Решение б/н Решение по делу № 05-07/14 в отношении Министерства по радиа... от 7 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2014 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Соболевской Т.М.

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Вурьева Д.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 05-07/14 по признакам нарушения Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (454091, пр. Ленина, д. 57, г. Челябинск) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение (вх. № 12065 от 03.10.2013) открытого акционерного общества «Челябинское рыбоводное хозяйство» (далее – ОАО «ЧРХ», Общество) о неправомерных действиях Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее – Министерство) выразившихся в заключении Министерством с индивидуальным предпринимателем <...> договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, № 103 в озере Курлады, № 104 в озере Треустан, № 105 в озере Сугояк-2, при условии наличия у Общества преимущественного права на заключение такого договора.

В своем заявлении Общество указывает, что озера Треустан, Курлады, Сугояк-2 длительное время находились в пользовании ОАО «ЧРХ» по договорам об отводе рыбопромысловых участков и об условиях использования водных биоресурсов, срок действия которых закончился 15.07.2013. По окончании срока действия указанных договоров Общество обратилось в Министерство для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами (далее – ВБР). По результатам рассмотрения обращения между Обществом и Министерством заключен договор пользования ВБР сроком действия до 30.09.2013.

За десять дней до окончания срока договора (20.09.2013) Общество вновь обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора пользования ВБР на озерах Треустан, Курлады, Сугояк-2, однако Министерством в заключении договоров Обществу отказано в связи с отсутствием возможности добычи ВБР в заявленных объемах.

При этом ранее Министерством заключены договоры пользования ВБР в отношении указанных озер с индивидуальным предпринимателем <...> Указанные действия Министерства, по мнению Общества, нарушают требования действующего законодательства, создают препятствия в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.

По запросу Челябинского УФАС России Министерством представлены письменные пояснения (вх. № 867 от 01.11.2013), из содержания которых следует, что порядок заключения договора пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, определен Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 643 (далее – Правила).

Заключение договоров пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее – договор пользования ВБР), осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Подготовка и заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается», утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 № 325-П (далее – Регламент) и приказом Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области от 24.12.2010 № 242 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на территории Челябинской области» (далее – Приказ).

Основанием для отказа Обществу в заключении договоров пользования ВБР по обращению от 20.09.2013 послужило то, что все объемы добычи (вылова) ВБР на свободных водных объектах – Озерах, на момент обращения ОАО «ЧРХ» о заключении договоров были выделены иному хозяйствующему субъекту, обратившемуся ранее Общества за заключением договоров пользования ВБР в отношении Озер. Данный отказ дан Обществу в соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Правил.

При рассмотрении документов и материалов по заявлению Челябинским УФАС России установлено, что 15.07.2003 между Обществом и федеральным государственным учреждением «Камско-Уральское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства» заключен договор об отводе рыбопромыслового участка и об условиях использования водных биоресурсов. Договор заключен в отношении Озер. Срок действия указанного договора установлен до 15.07.2013 (10 лет).

21.12.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлениями (вх. №№ 8356, 8357, 8358 от 21.12.2012) о заключении договора пользования ВБР на водных объектах – Озерах. Сроки вылова установлены в заявлениях с 01.01.2013 по 15.07.2013.

По результатам рассмотрения заявлений между Министерством и Обществом заключены договоры пользования ВБР №№ 013, 014, 015. Срок действия договоров установлен в соответствии с испрашиваемым Обществом сроком.

08.07.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договоров пользования ВБР (вх. № 4324 от 08.07.2013). В соответствии с данным заявлением Обществом испрашивалось заключение договоров пользования ВБР на срок с 16.07.2013 по 31.12.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:

- озеро Треустан: карась – 12 тонн, окунь – 3 тонны;

- озеро Курлады: карась – 10 тонн;

- озеро Сугояк-2: карась – 5 тонн.

По результатам рассмотрения заявления Министерством принято решение о заключении с Обществом договоров пользования ВБР сроком действия с 16.07.2013 по 30.09.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:

- озеро Треустан (договор пользования ВБР от 16.07.2013 № 092): карась – 6,2 тонны; окунь – 3 тонны;

- озеро Курлады (договор пользования ВБР от 16.07.2013 № 091): карась – 10 тонн;

- озеро Сугояк-2 (договор пользования ВБР от 16.07.2013 № 093): карась – 1,315 тонны.

Таким образом, Министерством фактически отказано Обществу в заключении договоров пользования ВБР на испрашиваемый в заявлении от 08.07.2013 срок (договоры пользования ВБР от 16.07.2013 №№ 091, 092, 093) и на испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР (договоры пользования ВБР от 16.07.2013 №№ 092, 093).

За десять дней до окончания срока действия договоров пользования ВБР от 16.07.2013 №№ 091, 092, 093 – 20.09.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договоров пользования ВБР (вх. № 6295 от 20.09.2013). В соответствии с данным заявлением Обществом испрашивалось заключение договоров пользования ВБР на срок с 01.10.2013 по 31.12.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:

- озеро Треустан: карась – 10 тонн, окунь – 3 тонны;

- озеро Курлады: карась – 10 тонн;

- озеро Сугояк-2: карась – 5 тонн.

По результатам рассмотрения заявления Министерством 30.09.2013 в адрес Общества направлено письмо (исх. № 7017/ОМ), из содержания которого следует, что ОАО «ЧРХ» на основании подпункта «е» пункта 7 Правил отказано в заключении договоров пользования ВБР в отношении Озер в связи с отсутствием возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в заявленном объеме.

При этом из представленных в Челябинское УФАС России документов и сведений следует, что в отношении Озер между Министерством и ИП <...> заключены следующие договоры пользования ВБР:

- договор № 103 от 27.09.2013: в отношении озера Курлады на вылов карася в объеме 7 тонн;

- договор № 104 от 27.09.2013: в отношении озера Треустан на вылов карася в объеме 5,4 тонны, окуня – 10 тонн;

- договор № 105 от 27.09.2013: в отношении озера Сугояк-2 на вылов карася в объеме 1,58 тонны.

Отношения, связанные с рыболовством и сохранением ВБР регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве).

В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве.

Согласно части 1 статьи 33.4 Закона о рыболовстве договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. Частью 5 статьи 33.4 Закона о рыболовстве установлено, что порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании указанных норм Правительством Российской Федерации издано Постановление от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается», которым утверждены Правила.

Пунктом 7 Правил установлен перечень оснований для отказа в заключении договора пользования ВБР:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 Правил, а также несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 Правил;

в) наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;

г) совершение заявителем в предшествующем и текущем календарных годах 2 или более нарушений правил рыболовства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам;

д) отсутствие указанных в заявлении водных биоресурсов в перечне, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Правил;

е) отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено оснований для сокращения срока действия заключаемого с заявителем договора пользования ВБР по сравнению с испрашиваемым. Кроме того, частью 6 статьи 16 Закона о рыболовстве установлено, что объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Основанием для отказа в заключении договора пользования ВБР на испрашиваемый объем добычи (вылова) ВБР является только отсутствие возможности добычи (вылова) такого объема ВБР в конкретном районе добычи (вылова) ВБР.

Однако на момент подачи ОАО «ЧРХ» заявления о заключении договоров пользования ВБР (вх. № 4324 от 08.07.2013) и на момент заключения договоров пользования ВБР от 16.07.2013 №№ 092, 093, по которым Обществу предоставлены объемы добычи (вылова) ВБР менее испрашиваемых, на озерах Треустан и Сугояк-2 имелась возможность добычи (вылова ВБР) в больших по сравнению с предоставленными объемах, что также подтверждается заключением в дальнейшем между Министерством и ИП <...> договоров пользования ВБР №№ 104, 105 от 27.09.2013.

На основании изложенного, Министерством необоснованно отказано ОАО «ЧРХ» в заключении договоров пользования ВБР в отношении Озер на испрашиваемый срок (до 31.12.2013) и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. № 4324), что создает необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Обществу, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке добычи (вылова) ВБР и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в результате необоснованного отказа в заключении договоров пользования ВБР по заявлению ОАО «ЧРХ» от 08.07.2013 на испрашиваемый заявитель срок и испрашиваемые им объемы добычи (вылова) ВБР (уменьшение срока действия договоров пользования ВБР №№ 091, 092, 093 от 16.07.2013 и предоставленных объемов добычи (вылова) ВБР по договорам пользования ВБР №№ 092, 093 от 16.07.2013) ОАО «ЧРХ» лишилось возможности добычи (вылова) ВБР на Озерах ввиду заключения договоров пользования ВБР №№ 103, 104, 105 от 27.09.2013 с ИП <...> на срок до 31.12.2013, то есть в результате действий Министерства произошла смена пользователя ВБР на Озерах.

Таким образом, действия Министерства по необоснованному отказу ОАО «ЧРХ» в заключении договоров пользования ВБР на испрашиваемый Обществом срок и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. № 4324) о заключении договоров пользования ВБР на Озерах, с учетом последующего заключения договоров пользования ВБР в отношении Озер с иным хозяйствующим субъектом на заявленный срок, вследствие чего Общество лишилось возможности осуществления вылова (добычи) ВБР на Озерах, создают необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Общества на рынке добычи (вылова) ВБР, привели к созданию дискриминационных условий доступа на рынок добычи (вылова) ВБР, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку в настоящее время с ОАО «ЧРХ» в отношении Озер заключены договоры пользования ВБР №№ 073, 074, 075 от 28.03.2014, срок действия которых установлен с 01.04.2014 по 31.12.2014, Комиссия считает возможным предписание по делу № 05-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области по необоснованному отказу открытому акционерному обществу «Челябинское рыбоводное хозяйство» в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами на испрашиваемый Обществом срок и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. № 4324) о заключении договоров пользования ВБР на озерах Курлады, Треустан, Сугояк-2, с учетом последующего заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами в отношении указанных озер с иным хозяйствующим субъектом на заявленный срок, вследствие чего Общество лишилось возможности осуществления вылова (добычи) водных биологических ресурсов на озерах Курлады, Треустан, Сугояк-2, что создает необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Общества на рынке добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приводит к созданию дискриминационных условий доступа на рынок добычи (вылова) водных биологических ресурсов и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.М. Соболевская

Д.В. Вурьев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны