Решение №05-32/236 Решение по жалобе ООО «Юни-сервис» на действия ГАУЗ «Республ... от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения жалобы № 003/07/3-21/2023

«23» января 2023 года                                                                         г. Улан-Удэ                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в составе:

<...>,

<...>,

<...>,

при участии:

представителя ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Пинтаевой И.И. по доверенности № 9 от 19.01.2023,

 в отсутствие представителя ООО «Юни-сервис», извещен,           

рассмотрев 23.01.2023 посредством видеоконференц-связи жалобу   ООО «Юни-сервис» (ИНН 0326515069) на действия заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» при организации и проведении аукциона в электронной форме (извещение № 32211999282) на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic, серийный номер 22491

УСТАНОВИЛА:

12.01.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступила жалоба ООО «Юни-сервис» по факту наличия в документации об аукционе в электронной форме (извещение № 32211999282) на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic, серийный номер 22491 положений, не соответствующих требованиям  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

По итогам рассмотрения жалобы ООО «Юни-сервис» в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, состоявшегося 23.01.2023, установлено следующее.

Представитель ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» с жалобой не согласилась, изложила возражения аналогично ранее направленному отзыву исх. № 064 от 19.01.2023 (вх. № 232 от 19.01.2023).

ООО «Юни-сервис» участие в рассмотрении жалобы своего представителя в назначенное время не обеспечило.

При осуществлении закупочной деятельности ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. НА Семашко» руководствуется Законом о закупках и Положением о закупке.

28.12.2022 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic, серийный номер 22491 для нужд ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко».

Относительно каждого довода жалобы ООО «Юни-сервис» установлено следующее.

1. ООО «Юни-сервис» указывает, что заказчик составил техническое задание без учета ГОСТ Р57501-2017 «Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок», которым установлены требования к содержанию технического задания.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, указание в документации о конкурентной закупке установленных законодательством Российской Федерации о стандартизации требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам не является безусловной обязанностью заказчика при условии обоснованности необходимости использования иных требований, отвечающих потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что закупочная документация, техническое задание по аукциону в электронной форме № 32211999282 на право заключения договора по оказанию услуг по техническому обслуживанию рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic, серийный номер 22491 подготовлено для конкретной модели оборудования, имеющегося в больнице. Следовательно, довод жалобы ООО «Юни-сервис» о том, что при составлении закупочной документации и технического задания заказчиком не учтены положения ГОСТ Р57501-2017 является необоснованным.

2. Из жалобы следует, что заказчиком включено в техническое задание излишнее требование о наличии у исполнителя или субподрядчика лицензии «На осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств» и лицензию «На деятельность по технической защите конфиденциальной информации».

На данный довод жалобы ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» пояснило следующее. Требование технического задания о наличии у исполнителей указанных лицензий обусловлено тем, что работы по мониторингу и диагностике производятся с использованием канала удаленной диагностики, что прямо указано в техническом задании. Работы по мониторингу и диагностике с использование канала удаленной диагностики SRS выполняются согласно требованиям Федерального закона № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных). То есть, исполнитель либо субподрядчик, привлечение которого допускается, обязан организовать штатный канал удаленной диагностики медицинского оборудования, с помощью которого будет происходить диагностика, настройка, устранение ошибок, исправление настроек и прочее. Медицинское оборудование содержит в своей базе данных сведения о каждом пациенте, прошедшем исследование; медицинское оборудование подключено к общей медицинской информационной системе, содержащей персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат, в том числе разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Таким образом, организация канала удаленного доступа к медицинскому оборудованию может быть осуществлена только лицом, имеющим вышеуказанные лицензии, что гарантирует соблюдение безопасности и невозможность несанкционированного доступа к базам данных.

С учетом пояснений заказчика Комиссия пришла к выводу, что заказчик является оператором, осуществляющим обработку персональных данных и обязан принимать меры для соблюдения требований Закона о персональных данных, ввиду чего установление данного требования не влечет ограничения конкуренции и не противоречит Закону о закупках.

3. ООО «Юни-сервис» указывает, что в техническом задании установлены излишние требования к квалификации персонала исполнителя - «техническое (сервисное) обслуживание диагностического оборудования должно производиться квалифицированным и сертифицированным техническим персоналом на данное медицинское оборудование. Сертификаты должны быть выданы либо производителем оборудования, либо организацией, имеющей право на проведение обучения по техническому обслуживанию и ремонту данных моделей медицинского оборудования», что не соответствуют ГОСТ Р57501-2017. Производителем данного оборудования является компания «SIEMENS», присоединившаяся к санкциям по отношению к Российской Федерации, следовательно, получение сертификата по обслуживанию и ремонту данной модели невозможно.  

Требование к квалификации персонала установлено документацией, что не противоречит положениям Закона о закупках. Тот факт, что производителем данного оборудования является компания «SIEMENS», присоединившаяся к санкциям по отношению к Российской Федерации и получение сертификата по обслуживанию и ремонту данной модели невозможно не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку заказчиком указана возможность получения сертификатов как у производителя оборудования, так и у организации, имеющей право на проведение обучения по техническому обслуживанию и ремонту данных моделей медицинского оборудования. Более того, инструкцией (руководством) по эксплуатации рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic прямо предусмотрено, что персонал, эксплуатирующий систему должен пройти обучение по применению системы, прежде чем приступать к работе с системой.

Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (статья 1 Закона о закупках).

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг:

-информационная открытость закупки;

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

-целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно указанной норме Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Установление заказчиком требований к техническим, функциональным характеристикам товара не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку данное требование подлежит применению ко всем без исключения участникам закупки, способным поставить товар, отвечающий требованиям заказчика, изложенным в документации о закупке и техническом задании и не свидетельствует об ограничении количества участников торгов и обусловлено исключительно потребностью заказчика.

Таким образом, наличие в документации, техническом задании условий, которые приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора участника закупки, наиболее соответствующего требованиям заказчика.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Юни-сервис» Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о ее необоснованности, поскольку документация об аукционе в электронной форме, в том числе техническое задание, не содержат требований, влекущих ограничение конкуренции, а установленные заказчиком требования направлены, в первую очередь, на удовлетворение потребности заказчика по техническому обслуживанию рентгенохирургической С-дуги Arcadis Orbic, серийный номер 22491, имеющейся в наличии в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко».

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной; принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

признать жалобу ООО «Юни-сервис» необоснованной.

Председатель Комиссии                                                                   <...>

Члены Комиссии                                                                                <...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны