Определение б/н Определение по делу № 01-07/17 от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 01-07/17

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«__» января 2017 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

У С Т А Н О В И Л:

В Челябинское УФАС России поступили заявления ООО «Чебаркульгорводоканал», ООО «Водоотведение», ООО «Чебаркульводоканал» о неправомерных действиях Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее – Администрация), выразившихся в передаче МУП «Теплоком» по договору хозяйственного ведения объектов системы водоснабжения, в нарушение законодательства о водоснабжении и водоотведении.

В ходе рассмотрения указанных заявлений и представленных документов установлено, что Постановлением Администрации от 13.05.2016 № 411 объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком». Договор хозяйственного ведения заключен не был, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован.

На основании договора аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса от 17.05.2016 № 1 МУП «Теплоком» переданы ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» сети водопроводного комплекса и инженерные сооружения, смонтированные на них, здания, сооружения, передаточные устройства, линии электропередач, оборудование и т.п. – представляющие собой имущественный комплекс.

На основании договора аренды сетей и инженерных сооружений канализационного комплекса от 17.05.2016 № 1 МУП «Теплоком» переданы ООО «Чебаркульское предприятие канализации» сети канализационного комплекса и инженерные сооружения, смонтированные на них, здания, сооружения, передаточные устройства, оборудование и т.п. – представляющие собой имущественный комплекс.

Пунктом 1 постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа.

Пунктом 2 постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 ООО «Чебаркульское предприятие канализации» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона  от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договора аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Закона № 103-ФЗ права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Из содержания пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2015 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которое принадлежат муниципальному образованию.

Таким образом, действия органов местного самоуправления по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, путем закрепления указанных объектов за муниципальным унитарным предприятием, после вступления в силу Закона № 103-ФЗ, могут являться нарушением антимонопольного законодательства, о чем указано в письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения».

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае действиями Администрации по принятию Постановления от 13.05.2016 № 411 «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения», а также Постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении» могут создаваться преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании части 3 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

Согласно части 1 статьи 450.1 ГК РФ односторонний отказ от договора может быть осуществлен управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

С учетом изложенного, вышеуказанные акты подлежат отмене.

Таким образом, после отмены Постановлений Администрации от 13.05.2016 № 411 и от 17.05.2016 № 415 арендодателем имущества должна являться Администрация, которой надлежало расторгнуть договор аренды от 17.05.2016 № 1 с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», договор аренды от 17.05.2016 № 1 с ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключенные с нарушением действующего законодательства.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выданы предупреждения №№ 34-07/16, 35-07/16 о необходимости прекращения указанных действий, для чего Администрации необходимо:

1) принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:

1.1) информирования МУП «Теплоком» об отмене с 20.09.2016 Постановления Администрации от 13.05.2016 № 411, а также намерении предоставления муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о водоснабжении, антимонопольного законодательства;

1.2) отмены Постановления Администрации от 13.05.2016 № 411
«О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения»;

2) прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

2.1) направления ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» уведомления о расторжении договора № 1 от 17.05.2016, направления ООО «Чебаркульское предприятие канализации» уведомления о расторжении договора № 1 от 17.05.2016 в порядке пункта 8.3 указанных договоров, а также необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну, намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о водоснабжении и водоотведении, антимонопольного законодательства;

2.2) принятия мер по возврату в муниципальную казну муниципального имущества, переданного ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на основании договора № 1 от 17.05.2016, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на основании договора № 1 от 17.05.2016, в срок до 25.12.2016;

2.3) отмены пунктов 1, 2, 3 Постановления Администрации от 17.05.2016 № 415 «О наделении статусом гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении», в срок до 25.12.2016;

2.4) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для водоотведения, в срок до 25.12.2016;

2.5) организации принятия мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества, согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в срок до 25.12.2016.

В установленный срок Администрацией предупреждения не исполнены.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Челябинского УФАС России № 2 от «11» января 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 01-07/17 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 01-07/17 к рассмотрению на 09 марта 2017 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 324.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 01-07/17 в качестве ответчика – Администрацию Чебаркульского городского округа (ул. Ленина, д. 13, г. Чебаркуль); заявителей – ООО «Чебаркульгорводоканал» (ул. Октябрьская, д. 5-и, кв. 48, г. Чебаркуль), ООО «Водоотведение» (ул. Октябрьская, д. 5-и, кв. 48, г. Чебаркуль), ООО «Чебаркульводоканал» (ул. Крылова, д. 10-а, г. Чебаркуль); заинтересованные лица – МУП «Теплоком» (ул. Суворова, д. 19, г. Чебаркуль), ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (ул. Дзержинского, д. 4, офис 201, г. Чебаркуль), ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (ул. Дзержинского, д. 4, офис 202,
г. Чебаркуль).

 

3. Администрации необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 20 февраля 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, представив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

3.1) письменные сведения о хозяйствующих субъектах, во владении, пользовании которых в период с 09.09.2016 по настоящее время находятся объекты водоснабжения и водоотведения, с приложением подтверждающих документов;

3.2) документы, подтверждающие принятие мер, направленных на прекращение действий, указанных в предупреждениях №№ 34-07/16, 35-07/16, с приложением подтверждающих документов, либо письменные пояснения об их отсутствии;

3.3) письменные пояснения о принятии органом местного самоуправления Чебаркульского городского округа Челябинской области мер по возврату в муниципальную казну муниципального имущества, переданного ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» по договору аренды № 1 от 17.05.2016, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договору аренды № 1 от 17.05.2016, с приложением подтверждающих документов;

3.4) в случае непринятия мер, указанных в пунктах 3.2, 3.3 настоящего определения, письменные пояснения о правовых основаниях необеспечения их принятия;

3.5) письменные сведения о хозяйствующих субъектах (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение), которые в настоящее время заключают договоры с абонентами на оказание услуг водоснабжения и водоотведения с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в договорах № 1 от 17.05.2016;

3.6) свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности Чебаркульского городского поселения на муниципальное имущество - объекты водоснабжения и водоотведения, указанные в договорах № 1 от 17.05.2016;

3.7) перечень объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении которых зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке право собственности муниципального образования, с указанием порядкового номера объектов водоснабжения и водоотведения в договорах № 1 от 17.05.2016, даты и номера свидетельств о регистрации права муниципальной собственности;

3.8) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

 

4. МУП «Теплоком» в срок до 20 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, предоставив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

4.1) договор аренды сетей и инженерных сооружений водопроводного комплекса № 1 от 17.05.2016, заключенный с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», со всеми приложениями, изменениями, дополнениями;

4.2) договор аренды сетей и инженерных сооружений канализационного комплекса № 1 от 17.05.2016, заключенный с ООО «Чебаркульское предприятие канализации», со всеми приложениями, изменениями, дополнениями;

4.3) переписку с Администрацией по вопросу исполнения предупреждений №№ 34-07/16, 35-07/16 и предоставления Администрацией муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона № 103-ФЗ, Закона о водоснабжении, антимонопольного законодательства;

4.4) согласие собственника имущества на передачу сетей объектов водоснабжения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» по договору аренды № 1 от 17.05.2016 и объектов водоотведения ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договору аренды № 1 от 17.05.2016, а также письменное обращение о даче согласия на передачу данного имущества;

4.5) письменные сведения об основаниях передачи объектов системы водоснабжения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», системы водоотведения «Чебаркульское предприятие канализации» без проведения торгов, с учетом положений частей 1, 6 статьи 41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении;

4.6) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

 

5. ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» в срок до 20 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, предоставив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

5.1) переписку с Администрацией по вопросу расторжения договора № 1 от 17.05.2016 в порядке пункта 8.3 указанного договора, а также необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну;

5.2) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

 

6. ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в срок до 20 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, предоставив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

6.1) переписку с Администрацией по вопросу расторжения договора № 1 от 17.05.2016 в порядке пункта 8.3 указанного договора, а также необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну;

6.2) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

 

7. ООО «Чебаркульгорводоканал» в срок до 20 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, предоставив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

7.1) сведения об осуществлении в настоящее время коммунальных услуг по предоставлению питьевой воды населению города Чебаркуль, в том числе об осуществлении платы потребителями за данную услугу за период июнь 2016 года по настоящее время;

7.2) сведения об иных хозяйствующих субъектах (наименование, местонахождение), осуществляющих водоснабжение на территории муниципального образования «Чебаркульский городской округ»;

7.3) постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 57/13 от 27.11.2015 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду и транспортировку воды для ООО «Чебаркульгорводоканал», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Чебаркульского городского округа, на 2016-2018 года»;

7.4) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

 

8. ООО «Водоотведение» в срок до 20 февраля 2017 года представить в Челябинское УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, предоставив сопроводительное письмо с указанием номера дела 01-07/17 и описью вложения):

8.1) сведения об осуществлении в настоящее время коммунальных услуг по водоотведению населению города Чебаркуль, в том числе об осуществлении платы потребителями за данную услугу за период июнь 2016 года по настоящее время;

8.2) сведения об иных хозяйствующих субъектах (наименование, местонахождение), осуществляющих водоотведение на территории муниципального образования «Чебаркульский городской округ»;

8.3) иные документы и сведения, которые имеют отношение к рассмотрению настоящего антимонопольного дела.

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (с указанием нумерации пунктов настоящего определения), при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину.

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Информацию о производстве по настоящему делу и принятых Комиссией решениях можно получить в сети Интернет на сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (в разделе Решения).

Связанные организации

Связанные организации не указаны