Решение №ИБ/588/23 Решение по обращению Бурятской таможни о включении в РНП ООО... от 27 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-283/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«26» апреля 2023 года                                                       город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии генерального директора ООО «Руслан» <...>, в отсутствие представителя Бурятской таможни, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения,

рассмотрев обращение Бурятской таможни (далее – Заказчик) (вх. от 21.04.2023 № 831-эп/23) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Руслан» (далее- Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту теплой стоянки служебно-производственного здания Бурятской таможни, № 0302100002223000011 (далее – Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

у с т а н о в и л а:

21.04.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Руслан». Согласно протоколу об уклонении участника от заключения контракта от 21.04.2023 Общество признано уклонившимся от заключения контракта, в связи с нарушением требований, установленных Законом о контрактной системе, а именно неподписание проекта государственного контракта в установленные законом сроки.

Общество представило письменное пояснение, из которого следует, что Подрядчик не уклонялся от заключения контракта, желал его заключить и исполнить, однако в регламентированный срок не подписал контракт, в связи с тем, что 19.04.2023 в конце рабочего дня произошло отключение электроэнергии и на следующий день было обнаружено, что ноутбук сломался. Ремонт ноутбука занял значительное время, получен из сервисного центра ИПБОЮЛ Баженова О.И. после ремонта только 22.04.2023, однако, срок для подписания контракта истек. Вместе с тем, 19.04.2023 Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта получена независимая гарантия. Просит сведения об ООО «Руслан» не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы, представленные сторонами, установила следующее:

10.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Запроса котировок, № 0302100002223000011. Начальная (максимальная) цена контракта – 148 100,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 победителем запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 117, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта -  123 456,00 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

18.04.2023 Заказчиком в ЕИС размещен итоговый протокол, 19.04.2023 направлен проект контракта ООО «Руслан» на подписание. В регламентированный срок, 20.04.2023 Подрядчиком контракт не подписан, в связи с чем, 21.04.2023 Заказчик признает победителя Запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения в действиях ООО «Руслан», выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.

О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что им в установленный законом срок в качестве обеспечение исполнения контракта получена независимая гарантия от 19.04.2023 № ЭГ-1080785/23, выданная Акционерным коммерческим банком «Трансстройбанк» (АО), что свидетельствует о намерении заключить и исполнить контракт. Кроме того, Подрядчиком представлен акт технического осмотра, выданный сервисным центром - ИПБОЮЛ Баженовым О.И. от 19.04.2023 о том, что по результатам технического осмотра ноутбука Packord bell выявлено что «после короткого замыкания вышла из строя материнская плата и модуль Wi-fi». Ориентировочная дата завершения ремонта 21.04.2023.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Исполнитель осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Руслан» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078

р е ш и л а:

1. Отказать заказчику – Бурятской таможне во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Руслан» (ИНН – 0323375984, КПП – 032301001, адрес (место нахождения): 670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, квартал 140А, д. 5, кв. 9).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Бурятская таможня
ИНН 0323053338, ОГРН 1020300891346
ООО "Руслан"
ИНН 0323375984, ОГРН 1140327009756