г., выданной банком АО «Дальневосточный банк» (далее – Гарантия). Заказчик указал на несоответствие Гарантии условиям извещения о проведении конкурса, вместе с тем Гарантия соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.
Заказчик просит признать жалобу необоснованной, ссылается на отсутствие в Гарантии обязательства уплатить суммы убытков, что не соответствует п. 9.1.5 проекта контракта.
В соответствии с извещением о проведении конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении конкурса размещено в ЕИС – 29.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 21 678 850.00 руб.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе – 14.09.2023;
5) на участие в конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
6) дата подведения итогов конкурса – 19.09.2023;
7) победителем конкурса признан участник с идентификационным номером заявки 19 (ООО «Эверест»), которому присвоен первый порядковый номер в результате оценки заявок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе
не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона
о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системы
(без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке
(с использованием единой информационной системе) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям
статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств
на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005) утверждены:
– дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее – Дополнительные требования);
– перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
– форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
– правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
– типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
– типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее – Типовая форма).
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта 22.09.2023 получена независимая гарантия от 28.09.2023 № ВБЦ-1337960 на сумму 1 083 942,50 руб., выданная Дальневосточным банком.
Таким образом, на момент выдачи Гарантии Заявителю применение Типовой формы является обязательным.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.09.2023 № ППУ20_1 (далее – Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения государственного контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, по причине несоответствия независимой гарантии требованиям, установленным частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и требованиям, содержащимся в извещении.
Согласно Типовой форме, пункт 1 должен содержать следующее положение: «Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней)».
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснила,
что в независимой гарантии отсутствует обязательство принципала уплатить сумму убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по контракту, что установлено в пункте 9.1.5 проекта государственно контракта извещения о проведении Конкурса.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в требованиях
к участникам закупки, размещенных в составе извещения о проведении Конкурса, содержатся условия независимой гарантии для целей обеспечения исполнения контракта, среди которых отсутствуют требования об уплате убытков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что установление дополнительных требований в Независимой гарантии, на которые ссылается Заказчик, не должны противоречить Закону о контрактной системе и дополнительным требованиям, установленным в Постановлении № 1005.
При этом на заседании Комиссии установлено, что пункт 1 Независимой гарантии соответствует Типовой форме, в связи с чем действия Заказчика, признавшего Заявителя уклонившимся от заключения контракта, нарушают пункт 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ОО «Эверест» обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.