Решение б/н Решение по делу №05-135/з о нарушении антимонопольного закон... от 28 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Закрытое акционерное общество

«Газпром межрегионгаз Грозный»  

----------------------------------------------------------------------------------------

364024, Чеченская Республика, г. Грозный,

ул. Дадин Айбики, 18 «А»

 

 

<………………>   

РЕШЕНИЕ

по делу №05-135/з

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Грозный

 

 Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2015 года

 В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее – Чеченское УФАС России) по рассмотрению дела №10-135/з о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  

     

      Председатель комиссии                        <………………> 

 

                 Члены комиссии:                        <………………> 

                                                                   

                                                                         <………………> 

 

                                                                         <………………> 

                                                                     

В присутствии представителя Закрытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Грозный» (364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Дадин Айбики, 18 А, далее – ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный») <………………>   (Доверенность №81 от 01.10.2014г.),

 

Надлежащим образом уведомленные представители <………………>   на рассмотрение не явились, письменного ходатайства не представили,

 

рассмотрев дело №05-135/з о нарушении ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный», пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

       

      В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на подведомственной территории, в Чеченское УФАС России поступило заявление <………………>  , в котором Заявитель сообщает о неправомерных, на его взгляд, действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный», выразившихся в не обоснованном отказе (уклонении) от заключения договора на поставку газа.

     В ходе анализа заявления представленных документов и сведений было установлено, что 31.10.2014г., <………………>  , обратилась в ЗАО «Газпром Межрегионгаз Грозный» с заявлением о заключении договора на поставку газа для бытовых нужд.

      Однако, на дату 23.12.2014г. ЗАО «Газпром Межрегионагаз Грозный» проект договора не был представлен <………………>  , кроме того, заявление оставлено без внимания.

      На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» ЗАО «Газпром межрегионагаз Грозный» было выдано Предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействий) противоречащих требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем заключения договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд с Ахмадовой Я. Х., в срок до 19 января 2015 года.

      При этом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» в установленные сроки не были представлены документы и сведения, подтверждающие факт исполнения Предупреждения в установленные сроки, таким образом, Предупреждение не исполнено в установленные сроки.

       На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Приказом Чеченского УФАС России от 27.01.2015г., №04 было возбуждено настоящее дело.

       Определением о назначении дела №05-135/з о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.01.2015 года, дело №05-135/з было назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 24 февраля 2015 года.    

     

     В ходе рассмотрения дела Комиссия Чеченского УФАС России по рассмотрению дела №05-135/з о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

      

      <………………>  , Заявлением от 31.10.2014г обратилась в ЗАО «Газпром Межрегионгаз Грозный» с заявлением о заключении договора на поставку газа для бытовых нужд.

      При этом, на дату 23.12.2014г. ЗАО «Газпром Межрегионагаз Грозный» проект договора <………………>  , не представлен, кроме того, заявление оставлено без внимания, т.е., ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» не дал мотивированный отказ в заключении договора.

     Согласно пояснениям представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный», в соответствии с п.п. 7, 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008г., №549 (далее – Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд) для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации.

К оферте прилагаются следующие документы:

а) копия основного документа, удостоверяющего личность, - для заявителя-гражданина;

в) документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями;

г) документы, подтверждающие размеры общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, площади нежилых отапливаемых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, - для многоквартирных домов;

д) документы, подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для домовладений;

е) документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов;

ж) документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие, - для домовладения;

з) документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям;

и) документы, подтверждающие тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора);

к) копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

л) документы, подтверждающие предоставление гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить, мер социальной поддержки по оплате газа (в случае предоставления таких мер);

м) копия акта об определении границы раздела собственности.

     При этом, в соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд основаниями для отказа от заключения договора поставки газа являются:

б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;

г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

       Кроме того, согласно пояснений представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» 31.10.2014г. в адрес начальника АО г. Грозного ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» поступило заявление гр. <………………>  , о заключении с ней договора поставки газа, каких-либо документов, перечисленных выше к заявлению приложено, не было. Более того, у гр. <………………>   на момент обращения о заключении договора поставки газа отсутствовал договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, наличие которого строго обязательно при заключении договора поставки газа. В связи с отсутствием таковых у большей части населения, с которыми ранее заключались договоры поставки газа, в адрес ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» неоднократно выносились акты прокурорского реагирования об устранении нарушений закона в сфере газоснабжения районными прокуратурами и прокуратурой Чеченской Республики.

      Таким образом, по мнению представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» заключение нового договора на поставку газа при отсутствии у потребителя требуемой документации является грубым нарушением Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, а также требований Прокуратуры ЧР.  

      Кроме того, 07.11.2014г. а также повторно 16.01.2015г. в адрес <………………>  , в ответ на ее заявление были направлены уведомления о необходимости приложить к оферте документации, указанной в Правилах поставки газа для коммунально-бытовых нужд, о чем нами также сообщалось на запрос старшему помощнику прокурора Ленинского района г. Грозного Степанову А. А..

        Также сообщаем, что <………………>   впоследствии обратилась в соответствующую организацию для заключения договора о техническом обслуживании и ремонту внутриквартирного газового оборудования, и после предоставления необходимых копий документов, Абонентским отделом ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» сразу же был заключен договор на поставку природного газа с <………………>   и каких-либо претензий она более не имеет. 

       На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 48 Федерального закона «О контрактной системе …», представитель ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» просил прекратить производство по дел3 в связи с отсутствием в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства.

     

     Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

 

     В соответствии с Разделом 3 «Цели и предмет деятельности Общества» Устава ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» утвержденного Решением единственного акционера – ЗАО «РШ-Центр» №01/10 от 19.05.2010г., целями деятельности ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» являются, обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Чеченской Республики в соответствии с заключенными договорами, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

     В соответствии с Приказом №003 от 14.04.2005г. ЗАО «Чеченрегионгаз» внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 % с долей рынка 65 %.

     При этом, Решением единственного акционера ЗАО «Чеченрегионгаз» № 03/10 от 10.11.2010г. фирменное наименование ЗАО «Чеченрегионгаз» было изменено на ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный».

Согласно, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

       Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе порядок и особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора поставки газа, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регулируются Правилами поставки газа для коммунально-бытовых нужд.  

          Согласно пункта 7 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (Заявитель) направляет предложение о заключении договора (Оферта) в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

       Согласно пункта 11 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности, содержащихся в них сведений.

       В соответствии с пунктом 14 Правил Поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд Договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

        Поставщик газа составляет договор в 2 экземплярах, один из которых вручает абоненту под роспись или направляет почтовым отправлением с уведомлением

        При этом, согласно пункта 17 вышеуказанных Правил, при наличии оснований, для отказа от заключения договора, указанных в пункте 13 настоящих Правил, газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы.

         Согласно заявлению, 31.10.2014г., <………………>  , обратилась в ЗАО «Газпром Межрегионгаз Грозный» с заявлением о заключении договора на поставку газа для бытовых нужд.

         Однако, на дату 23.12.2014г. ЗАО «Газпром Межрегионагаз Грозный» проект договора не представлен, кроме того, заявление оставлено без внимания, в том числе без направления мотивированного отказа.

        С момента обращения <………………>  , в ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» (31.10.2014г.) прошло более 1 месяца, при этом, от поставщика газа не поступил проект договора или мотивированный отказ от заключения договора.

       Таким образом, налицо экономически или технологически не обоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) что противоречит требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками).

         Однако, согласно части 1 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - Предупреждение).

         При этом, согласно части 2 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

        На основании вышеизложенного, ЗАО «Газпром межрегионагаз Грозный» было выдано Предупреждение от 29.12.2014г. (исх. №4248) о необходимости прекращения действий (бездействий) противоречащих требованиям пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем заключения договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд с <………………>  , в срок до 19 января 2015 года.

      При этом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» не представлены документы и сведения, подтверждающие факт исполнения Предупреждения в установленные сроки, кроме того, от ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» не поступило мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения.

       Согласно части 6 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

        При этом, в нарушение требований части 6 статьи 93.1. Федерального закона «О защите конкуренции» ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» на дату рассмотрения настоящего дела – 24.02.2015г., не представил документов и сведений об исполнении Предупреждения либо иной информации, касательно заключения договора поставки газа с <………………>  .

       Кроме того, согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции» Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Нарушение требований части 6 статьи 39.1. и части 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, согласно информации, представленной <………………>  , на Запрос Чеченского УФАС России от 27.01.2015г. (исх. №158) Предупреждение Чеченского УФАС России на дату 27.01.2015г. не было исполнено, Договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» с <………………>  , не был заключен, что противоречит требованиям установленным частью 5 статьи 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой, Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

 

      Комиссия проанализировала материалы ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный», представленные Пояснением от 11.02.2015г №85 и пришла к следующим выводам:

       Во-первых, Заявление <………………>   было получено ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» 31.10.2014г., при этом, доводы представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» о направлении 07.11.2014г. мотивированного отказа от заключения договора поставки не подтверждаются документально,

      Во-вторых, ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» представлено письмо от 07.11.2014г. (исх.№268), однако отсутствуют документы и сведения, подтверждающие факт направления данного письма <………………>  ;

       В-третьих, Дата фактического направления мотивированного уведомления в письменной форме об отказе от заключения договора 16.01.2015г. что подтверждается квитанцией (чеком) об отправке почтового отправления через отделение ФГУП «Почта России».

        В-четвертых, Факт не направления, своевременно ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный», уведомления <………………>  , об отказе от заключения договора подтверждается и заявлением <………………>   в Чеченское УФАС России от 23.12.2014г., а также письмом <………………>   от 27.01.2015г..

        Таким образом, действия (бездействия)  ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» по необоснованному уклонению от заключения договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд с <………………>  , противоречат требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками).  

          Нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При этом, согласно подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе, о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

Однако, на рассмотрение настоящего дела представитель ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» представил информацию о заключении с <………………>  , договора поставки газа, что подтверждается Договором №01/107292/Ф газоснабжения для бытовых нужд от 29.01.2015г. между ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» и <………………>  .

Таким образом, нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» устранено до рассмотрения настоящего дела, по существу.

 Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение

 

В связи с изложенным и руководствуясь ч.ч.2-4 ст.41, ст. 23, ч.1 ст.49, ч.1 ст.49, ч.1 ст.48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия

  

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части необоснованного уклонения от заключения договора поставки газа для коммунально-бытовых нужд с <………………>   при наличии возможности поставки газа;
  2. Признать ЗАО «Газпром межрегионгаз Грозный» нарушившим требования части 5 и части 6 статьи 39.1., части 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции», в части не рассмотрения Предупреждения Чеченского УФАС России о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в установленный срок, а также в части не уведомления Чеченского УФАС России о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения;
  3. В связи с заключением Договора №01/107292/Ф газоснабжения для бытовых нужд от 29.01.2015г., Предписание об устранении нарушений пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не выдавать, дело №05-135/з о нарушении антимонопольного законодательства прекратить;
  4. Передать материалы дела №05-135/з должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

           Председатель комиссии                                       <………………> 

 

                   

                    Члены комиссии:                                         <………………> 

 

 

                                                                                             <………………> 

 

 

                                                                                             <………………> 

 

<………………>  (871-2) 22-22-91

Связанные организации

Связанные организации не указаны