Решение (комиссия) №ВГ/217/23 решение от 29 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF



решение



Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» 670045, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, УЛ ШЕВЧЕНКО, ДОМ 130 aviales2015@gmail.com Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу 690065, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 3Б mtu.dfo@rostransnadzor.ru



Решение № 003/10/99-198/2023

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе


«29» марта 2023 года г. Улан-Удэ


На основании пункта «б» части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в связи с поступившим обращением МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ДФО) (вх. от 14.03.2023 № 44-эп/23), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21.03.2023 № 3/23, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя инспекции – Грибко Виктора Анатольевича – руководителя Бурятского УФАС России;

членов инспекции:

Дондоковой Ирины Владимировны - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России;

Бутаевой Ларисы Валерьевны - главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России,

проведя проверку фактов, изложенных в обращении МТУ Ространснадзора по ДФО, в отношении Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее – Заказчик) по проведенному электронному аукциону на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2022 году, № 1002500003322000013 (далее – Аукцион) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в редакции, действующей на дату размещения указанных закупок),

у с т а н о в и л а:

МТУ Ространснадзора по ДФО сообщает, что при осуществлении мониторинга официального сайта Единой информационной системы фактов предоставления услуг по выполнению авиационных работ и потребности в услугах по выполнению авиационных работ, выявлен факт осуществления авиационных работ в области гражданской авиации АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» по электронному аукциону № 1002500003322000013, заказчиком которого является Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов». В адрес Заказчика МТУ Ространснадзора по ДФО объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 18.11.2022 № 129/2ГА/2022У с предложением о разработке исчерпывающего перечня информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки для выполнения авиационных работ. В ответ на указанное Предостережение Заказчиком направлено письмо от 06.02.2023 № 77, в котором сообщается о доработке перечня для эксплуатантов, выполняющих авиационные работы на гражданских воздушных судах, в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации. Однако, требования к участникам закупок, выполняющим авиационные работы на воздушных судах государственной авиации, не изменились.

Заказчиком на запрос антимонопольного органа представлены документы по проведенному Аукциону.

Инспекцией Бурятского УФАС России по результатам рассмотрения документов по Аукциону установлено следующее:

19.01.2022 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Аукциона № 1002500003322000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 937 428,00 рублей.


На участие в Аукционе подана 1 заявка от АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.01.2022 победителем электронного аукциона признается единственный участник закупки №111315557, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

08.02.2022 между Заказчиком и победителем - АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» заключен контракт № Ф.2022.0009 на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2022 году, с ценой в размере 21 937 428,00 рублей.

01.11.2022 контракт расторгнут по соглашению сторон, информация размещена в ЕИС 02.11.2022. В соглашении о расторжении контракта от 01.11.2022 указано, что в связи с отсутствием потребности Заказчика в оказании услуг в объеме предусмотренном контрактом, контракт в неисполненной части на сумму 8 929 410,70 рублей, считать расторгнутым. Обязательства сторон в части оказания услуг и оплате услуг в соответствии с контрактом являются исполненными.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью


1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:

документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 настоящего закона установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:

рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В структурированном извещении, а также в прикрепленном файле «ИЗВЕЩЕНИЕ» предусмотрены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31, ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам закупки, в соответствии с ч.1.1 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие у участника, являющегося лицом, осуществляющим выполнение авиационных работ с использованием судов гражданской авиации, соответствующего действующего сертификата (свидетельства) эксплуатанта, с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, разрешенного вида авиационных работ – лесоавиационные работы (статья 8 Воздушного Кодекса Российской Федерации), и воздушного судна.


В заявке АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на участие в Аукционе отсутствует действующий сертификат (свидетельства) эксплуатанта, с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, разрешенного вида авиационных работ – лесоавиационные работы (статья 8 Воздушного Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заявка единственного участника аукциона не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки. Следовательно, в действиях комиссии по осуществлению закупок содержится нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, неправомерное принятие решения о признании заявки на участие в закупке - АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» соответствующей извещению об осуществлении закупки.

Федеральным Законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс РФ), установлено что Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

В соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (ст. 8) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие лесоавиационные работы должны иметь сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, выданный в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденными приказом Минтранса РФ от 19.11.2020 № 494 (далее –Правила).

В письме Минтранса России от 01.04.2021 Исх-11670/01 указано, что выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ авиацией ДОСААФ без получения сертификата эксплуатанта неправомерно.

В письме ФАС России от 11.11.2022 № ПИ/102875/22 содержится следующий вывод:

Правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494, установлен, в том числе перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта. ФАС России установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" регламентированы нерегулярные коммерческие перевозки пассажиров и грузов государственными воздушными судами и не регламентировано выполнение авиационных работ. Кроме того, согласно письму Министерства обороны Российской Федерации, размещенному 25.07.2022 на своем официальном сайте и разъясняющему статус ДОСААФ России и отношение авиации ДОСААФ к государственной авиации, ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Таким образом, в случае, если воздушные суда организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют.

АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ не имеет, также данный документ отсутствует в составе заявки, следовательно, заявка данного участника закупки неправомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.

Допущенное нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

На момент проведения проверки срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица истек (срок истек 28.01.2023).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом «б» части 3, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать аукционную комиссию Заказчика - Автономное учреждение Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» при проведении Аукциона № 1002500003322000013 нарушившей требования, установленные пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

  2. Предписание об устранении допущенного нарушения не может быть выдано, поскольку контракт заключен и исполнен.


Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.




Председатель комиссии






В.А. Грибко



Члены комиссии:















И.В. Дондокова










Л.В. Бутаева





2023-318


Связанные организации

АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов»
ИНН 0326536735, ОГРН 1150327000482
МТУ Ространснадзора по ДФО
ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944