Решение б/н Решение по делу № 074/01/15-2315/2022 о нарушении антимонопо... от 27 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области


457200, Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Советская, д. 135
varnenskoesp@mail.ru

Администрация Варненского муниципального района Челябинской области


457200 с. Варна ул. Советская, 135/1
adm@varna74.ru

ООО «Стройкомплекс»


Челябинская обл., Варненский район, с. Варна, ул. Юбилейная, д. 41

АО «Челябоблкоммунэнерго»


454084, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 2А, каб. 62
info@choke.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/15-2315/2022 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» января 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<...>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

 

заместителя начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области (457200, Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Советская, д. 135; далее Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 8 указанной нормы, в отсутствие на заседании Комиссии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России на основании материалов, поступивших из Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, рассмотрен вопрос о соблюдении требований антимонопольного законодательства Администрацией при заключении договора аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021 с АО «Челябоблкоммунэнерго» в отношении нежилого здания - районной котельной, ст. Тамерлан, общей площадью 576 кв.м, кадастровый номер 74:05:0000000:228, расположенной по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Ленина, д. 16, стр. 1, тепловых сетей общей протяженностью 2664 м, кадастровый номер 74:05:0000000:765, расположенных по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, тепловых сетей ст. Тамерлан, а также иного оборудования, образующего единое целое с объектом теплоснабжения (далее — Объекты).

В действиях Администрации, выразившихся в предоставлении объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс» путем заключения договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» путем издания Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 и заключения договора б/н от 01.09.2021 аренды муниципального имущества, в нарушение части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ввиду создания отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий доступа к муниципальному ресурсу, установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы.

По результатам рассмотрения указанных материалов Челябинским УФАС России Администрации выдано предупреждение № 26-07/21 (исх. от 03.12.2021 № АК/16288/21) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 30 апреля 2022 года путем:

  1. отмены Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 «О предоставлении в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» социально-значимых объектов» и информирования АО «Челябоблкоммунэнерго» о принятом решении;
  2. принятия мер по возврату в муниципальную казну имущества (котельной и тепловых сетей), переданных АО «Челябоблкоммунэнерго» по договору аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021, в том числе путем обращения в суд о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки;
  3. принятия мер, направленных на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам котельной и тепловых сетей.

В установленный срок Администрацией предупреждение не исполнено.

Антимонопольным органом на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока исполнения предупреждения № 26-07/21 от 02.12.2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (письмо исх. № АК/7670/22 от 01.07.2022), до 01 августа 2022 года.

Согласно Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080674344521 письмо Челябинского УФАС России исх. № АК/7670/22 от 01.07.2022 о продлении срока исполнения предупреждения № 26-07/21 вручено адресату 06.07.2022.

Вместе с тем, в срок до 01.08.2022 Администрацией предупреждение не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Челябинского УФАС России № 74 от «19» августа 2022 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 074/01/15-2315/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы.

Администрацией в Челябинское УФАС России направлено ходатайство от 29.08.2022 № 467 о продлении срока исполнения предупреждения в связи с принятием решения о заключении концессионного соглашения на конкурсной основе.

Антимонопольным органом принято решение (письмо от 01.09.2022 № АК/10503/22) об отказе в удовлетворении ходатайства Администрации о продлении срока исполнения предупреждения № 26-07/21, поскольку Администрацией не приложено документального обоснования невозможности заключения концессионного соглашения в период с декабря 2021 года по август 2022 года, при этом ходатайство заявлено по истечении срока для исполнения предупреждения и после принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем отсутствовали правовые основания для его удовлетворения.

Администрацией представлены истребуемые антимонопольным органом документы и сведения (письмо от 03.10.2022 № 588) и на заседании Комиссии пояснено, что органом местного самоуправления планируется проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Администрацией Варненского муниципального района Челябинской области письмом от 26.09.2022 № 1489, а также АО «Челябоблкоммунэнерго» письмом от 28.09.2022 № 10/1945) представлены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела № 074/01/15-2315/2022 по существу.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Нежилое здание - районная котельная, ст. Тамерлан, общей площадью 576 кв.м, кадастровый номер 74:05:0000000:228, расположенная по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Ленина, д. 16, стр. 1 (далее - котельная), принадлежит Администрации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации № 74-74-08/022/2007-437 от 03.05.2007.

Тепловые сети общей протяженностью 2664 м, кадастровый номер 74:05:0000000:765, расположенные по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. Варна, тепловые сети ст. Тамерлан (далее – тепловые сети), также принадлежат Администрации на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации № 74-74-05/001/2009-354 от 09.12.2009.

27 августа 2020 год между Администрацией и ООО «Стройкомплекс» заключен договор № 1 безвозмездного пользования муниципальным имуществом в отношении котельной и тепловых сетей для их эксплуатации в целях теплоснабжения объектов социального значения и граждан на территории Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области сроком на 1 год по 27.08.2021. Указанный договор заключен без проведения торгов.

01 июля 2021 год между сторонами договора заключено соглашение о расторжении договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

25 августа 2021 года Администрацией издано Распоряжение № 57 о предоставлении в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» социально-значимых объектов, а именно котельной и тепловых сетей, в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и ГВС.

01.09.2021 между Администрацией и АО «Челябоблкоммунэнерго» заключен договор аренды муниципального имущества б/н от 01.09.2021 в отношении котельной, тепловых сетей, а также иного оборудования, образующего единое целое с объектом теплоснабжения, на срок до заключения концессионного соглашения. Данный договор также заключен без проведения торгов.

Согласно письменным пояснениям, представленным Администрацией по запросу антимонопольного органа, указанный договор заключен с целью предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и ГВС. Такая ситуация сложилась в связи с отсутствием в Варненском муниципальном районе организаций, которые могли бы принять рассматриваемое имущество на условиях концессионного соглашения. Кроме того, Администрацией указано, что в июле-августе 2021 года проводились устные консультации с руководителями АО «Челябоблкоммунэнерго» по вопросам заключения концессионного соглашения, по результатам которых принято решение о заключении договора аренды временно до заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Закон о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 3 Закон о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня официального опубликования указанного Федерального закона, т.е. с 8 мая 2013 года, и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции (в частности статьей 17.1 указанного закона).

Так, в соответствии частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений. Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 такой статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжении без учета требований законодательства о теплоснабжении.

Из полученных антимонопольным органом документов и материалов следует, что объекты теплоснабжения введены в эксплуатацию более, чем 5 лет назад, соответственно, в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение. Более того, органом местного самоуправления на протяжении длительного времени не организована процедура передачи прав владения и (или) пользования муниципальными объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения в установленном порядке. При этом именно на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение. Предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением обеспечения социально-значимых объектов тепловой энергией и горячим водоснабжением, не является основанием для заключения договоров безвозмездного пользования, аренды объектов теплоснабжения, в отношении которых права владения и (или) пользования должны передаваться только на основании концессионного соглашения.

При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Вместе с тем, полученные антимонопольным органом материалы свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области не обеспечено своевременное заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения в соответствии с законодательством о теплоснабжении, а также законодательством о концессионных соглашениях, что привело к необходимости рассмотрения органом местного самоуправления вопроса о передаче котельной и тепловых сетей в целях обеспечения теплоснабжения перед началом отопительного сезона.

Также необходимо отметить, что отсутствие в Варненском муниципальном районе организаций, которые могли бы принять рассматриваемое имущество на условиях концессионного соглашения, не является основанием для передачи имущества без соблюдения установленных законом требований. Более того, в настоящее время имущество передано АО «Челябоблкоммунэнерго», которое зарегистрировано в г. Челябинске, вместе с тем иные организации, оказывающие услуги по теплоснабжению на территории Челябинской области, были лишены возможности претендовать на право заключения концессионного соглашения в установленном порядке.

При этом сведений о принятии мер по передаче прав владения и (или) пользования котельной и тепловыми сетями в порядке, предусмотренном законодательством о теплоснабжении, например, путем проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, либо по инициативе инвестора о заключении такого соглашения, антимонопольным органом не получено, Администрацией не представлено.

Обращаем внимание, что отсутствие заявок на участие в конкурсе может быть связано также с нежеланием потенциальных инвесторов заключить концессионное соглашение на предложенных концедентом условиях, в том числе в связи с некачественной подготовкой конкурсной документации, отсутствием ряда существенных условий концессионного соглашения, нарушениями со стороны организаторов торгов и т.д.

Таким образом, Администрацией предоставлено право ООО «Стройкомплекс» безвозмездного пользования муниципальным имуществом, АО «Челябоблкоммунэнерго» пользования таким имуществом на праве аренды в целях оказания услуг теплоснабжения объектов социального значения и граждан на территории Варненского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области без учета требований, установленных Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях. На протяжении 8 лет Администрацией требования законодательства о теплоснабжении и концессионных соглашениях не выполнены.

Необходимо отметить, что договор № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключенный между ООО «Стройкомплекс» и Администрацией, расторгнут по соглашению сторон, договор аренды б/н от 01.09.2021, заключенный между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ООО «Стройкомплекс» в силу части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении является ничтожным, при этом Распоряжение Администрации № 57 от 25.08.2021 является действующим.

Согласно сведениями, представленным Администрацией, АО «Челябоблкоммунэнерго» выступило с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов.

Постановлением Администрации от 02.06.2022 № 92 принято решение о возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения с. Варна, находящихся в собственности Администрации Варненского сельского поселения и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условия.

Предложение инвестора размещено на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения торгов 09.06.2022 (извещение № 090622/2714153/01 от 09.06.2022), срок приема заявок с 10.06.2022 по 25.07.2022.

Необходимо отметить, что согласно части 4.3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях предложение инвестора оформляется по Форме предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 (далее — Форма).

Однако предложение АО «Челябоблкоммунэнерго» от 11.03.2022 № 10/497 размещено на официальном сайте в сети «Интернет» для проведения торгов не в полном объеме (размещены только проект концессионного соглашения и текст письма АО «Челябоблкоммунэнерго» от 11.03.2022 № 10/497 без приложений 1-9 к нему), что не может считать размещением такого предложения в полном объеме.

Кроме того, в пункте 9 Формы в предложении указываются сведения о наличии либо отсутствии проектной документации, при этом согласно примечанию 6 к Форме в данном пукте необходимо указывать один из вариантов: 1) проектная документация разработана заявителем (в этом случае прилагаются копия проектной документации и копия положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий); 2) проектная документация будет разработана концессионером в соответствии с условиями концессионного соглашения (указываются сроки разработки); 3) проектная документация разработана или будет разработана концедентом.

Вместе с тем, в пункте 9 предложения АО «Челябоблкоммунэнерго» от 11.03.2022 № 10/497 указано на отсутствие проектной документации, что не соответствует пункту 9 Формы, в том числе примечанию 6 к ней.

В указанный срок в Администрацию поступило письмо ООО «Альфа-Ч» от 19.07.2022 № 397 о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения с. Варна от 05.08. 2022 принято решение о необходимости проведения конкурса.

Согласно части 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Закона о концессионных соглашениях к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Закона о концессионных соглашениях.

Вместе с тем, антимонопольным органом не получено, Администрацией не представлено сведений о принятии решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами теплоснабжения.

Географические границы товарного рынка: Варненское сельское поселение Варненского муниципального района Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 27.08.2022 по 30.11.2022, то есть с даты заключения договора № 1 от 27.08.2020 до даты проведения анализа состояния конкуренции и включает период договора б/н от 01.09.2021.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с 27.08.2022 по 30.11.2022.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц.

Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения на соответствующей территории.

Следовательно, передача права владения и (или) пользования указанными объектами без учета требований действующего законодательства, в том числе без проведения торгов при отсутствии правовых оснований, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Действия Администрации по предоставлению объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс», АО «Челябоблкоммунэнерго» с 2020 года ограничивают доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок теплоснабжения, с использованием указанных объектов, создают для отельных хозяйствующих субъектов преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, действия Администрации по предоставлению объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс» путем заключения договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» путем издания Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 и заключения договора б/н от 01.09.2021 аренды муниципального имущества, в нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, приводят и (или) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции ввиду создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 8 указанной нормы.

Договор № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключенный между ООО «Стройкомплекс» и Администрацией, расторгнут по соглашению сторон, договор аренды б/н от 01.09.2021, заключенный между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ООО «Стройкомплекс» в силу части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении является ничтожным, при этом Распоряжение Администрации № 57 от 25.08.2021 является действующим.

Поскольку нарушения антимонопольного законодательства не устранены, Комиссия считает возможным выдать Администрации в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 указанной нормы, действия Администрации, выразившиеся в предоставлении объектов теплоснабжения, а именно котельной и тепловых сетей, в безвозмездное пользование ООО «Стройкомплекс» путем заключения договора № 1 от 27.08.2020 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в аренду АО «Челябоблкоммунэнерго» путем издания Распоряжения Администрации № 57 от 25.08.2021 и заключения договора б/н от 01.09.2021 аренды муниципального имущества, в нарушение части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которой права владения и (или) пользования рассматриваемым имуществом с учетом даты его ввода в эксплуатацию могут передаваться только на основании концессионного соглашения, что приводит и (или) может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции ввиду создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

2. Администрации выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

5. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Закона защите конкуренции, отсутствуют.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны