Предупреждение б/н Предупреждение № 01-07/17 Управлению имущественных отношений... от 25 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 01-07/17

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«18» января 2017 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО «МиассЭнергоСтрой» о неправомерных действиях Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа (далее – Управление), выразившихся в передаче ОАО «МРСК Урала» по договору безвозмездного пользования объектов системы электроснабжения, в нарушение законодательства о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения документов и материалов, представленных Управлением, установлено следующее.

Из содержания заявления следует, что ранее сети электросетевого хозяйства принадлежали на праве аренды ООО «Эффект ТК» до 31.07.2016. До окончания срока договора аренды ООО «Эффект ТК» направило в Управление письмо от 23.05.2016 № 120 с просьбой продлить срок данного договора на 11 месяцев.

Управление отказало ООО «Эффект ТК» в продлении договора аренды ссылаясь на систематические нарушения арендатором обязательств по договору (письмо Управления от 27.06.2016 № 1712).

Письмом от 21.07.2016 № 168 ООО «Эффект ТК» просило Управление уведомить об организации, которая будет эксплуатировать электросети с 01.08.2016, а также направить в адрес указанного общества уведомление о проведении конкурса по обслуживанию электросетевого хозяйства Верхнеуральского городского округа.

Управление письмом от 27.07.2016 № 2035 повторно отказано ООО «Эффект ТК» в продлении договора аренды ввиду ненадлежащего исполнения им обязанностей по данному договору по причине поступления жалоб и претензий от потребителей на долговременное отсутствие электроэнергии.

Письмом от 08.07.2016 № ЧЭ/ЦЭС/01-21/1716 ОАО «МРСК Урала» уведомило Управление о намерении заключить договор аренды или договор безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Верхнеуфалейского городского округа.

28.07.2016 Управлением принято распоряжение № 753р «О заключении договора безвозмездного пользования объектами электросетевого имущества с ОАО «МРСК Урала» и направлен в адрес данного общества договор безвозмездного пользования  электросетевого имущества от 01.08.2016 № 4 с просьбой подписать его и 1 экземпляр направить в адрес Управления в течение 3-х дней (письмо Управления от 28.07.2016 № 2042).

01.08.2016 между Управлением и ОАО «МРСК Урала» заключен договор безвозмездного пользования № 4, на основании которого сети электроснабжения Верхнеуфалейского городского округа были переданы в безвозмездное пользование ОАО «МРСК Урала» со ссылкой на подпункт 8 пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на неопределенный срок.

Согласно Приложению № 1 к договору безвозмездного пользования № 4 Управление передает объекты электросетевого хозяйства, в том числе линии электропередач и трансформаторные подстанции на территории городского округа Верхний Уфалей, а также поселков Боровой, Нижний Уфалей, Уфимка, Черемшанка, Коркодин (платформа), Чусовской, Каменушка, Силач (железнодорожная станция), Укагач (остановочный пункт), Иткуль (железнодорожная станция), села Иткуль, входящих в состав городского округа (всего – 142 объекта).

 

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно Разъяснениям ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, положение пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи передачи участков сетей инженерно-технического обеспечения, без которых технологически невозможно обеспечить электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение соответствующих потребителей (объектов капитального строительства).

На основании изложенного следует, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

В заявлении указано, что сети, расположенные в поселках Иткуль, Силач, Коркодин запитаны от сетей ОАО «РЖД» и данные сети также переданы по договору безвозмездного пользования.

Кроме того, из письма ООО «Эффект ТК» от 21.07.2016 № 168 следует, что электрические сети Верхнеуфалейского городского округа технологически связаны с собственными сетями ООО «Эффект ТК», являющейся сетевой компанией на территории Челябинской области на основании постановления Единого тарифного органа.

Согласно пояснениям Управления (вх. № 16782 от 07.12.2016) при заключении договора безвозмездного пользования № 4 учитывалось письмо Уральского управления Ростехнадзора от 02.10.2013 № 26-10/12808, согласно которому электрические сети 0,4-6 кВ Верхнеуфалейского городского округа, в соответствии с представленными актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем, имеют взаимные точки присоединения с сетями ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» и участвуют в единой технологической схеме. К письму прилагаются 15 актов разграничения балансовой принадлежности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.07.2008 № 74-74-27/028/2008-209 в собственности ОАО «МРСК Урала» находятся Электросетевой комплекс – «Энергопередающие системы 6-10 кВ г. Верхний Уфалей».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.07.2008 № 74-74-27/028/2008-192 в собственности ОАО «МРСК Урала» находятся Сооружение – линия электропередач 6 кВ, общей площадью 5222 м.

Акты разграничения балансовой принадлежности представлены не на все объекты электросетевого хозяйства, являющиеся объектом сделки. Представленные акты разграничения балансовой принадлежности не позволяют сделать вывод о том, что принадлежащие ОАО «МРСК Урала» сети являются технологически связанными с передаваемыми сетями Верхнеуфалейского городского округа. Схема электрических сетей Верхнеуфалейского городского округа, а также поселков Иткуль, Силач, Коркодин, подтверждающая, что передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «МРСК Урала», и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не представлена.

Кроме того, согласно актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей № 190, 191 ЛЭП 6 кВ № 12 и ЛЭП 6 кВ № 17 находятся на балансе ОАО «РЖД», что может указывать на наличие присоединения объектов муниципального электросетевого хозяйства к сетям, принадлежащим ОАО «РЖД».

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе  путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

Действия Управления по принятию Распоряжения от 28.07.2016 № 753р «О заключении договора безвозмездного пользования объектами электросетевого имущества с ОАО «МРСК Урала» в части передачи объектов электросетевого хозяйства Верхнеуфалейского городского округа в безвозмездное пользование ОАО «МРСК Урала», а также по заключению договора безвозмездного пользования от 01.08.2016 № 4 без проведения торгов содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности указанному хозяйствующему субъекту ввиду предоставления ему муниципального имущества в отсутствие конкурсных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Управления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Управление о необходимости прекращения указанных действий, для чего Управлению необходимо:

  1. в срок до 12 февраля 2017 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем:
    1. письменного информирования ОАО «МРСК Урала» о прекращении с 15 мая 2017 года договора безвозмездного пользования от 01.08.2016 № 4,  а также о необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну до 15 мая 2017 года, также о намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе антимонопольного законодательства;
    2. организации мер в целях предоставления муниципального имущества с соблюдением требований антимонопольного законодательства;

2) в срок до 15 мая 2017 года прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

2.1) отмены Распоряжения Управления от 28.07.2016 № 753р «О заключении договора безвозмездного пользования объектами электросетевого имущества с ОАО «МРСК Урала»;

2.2) принятия мер по возврату муниципального имущества – объектов электросетевого хозяйства по договору от 01.08.2016 № 4 в муниципальную казну;

2.3) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства).

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих получение ОАО «МРСК Урала» письма, указанного в пункте 1 настоящего предупреждения, актов органов местного самоуправления города Верхний Уфалей, направленных на принятие мер в целях предоставления муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) с соблюдением требований действующего законодательства, отмену Распоряжения Управления от 28.07.2016 № 753р; принятие мер по возврату муниципального имущества в муниципальную казну; а также сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество – объекты электросетевого хозяйства с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов электросетевого хозяйства).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны