Решение б/н Решение и предписания по делу № 01-07/14 в отношении Админис... от 15 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 01-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2014 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

С***** Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

С***** Т.М.

 

-

 

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

П***** Ю.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 01-07/14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ОАО «Газпром Газораспределение Челябинск» (далее - Заявитель) на неправомерные действия Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии решения о предоставлении муниципального имущества без проведения торгов, Управлении по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившемся в заключении договора аренду муниципального имущества № 11/10/13-аг от 20.11.2013 без проведения торгов.

В качества доводов Заявитель в жалобе указал о заключении Администрацией с ЗАО «Магнитогорскгазстрой» договора аренды объектов теплоснабжения № 11/10/13-аг от 20.11.2013 без проведения торгов, что не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «Газпром Газораспределение Челябинск», а также представил следующие пояснения.

Сеть газоснабжения Агаповского муниципального района не является единой системой газоснабжения и имеет 7 независимых источников газораспределения: ГРС Агапово, ГРС п. Первомайский, ГРС Сахаринский рудник, ГРС п. Буранный, ГРС Элеватор Буранный, ГРС п. Наровчатска, ГРС -4 г. Магнитогорска.

Таким образом, отсутствовали правовые основания предоставления ЗАО «Магнитогорскгазстрой» семи обособленных газораспределительных сетей Агаповского муниципального района при отсутствии технологической связи между ними.

Кроме того, отсутствовали правовые основания передачи в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции семи обособленных газораспределительных сетей Агаповского муниципального района при отсутствии у ЗАО «Магнитогорскгазстрой» до 20.11.2013 права владения и пользования газораспределительными сетями в отношении каждой из семи обособленных газораспределительных муниципальных сетей.

Во владении и пользовании ОАО «Газпром Газораспределение Челябинск» находятся объекты газоснабжения, которые технологически связанны с объектами газоснабжения, переданных Администрацией Агаповского муниципального района по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, в том числе:

1) Газопроводы и ГРП поселков Магнитный, Кировский, Черниговский (пункты 153-191, 255, 256 Приложения к договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013) технологически связаны с объектом газораспределения

- «Газопровод-перемычка от ГРС Сахаринского рудника до газопровода Магнитный-Черниговка Агаповского района», принадлежащим обществу на праве аренды (пункт 131 договора с Минпром № ДАГ0043-09/146-Р от 01.01.2009),

- «Газопровод высокого, среднего и низкого давления к котельной, промышленным предприятиям и жилым домам в п. Субутак», принадлежащим обществу на праве аренды с ООО «Реса-Агро» ДАГ-06-25-1165 от 09.01.2008,

- «Наружный газопровод высокого, среднего и низкого давлений, ПГБ, средств электрохимической защиты к комплексу сооружений по переработке мрамора в п. Субутак», обслуживаемый обществом по договору № 020-591 от 09.02.2007 с ООО «Омиа Урал»;

2) Газопроводы п. Наваринка  (пункты 223-232 Приложения к договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013) непосредственно присоединены в объектам газораспределения «Внутриквартальный газопровод 1, 3, 5 квартал в п. Наваринка Агаповского района» и «Уличный газопровод от ПК 0 до ПК3+36 поселка Наваринка Агаповского района», принадлежащие обществу на праве аренды (пункты 125, 126 договора с Минпром № ДАГ0043-09/146-Р от 01.01.2009);

3) Газопроводы станции Буранная (пункты 223-232 Приложения к договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013) и п. Озерный (пункты 241-243, 259, 260 Приложения к договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013) технологически связаны с объектами газораспределения  «Наземный газопровод высокого давления к котельной Буранного элеватора, наземный газопровод высокого и среднего давлений к зерносушилкам, наземный газопровод к дому 4 по ул. Мельничной и к дому оператора, наземный газопровод к домам п. Буранный ОАО «Буранный элеватор», принадлежащий ООО «Элеватор Буранный» и обслуживаемый обществом по договору ТО №006/1-0664-11 от 01.06.2011;

4) Газопроводы п. Наровчатка (пункты 74-97 Приложения к договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013) имеют взаимные точки присоединения с объектами газораспределения «Газификация ЗАО «Наровчатское» Агаповского района» и «Наземный газопровод в п. Наровчатка Агаповского района (ул. Школьная – ул. Рабочая)», принадлежащими обществу на праве аренды (пункты 120, 123 договора с Минпром № ДАГ0043-09/146-Р от 01.01.2009).

Кроме того, заседание рабочей комиссии (протокол от 07.11.2013) по определению технологических присоединений и установлению технологической связи газораспределительных сетей Агаповского муниципального района проведено без привлечения иных хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», при условии наличия у иных хозяйствующих субъектов прав владения и пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района, в связи с чем заключение договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 неправомерно.

Администраций Агаповского муниципального района представлены следующие документы и письменные пояснения ( вх. № 3416 от 20.12.2013, 480 от 17.01.2014, 1863 от 13.02.2014, 5577 от 22.04.2014, 7842 от 27.05.2014).

В соответствии со статьей 38 Устава Агаповского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Агаповского муниципального района от 27.01.2009 № 628, и Положением об Управлении по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района (далее – Управление) полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом возложены на Управление.

10.09.2013 на официальном сайте торгов размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды сроком на 11 месяцев имущества Агаповского муниципального района – газораспределительных сетей и сооружений на них. На основании предписания Челябинского УФАС России от 29.10.2013 по жалобе № 52-18.1/13 вышеуказанный Конкурс аннулирован.

Для предотвращения возникновения угрозы безопасности опасных объектов и защищенности жизненно важных интересов общества Администрация по вопросу определения технологической связи части сети, принадлежащей муниципальному образованию, и сетей хозяйствующих субъектов, обратилась в адрес ЗАО «Магнитогорскгазстрой», как к хозяйствующему субъекту, которому принадлежит часть сети на основании договора № 20/11-аг аренды имущества (газопровод, ГРП, установки ЭХЗ) от 29.12.2011 с ООО «Магнитогорскмежрайгаз» и дополнительного соглашения к нему от 03.09.2013.

Распоряжением Администрации Агаповского муниципального района № 330-1 от 05.11.2013 на основании пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создана рабочая комиссия, в состав которой включены уполномоченные представители ЗАО «Магнитогорскгазстрой».

Рабочая комиссия на основании схем газопроводов Агаповского муниципального района, а также визуального осмотра мест технологического присоединения газопроводов Агаповского муниципального района к сетям ЗАО «Магнитогорскгазстрой» установила технологическую связи между ними.

Газораспределительная сеть и сооружения на ней (261 газопровод общей протяженностью 182 188,43 км) является частью соответствующей сети инженерно-технологического обеспечения, принадлежащей ЗАО «Магнитогорскгазстрой» на основании договора № 20/11-аг аренды имущества (газопровод, ГРП, установки ЭХЗ) от 29.12.2011.

С учетом изложенного, на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Администрацией принято Постановление от 20.11.2013 № 2339-1 «О предоставлении в аренду муниципального имущества».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сетями инженерно-технического обеспечения признается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

На основании статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 между Администрацией Агаповского муниципального района и ЗАО «Магнитогорскгазстрой» заключен без проведения торгов.

Газораспределительная сеть и сооружения на ней (261 газопровод общей протяженностью 182188, 43 км.) является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ЗАО «Магнитогорскгазстрой», и данные часть сети и сеть являются технологически связанными между собой объектами.

Заседание рабочей комиссии по определению технологической связи газораспределительных сетей проведено без привлечения иных хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», ввиду отсутствия права владения или пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района за иными хозяйствующими субъектами. Сведения о наличии у иных хозяйствующих субъектов  права владения или пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района отсутствуют, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объектов недвижимого имущества от 03.02.2014.

Наличие технологических присоединений  и технологической связи части сети, принадлежащей ЗАО «Магнитогорскгазстрой», и муниципальной сети подтверждается проектным планом, схемами газопроводов, а также Протоколом заседания рабочей комиссии от 07.11.2013, созданной на основании Распоряжения Администрации Агаповского муниципального района № 330-1 от 05.11.2013.

Порядок предоставления в аренду муниципального имущества регламентирован Положением о предоставлении в аренду муниципального имущества Агаповского муниципального района, утвержденного Решением Собрания Депутатов Агаповского муниципального района от 24.02.2009 № 639.

Разграничение имущества - объектов газоснабжения, расположенных на территории Агаповского муниципального района, между муниципальным районом и сельскими поселениями не осуществлялось, газопровод расположен на территории нескольких сельских поселений и составляет комплекс технологически связанных между собой объектов, предназначенных для осуществления поставки газа и оказания услуг в сфере газоснабжения  до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объектов капитального строительства.

Проведение процедуры разграничения имущества между районом и сельским поселениями может нарушить единый комплекс объектов.

Имущество, переданное по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 включено в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района в соответствии с Положением о реестре собственности муниципального образования «Агаповский район», утверждённым Постановлением Совета депутатов Агаповского района Челябинской области № 99 от 27.02.2003, уставом Агаповского муниципального района. В установленном действующим законодательством порядке зарегистрировано право муниципальной собственности Агаповского муниципального района в отношении 16 объектов газоснабжения.

Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района представлены следующие документы и письменные пояснения ( вх. № 496 от 17.01.2014, 5576 от 22.04.2014).

Положением об Управлении полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом возложены на Управление.

На основании Постановления Администрации Агаповского муниципального района№ 2339-1 от 20.11.2013 и статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Управлением заключен договор аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 с ЗАО «Магнитогорскгазстрой» без проведения торгов, поскольку передаваемая газораспределительная сеть является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ЗАО Магнитогорскгазстрой по договору аренды с ОАО «Магнитогорскмежрайгаз».

Порядок ведения реестра муниципальной собственности определен Положением о реестре собственности муниципального образования «Агаповский район», утверждённым Постановлением Совета депутатов Агаповского района Челябинской области № 99 от 27.02.2003.

Ведение реестра муниципальной собственности осуществляется с 2003 года.

В настоящее время свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности Агаповского муниципального района оформлены в отношении 16 объектов газоснабжения, переданных по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013.

Основанием распоряжения объектами газоснабжения, переданных по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, является включение данного имущества в реестр муниципальной собственности Агаповского  муниципального района.

ЗАО «Магнитогорскгазстрой» представлены письменные пояснения ( вх. № 495 от 17.01.2014), согласно которым ЗАО «Магнитогорскгазстрой» с ОАО «Магнитогорскмежрайгаз» заключен договор аренды имущества (газопровод, ГРП, установок ЭХЗ) № 20/11-аг от 29.12.2011, который в соответствии с дополнительным соглашением от 03.09.2012 заключен на неопределенный срок.

Администрацией Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района, привлеченной к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, представлены следующие документы и пояснения ( вх.№ 2822 от 05.03.2014, 5586 от 22.04.2014, 7842 от 27.05.2014).

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопросы пользования, владения, распоряжения муниципальным имуществом, а также организация в границах поселения газоснабжения наседания относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления в лице исполнительных органов конкретного населенного пункта, в том числе на территории Агаповского сельского поселения – Администрации Агаповского сельского поселения.

В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

20.11.2013 Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в отношении заключен договор аренды № 11/10/13-аг с ЗАО «Магнитогорскгазстрой», в соответствии с которым переданы в аренду газопроводы, расположенные, в том числе на территории Агаповского сельского поселения, без соответствующего решения органа местного самоуправления Агаповского сельского поселения, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

В настоящее время Администрацией Агаповского сельского поселения осуществляется процедура оформления сетей газоснабжения, находящихся в границах Агаповского сельского поселения, в том числе ведется переписка с Территориальным Управлением Росимущества и Министерством Промышленности Челябинской области.

Администрациями Желтинского, Буранного, Приморского, Черниговского, Светлогорского, Магнитного, Первомайского, Наровчатского, Светлогорского, Янгельского сельских поселений Агаповского муниципального района, привлеченные к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представлены следующие документы и пояснения (вх. № 4535 от 04.04.2014, 5352 от 17.04.2014, 5613 от 22.04.2014, 5617 от 22.04.2014, 5620 от 22.04.2014, 5699 от 23.04.2014, 5935 от 28.04.2014, 6782 от 12.05.2014, 7170 от 15.05.2014, 7283 от 19.05.2014).

В соответствии с Уставом сельского поселения организация газоснабжения в границах поселения относится к полномочиям администрации сельского поселения.

Сети газоснабжения, переданные по договору аренды № 11/10/13-аг ЗАО «Магнитогорскгазстрой» в муниципальную собственность сельского поселения не включены.

Процедуры разграничения объектов газоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, между муниципальным районом и поселением, оформление сельским поселением прав владения в отношении объектов газоснабжения, расположенных на территории сельского поселения,  в целях решения вопросов местного значения по обеспечению населения услугами газоснабжения, а также переписка по данным вопросам с Администрацией Агаповского муниципального района не осуществлялись.

На балансе Магнитного сельского поселения находится «Наружный газопровод к модульной котельной (договор № 006/1-0750-13 от 31.12.2013 на техническое обслуживание систем газораспределения и газопотребления заключен с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» сроком действия до 31.12.2014)

Письмом от 04.06.2014 исх. № 27-00-08/1058 Уральское Управление Ростехнадзора представило следующую информацию.

Газопроводы, расположенные на территории Агаповского муниципального района,  имеют семь независимых источников газораспределения, которые в том числе:

- источник газораспределения ГРС Агапово: сети газораспределения к присоединены к источнику газоснабжения – ГРС Агапово и газопроводам ОАО «Магнитогорскгазстрой»;

- источник газоснабжения ГРС п. Буранный: сети газоснабжения присоединены к источнику газоснабжения ГРС п. Буранный;

- источник газоснабжения ГРС элеватор Буранный: сети газораспределения присоединены к газопроводам ООО «Элеватор Буранный»;

- источник газоснабжения ГРС Сахаринский рудник: сети газораспределения присоединены к газопроводам ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»;

- источник газоснабжения ГРС п. Первомайский: сети газораспределения присоединены к газопроводам ОАО «Магнитогорскгазсрой»;

- источник газоснабжения ГРС-4 г. Магнитогорска: сети газораспределения присоединены е источнику газоснабжения ГРС-4 г. Магнитогорска;

- источник газоснабжения ГРС п. Наровчатка является собственностью ООО «Агрофирма «Наровчатка».

Функционирование сетей газоснабжения сельский поселений Агаповского муниципального района от соответствующих ГРС осуществляется самостоятельно.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно Постановлению № 2339-1 от 20.11.2013 Администрацией принято решение о представлении ЗАО «Магнитогорскгазстрой» в аренду газораспределительных сетей и сооружений на них, сроком на 11 месяцев.

Управлением с ЗАО «Магнитогорскгазстрой» заключен договор аренды муниципального имущества № 11/10/13-аг от 20.11.2013, предметом которого является газораспределительные сети и сооружения на них (общей протяженностью 182 188,43 км) (далее – муниципальное имущество), сроком на 11 месяцев.

Торги по продаже права на заключение договора аренды  указанного муниципального имущества не проводились.

Администрацией представлены пояснения, согласно которым основанием для заключения договора аренды муниципального имущества без проведения торгов является пункт 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), поскольку газораспределительная сеть и сооружения на ней (261 газопровод общей протяженностью 182 188,43 км) являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ЗАО «Магнитогорскгазстрой». В подтверждение вышеуказанного представила схему газопроводов Агаповского района.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Исходя из пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, сети инженерно-технического обеспечения – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а технологически связанные сети – принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Администрацией представлен договор № 20/11-аг аренды имущества от 29.12.2011, согласно которому ООО «Магнитогорскмежрайгаз» передано в аренду ЗАО «Магнитогорскгазстрой» сроком до 21.12.2012, в том числе:

- газопровод низкого давления от ГРП до котельной районного центра Агапова, газопровод низкого давления к домам 46, 42, 38, 36 по улице Школьной, газопровод высокого давления от ГРС поселка Горный до котельной поселка Горный, подземный газопровод высокого давления от ГРС Агапова до ГРС поселка Горный, газопроводы высокого давления к котельным Агаповского известнякового карьера и поселка «Поля орошения, газопровод высокого давления к «Полям орошения», газопровод высокого давления от ГРС Агапова до ГРП ДОЗа, ГРП-9 поселка Горный – общей протяженностью 31918,74 м (пункты 422-433);

- надземный газопровод высокого давления к блочному ГРП в поселке Агаповка (Северо-Восточная часть), газопровод низкого давления  к базе ОАО «М.газ» поселок Агаповка – общей протяженностью 930,1 м (пункты 512-513);

- газопровод высокого давления от ГРС поселок Первомайский до ГРП-3 поселок Наваринка – протяженностью 7120,03м (пункт 558).

Дополнительным соглашением от 03.09.2012 в указанный договор внесены изменения о заключении № 20/11-аг аренды имущества от 29.12.2011 на неопределенный срок.

Из содержания договора № 20/11-аг от 29.12.2011 следует, что во владении и пользовании ООО «Магнитогорскмежрайгаз» находятся объекты газоснабжения, расположенные на территории поселков Горный, Агаповка, Первомайский.

Кроме того, согласно информации, представленной Уральским управлением Ростехнадзора, газопроводы, расположенные на территории Агаповского муниципального района, имеют независимые источники газораспределения, функционирование семи сетей газоснабжения сельских поселений Агаповского муниципального района осуществляется самостоятельно.

Таким образом, у ЗАО «Магнитогорскгазстрой» до 20.11.2013 отсутствовали права владения и пользования газораспределительными сетями в отношении каждой из семи обособленных газораспределительных муниципальных сетей (за исключение поселков Агаповка, Наваринка).

Ссылка Администрации на Федеральный закон РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии со статьей 6 данного закона объектом технического регулирования в Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) и не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

В соответствии с Распоряжением Администрации Агаповского муниципального района № 330-1 от 05.11.2013 принято решение о создании рабочей комиссии для определения технологических присоединений сетей газоснабжения, принадлежащих Администрации Агаповского муниципального района, к сетям газоснабжения, принадлежащим ЗАО «Магнитогорскгазстрой», а также установления технологической связи указанных сетей в составе представителей Управления, заместителя главы района по строительству, ЖКХ, ТС и Э, главного инженера и заместителя главного инженера ЗАО «Магнитогорскгазстрой» (далее – рабочая комиссия).

Согласно протоколу заседания рабочей комиссии от 07.11.2013 на основании Схем газопроводов Агаповского муниципального района, а также результатов визуального осмотра мест технологического присоединения газопроводов Администрации Агаповского муниципального района к сетям ЗАО «Магнитогорскгазстрой», члены рабочей комиссии пришли к заключению, что газопроводы, принадлежащие ЗАО «Магнитогорскгазстрой» и Администрации Агаповского муниципального района составляют комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставки газа и оказания услуг в сфере газоснабжения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объектов капитального строительства.

Таким образом, определение технологических присоединений и установление технологической связи газораспределительных сетей Агаповского муниципального района проведено без привлечения иных хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», при условии наличия у иных хозяйствующих субъектов прав владения и пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района.

Указание на реквизиты (сведения) о схеме и непосредственно схема, на основании которой рабочей комиссией подготовлено заключение, в протоколе от 07.11.2013 отсутствуют.

Кроме того, в протоколе и в представленных Администрацией Схемах ( л.д. 178-181, т.1) отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) на территории Агаповского муниципального района сетей, принадлежащих иным хозяйствующим субъектам помимо ЗАО «Магнитогорскгазстрой», и их присоединений к газопроводам, принадлежащим Администрации Агаповского муниципального района к сетям.

Представленный проектный план (л.д. 178, т.1) позволяет визуально сделать вывод о том, что семь газораспределительных сетей на территории Агаповского муниципального района обособленные.

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в материалы дела представлены:

1) договор № ДАГ-0043/146-р от 01.01.2008 о передаче в аренду, заключенный с Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области, согласно которому обществу на неопределенный срок переданы в аренду объекты газоснабжения, расположенные, в том числе в Агаповском районе:

- надземный газопровод низкого давления 4-й и 7 жилой группы п. Гумбейский (газификация п. Гумбейский АОЗТ «Агаповское»), протяженность 0,67 км,

- надземный, подземный и внутриквартальные газопроводы к жилым домам (газификация ООО СХН «Искра») поселок Янгельский, протяженность 3,747 км,

- газификация АОЗТ «Радужное», надземный и подземный газопровод высокого и низкого давления, блочная ГРП в п. Радужный, протяженность 0,909 км,

- газификация ЗАО «Наровчатское», протяженность 1,8 км,

- газификация п. Первомайский, перенос газопровода высокого давления от ГРС до ГРП-1, протяженность 0,751 км,

- надземный внутриквартальный газопровод с 1 по 7 жилых групп в п. Светлогорск, протяженность 2,01 км,

- надземный газопровод в п. Наровчатское (ул. Школьная – ул. Рабочая), протяженность 0,5 км,

- установка блочного ГРП №3 в п. Наваринка, протяженность 0,023 км,

- внутриквартальный газопровод 1,3,5 квартал в п. Наваринка, протяженность 0,647 км,

- уличный газопровод от ПКО до ПКЗ-36 в п. Наваринка, протяженность 0,444 км,

- наземный и подземный газопровод низкого давления по ул. Рабочая, Пионерская в п. Агаповка, протяженность 0,788 км,

- газовые сети в п. Янгельский (наружный газопровод е жилым домам № 48-62 по ул. Парковой), протяженность 0,44 км,

- газовые сети в районном центре Агаповка (северная часть), протяженность 6,99 км,

- межпоселковый газопровод высокого давления и ГРП к п. Зингейка ЗАО «Зингейское», протяженность 11,511 км,

- газопровод-перемычка от ГРС Сахаринского рудника до газопровода Магнитный-Черниговка, протяженность 2,49 км,

- надземный газопровод к ГРП п. Зингейка, подземный, надземный внутриквартальный газопровод в п. Зингейка ЗАО «Зингейское», протяженность 1,782 км.

2) договор № ДАГ-06-25-1165 от 09.01.2007 о передаче в аренду имущества, заключенный с ООО «РЕСА Агро», согласно которому ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» переданы в аренду объекты газоснабжения, расположенные, в том числе в Агаповском районе:

- подземный газопровод высокого давления от точки врезки до ГРП-800 метров – ЭХЗ,

- газопровод среднего давления от ГРП до котельной 25 метров, от ГРП до зерносушилки 280 метров,

- газопровод низкого давления от ГРП к промышленным предприятиям общей длиной 5231 метров.

На основании вышеизложенного не может быть принят во внимание довод Администрации об основаниях проведения заседания рабочей комиссии без привлечения иных хозяйствующих субъектов ввиду отсутствия права владения или пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района за иными хозяйствующими субъектами.

Из представленных схем газопроводов на территории Агаповского муниципального района также нельзя прийти к вышеуказанного выводу.

Информация, представленная Уральским управлением Ростехнадзора, свидетельствует о наличии технологических присоединений части сети, переданной Администрацией Агаповского муниципального района по договору № 11/10/13-аг от 20.11.2013, и сетей, принадлежащих ЗАО «Магнитогорскгазстрой» по договору № 20/11-аг аренды имущества от 29.12.2011, в отношении двух объектов – ГРС Агапово, ГРС п. Первомайский.

Документов, подтверждающих наличие технологических присоединений газораспределительных сетей, расположенных на территории Агаповского муниципального района и принадлежащих ЗАО «Магнитогорскгазстрой», к семи газораспределительным сетям, переданным Администрацией Агаповского муниципального района, а также их технологической связи части сети и сети, Администрацией, Управлением не представлены.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе  путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Действия Администрации по принятию Постановления № 2339-1 от 20.11.2013 о предоставлении ЗАО «Магнитогорскгазстрой» в аренду газораспределительных сетей и сооружений на них без проведения торгов, могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности ЗАО «Магнитогорскгазстрой», что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Действия Управления по заключению с ЗАО «Магнитогорскгазстрой» договора аренды муниципального имущества № 11/10/13-аг от 20.11.2013 без проведения торгов противоречат части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно договору аренды муниципального имущества № 11/10/13-аг от 20.11.2013 ЗАО «Магнитогорскгазстрой» сроком на 11 месяцев в пользование переданы 261 объект газоснабжения, в том числе на территории села Агаповка, поселков Наровчатка, Буранный, Приморский, Желтинский, Аблязово, Магнитный, Кировский, Чернигорвский, Горный, Светлогорский, Гумбейский, Первомайский, Наваринка, Янгельский, Озерный.

Указанные объекты газоснабжения включены в реестр муниципальной собственности (выписка из реестра муниципальной собственности Агаповского муниципального района № 413 от 21.10.2013 с указанием протяженности и их балансовой стоимости).

Сведений о дате и основаниях внесения в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района указанных объектов газоснабжения выписка из реестра муниципальной собственности Агаповского муниципального района выписка № 413 от 21.10.2013 не содержит, документов подтверждающих дату и основания внесения Администрацией Агаповского муниципального района, Управлением не представлено.

В материалы дела № 01-07/14 Администрацией представлены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Агаповского муниципального района на 16 объектов газоснабжения. В отношении остального имущества, являющегося предметом договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 с ЗАО «Магнитогорскгазстрой», документов, подтверждающих основания включения его в реестр муниципальной собственности, Администрацией не представлено.

Согласно пункту 2.2 Положения об Управлении по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Агаповского муниципального района от 21.06.2004 № 429, на Управление возложены функции оформления в установленном порядке приема и передачи объектов, находящихся на территории муниципального района в муниципальную собственность.

Сведения о дате и основаниях внесения в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района объектов газоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, в том числе актов органов местного самоуправления, органов власти Челябинской области Администрацией Агаповского муниципального района, Управлением не представлено.

Документов, подтверждающих право собственности на объекты газоснабжения (за вышеуказанным исключением), переданных по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, в том числе его возникновение, Администрацией не представлено.

Реализация Администрацией прав владения, распоряжения имуществом, переданным по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, не соответствует положениям Решения Собрания депутатов Агаповского муниципального района от 31.03.2009 № 665 (далее – Решение), согласно которому приобретение имущества в муниципальную собственность завершается регистрацией права собственности на приобретаемое имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию объектов движимого и недвижимого имущества и включением его в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района (пункт 4.2 Решения).

Внесение в реестр не является основанием возникновения права собственности на указанное муниципальное имущество, поскольку согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение подлежит государственной регистрации, соответственно и право собственности на недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации.

В связи с чем, у Администрации отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 с ЗАО «Магнитогорскгазстрой», на объекты газоснабжения, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке.

Таким образом, Администрацией Агаповского муниципального района по договору аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 переданы объекты газоснабжения, которые не являются муниципальным имуществом, что не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения поселения.

Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 5 Закона Челябинской области от 29.11.2007 №221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами» установлено, что момент возникновения у муниципального образования, принявшего имущество, права собственности на переданное имущество устанавливается законом Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Из письменных пояснений, представленных Администрациями сельских поселений Агаповского муниципального района следует, что в соответствии с Уставами сельских поселений на Администрации сельских поселений возложены полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Документов, подтверждающих реализацию Администрациями сельских поселения полномочий по обеспечению населения сельского поселения услугами газоснабжения с использованием сетей газоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, расположенными на территории сельского поселения не представлено. В реестрах муниципальной собственности сельских поселений сети газоснабжения отсутствуют.

В отношении объектов газоснабжения, расположенных на территориях сельских поселений, процедуры разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и поселениями, а также оформления сельскими поселениями прав владения в отношении объектов газоснабжения, расположенных на территории сельского поселения,  в целях решения вопросов местного значения по обеспечению населения услугами газоснабжения не осуществляется.

С учетом изложенных обстоятельств следует, что до принятия Закона Челябинской области, регулирующего момент возникновения права собственности на муниципальное имущество, то есть до разграничения муниципальной собственности между муниципальным районом и сельскими поселениями, при отсутствии государственной регистрации прав собственности на часть муниципального имущества, в том числе в порядке постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, являющегося предметом договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013, Администрация Агаповского муниципального района не вправе им распоряжаться.

Таким образом, действия Администрации Агаповского муниципального района в части распоряжения  Администрацией Агаповского муниципального района имуществом, которое не является собственностью муниципального образования, бездействия Администраций муниципального района и сельских поселений по неосуществлению процедуры разграничения имущества между муниципальным районом и поселениями, а также оформлению сельскими поселениями прав владения в отношении объектов газоснабжения не соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, Челябинским УФАС России материалы дела направлены в Прокуратуру Челябинской области для рассмотрения вопроса о неправомерном бездействии Администрации Агаповского муниципального района, выразившимся неосуществлении передачи имущества, необходимого для организации газоснабжения населения сельских поселений, Администрациям сельских поселений Агаповского муниципального района для решения вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по принятию Постановления № 2339-1 от 20.11.2013 о предоставлении ЗАО «Магнитогорскгазстрой» в аренду объектов газоснабжения (муниципального имущества) без проведения торгов, что привело или могло привести привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности хозяйствующему субъекту.

2. Признать нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции действия Управления по заключению с ЗАО «Магнитогорскгазстрой» договора аренды муниципального имущества № 11/10/13-аг от 20.11.2013 без проведения торгов.

3. Выдать Администрации Агаповского муниципального района, Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 (351) 265-93-79

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 01-07/14

 

15 июля 2014                                                                     

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

С***** Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

С***** Т.М.

 

-

 

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

П***** Ю.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15 июля 2014 года по делу № 01-07/14 о нарушении  Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.

2. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование  муниципальное имущество – объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения  договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества,  с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит  и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и  описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 (351) 265-93-79

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 01-07/14

 

15 июля 2014                                                                     

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

С***** Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

С***** Т.М.

 

-

 

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

П***** Ю.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15 июля 2014 года по делу № 01-07/14 о нарушении  Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в срок до 21 октября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района по истечении срока действия  договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 принять меры по возврату муниципального имущества, переданного ЗАО «Магнитогорскгазстрой», в муниципальную собственность посредством подписания акта приема-передачи имущества.

3. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района по истечении срока действия  договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов газоснабжения.

4. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в качестве доказательств исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 31 октября 2014 года надлежаще заверенные копии соглашения о расторжении договора аренды № 11/10/13-аг от 20.11.2013 и подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ЗАО «Магнитогорскгазстрой».

5. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в качестве доказательств исполнения пункта 3 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года надлежаще заверенные копии договоров о предоставлении имущества (в случае их заключения) с письменными сведениями, подтверждающими основания их заключения (по результатам торгов, по иным основаниям).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты  и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны