Определение б/н Определение от 05.10.2016 о назначении дела № 105-135/с-16 о... от 6 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFНекоммерческая организация
«Национальная ассоциация сметного
ценообразования и стоимостного
инжиниринга»
«…..»
Федеральное государственное учреждение
«Федеральный центр ценообразования
в строительстве и промышленности
строительных материалов»
в лице Филиала
по Чеченской Республике
«…..»
ООО «Госнорматив»
«…..»
Министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Чеченской Республики
«…..»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 105-135/с-16 о нарушении антимонопольного
законодательства к рассмотрению
05 октября 2016 года г. Грозный
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике Гойгов Микаил Багаудинович (далее – Чеченское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании приказа Чеченского УФАС России от 05 октября 2016 года № 39 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛ:
В Чеченское УФАС России поступило поручение Федеральной антимонопольной службы о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее - НО «НАСИ»), Филиалом Федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» по Чеченской Республике (далее - Филиал ФАУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике) и Обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (далее – ООО «Госнорматив) при заключении соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации.
В ходе анализа представленных документов, а также нормативно-правовой базы установлено следующее.
Согласно данным Федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - Федеральный реестр сметных нормативов), опубликованным на сайте Минстроя России по адресу http://www.minstroyrf.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/14/, на
территории Чеченской Республики действовали следующие сметные нормативы:
- территориальные сметные нормативы Чеченской Республики в редакции 2008-2009 гг., утвержденные постановлением Правительства Чеченской Республики от 30.03.2010 № 32, включенные Минрегионом России в Федеральный реестр сметных нормативов 30.04.2010 за № 22;
- территориальные сметные нормативы Чеченской Республики в редакции 2014 г., включенные приказом Минстроя России от 13.03.2015 № 171 /пр в Федеральный реестр сметных нормативов 16.03.2015 за № 236.
Согласно Положению о Департаменте строительства Правительства Чеченской Республики, утвержденному постановлением Правительства Чеченской Республики от 23.05.2011 № 80, к числу основных целей Департамента среди прочего относится:
- участие в разработке методологии и основных принципов ценообразования и сметного нормирования, внедрении и совершенствовании новой сметно-нормативной базы в строительстве. Организация, в пределах установленных полномочий и в установленном законодательством порядке, разработки и согласования нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере строительства на территории Чеченской Республики (территориальное сметное нормирование) (пункт 2.2.17);
- организация, в пределах установленной компетенции, разработки общеэкономических ежеквартальных индексов изменения стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ (пункт 2.2.18).
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Чеченской Республики, утвержденному постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.11.2015 № 207, к числу основных задач Министерства среди прочего относится участие, в пределах своих полномочий, в разработке ценовой и тарифной политики в сфере деятельности Министерства, в том числе методологии ценообразования (пункт 2.2.7).
Также согласно Положению, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики в пределах своих полномочий осуществляет следующие функции:
- организация в установленном порядке разработки и согласования технико-экономических обоснований, проектной документации, утверждение в соответствии с действующим законодательством заданий на разработку проектной и сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение объектов, заказчиком которых выступает Министерство (пункт 3.44);
- утверждение проектно-сметной документации по стройкам и объектам, финансируемым за счет средств федерального и республиканского бюджетов, заказчиком которых выступает Министерство (пункт 3.45);
- осуществление контроля за соблюдением организационно-правового порядка, технических стандартов, сметных норм и нормативов на всех стадиях строительства, а также соблюдение других требований, регламентирующих выполнение строительно-монтажных работ по объектам, заказчиком которых выступает Министерство (пункт 3.46).
Таким образом, полномочия в области ценообразования в строительстве до ноября 2015 г. относились к ведению Департамента строительства Правительства Чеченской Республики, после - Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Чеченской Республики.
Территориальные сметные нормативы Чеченской Республики в редакции 2008-2009 гг. были утверждены постановлением Правительства Чеченской Республики от 30.03.2010 № 32 и включены Минрегионом России в Федеральный реестр сметных нормативов 30.04.2010 за № 22. Приказом Минстроя России от 13.03.2015 № 171/пр в Федеральный реестр сметных нормативов от 16.03.2015 были внесены территориальные сметные нормативы в редакции 2014 г. за регистрационным № 236.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Чеченской Республики от 30.03.2010 № 32 с 01.04.2010 государственные заказчики, застройщики, органы государственной экспертизы, подрядные, проектные и контролирующие организации, участвующие в инвестиционном процессе в Чеченской Республике, определение стоимости строительной продукции и проверку достоверности сметных расчетов должны производить на основании территориальных единичных расценок.
Соответственно территориальные сметные нормативы Чеченской Республики обязательны к применению и являются официальной информацией, поскольку служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Чеченской Республики. Доступ к ним не должен быть ограничен.
На сайте Главы и Правительства Чеченской Республики по адресу http://www.chechnya.gov.ru, на сайте для размещения нормативных правовых актов Главы и Правительства Чеченской Республики по адресу http://apchr.ru/ территориальные сметные нормативы Чеченской Республики в редакции 2008-2009 гг. и в редакции 2014 г. не опубликованы. На сайте для размещения нормативных правовых актов Главы и Правительства Чеченской Республики по адресу http://apchr.ru/ размещено только постановление Правительства Чеченской Республики от 30.03.2010 № 32 без самих сметных нормативов.
На сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики по адресу http://mgkhs.ru/ территориальные сметные нормативы Чеченской Республики в разделе «Ценообразование» опубликованы территориальные сметные нормативы Чеченской Республики с ограничением функции копирования текста.
Вместе с тем, разработку территориальных сметных нормативов Чеченской Республики в период с 2008 года фактически осуществлял Филиал ФАУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике.
Согласно файлу «ЖУРНАЛ_РАБОТ 17.12.2009», обнаруженному ФАС России в ходе внеплановой выездной проверки ФАУ «ФЦЦС», между Филиалом ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике и НО «НАСИ» был заключен договор на разработку территориальных сметных нормативов Чеченской Республики от 01.09.2008 № СД-05/2008. По условиям указанного договора территориальные сметные нормативы Чеченской Республики разрабатывались в форме баз данных, исключительные права на которые принадлежали совместно НО «НАСИ» и разработчику (Филиалу ФАУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике). Соответственно распространение территориальных сметных нормативов происходило в дальнейшем на условиях лицензии.
При проведении ФАС России внеплановой выездной проверки НО «НАСИ» был обнаружен лицензионный договор № ТГН-03/2010 от 27.04.2010, заключенный между НО «НАСИ», Филиалом ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике и ООО «Госнорматив». По условиям такого договора:
- НО «НАСИ» и Филиал ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике, являясь правообладателями ТСНБ ТЕР-2001 Чеченской Республики (утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Чеченской Республики, созданная и актуализированная лицензиарами на основе эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ», согласно договору от 01.09.2008 № СД-05/2008), предоставляют ООО «Госнорматив» простую (неисключительную) лицензию на право её использования;
- ООО «Госнорматив» обязано обеспечить распространение базы данных в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право на воспроизведение эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ». В случае прекращения действия права на воспроизведение эталонной базы, незамедлительно прекратить тиражирование и распространение баз данных, в составе и формате программного продукта, в отношении которого такое право прекратило свое действие (пункт 4.6.4);
- Филиал ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике, в случае самостоятельного распространения базы данных, обязан соблюдать все условия по распространению, в том числе положения о распространении в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют должным образом оформленное право на воспроизведение эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ» (пункт 4.3.5).
Согласно пункту 27 ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденного приказом Минрегиона России № 44 от 11.04.2008 (действовал до 30.03.2013), проекты территориальных сметных нормативов должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.
Согласно действующему Порядку разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденному приказом Госстроя России №75/ГС от 04.12.2012, разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов (пункт 3 Порядка), то есть, в том числе, в соответствии с государственными сметными нормативами.
Вместе с тем, как следует из текста вышеуказанных договоров, территориальные сметные нормативы Чеченской Республики разрабатывались не в соответствии с государственными сметными нормативами, а на основе эталонной базы ФСНБ-2001, содержащей государственные сметные нормативы, исключительные права на которую принадлежат НО «НАСИ». Исключительные права на сформированные по таким договорам базы данных с территориальными сметными нормативами принадлежат совместно Филиалу ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике и НО «НАСИ».
Соответственно, распространение территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости и средних сметных цен Чеченской Республики возможно только по согласованию с НО «НАСИ» (как с правообладателем), что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.
Заключение вышеуказанных договоров между НО «НАСИ», Филиалом ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике и ООО «Госнорматив» привело к тому, что конечные пользователи могут использовать территориальные смертные нормативы (ТСН), индексы, дополнения только путем приобретения специального программного продукта, который позволяет осуществлять расчет стоимости строительной продукции и услуг с использованием ТСН.
При этом, исходя из вышеуказанных договоров, такую информацию могут представить только: НО «НАСИ», Филиал ФГУ «ФЦЦС» по Чеченской Республике, ООО «Госнорматив», либо лица, получившие лицензию (сублицензию) на право пользования базами данных, содержащих сметно-нормативные и информационно-справочные материалы по ценообразованию за определенное лицензионное вознаграждение.
Следовательно, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, связанную с разработкой сметной, проектно-сметной документации, не может создать собственную базу данных сметных нормативов, т.к. они отсутствуют в общем доступе, и соответственно не может создать свою программу для ЭВМ позволяющую ему использовать сметные нормативы, т.к. должен для этого получить определенную лицензию и свидетельство (сертификат), что препятствует доступу на рынок по разработке программ для ЭВМ.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 105-135/с-16 к рассмотрению на 23 ноября 2016 года в 15 час. 00 мин. по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 40 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков:
Некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» («…..»);
Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» в лице Филиала по Чеченской Республике («…..»);
Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» («…..»).
В качестве заинтересованного лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики («…..»).
3. Обеспечить явку своих представителей с надлежаще оформленными полномочиями (с доверенностью на участие в рассмотрении дела).
Председатель Комиссии М.Б. Гойгов