Решение №ВГ/494/23 Решение по жалобе ИП Бекетова А.А. на действия заказчика ГБП... от 20 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/33-257/2023

«18» апреля 2023 года                                                                              город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии ИП Бекетова А.А., представителей ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» <...>, доверенность от 17.04.2023, <...>, доверенность от 17.04.2023,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Бекетова Алексея Александровича (далее – Заявитель, ИП Бекетов А.А.) (вх. от 12.04.2023 № 618-эп/23) на действия заказчика ГБПОУ «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютерного оборудования для людей с нарушением слуха с информационно-коммуникационной системой, номер извещения – 0302200010423000006 (далее – Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с отдельными положениями извещения об осуществлении закупки, в частности:

- Заказчик по позиции № 2 «Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху» Описания объекта закупки установил требования к характеристикам соответствующим только одному производителю – ООО «Исток Аудио Трейдинг» система – «Исток-Синхро», что приводит к ограничению количества участников закупки.

- Заказчик в описании объекта закупки не применил соответствующий код ТРУ (26.11.22.100-00000004).

- Заказчиком применен код ОКПД2 -26.20.13.000, который включен в реестр по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, А ТАКЖЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, РАБОТ (УСЛУГ), ВЫПОЛНЯЕМЫХ (ОКАЗЫВАЕМЫХ) ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» (далее – Постановление № 616), однако, требования по данному постановлению в извещении не установлены;

- Заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта.

Просит провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя, считает, что положения извещения об осуществлении закупки соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Заказчиком представлен письменный отзыв на жалобу, из которого следует, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался требованиями, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе, исходя из своей потребности. При формировании извещения заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Объектом закупки является оборудование для людей с нарушением слуха, включение в техническое задание показателей и их значений, обусловленных спецификой использования такого товара, не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе. Совокупность технических характеристик не имеет привязки к конкретной модели товара, производителю. Предложить к поставке товар - Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху соответствующий требованиям, установленным в техническом задании, имеют возможность достаточное количество производителей (поставщиков), для того чтобы запрос котировок проходил условиях ценовой конкуренции:

- Система индукционная с функцией обмена текстовыми сообщениями СИОС-02. Производитель: Нинбо Кума Акустике Ко, ЛТД (Ningbo Cooma Acoustics Co., Ltd.). Китай. Поставщик: ООО Ведикор.

- CSMI - система для обмена текстовыми сообщениями с индукционной петлёй. Страна происхождения Китай. Производитель: Гуанчжоу Кентмакс Электроникс Ко., J (GUANGZHOU KENTMAX ELECTRONICS CO., LTD.). Поставщик: ООО Инватехпром.

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление. Участником закупки может быть любое лицо, которое может и не являться производителем товара.

Следовательно, Заказчик считает, что положения технического задания не приводят к ограничению количества участников закупки.

Заказчиком к объекту закупки применен код ОКПД2 - 26.20.13.000, который включен в перечень по Постановлению № 616. Однако согласно пп. "б" п. 3 Постановления № 616 запреты не применяются в определенных случаях, и данная закупка не подпадает под действия указанного постановления, следовательно, национальный режим не применяется.

В пп. "а" п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) установлен запрет на указание дополнительных характеристик в отношении радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616. Данный запрет не распространяется на закупаемое Заказчиком оборудование, поскольку в отношении закупки не применяется национальный режим. Более того, в соответствии с пунктом 7 Правил № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контракта системе. Поскольку товар с конкретными, необходимыми Заказчику характеристиками, отсутствует в позициях КТРУ, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 настоящего закона.

Также Заказчик указывает, что разрешение вопроса по порядку определения начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции антимонопольного органа.

Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

05.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении Запроса котировок № 0302200010423000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 752 573,35 рублей. На участие в Запросе котировок подано 3 заявки, которые признаны несоответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, всех заявок на участие в ней, определение поставщика признано несостоявшимся.

1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описанием объекта закупки извещения о проведении Запроса котировок установлены технические требования к поставляемому товару, а именно по позиции 2 «Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху» по обжалуемым Заявителем позициям указано следующее:

Ширина

не менее 270мм, но не более 300мм

Высота

не менее 240мм, но не более 270мм

Глубина

не менее 90, но не более 120мм

Высота дисплея

не менее 110 мм

Ширина дисплея

не менее 170 мм

Угол наклона передней поверхности относительно вертикальной оси для обеспечения оптимальной направленности диаграммы напряженности магнитного поля

не менее 5° и не более 10°

Поворотный регулятор настройки уровня

магнитного поля

Наличие

Тип гнезда подключения микрофона

JACK 3,5мм

Тип гнезда подключения аудио аппаратуры

JACK 3,5мм

Частотный диапазон (по уровню ±6 дБ)

с полным перекрытием диапазона от 100 до 8000 Гц

Эргономичная сквозная ниша в корпусе панели в виде ручки для осуществления функций переноски и удобства переноски устройства с одного места пользования на другое

Наличие

Набор типовых сообщений:

«Здравствуйте!», «Добрый день!»,

«Где проходит приём МГН?»,

«Сообщите график работы», «Когда приходить?»,

«Да», «Нет», «Не знаю», «Спасибо!»,

«Нужна помощь», «Всего доброго!»

Наличие

Отображение на дисплее информационно-коммуникационной панели в режиме ожидания знака «Доступность для инвалида по слуху»

Наличие

Система предназначена для помощи слабослышащим и глухим людям в коммуникации и получении информации в любого типа учреждениях, где необходимо обеспечить возможность их общения с персоналом, сотрудниками учреждения. Система состоит из информационно-коммуникационной панели со встроенной информационно-индукционной системой (индукционной петлей) со встроенным внутрь корпуса панели компьютером на операционной системе Android, сенсорным экраном, видеокамерой, а также специальным программным обеспечением для реализации задач двухсторонней текстовой связи между панелью и удаленным планшетов сотрудника учреждения

Для слабослышащих посетителей в корпус информационно-коммуникационной панели встроена индукционная система (индукционный петлевой усилитель и индукционная петля), что позволит реализовать функцию преобразования акустического сигнала (речи), поступающего от сотрудника учреждения через встроенный или выносной микрофон, в переменное электромагнитное поле, которое по беспроводному каналу должно передаваться пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, что позволит им отчетливо слышать речь говорящего сотрудника.

Для глухих посетителей должна быть предусмотрена функция чтения и написания текстовых сообщений на встроенном внутрь корпуса сенсорном экране панели, а также передачи и приема сообщений по беспроводному каналу коммуникации на планшет удаленного пользователя (сотрудника учреждения).

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Представленные Заказчиком паспорт «Система индукционная с функцией обмена тестовыми сообщениями СИОС-02» и паспорт «CSMI – универсальная система для помощи слабослышащим и глухим посетителям в получении информации» изучены Комиссией и установлено, что данные системы не соответствуют характеристикам, установленным Заказчиком, в техническом задании (Описании объекта закупки), в частности по ширине, высоте, глубине информационно-коммуникационной системы.

Таким образом, Заказчиком не представлены доказательства, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар и иного производителя.

Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Согласно извещению наименование закупаемого товара- компьютерное оборудование для людей с нарушением слуха с информационно-коммуникационной системой, код позиции по ОКПД2 - 26.20.13.000 (п. 25 перечня).

В извещении об осуществлении закупки (файл: Описание объекта закупки. Технические требования) указано, что код позиции КТРУ отсутствует, а также предусмотрены общие характеристики товара и дополнительные технические характеристики.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливается Правилами № 145.

Из пункта 4 Правил №145, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Таким образом, в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил № 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

Требуемый Заказчику товар по позиции 2 «Информационно-коммуникационная система для инвалидов по слуху» содержится в КТРУ под кодом - 26.11.22.100 «Система индукционная для слабослышащих" (обязательное применение – 01.04.2021). Заказчиком при описании объекта закупки в извещении не применены положения КТРУ, как, то предусмотрено пунктом 4 Правил № 145.

В силу пунктов 5, 6 Правил № 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.

Заказчик при закупке данного товара, при описании объекта закупки не применил информацию в соответствии с КТРУ, таким образом, нарушил положения пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление № 616, которым установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень) и запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Подпунктом «б» пункта 3 Постановления № 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются, если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).

По данной закупке цена единицы товара - 150 514,67 рублей и начальная (максимальная) цена контракта (суммарная стоимость совокупности товаров) составляет 752 573,35 рублей.

Следовательно, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признается несостоятельным.

4. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком порядка определения начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия контрольного органа в сфере закупок, следовательно, не может быть рассмотрен.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ИП Бекетова А.А. частично обоснованной.

  2. Признать Заказчика нарушившим требования, установленные пунктом 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

  4. По факту выявленного нарушения передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны