Решение №04-50/4429 Решение по жалобе ООО «Промвентиляция» на положения документ... от 7 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки № 003/06/54.3-944/2021, 003/06/31-954/2021

 «05» октября 2021 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>,

в присутствии представителей: заказчика МУ «Улан-Удэстройзаказчик» <…>, уполномоченного органа Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, <…>, ООО «Промвентиляция» <…>,  с применением средств видеоконференцсвязи, рассмотрев жалобы ООО «ЗАМ» от 28.09.2021, ООО «Промвентиляция» от 29.09.2021 на положения документации при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме: Выполнение работ по объектам: «Ремонт автомобильной дороги по ул. Ермаковская; ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольская от ул. Спортивная до ул. Выборгская», номер извещения – 0102200001621003315,  и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

ООО «ЗАМ» в своей жалобе указал на то, что заказчиком ограничено количество участников закупки при установлении в конкурсной документации по критерию "Квалификация участников" требований: "сведения об исполнении контрактов (договоров) по договору субподряда при оценке заявок не учитываются". На стр. 1 конкурсной документации указан иной заказчик. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

ООО «Промвентиляция»  полагает, что заказчиком осуществляется закупка по выполнению работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, в связи с чем обязательно установление требования к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации. Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик, уполномоченный орган представили письменные пояснения о том, что при проведении конкурса действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, порядок оценки заявок  разработан  исходя из предмета закупки и с учетом потребности заказчика и не направлен на ограничение количества участников закупки. При указании заказчика на стр. 1 документации допущена техническая ошибка, однако данная опечатка не повлияла на результаты торгов, поскольку адрес, контактное лицо, наименование заказчика в реквизитах денежных средств для обеспечения исполнения контракта, в проекте контракта, извещении о закупке указано верно и полностью идентифицирует муниципального заказчика. Кроме того указывают, что перечень работ, подлежащих выполнению при исполнении муниципального контракта, не относится к перечню работ, относимых приказом N 402 к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, а являются исключительно работами по ремонту автомобильной дороги. Указанные виды работ в техническом задании не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяют ее параметры в части изменения класса, категории и первоначального установленных показателей ее функционирования. Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

09.09.2021 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения – 0102200001621003315) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 16 658 737.00 рублей.

1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок участников закупки используются следующие критерии:

Критерий 1: Цена контракта. Значимость критерия - 60%.

Критерий 2: Квалификация участников закупки (наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта). Значимость критерия - 40%.

В отношении нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» устанавливается показатель С1: Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя -100%.

Максимальное количество баллов по критерию - 100 баллов.

Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог за последние 5 лет.

К оценке принимаются исполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика контракты (договоры), за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предметом которого является выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог. Сведения об исполнении контрактов (договоров) по договору субподряда при оценке заявок не учитываются.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели, в том числе:

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

Таким образом, в соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении показателя нестоимостного критерия оценки необходимо раскрыть содержание нестоимостных критериев оценки с учетом особенностей оценки закупаемых работ. Правила предусматривают обязанность заказчика установить в порядке оценки сопоставимый характер и объем по опыту участника по успешному выполнению работ. В то же время правила не содержат требований к порядку их определения.

Заказчиком, Уполномоченным органом определен порядок оценки следующим образом.

По сопоставимому характеру - принимаются к оценке - исполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог. Сведения об исполнении контрактов (договоров) по договору субподряда при оценке заявок не учитываются.

Установленные Заказчиком требования по подтверждению опыта контрактами (договорами), исполненными участником закупки в качестве генерального подрядчика, предметом которого является выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог, соответствуют требованиям пункта 27 Правил и требованиям действующего законодательства о контрактной системе, позволяя при этом выявить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурса.

Согласно частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.

Стремление заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику, уполномоченному органу. Установленный порядок оценки не противоречит нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующим оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Порядок оценки заявок разработан в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей заказчика, который не направлен на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного исполнителя работ.

Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод ООО «ЗАМ» не нашел своего подтверждения.

Пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации.

В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, информационной карте конкурсной документации, проекте муниципального контракта содержится информация о наименовании  заказчика.

Участвующий в рассмотрении настоящего дела представитель заказчика пояснил, что на стр. 1 допущена техническая ошибка.

Комиссией установлено, что иных разночтений относительно наименования заказчика в  конкурсной документации не содержится.

Таким образом, информация о наименовании заказчика, содержащаяся в извещении и конкурсной документации не содержит противоречий и не ограничивает право участников закупки на подачу заявки на участие в данной закупке.

Довод ООО «ЗАМ» является необоснованным.

2.   В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 этой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 3.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 этого Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. То есть условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащим установлению в документации о торгах в силу пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

  1. наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4и55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  2. если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Таким образом, требование к участникам закупки о членстве в СРО устанавливается только в случае, если предметом закупки является строительство, реконструкция и капитальный ремонт объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ N 402).

 Работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Ермаковская; ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольская от ул. Спортивная до ул. Выборгская», относятся к разделу III указанного выше приказа и являются работами по текущему ремонту автомобильных дорог, а именно:

-Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебеночно- песчаной смеси, соответствует п.п. «з» пункта 2 части 5 раздела 3 приказа №402;

- Устройство металлических пешеходных ограждений соответствует п.п. «п» пункта 3 части 5 раздела 3 приказа №402;

- Установка дорожных знаков бесфундаментных: на металлических стойках, соответствует п.п. «а» пункта 4 части 5 раздела 3 приказа №402;

Комиссия в результате анализа конкурсной документации, а также документов, размещенных в составе конкурсной документации, пришла к выводу, что указанные в рамках выполнения работы содержатся в разделе III приказа N 402, следовательно, не требуют установления требования к участникам закупки о наличии членства участников закупки в саморегулируемых организациях в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, учитывая объект рассматриваемой закупки, заказчиком правомерно не установлено требование о членстве участников в саморегулируемых организациях в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России   

р е ш и л а:

Признать жалобы ООО «ЗАМ», ООО «Промвентиляция» необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны