Решение №БЭ/986/23 Решение о нарушении федерального закона о рекламе от 8 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Прокуратура Чеченской Республики

 

364000, Чеченская Республика,

г. Грозный, ул. Идрисова, 42/66

Тамаеву Асхабу Лечаевичу

зарегистрированному по адресу:

Чеченская Республика, -----------------------

Ассоциация участников рынка

интернет-индустрии

«Лига безопасного интернета»

143084, Московская область,

г. Одинцово, с. Усово, к. 100

эл.почта: info@ligainternet.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 020/05/27-39/2023

"07" сентября 2023 года г. Грозный

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Эдылханов Б.Д. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Саралиев М.Х. – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Мусаева Х.А. – специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,

рассмотрев обращение, представленное Прокуратурой Чеченской Республики о наличии в действиях Тамаева Асхаба Лечаевича признаков нарушения Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ,

в присутствии представителя Прокуратуры Чеченской Республики -

Магомадов М.М. прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Тамаева Асхаба Лечаевича (извещен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие),

в отсутствие представителя заинтересованного лица – Ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета» - (извещены надлежащим образом, на рассмотрение дела представитель не явился),

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Чеченской Республики по обращению Члена Общественной палаты Российской Федерации, Директора Ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета» Е.М. Мизулиной проведен анализ деятельности Тамаева Асхаба Лечаевича (далее – Тамаев А.Л.), осуществляющего рекламу онлайн-казино в социальных сетях для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Материалы прокурорской проверки в отношении Тамаева А.Л. направлены в Чеченское УФАС России для рассмотрения и принятия мер в рамках компетенции.

По запросу антимонопольного органа, Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Чеченской Республике представлена информация о регистрации Тамаева А.Л. по месту жительства в Чеченской Республике.

Так, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что Тамаевым А.Л. с 15.12.2022 по настоящее время в Telegram-канале (----------------------) осуществляется реклама онлайн-казино «Ракетка», посредством записи и размещения видеоматериалов, где им демонстрируется участие в игре, описывается процесс и последовательность выполнения действий для получения гарантированного выигрыша. При этом с определённой периодичностью им осуществляется раздача денежных средств, для получения которых необходимо предоставить доказательство о регистрации аккаунта на странице онлайн-казино «Ракетка».

Кроме того, при демонстрации видеороликов со своим участием, Тамаев А.Л. утверждает, что участие в игре является способом заработка, а также в видеоматериалах содержаться утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша и преуменьшают степень риска.

При этом, подобная реклама онлайн-казино в Telegram-канале Тамаева А.Л. обращена к неограниченному кругу лиц, в том числе к несовершеннолетним.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ
«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются, в том числе преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

- предназначаться для неопределенного круга лиц;

- привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
- способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 38-ФЗ реклама основанных на риске игр, пари не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

4) содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;

5) содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

6) осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;

7) создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;

8) использовать образы людей и животных.

В свою очередь размещение и распространение рекламы в сети «Интернет» допускается только на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг, а также на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности (п. «б» ч. 2.2 ст. 27 Федерального закона № 38-ФЗ).

Частью 6 ст. 38 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 5 ст. 27 настоящего Федерального закона.

При этом, ч. 7 ст. 38 Федерального закона № 38-ФЗ определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 5 ст. 27 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 35.1 Федерального закона № 38-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы осуществляется антимонопольным органом.

Согласно ч. 3 ст. 35.1 Федерального закона № 38-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 утверждены правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила).

В соответствии с абз. б) п. 13 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела является представление прокурора.

В соответствии с п. 3 Правил, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

Демонстрируя видеоролики со своим участием, Тамаев А.Л. фактически является и рекламодателем и рекламораспространителем, поскольку он является изготовителем, а также лицом определившем объект рекламирования и (или) содержание рекламы и одновременно лицом, осуществляющим распространение рекламы с использованием средств связи.

Таким образом, в действиях Тамаева А.Л. содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - статьи 27 Федерального закона № 38-ФЗ.

В соответствии с абз. а) п. 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 27, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу онлайн-казино «Ракетка», распространяемую Тамаевым Асхабом Лечаевичем в социальных сетях - Telegram-канале, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 7 и 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Тамаеву Асхабу Лечаевичу предписание о прекращении нарушения федерального законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чеченского УФАС России для возбуждения в отношении Тамаева Асхаба Лечаевича дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "07" сентября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов

Члены Комиссии: М.Х. Саралиев

 

Х.А. Мусаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны