Решение (комиссия) б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-641/2024 о наличии оснований для вклю... от 9 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-641/2024 о наличии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «05» апреля 2024 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение АО «Сигнал» вх. № 4616-ЭП/24 от 26.03.2024 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «НПО ГОРИЗОНТ» (ИНН 7816740637) в связи с уклонением от заключения договора на поставку полистирола ударопрочного 825 (извещение № 24000056080001), УСТАНОВИЛА: 1. В Челябинское УФАС России поступило обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «НПО ГОРИЗОНТ» (юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Московская Застава, ул. Смоленская, д. 18, литер А, пом. 62-Н, ОГРН 1237800048034, Дата присвоения ОГРН 21.04.2023, ИНН 7816740637, КПП 781001001). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. АО «Сигнал» провело закрытый запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полистирола ударопрочного 825. Начальная (максимальная) цена договора: 1 597 200 рублей, 00 копеек. Обеспечение исполнение договора не установлено. В соответствии с протоколом № 2314, размещенным на ЗЭТП 22.02.2024, комиссией Заказчика принято решение заключить договор с участником ООО «НПО ГОРИЗОНТ», предложившим ценовое предложение в размере 222 рубля 00 копеек. Согласно пункту 4.20.2 закупочной документации договор по итогам закупки заключается только в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств ЗЭТП. В соответствии с пунктом 4.20.7 закупочной документации проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается дорог, в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги конкурентного способа закупки и определено лицо, с которым заключается договор. Согласно пункту 32 Информационной карты срок заключения договора - 11 дней, но не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Таким образом, 13.03.2024 является крайним днем для заключения сторонами договора. На основании пункта 4.20.19 закупочной документации участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае: 2024-5882 3 (1) непредставления подписанного им проекта договора в предусмотренные извещением сроки; (2) непредставления им обеспечения исполнения договора в течение срока, указанного в п. 4.20.12, в том числе предоставление обеспечения исполнения договора в меньшем размере (с учетом, при необходимости, антидемпинговых мер), предоставление обеспечения исполнения договора с нарушением требований извещения или предоставление обеспечения исполнения договора в ненадлежащей форме; (3) поступления заказчику в письменной форме заявления об отказе от подписания договора; (4) предъявления встречных требований по условиям договора, за исключением протокола разногласий, составленного с соблюдением требований извещения; (5) непредоставления документов, предусмотренных в п. 4.20.7, и/или предоставление недостоверных сведений в составе таких документов с учетом особенностей, предусмотренных в п. 4.20.19(2). 29.02.2024 Заказчиком посредством функционала ЗЭТП представил победителю закупки возможность подписать проект договора. Согласно пункту 4.20.9 закупочной документации лицо, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора. Таким образом, доступ для подписания на ЗЭТП проекта договора был открыт участнику до 07.03.2024 (включительно). После окончания срока подписания участником проекта договора, а именно 08.03.2024 в адрес Заказчика поступило письмо исх. № 1 от 07.03.2024 ООО «НПО ГОРИЗОНТ» о продлении срока подписания договора, в связи с техническим сбоем на ноутбуке. 11.03.2024 Заказчик продлил срок подписания договора до 12.03.2024 для его подписания победителем закупки. 11.03.2024 ООО «НПО ГОРИЗОНТ» письмом исх. № 2 от 10.03.2024 уведомило Заказчика о восстановлении работоспособности ноутбука, но невозможности входа на ЗЭТП. В связи с чем, в указанный срок подписать договор не представляется возможным. 12.03.2024 Заказчик сообщил обществу письмом исх. № 771 от 12.03.2024 о том, что сроки подписания были продлены до 13.03.2024. 13.03.2024 ООО «НПО ГОРИЗОНТ» направило письмо исх. № 3 от 12.03.2024 АО «Сигнал», содержащее аналогичный текст письму № 2. 13.03.2024 Заказчик сообщил ООО «НПО ГОРИЗОНТ» письмом исх. № 781 от 13.03.2024, о том, то крайним днем заключения договора является 13.03.2024. 14.03.2024 участник направил письмо исх. № 4 от 14.03.2024 Заказчику аналогичное письму исх. № 2, но попросил Заказчика подписать договор в бумажной форме. 14.03.2024 опубликован протокол № 2339 о признании участника ООО «НПО ГОРИЗОНТ», уклонившимся от заключения договора. ООО «НПО ГОРИЗОНТ» Челябинскому УФАС России представило объяснения с 2024-5882 4 указанием причин невозможности подписания договора по закупке. Представило документы, в обоснование своей позиции. 2. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение АО «Сигнал» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «НПО ГОРИЗОНТ» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным 2024-5882 5 органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО «НПО Горизонт», ввиду следующего. 3. Ценовое предложение ООО «НПО Горизонт» составило 222 рубля 00 копеек за 6 000 единиц (килограмм) полистирола, что является существенным снижением от НМЦД. Заказчик в своем обращении указал, что связавшись по телефону с ООО «НПО Горизонт» общество сообщило, что предложенная цена является ошибочной, договор подпишут, однако товар не поставят. Во время рассмотрения обращения по существу представителем ООО «НПО Горизонт» сообщено о готовности заключения договора по цене 222 рублей 00 копеек. Документов, подтверждающих допущения ошибки при формировании ценового предложения обществом не представлено (объяснения сотрудников и т. п.). Письменные пояснения ООО «НПО Горизонт» указывают на невозможность подписания договора в срок по причине неработоспособности ноутбука, системы ЗЭТП (невозможность авторизоваться в личном кабинете): - 07.03.2024 общество обязано было подписать проект договора на ЗЭТП. Ответственный за подписание сотрудник ООО «НПО Горизонт» пытался подписать договор, но произошел технический сбой на ноутбуке (погас экран и ноутбук не 2024-5882 6 включился после попытки перезапуска), общество уведомило Заказчика письмом исх. № 1; - 07.03.2024 вызван специалист, занимающиеся ремонтом компьютеров, однако работоспособность не восстановлена, общество уведомило Заказчика. - 11.03.2024 ООО «НПО Горизонт» сдан ноутбук в мастерскую; - ранее вызванный мастер смог запустить ноутбук, но запуск ЗЭТП и вход в личный кабинет не получался; - 15.03.2024 специалисты восстановили доступ к ЗЭТП. ООО «НПО Горизонт» пояснило, что доступ к ЗЭТП имеется лишь на единственном компьютере в организации. Для проверки довода ООО «НПО Горизонт» о неисправности техники, в связи с которой отсутствовала возможность подписать, Челябинским УФАС России сделан соответствующий запрос ООО «АСТ ГОЗ». Из представленной площадкой информации следует: с 22.02.2024 по 05.03.2024 ООО «НПО Горизонт» осуществляло следующие действия на площадке: - подписан проект договора с АО «РПЗ»; - отзывало заявку на участие; - осуществило подачу заявки на участие в закупке. 06.03.2024 ООО «НПО Горизонт» посредством площадки осуществило подачу заявки на участие в двух закупках. 07.03.2024 до 21:59 ООО «НПО Горизонт» осуществило вход в ЗЭТП, что свидетельствует о наличии у участника возможности подписать проект договора в последний день его подписания, установленного Заказчикам. с 11.03.2024 по 22.03.2024 ООО «НПО Горизонт» осуществляло следующие действия на площадке: - улучшение предложения (дополнение сведений поданной заявки) по закупке АО «БХЗ им. 50-летия СССР» 11.03.2024; - подписание проекта договора по закупке АО «Сибприбормаш» 22.03.2024. Таким образом, полученная информация опровергает все доводы ООО «НПО Горизонт», поскольку общество в период ремонта техники участвовала в торгах с ЭЦП, заходило на площадку, подавало заявки и т.д, но проект договора Заказчика не стало подписывать при наличии времени и возможности на его подписание. ООО «НПО Горизонт» представлены в доказательство неработоспособности ноутбука следующие документы: Акт осмотра компьютерного оборудования от 07.03.2024 от ООО «Вектор-Флора», указывающий на технический сбой, приведшим к выходу из строя компьютерного оборудования и ЭПЦ. В ходе осмотра, было установлено, что монитор не загорается, при этом звук, указывающий на работу диска на устройстве есть. ЭЦП марки СКБ Контур находилась на носителе и была переставлена с ноутбука ООО «НПО Горизонт» на компьютер мастера с целью тестирования. В ходе осмотра техники также было установлено, что ЭЦП не вышло из строя. После принудительного запуска с помощью 2024-5882 7 специальных программ ноутбук запустился и ЭЦП стало активным. Попытка войти в личный кабинет на ЗЭТП не удалась. Акт технического заключения № А240320С-01 от ИП Сиротина В.А., свидетельствующий об устранении неисправностей в герметичной камере диска, о восстановлении данных диска, о выполнении настройки входа в личный кабинет ЗЭТП АСТ ГОЗ. Заявленный владельцем дефект заключается в жестком диске. Из текста данных актов следует, наличие жесткого диска на ноутбуке ООО «НПО Горизонт», вместе с тем из конфигурации ремонтируемого ноутбука (указаны в актах) — Lenovo 15ALC6 Ryzen 3 5300U 8 Gb SSD 256 Gb AMD Radeon Graphics 15,6 FHD IPS Cam 38Вт*ч Win10 Черный 82KU00C4RK не следует наличие в нем жесткого диска (HDD - жёсткий диск — это запоминающее устройство (накопитель) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи), а имеется накопитель типа SSD (компьютерное энергонезависимое немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти, альтернатива жёстким дискам (HDD). Также указано, что ЭЦП исправно и находится на отдельном носителе Заказчика. Таким образом, при поломке ноутбука участник, желая заключать договор, мог воспользоваться иным компьютером. Так, для того чтобы войти в личный кабинет ЭТП АСТ ГОЗ https://www.astgoz.ru/login (система ЭТП находится в открытом доступе в сети Интернет), необходимо выбрать в строке для входа сертификат ЭП, которой подписывал участник заявку на регистрацию личного кабинета, и нажать «Войти». Также необходимо иметь программное обеспечение ViPNet. Инструкция по входу на площадку ЭТП размещена по ссылке https://www.astgoz.ru/page/connection, находящейся в свободном доступе. Соответственно, Комиссия полагает, что указанное обществом препятствие не может рассматриваться как обстоятельством непреодолимой силы. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, форс-мажорных обстоятельств в ходе рассмотрения обращения не установлено, ООО «НПО Горизонт» не представлено. Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельств непреодолимой силы, необходимо, чтобы оно носило чрезвычайны и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Кроме того, как указано выше ООО «НПО Горизонт» нашло способ участвовать в иных закупках в период поломки ноутбука. Следует также отметить, что до возникновения неисправности у общества было 5 рабочих дней для подписания проекта договора, о которых он был осведомлен, однако участник самонадеянно ими не воспользовался. ООО «НПО Горизонт» связывалось с АО «Сигнал» лишь в крайний срок подписания договора (либо за пределами него), установленный Заказчиком, о чем свидетельствуют указанные на странице 3 настоящего заключения письма. Указанное свидетельствует о пренебрежительном отношении 2024-5882 8 хозяйствующего субъекта к публично-правовым отношениям. Участник, желая заключить договор, но не имея возможности подписать договор электронно, мог направить проект договора подписанный собственноручной подписью по электронной почте, почтовой связью, не взирая на предписания закупочной документации. Исчерпывающими мерами по рассмотрению обращения, Комиссией антимонопольного органа, установлены в поведении ООО «НПО Горизонт» признаки недобросовестности, отсутствие намерения заключить данный договор по цене предложенной в заявке, что свидетельствует о виновном уклонении победителя от заключения договора. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии оснований для включения сведений об ООО «НПО ГОРИЗОНТ» (юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Московская Застава, ул. Смоленская, д. 18, литер А, пом. 62-Н, ОГРН 1237800048034, Дата присвоения ОГРН 21.04.2023, ИНН 7816740637, КПП 781001001) в реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны