Решение б/н Решение по делу 187-135/з-17 о нарушении антимонопольного за... от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                        Прокурор Ленинского района г. Грозного

 

364000, Чеченская Республика, г. Грозный,

ул. Старосунженская, д. 29а

 

МУП г. Грозного "Грозгазсервис"

 

364015, Чеченская Республика,

г. Грозный, пер. Окружной 2-й, д. 11

 

Мэрия города Грозного

 

364051, Чеченская Республика, г. Грозный,

проспект им. Х.А. Исаева, 99/20

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 187-135/з-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2017                                                                                                                                       г. Грозный

В полном объеме решение изготовлено 28.12.2017

 

 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее – Чеченское УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела № 187-135/з-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии Гойгов М.Б - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Алимханов А.А. – главный государственный инспектор управления,

Эдылханов Б.Д. – главный специалист-эксперт управления,

при участии:

от заявителя – прокурор Ленинского района г. Грозного не явился, извещен

МУП г. Грозного "Грозгазсервис" – Гериханов С-Х.А. по доверенности от 13.12.2017 № 01

представитель Мэрии города Грозного – Эгиев Н.С. по доверенности от 21.11.2017 № 08-6062/01-42,

рассмотрев дело № 187-135/з-17, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Грозного «Грозгазсервис» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

Дело № 187-135/з-17 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом Чеченского УФАС России от 11.12.2017г. № 56 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием г. Грозного «Грозгазсервис» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На рассмотрение дела прокурор Ленинского района г. Грозного не явился, извещен надлежащим образом.

Представители МУП г. Грозного "Грозгазсервис" и Мэрии города Грозного признали факт нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Чеченского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

23 ноября 2017 года в Чеченское УФАС России поступило обращение прокурора Ленинского района г. Грозного (далее – Прокурор) о проверке соответствия примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденного директором МУП г. Грозного «Грозгазсервис» от 13.07.2016, методическим рекомендациям о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 269-э/8, в связи с проводимой прокурорской проверкой по обращению Умарова У.С. по вопросу несогласия с начислениями задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

Рассмотрев обращение Прокурора, а также исследовав представленные МУП г. Грозного «Грозгазсервис» материалы по запросу антимонопольного органа, установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).

Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Пунктом 40 Правил установлено, что цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 № 941).

В редакции до 04.09.2015 Правил, цена договора определялась на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 269-э/8 утверждены действующие методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации рекомендуется применять при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется определять исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги) (далее - исполнитель), планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для:

- возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;

- уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендуется форма калькуляции приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

При этом согласно пункту 5 Методических рекомендаций, стоимость технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется на один календарный год.

Согласно пункту 6 Методических рекомендаций, расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется осуществлять исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций, из рассчитанных тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования рекомендуется составлять прейскуранты на работы (услуги) по:

- техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- заявочному ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования,

которые рекомендуется утверждать руководителем исполнителя.

Согласно пункту 19 Методических рекомендаций, при расчете затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемых при расчете тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется использовать следующие показатели:

- состав исполнителей отдельных видов работ;

- часовые ставки оплаты труда работников;

- нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

Состав и разряды исполнителей при оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не рекомендуется определять ниже, а нормы времени выше приведенных в приложении 3 к Методическим рекомендациям.

Кроме того, согласно пункту 26 Методических рекомендаций, при учете затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемым при расчете тарифов на ремонт внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, рекомендуется использовать следующие показатели:

- состав исполнителей отдельных видов работ;

- часовые ставки оплаты труда работников;

- нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

Состав и разряды исполнителей при оказании услуг по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не рекомендуется определять ниже, а нормы времени выше приведенных в приложении 4 к Методическим рекомендациям.

При этом, в соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций, при определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, выполняемого в плановом порядке, рекомендуется применять повышающие коэффициенты, учитывающие:

- затраты времени на переходы (переезды) рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемого объекта и с объекта на объект в пределах населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок);

- затраты времени на переезды рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемых объектов за пределами населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок).

Рекомендованная величина повышающего коэффициента на переходы в пределах населенного пункта к стоимости работ (услуг) составляет 1,2.

При выполнении работ (оказании услуг) на объектах, находящихся за пределами населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок), к стоимости этих работ (услуг) дополнительно следует применять следующие повышающие коэффициенты на переезды:

при расстоянии до 5 км - 1,05;

от 6 до 20 км - 1,2;

от 21 до 40 км - 1,4;

от 41 до 60 км - 1,6;

от 61 до 80 км - 1,8;

от 81 до 100 км - 2,0;

свыше 100 км - 2,2.

Согласно представленным МУП г. Грозного «Грозгазсервис» сведений (документов) постановлением мэрии г. Грозного от 11.03.2013 № 32 утверждены тарифы на услуги по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, в том числе на обслуживание внутридомовых газовых сетей МУП «Грозгазсервис» на 2013 год.

Утвержденные тарифы на последующие календарные годы, МУП «Грозгазсервис» не представлены. Таким образом, в нарушение пункта 5 Методических рекомендаций, стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на 2014-2017 календарные годы, не определена исходя из утвержденных тарифов.

Однако в представленных Прокурором материалах проверки, имеется примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденный директором МУП г. Грозного «Грозгазсервис» 13.07.2016 и согласованный заместителем мэра 01.08.2016 (далее - Прейскурант МУП г. Грозного «Грозгазсервис»).

Для расчета были использованы следующие материалы;

1. "Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем" (утв. Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35);

2. Ст. 134 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы по оплате труда рабочих первого разряда с 01 октября 2014 года устанавливаются не ниже следующих размеров: - в организациях по газификации и эксплуатации газового хозяйства 7494 руб. (7391 руб. х 1,014).

3. Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (ред. от 04.09.2015) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению").

Таким образом, в нарушение пункта 9 Методических рекомендаций, Прейскурант МУП г. Грозного «Грозгазсервис» на работы (услуги) составлен и утвержден без рассчитанных тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В примечании к Прейскуранту МУП г. Грозного «Грозгазсервис» указано, что работы по техническому обслуживанию и ремонту по заявкам газопроводов и газового оборудования выполняет слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

При этом в Прейскуранте МУП г. Грозного «Грозгазсервис» состав и разряды исполнителей при оказании услуг по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определены слесари 2, 3 и 4 разрядов (за исключением техобслуживания Агрегата «Lennox» - слесарь 6 разряда).

Однако, в соответствии с приложениями 3 и 4 к Методическим рекомендациям, практически весь состав и разряды исполнителей по техническому обслуживанию бытового газоиспользующего оборудования определены слесари по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования 5 разряда (кроме: обхода и осмотра трассы наружного (подземного, надземного) газопровода - слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3 разряда и технического обслуживания внутридомового газопровода - слесарь по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования 4 разряда).

Таким образом, в нарушение пунктов 19 и 26 Методических рекомендаций состав и разряды исполнителей при оказании услуг по техническому обслуживанию и по ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в Прейскуранте МУП г. Грозного «Грозгазсервис» определены ниже приведенных в приложениях 3 и 4 к Методическим рекомендациям.

Кроме того, в примечании к Прейскуранту МУП г. Грозного «Грозгазсервис» определено, что при техническом обслуживании плит повышенной комфортности или импортного производства в главах 1 и 2 (настоящего раздела) применить к цене коэффициент 1,25.

Однако, Методические рекомендации не содержат возможность применения повышающих коэффициентов при техническом обслуживании плит повышенной комфортности или импортного производства, кроме как дополнительного применения повышающего коэффициента к стоимости работ (услуг) на переходы в пределах населенного пункта и переездах.

Таким образом, в нарушение пункта 13 Методических рекомендаций исполнитель применяет дополнительные повышающие коэффициенты не предусмотренные законодательством.

Невыполнение методических рекомендаций, рекомендованных применять при расчете стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) МУП г. Грозного «Грозгазсервис» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона «О защите конкуренции» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Чеченским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного анализа установлено доминирующее положение Муниципального унитарного предприятия г. Грозного «Грозгазсервис» на рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в географических границах г. Грозного Чеченской Республики в 2016 году, поскольку доля данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке составляет 91 %, что соответствует условию признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установив в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией Чеченское УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела от 19.12.2017.

Определением от 19.12.2017 рассмотрение дела было отложено на 27.12.2017 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Возражений в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, лицами, участвующими в деле не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-Ф3 с 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Чеченского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие г. Грозного «Грозгазсервис» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Выдать унитарному предприятию г. Грозного «Грозгазсервис» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 187-135/з-17 уполномоченному должностному лицу Чеченского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                   М.Б. Гойгов

 


Члены Комиссии                                                                                                                         А.А. Алимханов

 

 

                                                                                                                                                        Б.Д. Эдылханов

Связанные организации

Связанные организации не указаны