Постановление №АК/4459/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 074/04/14.3-573/2023 об административном пр... от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 074/04/14.3-573/2023

об административном правонарушении

 

04 апреля 2023 года                                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, <...>, рассмотрев материалы дела 074/04/14.3-573/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Акционерного общества «Альфа-Банк» (ИНН <...>) (далее — АО «Альфа-Банк») по факту распространения рекламы следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска (далее - реклама, размещенная на экране банкомата), с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие законного представителя и (или) представителя по доверенности лица, в отношении которого возбуждено дело, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается данными с сайта «Почта России», согласно которым конверт, содержащий копию Протокола 074/04/14.3-573/2023 об административном правонарушении (от 06.03.2023 07/2806/23), копию Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении 074/04/14.3-573/2023 и продлении срока его рассмотрения (АК/2848/23 от 07.03.2023), 14.03.2023 вручен адресату,

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (вх. № 8597-ИП/22 от 30.06.2022) по факту распространения рекламы, размещенной на экране банкомата, с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно сведениям, представленным заявителем, 03.06.2022 на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, размещена рекламная информация следующего содержания:

«20% по накопительному Альфа-Счёту. 20%».

Заявитель указывает, что по условиям открытия накопительного счета «Альфа-Счет» с 01.06.2022 действовала следующая процентная ставка:

1-2 месяца без условий для всех - 10%;

3 месяц и далее:

- все клиенты при покупках по картам от 10 000 руб., базовая ставка без покупок 4%;

- клиенты с пакетом услуг «А-КЛУБ» при покупках по картам от 100 000 руб., базовая ставка без покупок 4,5%.

АО «Альфа-Банк» представило письменные пояснения, в которых указало, что банкомат не является рекламным носителем.

Фотоматериалы, представленные заявителем, не позволяют однозначно определить, что они являются «заставкой» банкомата, а также то, что зафиксированы 03.06.2022. Поскольку с 01.06.2022 процентная ставка по счету «Альфа-Счет» изменилась, соответственно, информация в автоматических устройствах, осуществляющих расчеты, изменена Банком к указанной дате.

Банкоматы интерактивные и выводят на экран информацию с предложением адресно — в контексте конкретной операции, с учетом истории конкретного клиента. Заявителем не представлена информация при каких обстоятельствах зафиксирована «заставка» в банкомате.

АО «Альфа-Банк» указывает, что рассматриваемая «заставка» с содержанием: «20% по накопительному Альфа-Счёту», загружена в банкоматы г. Челябинска с 01.03.2022 по 30.04.2022.

В течение первых двух месяцев с даты открытия счета итоговая ставка включает в себя базовую и приветственную ставки, составляет 20%.

Размер приветственной надбавки утвержден Распоряжением № 354 от 05.03.2022, размер базовой ставки утвержден Распоряжением № 919 от 28.06.2021.

Данная «заставка» не утверждалась банком, порядок и способы согласования в банке не установлены.

АО «Альфа-Банк» представлены: Распоряжение от 27.05.2022 № 846.1 об установлении и введении в действие с 01.06.2022 надбавки за расходные операции и приветственной надбавки, выписка из приказа от 04.05.2022 № 220504/2350/Л, Распоряжение № 354 от 05.03.2022 с приложениями (далее — Распоряжение № 354), Распоряжение № 919 от 28.06.2021 с приложениями (далее — Распоряжение № 919).

Кроме того, Челябинским УФАС России запрошено решение КУАП № 7 от 16.04.2015, на основании которого вынесены Распоряжения № 354, 919.

АО «Альфа-Банк» полагает, что данный документ не влияет на факт распространения рекламы, не является доказательством, позволяющим сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе. Данный документ хранится в территориально и технологически удаленных архивах, содержит коммерческую тайну, в связи с чем не представлен в Челябинское УФАС России.

Челябинским УФАС России направлен уточняющий запрос заявителю, в ответ на который последним сообщено, что датой и временем фотофиксации банкомата с рекламой: «20% по накопительному Альфа-Счёту», является 04.06.2022 в 18:52.

В подтверждение заявителем представлен скриншот метаданных, содержащий дату, время и место осуществления фотофиксации.

Нахождение заявителя у банкомата 04.06.2022 также подтверждается чеком о снятии денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее - Правила), в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федерального закона «О банках и банковской деятельности») банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Так, к банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (статья 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом № 38-ФЗ к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

 

В соответствии со сведениями, представленными заявителем, в том числе скриншотом метаданных, на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, размещалась следующая информация: «20% по накопительному Альфа-Счёту».

Исходя из содержания, места распространения указанная информация имеет все признаки рекламы:

- распространена с использованием экрана банкомата;

- предназначена для неопределенного круга лиц, поскольку банкомат с данной информацией расположен в общественном месте, а именно в ТРК «Родник» города Челябинска;

- привлекает, формирует и поддерживает интерес к финансовым услугам, оказываемым АО «Альфа-Банк»;

- способствует продвижению финансовых услуг АО «Альфа-Банк» на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является накопительный Альфа-Счет, процентная ставка которого составляет 20% годовых.

Кроме того, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен выезд на место размещения банкомата в ТРК «Родник» города Челябинска, по результатам которого составлен Акт осмотра от 27.10.2022 № 131.

При проведении осмотра банкомата велась фото-видеосъемка с использованием устройства HUAWEI P40 lite, модель E ART-L29.

Согласно Акту осмотра от 27.10.2022 № 131 Челябинским УФАС России установлено, что информация рекламного характера транслируется на экране банкомата в виде сменяющихся слайдов. Экран банкомата не переходит в «спящий» режим, находится в постоянном работающем режиме. Реклама транслируется свободно, адресная направленность с учетом истории конкретного клиента не установлена. В момент фотофиксации рекламы транслировалась информация о накопительном Альфа-Счете, процентная ставка которого составляла 9%. В данной рекламе также отсутствовали иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица. Кроме того, на слайде содержания: «9% по накопительному Альфа-Счету», повторно присутствовала процентная ставка (9%) в более крупном шрифте, ином цвете, выделяющемся на общем фоне слайда, что, в первую очередь, привлекает внимание потребителей. На данном слайде также содержатся указания: «Операции с картой Вставьте карту или приложите карту/смартфон с NFC-чипом», «Операции без карты Внести на счет или погасить кредит, оплатить услуги, самоинкасация», «Продолжить без карты», данный факт подтверждает отсутствие адресной направленности с учетом истории конкретного клиента, соответственно, данная реклама предназначена для неопределенного круга лиц. При этом на экране банкомата слайды транслируются с повторами, что позволяет потребителям неоднократно ознакомиться с информацией рекламного характера.

Оценка содержания текста, размещенного на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 30.08.2022 № 3, в соответствии с которым на поставленные вопросы:

«Является ли информация, размещенная на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, рекламой?», за ответ «да» проголосовало большинство экспертов;

«Создается ли впечатление, что указанная информация рекламирует такой банковский продукт АО «Альфа-Банк», как открытие накопительного счета?», за ответ «да» проголосовало большинство экспертов.

Таким образом, установленные обстоятельства, Акт осмотра от 27.10.2022 № 131, результаты опроса Экспертного совета по применению законодательства о рекламе подтверждают, что информация, размещенная на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, является рекламой.

На основании изложенного, доводы АО «Альфа-Банк» о том, что информация, размещенная на экране банкомата, не является рекламой отклонены.

 

Реклама следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», не содержит иные условия, влияющие на сумму изменения процентной ставки, период действия ставки.

Согласно Распоряжению № 919 с 01.07.2021 для клиентов — физических лиц, заключивших Договор КБО, установлены размеры и максимальные суммы минимального остатка денежных средств, размещенных на счете «Альфа-Счет», для применения Надбавки за Расходные операции, Приветственной надбавки.

Так, размер Надбавки за Расходные операции устанавливается в зависимости от Пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт (пакеты услуг: «А-Клуб», «Максимум+», «Максимум Ultrа» и др.) (приложение № 1 к Распоряжению № 919).

Универсальная линейка карт - совокупность дебетовых (расчетных) карт, которые Клиент может оформить без оформления Пакета услуг, или в рамках Пакета услуг «Премиум» (пункт 1 Договора КБО).

Размер Приветственной ставки устанавливается также в зависимости от Пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт (пакеты услуг: «А-Клуб», «Максимум+», «Максимум Ultrа» и др.) (приложение № 2 к Распоряжению № 919).

Процентные ставки для расчета итоговой процентной ставки для начисления процентов на минимальный остаток по Счету «Альфа-Счет» устанавливаются в зависимости от Пакета услуг, а также периода нахождения средств на Счете (приложение № 3 к Распоряжению № 919).

Согласно Распоряжению № 354 с 11.03.2022 для клиентов — физических лиц, заключивших Договор КБО, установлены размеры и максимальные суммы минимального остатка денежных средств, размещенных на счете «Альфа-Счет», для применения Надбавки за Расходные операции, Приветственной надбавки.

Так, размер Надбавки за Расходные операции (приложение № 1 к Распоряжению № 354), размер Приветственной надбавки (приложение № 2 к Распоряжению № 354) устанавливаются в зависимости от Пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт (пакеты услуг: «А-Клуб», «Максимум+», «Максимум Ultrа» и др.).

Максимальные процентные ставки для начислений процентов на минимальный остаток по Счету «Альфа-Счет» в рублях и долларах США в рамках Проекта «Особые условия» устанавливаются в зависимости от Пакета услуг, а также периода нахождения средств на Счете (приложение № 3 к Распоряжению354).

Таким образом, реклама следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», не содержит иные условия, влияющие на сумму изменения процентной ставки, период действия данной ставки.

Размер процентной ставки по рассматриваемому накопительному Счету «Альфа-Счет» относится к одному из условий, влияющих на сумму доходов, которые могут получить воспользовавшиеся услугами лица, изменение АО «Альфа-Банк» размеров процентных ставок по счету, приводит к изменению суммы доходов потребителей.

Из содержания Распоряжения № 919, № 354 следует, что итоговая ставка по накопительному счету «Альфа-Счет» для клиентов устанавливается в зависимости от пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт, периода нахождения средств на счете «Альфа-Счет».

Вместе с тем, реклама, размещенная на экране банкомата, ограничивается только указанием размера процентной ставки.

Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рекламе отсутствуют.

Оценка содержания текста, размещенного на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, также вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 30.08.2022 № 3, в соответствии с которым на поставленные вопросы:

«Создается ли впечатление, что при открытии накопительного счета в АО «Альфа-Банк» процентная ставка составит 20 % на весь период использования счета?», за ответ «да» проголосовало большинство экспертов;

«При прочтении данной рекламы создается ли впечатление об умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица?», за ответ «да» проголосовало большинство экспертов.

Анализ полученных антимонопольным органом доказательств, результаты опроса Экспертного совета по применению законодательства о рекламе подтверждают, что действия АО «Альфа-Банк» при распространении рекламы на экране банкомата содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», выразившиеся в привлечении внимания к размеру процентной ставки по накопительному счету «Альфа-Счет», умолчании существенной для потребителей и предусмотренной законом для обязательного указания в рекламе информации об иных условиях финансовой услуги, влияющих на сумму дохода/расхода, которую получат/понесут воспользовавшиеся услугой лица, в совокупности искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей рекламы, что свидетельствует о нарушении АО «Альфа-Банк» части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из имеющихся материалов установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (ИНН <...>)

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Челябинского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по делу № 074/05/28-2512/2022 от 29 ноября 2022 года.

Письмом от 31.08.2022 АК/10403/22 Челябинское УФАС России уведомило Московское УФАС России о возбуждении дела № 074/05/28-2512/2022 в отношении АО «Альфа-Банк».

В связи тем, что реклама на экране банкомата размещалась в ТРК «Родник» города Челябинска дело в отношении АО «Альфа-Банк» возбуждалось и рассматривалось по месту распространения данной рекламы.

Иные факты распространения аналогичной рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на территориях других территориальных органов не установлены.

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях АО «Альфа-Банк», выразившихся в распространении рекламы следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: Челябинская обл., г. Челябинск.

Время совершения административного правонарушения: 04 июня 2022 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Распространение рекламы осуществлялось АО «Альфа-Банк» 04 июня 2022 года.

Таким образом, срок давности привлечения АО «Альфа-Банк» к административной ответственности за данное нарушение истекает 04 июня 2023 года.

 

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении 074/04/14.3-573/2023, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

06 марта 2023 года составлен Протокол по делу № 074/04/14.3-573/2023 об административном правонарушении.

06 марта 2023 года вынесено Определение о назначении даты и времени рассмотрения дела 074/04/14.3-573/2023 на 04 апреля 2023 года на 14 часов 00 минут.

04 апреля 2023 года на рассмотрение дела № 074/04/14.3-573/2023 об административном правонарушении законный представитель лица, в отношении которого возбуждено дело, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направил.

 

В ответ на уведомление о составлении протокола (от 07.02.2023 исх. № 07/1544/23) АО «Альфа-Банк» представлены следующие письменные пояснения.

Челябинским УФАС России не проводились контрольно-надзорные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Банк просит при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении применять положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». АО «Альфа-Банк» указывает, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.

 

Указанные письменные пояснения не могут быть приняты во внимание должностным лицом Челябинского УФАС России по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: 1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; 2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При этом в силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает два отдельных полномочия антимонопольных органов в сфере рекламы – осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, а также возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы закреплен в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1073.

КоАП РФ не содержит специальный повод для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ. Соответственно, дело об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ может быть возбуждено как по итогам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о рекламе, так и по итогам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона № 248-ФЗ рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе для целей указанного закона к государственному контролю (надзору) не относится, вместе с тем при рассмотрении дела комиссией антимонопольного органа осуществляется проверка соблюдения обязательных требований в отношении ответчиков по делу, устанавливается нарушение законодательства о рекламе.

Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП допускается без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки в случае, если нарушение обязательных требований установлено в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Принимая во внимание, что в действиях АО «Альфа-Банк» при распространении рекламы следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, установлено нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рамках рассмотрения дела № 074/05/28-2512/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем вынесено соответствующее решение (от 12.12.2022 исх. № АК/15541/22), возбуждение дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ допускается без проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» форма вины (статья 2.2 КоАП РФ) юридического лица в КоАП РФ не выделяется. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вина АО «Альфа-Банк» выразилась в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований рекламного законодательства при распространении рекламы следующего содержания: «20% по накопительному Альфа-Счёту», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, в результате чего было нарушено требование части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из материалов рекламного дела и дела об административном правонарушении следует, что АО «Альфа-Банк» не предприняло достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилось от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения АО «Альфа-Банк» требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Исследовав материалы рекламного дела и дела об административном правонарушении, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина АО «Альфа-Банк» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является установленной.

 

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих АО «Альфа-Банк» надлежащему соблюдению требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не выявлено.

У АО «Альфа-Банк» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Обстоятельств, исключающих вину АО «Альфа-Банк» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

При таких обстоятельствах АО «Альфа-Банк» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Постановление № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, образует формальный состав. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в неисполнении АО «Альфа-Банк» своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Доказательств того, что совершенное АО «Альфа-Банк» правонарушение относится к категории малозначительных и является исключительным случаем, при рассмотрении дела об административном правонарушении обществом представлено не было.

С учетом характера совершенного АО «Альфа-Банк» административного правонарушения, должностное лицо Челябинское УФАС России считает, что основания для признания деяния малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении от административной ответственности отсутствуют.

 

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В действиях АО «Альфа-Банк» установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Так, например, постановлением Волгоградского УФАС России по делу № 034/04/14.3-1041/2021 АО «Альфа-Банк» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб. (дата вступления в законную силу 22.02.2022), постановлением Рязанского УФАС России по делу № 062/04/14.3-68/2022 АО «Альфа-Банк» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб. (дата вступления в законную силу 25.03.2022), постановлением Марийского УФАС России по делу № 012/04/14.3-141/2022 АО «Альфа-Банк» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 360 000 руб. (дата вступления в законную силу 16.05.2022).

Необходимо отметить, что правонарушение по делу 074/04/14.3-573/2023 об административном правонарушении совершено 04.06.2022. Соответственно, факт совершения административного правонарушения установлен повторно.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из этого следует, что основополагающим принципом, закрепленным статьей 3.1 КоАП РФ, является применение мер административной ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Должностное лицо Челябинского УФАС России полагает, что наложение на АО «Альфа-Банк» административного штрафа является обязательным условием для предупреждения совершения им новых правонарушений в сфере рекламного законодательства РФ.

Оценив смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на АО «Альфа-Банк» наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, а именно – административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Акционерное общество «Альфа-Банк» (ИНН <...>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к АО «Альфа-Банк» административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111601141010003140, ОКТМО 75701000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 017501500, номер счета банка получателя средств, корреспондентского счета (банковского счета, входящего в состав единого казначейства счета) 40102810645370000062, р/с 03100643000000016900, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН<...>

При оплате штрафа в платежном документе обязательно указывать УИН <...>

В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны