Решение б/н Решение по делу № 01-04/14 в отношении ООО «Трансэнерго» от 14 августа 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2014 года
В полном объеме решение изготовлено «18» июня 2014 года
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: | - Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: | - Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
| - Никитин П.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 01-04/14 по признакам нарушения ООО «Трансэнерго» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО «СТО Молния-комплект»,
УСТАНОВИЛА:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявление ООО «СТО Молния-комплект» вх. от 30.12.2013 № 3917 в части проверки действий ООО «Трансэнерго», выразившихся в препятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО «СТО Молния-комплект», на предмет наличия признаков нарушения постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.
01.05.2011 между ООО «Трансэнерго» и ООО «СТО Молния-комплект» заключен договор на электроснабжение и потребление электрической энергии.
ООО «СТО Молния-комплект» договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не заключало.
ООО «СТО Молния-комплект» имеет надлежащее технологическое присоединение к электрической сети ООО «Трансэнерго», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.05.2011.
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определена на наконечниках кабельной линии 0,4 кВ в ТП 12-60 в сторону потребителя ООО «СТО Молния-комплект».
24.12.2013 ООО «Трансэнерго» направило письмо исх. № 26 в адрес ООО «СТО Молния-комплект», в котором сообщило о необходимости кратковременного отключения ООО «СТО Молния-комплект» от электроэнергии в праздничные дни и вечернее время в связи с проведением работ в ТП 12-60 с 24.12.2013.
Согласно письменныv пояснениzv ООО «СТО Молния-комплект», указанным в письме от 30.12.2013 исх. № 3917/04, ООО «Трансэнерго» отключило ООО «СТО Молния-комплект» от электроэнергии с 25.12.2013.
Приказом Челябинского УФАС России от 22.01.2014 № 3 возбуждено дело № 01-04/14 по признакам нарушения ООО «Трансэнерго» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО «СТО Молния-комплект».
По состоянию на момент рассмотрения дела энергоснабжение помещений, принадлежащих ООО «СТО Молния-комплект», не возобновлено.
Электроснабжение осуществляется от дизель-генератора, взятого в аренду по договору от 25.12.2013 № 1.
В ходе рассмотрения дела ООО «СТО Молния-комплект» поддержало доводы, изложенные в заявлении, и пояснило следующее.
01 мая 2011 года между ООО «Трансэнерго» и ООО «СТО Молния-комплект» был заключен договор, в соответствии с условиями которого ООО «Трансэнерго» обязалось подавать ООО «СТО Молния-комплект» электроэнергию, а последнее обязалось оплачивать полученную электрическую энергию.
ООО «СТО Молния-комплект» свои обязательства выполняло надлежащим образом, однако ООО «Трансэнерго» требовало дополнительно оплаты потерь активной мощности.
24 декабря 2013 года в адрес ООО «СТО Молния-комплект» поступило письмо ООО «Трансэнерго» № 26, в котором последнее уведомило ООО «СТО Молния-комплект» о том, что с 24 декабря 2013 года начинаются работы в трансформаторной подстанции (ТП) 12-60, к которой в надлежащем порядке подключено энергопринимающее оборудование ООО «СТО Молния-комплект». Срок ремонтных работ не указан.
25 декабря 2013 года произведено полное ограничение энергоснабжения, в результате чего произведено отключение газовых котлов, обеспечивающих отопление производственных помещений, ООО «СТО Молния-комплект» было вынуждено отказать в обслуживании транспортных средств заказчиков.
ООО «Трансэнерго» в ответ на запросы и определения Челябинского УФАС России документы и информацию не представило. На заседания комиссий законный представитель ООО «Трансэнерго» не являлся, защитника не направлял. Письма Челябинского УФАС России, направленные в адрес ООО «Трансэнерго» (г. Челябинск, Троицкий тракт 9 офис 14), возвращены в адрес Челябинского УФАС России с отметкой ФГУП «Почта России» «За не розыском». С целью установления местонахождения ООО «Трансэнерго» Челябинским УФАС России был направлен запрос в Управление ФНС России по Челябинской области.
В ответ на запрос Челябинского УФАС России Управление ФНС России по Челябинской области представило информацию о том, что ООО «Трансэнерго» расположено по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт 9 офис 14. С момента создания указанного общества изменения в ЕГРЮЛ не вносились.
На основании полученной от Челябинского УФАС России информации Управлением ФНС России инициирована проверка места нахождения юридического лица, а также включения достоверных сведений в ЕГРЮЛ, в адрес ИФНС России по Советскому району г. Челябинска направлено соответствующее поручение.
На основании изложенного Челябинское УФАС России считает надлежащим уведомление ООО «Трансэнерго» о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, изучив доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения дела № 01-04/14 по признакам нарушения ООО «Трансэнерго» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединённые к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.
Согласно Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правила), обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:
наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;
сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
Согласно пункту 25 Правил, обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Потребитель для организации процесса энергоснабжения своего объекта обязан провести мероприятия по организации приема электроэнергии, установить приборы учета электрической энергии, то есть осуществить подключение своих энергопринимающих устройств в соответствии с действующим законодательством, а также заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Таким образом, в отсутствие заключенного с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения правовых оснований для признания действий хозяйствующего субъекта, к электросетевому оборудованию которого в надлежащем порядке присоединено оборудование потребителя, как препятствование перетоку электрической энергии на объекты потребителя не имеется.
Материалами дела установлено, что ООО «СТО Молния-комплект» договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком не заключало, энергоснабжение ООО «СТО Молния-комплект» осуществляется на основании договора, заключенного 01.05.2011 ООО «Трансэнерго» и ООО «СТО Молния-комплект».
Оценка указанного гражданско-правового договора выходит за пределы полномочий Челябинского УФАС России.
Дополнительно разъясняем, что для восстановления электроснабжения, ООО «СТО Молния-комплект» необходимо обратиться в адрес гарантирующего поставщика (ОАО «Челябэнергосбыт») за заключением договора энергоснабжения в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, ООО «Трансэнерго» получит статус, а также будет указано в договоре энергоснабжения как владелец сетей (ТП 12-60), который в силу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Для заключения ООО «СТО Молния-комплект» договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, при наличии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.05.2011, каких-либо иных документов от ООО «Трансэнерго» не требуется.
При наличии заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, действия ООО «Трансэнерго», выразившиеся в требовании оплаты, а также прекращении энергоснабжения ООО «СТО Молния-комплект», в том числе не возобновление энергоснабжения, после ремонта электросетевого оборудования будет содержать в себе признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Договор от 01.05.2011 заключенный между ООО «Трансэнерго» и ООО «СТО Молния-комплект» рекомендуем расторгнуть в соответствии с разделом 7 указанного договора, при этом расторжение указанного договора, при наличии договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, не может повлечь за собой прекращение (не возобновление) энергоснабжения ООО «СТО Молния-комплект».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить производство по делу № 01-04/14 по признакам нарушения ООО «Трансэнерго» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выразившегося в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через принадлежащие последнему объекты электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства ООО «СТО Молния-комплект» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Трансэнерго».
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин