Уведомление б/н Решение и предписание № 32-ж/2018 по жалобе ООО «Вавилон» на... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 32-ж/2018

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.02.2018

В полном объеме решение изготовлено 07.02.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Вавилон», в присутствии:

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»***, действующего на основании доверенности № 11 от 31.01.2018,

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» ***, действующего на основании доверенности № 1 от 09.01.2018,

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» ***действующего на основании доверенности № 10 от 31.01.2018,

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» ***действующего на основании доверенности № 9 от 31.01.2018,

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» ***действующего на основании доверенности № 8 от 31.01.2018,

- представителя ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» ***действующего на основании доверенности № 2 от 09.01.2018,

- представителя ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» ***действующего на основании доверенности от 01.07.2017,

- представителя ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» ***действующего на основании доверенности № 42 от 21.11.2017,

- представителя ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» ***действующего на основании доверенности № 32 от 05.10.2017,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 26.01.2018 поступила жалоба ООО «Вавилон» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию томографа рентгеновского компьютерного торгового наименования SOMATOM Definition AS (изв. № 0869200000217002565) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 10.01.2018 ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница»

Начальная (максимальная) цена контракта – 20 554 987, 06 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 26.01.2018 в 10:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Вавилон» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), так как указанное требование не соответствует действующему законодательству. При этом, заказчик не обладает полномочиями по осуществлению лицензионного контроля.

Кроме того, в проекте контракта содержится неправомерное условие контракта о предоставлении исполнителем письма о допуске к работам по техническому обслуживанию от завода-изготовителя.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.

Лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) требуется для выполнения работ по техническому обслуживанию томографа рентгеновского компьютерного, так как указанное оборудование является источником ионизирующего излучения. Кроме того, необходимость наличия указанной лицензии обусловлено тем, что участники закупки не являются медицинскими организациями, которые используют источники ионизирующего излучения при осуществлении медицинской деятельности, в связи с чем исключение, указанное в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2012 № 278, на участников закупки не распространяется.

При этом, условие исполнения контракта о предоставлении письма от завода-изготовителя соответствует Методическим рекомендациям «Техническое обслуживание медицинской техники», утвержденным Минздравом РФ от 24.09.2003 и Минпромнауки РФ от 10.10.2003.

 

Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (далее – Постановление).

Согласно пункту 6 Приложения к Постановлению лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья граждан) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Пунктом 11 статьи 2 Закона об охране здоровья граждан предусмотрено, что медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Кроме того, согласно пункту 1.8.1 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)» лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных источников ионизирующего излучения не требуется, если установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию.

Аналогичная позиция содержится в письме Роспотребнадзора РФ исх. 01/13767-17-31 от 09.10.2017, согласно которому лицензирующий орган указывает на необходимость наличия лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в случае технического обслуживания медицинской техники.

С учетом изложенного, наличие указанной лицензии не требуется только в том случае, если медицинская организация (лицензиат) эксплуатирует источники ионизирующего излучения в ходе осуществления медицинской деятельности.

В пункте 6 информационной карты документации о закупке указано, что участник закупки должен иметь лицензию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выданную исполнителю на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений (генерирующих) на право технического обслуживания источников ионизирующих излучений для медицинских целей.

Аналогичные требования к составу второй части заявки о предоставлении указанной лицензии установлены в пункте 9 информационной карте документации о закупке.

Из содержания технического задания, пунктов 6,9 информационной карты следует, что предметом технического обслуживания является техническое обслуживание томографа рентгеновского компьютерного SOMATOM Definition AS, то есть радиационного источника: установки рентгеновской медицинской.

Таким образом, предметом закупки является техническое обслуживание источника ионизирующего излучения, в связи с чем требование о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений (генерирующих) обусловлено требованиями лицензионного законодательства и соответствует пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя, согласно которым заказчик не является организацией осуществляющей лицензионный контроль за соблюдением юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений (генерирующих), лицензионных требований, не свидетельствует об отсутствии у заказчика обязанности по установлению указанной лицензии в качестве требования к участнику закупки и к составу второй части заявки.

 

2. Как следует из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Таким образом, документация о закупке должна содержать полные и однозначные данные, позволяющие определить условия исполнения контракта.

В извещении о закупке, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок, в разделе «перечень прикрепленных документов» указана документация о закупке.

Таким образом, сведения, содержащиеся в проекте контракта, являются неотъемлемой частью документации о закупке, а, следовательно, извещения о закупке, что соответствует требованиям действующего законодательства.

В пункте 2.4.9 проекта контракта указано, что исполнитель обязан до начала оказания услуг предоставить разрешительный документ на проведение указанных работ, установленный законодательством РФ. Исполнитель предоставляет письмо от представителя завода-изготовителя в России о допуске субподрядной организации для проведения технических работ на оборудовании Сименс, установленном в ГБУЗ «ЧОДКБ». Если работы проводит непосредственно Сименс, то предоставляется выкопировка Рамочного договора между SiemensHealthcareGmbH (Германия) и ООО «Сименс Здравоохранение», подтверждающая полномочия представителя производителя на территории РФ. (На основании Инструкции пользователя и Руководства владельца системы, в соответствии с п.п. 3.3, 3.5. Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. № 293-22/233 «О введении в действие методических рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники»).

Как следует из пункта 3.5 Методических рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники», утвержденных Минздравом РФ от 24.092003 и Минпромнауки РФ от 10.10.2003 (далее – методические рекомендации) в случаях, когда техническое обслуживание поставленной медицинской техники предполагается осуществлять силами службы, уполномоченной предприятием-производителем, полномочия этой службы подтверждаются предприятием-производителем документально.

Таким образом, положения пункта 2.4.9 проекта контракта не противоречат положениям методических рекомендаций, а также требованиям законодательства о контрактной системе.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 2.1 информационной карты документации о закупке описание объекта закупки содержится в приложении №1 «Техническое задание».

В техническом задании указано, что заказчику требуется провести техническое обслуживание томографа рентгеновского компьютерного торгового наименования SOMATOM Definition AS, включающее себя следующие виду услуг:

- регламентно-профилактические работы;

- модификация;

- диагностика;

- текущий ремонт и работы по восстановлению нормативных характеристик КТ;

- контроль технического состояния по каналу удаленной диагностики SRS.

При этом, в техническом задании указан состав, описание работ, а также периодичность выполнения регламентно-профилактических работ и работ по контролю технического состояния по каналу удаленной диагностики SRS.

Вместе с тем, в пункте 1.2 проекта контракта указано, что исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по техническому обслуживанию томографа рентгеновского компьютерного торгового наименования SOMATOM Definition AS в обусловленные сторонами сроки в количестве и объеме в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему договору), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (далее – услуги), а заказчик обязуется обеспечить приемку оказанных услуг и оплатить их в установленном настоящим договором размере.

Приложением № 1 к проекту контракта является спецификация, в которой содержится краткое наименование работ по техническому обслуживанию томографа рентгеновского компьютерного SOMATOM Definition AS, а также перечень работ по замене запасных частей.

Однако техническое задание, содержащее подробное описание объекта закупки, не является приложением к проекту контракта, тогда как спецификация к проекту контракта не определяет полный состав и описание работ по техническому обслуживанию томографа, предусмотренных техническим заданием, в том числе необходимость выполнения работ по модификации, диагностике, контролю технического состояния по каналу удаленной диагностики SRS, а также перечень ремонтно-профилактических работ. Вместе с тем в спецификации содержится общий объем услуг по техническому обслуживанию медицинской техники.

Следует отметить, что только совокупное прочтение положений технического задания и спецификации к проекту контракта определяет как перечень и описание работ, а также их периодичность, что в итоге составляет полное и непротиворечивое описание объекта закупки.

Кроме того, согласно устным пояснениям заказчика и уполномоченного учреждения техническое задание ошибочно не размещено в составе приложений к проекту контракта, тогда как работы требуется выполнять в соответствии с указанным приложением к документации о закупке.

С учетом изложенного, в документации о закупке и проекте контракта содержится противоречивая информация об объеме услуг, подлежащих оказанию в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что в итоге может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, что противоречит части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Вавилон» на действия заказчика необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

  1. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 32-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

02 февраля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 02.02.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Вавилон» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию томографа рентгеновского компьютерного торгового наименования SOMATOM Definition AS (изв. № 0869200000217002565) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и/или получения предписания при направлении проекта контракта единственному участнику аукциона сформировать проект контракта с учетом решения № 32-ж/2018 от 02.02.2018 путем включения в проект контракта технического задания (Приложение № 1 к информационной карте) в целях заключения контракт на условиях документации об аукционе.

2. ООО «РТС-тендер» с 07.02.2018 обеспечить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница в срок до 22.02.2018» в подтверждение исполнения предписания представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом направленный проект контракта со всеми приложениями, а также сведения, подтверждающие его размещение в единой информационной системе для подписания исполнителю (распечатка с личного кабинета) (информацию необходимо предоставить только на электронном носителе).

4. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 02.03.2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны