Решение б/н РЕШИЛА: 1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» на дейст... от 2 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Районное управление инженерного обеспечения и строительства администрации Чесменского муниципального района

457220, Челябинская область, Чесменский район, с.Чесма, ул. Волошина, 18

Управление экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района

457220, Челябинская область, Чесменский район, с. Чесма, ул. Советская, 47

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса

Шевченко, д. 23А

ООО «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-1513/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30.07.2019

В полном объеме решение изготовлено 02.08.2019

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

   

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт», в присутствии:

- представителя Районного управления инженерного обеспечения и строительства администрации Чесменского муниципального района действующего на основании доверенности № 8 от 29.07.2016,

- представителя Управления экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района действующего на основании доверенности № 6 от 27.03.2019,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 23.07.2019 поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Чесма Челябинской области (извещение № 0169300033419000046) (далее – аукцион).

Кроме того, в Челябинское УФАС России поступило обращение от Управления экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района , в котором указано о нарушении законодательства о контрактной системе в части срока подачи заявок при проведении аукциона.

Согласно представленным документам 17.07.2019 Районное управление инженерного обеспечения и строительства администрации Чесменского муниципального района объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Управление экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону – 4 584 663 ,60 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.07.2019 в 12:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Контракт» контракт не заключен.

В жалобе указано, что заказчиком сокращен срок подачи заявок на 1 день, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а также неправомерно установлен срок окончания рассмотрения первых частей заявок.

Согласно доводам жалобы заявителя заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлены требования к составу и содержанию первой части заявки, так как при выполнении работ используются товары, что обязывает заказчика установить требования к материалам, используемым при выполнении работ, а также в документации о закупке отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что сроки окончания подачи заявок и окончания рассмотрения первых частей заявок рассчитаны с учетом того, что первый день срока также учитывается при определении срок для подачи и рассмотрения заявок.

Требования к составу первой части заявки установлены с учетом части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требования к материалам установлены в сметной документации, размещенной в составе аукционной документации, которые не требуют изменений и не являются товарами, которые заказчик приобретает при выполнении работ.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, при исчислении как начального, так и конечного сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока подачи заявок на участие в закупке.

В извещении о закупке указано следующее:

- начало подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

- окончание срока подачи заявок: 24.07.2019 в 10 часов 00 минут.

Аналогичная информация указана в пункте 20 информационной карты документации о закупке.

При этом, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе, датой размещения извещения является 17.07.2019.

Таким образом, срок подачи заявок составил 6 дней со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона до даты окончания срока подачи заявок, тогда как окончание срока подачи заявок с учетом части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе должно приходится не ранее чем на 24.07.2019 до 24.00.

В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установил в извещении и документации о закупке срок подачи заявок менее 7 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

2. Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Как следует из извещения и пункта 20 информационной карты срок окончания подачи заявок установлен до 24.07.2019 до 10.00, при этом закупка размещена с учетом части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.

В извещении и пункте 21 информационной карты указано, что датой окончания срока рассмотрения заявок является 26.07.2019.

Вместе с тем, окончание рассмотрения первых частей заявок должно приходится не позднее чем на 25.07.2019, тогда в извещении и документации о закупке указанный срок определен 26.07.2019, что противоречит части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В пункте 20 информационной карты документации об аукционе требованием к содержанию и составу первой части заявки является согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Так, из пункта 1.1 проекта контракта следует, что предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Чесма Челябинской области (далее также Объект) в соответствии с локальным сметным расчетом по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Чесма Чесменского муниципального района Челябинской области (Приложение 1), а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.

При этом, из сметной документации следует, что при выполнении работ используются материалы, однако заказчиком не определено, что указанные материалы являются товарами, поставка которых является предметом договора подряда.

Таким образом, из документации о закупке и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определена приемка и оплата указанных товаров, что свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке материалов в качестве товара.

Таким образом, требования к составу первой части заявки в части согласия на выполнение работ на условиях документации о закупке соответствует предмету закупки, предусматривающему выполнение работ без приобретения товара, что соответствует пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

5. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Как следует из документации о закупке и проекта контракта объем выполняемых работ определен в сметной документации и техническом задании (Приложения № 1,2 к проекту контракта).

Порядок составления сметной документации определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1.

Область применения указанной методики связана с определением порядка составления сметной документации и определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы.

В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Сметы, представленные в составе документации об аукционе, содержат сведения о перечне и объеме работ, о предполагаемых материалах, которые будут задействованы в ходе выполнения работ и иную информацию, необходимую для расчета стоимости строительных работ, включающих прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а именно:

- материальные (затраты на материалы, изделия, конструкции, транспортные средства и т.д.);

- технические (затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов);

- трудовые (затраты на средства на оплаты труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).

При этом, как пояснил заказчик, ввиду того, что требованием к составу первой части заявки является предоставление исключительно согласия на выполнение работ, то сведения о показателях товара не требуются участнику закупки для подачи заявки на участие в аукционе.

Доводы заявителя, согласно которым в локальных сметах заказчиком необоснованно установлено требование о перевозке грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, а также применение автогрейдеров, несостоятельны.

Так, согласно позиции 2 локальной сметы 1-2 указано «120202 автогрейдеры среднего типа 99 кВт (135 л.с.), маш.час», при этом указанная расценка включена в затраты труда машинистов.

По позиции 2 локальной сметы № 1-1 указано «ТССЦпг-03-21-01-005, Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 5 км I класс груза, 1 т груза». При этом ТССЦпг представляют собой территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства.

Таким образом, указанные позиции локальных смет определяют стоимость трудовых затрат и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, тогда как обязанность по применению указанного оборудования в документации о закупке и в проекте контракта не предусмотрена, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы заявителя.

При этом, из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не следует, что при описании объекта закупки в отношении материалов, используемых при выполнении работ, должны быть указаны максимальные (минимальные) значения показателей, тогда как в силу указанной нормы Закона такие показатели устанавливаются в целях определения соответствия работ требованиям заказчика.

Таким образом, в локальных сметах отражены как объем и виды работ, подлежащих выполнению, так и перечень и характеристики применяемых материалов, что свидетельствует о наличии в документации об аукционе описания объекта закупки, отражающего потребность заказчика, что не противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

По результатам внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен содержаться порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также порядок и сроки предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.

Согласно пункту 5.6 проекта контракта указано, что для проверки предоставленных подрядчиком результатов выполненных работ заказчик проводит экспертизу в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза полученных результатов проводится непосредственно заказчиком самостоятельно либо путем привлечения уполномоченных лиц. Срок проведения экспертизы составляет не более 5 рабочих дней со дня предоставления Подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

В пункте 5.7 проекта контракта указано, что сроки оформления результатов приемки выполненных работ: заказчик подписывает акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 в течение 5 рабочих дней с момента получения положительных результатов проведенной экспертизы.

Вместе с тем, сроки оформления результатов экспертизы в проекте контракта не определены, в связи с чем не представляется возможным определить срок оформления результатов приемки, который обусловлен сроком получения заказчиком положительных результатов проведенной экспертизы, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Кроме того, в проекте контракта также не определено, в какой срок заказчиком будет получено указанное заключение, что также может привести к необоснованному увеличению срока приемки выполненных работ.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика обоснованными в части указания заказчиком окончания срока подачи заявок, окончания срока рассмотрения первых частей заявок, с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика, нарушение части 3 статьи 63, части 2 статьи 67, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие в закупке.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны