Решение б/н Решение и предписание № 05-07/16 в отношении Администрации г... от 20 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2018 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 05-07/16 по признакам нарушения Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (пр. Ленина 72, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455044, далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в нарушении порядка размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, в отсутствие лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрены заявления ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс», ООО Микрофинансовая организация «Быстроденьги» (ранее - ООО МО «Магазин малого кредитования», далее – ООО МО «Быстроденьги»), в том числе направленные Федеральной антимонопольной службой, саморегулируемой организацией Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие», органами прокуратуры Челябинской области, на неправомерные действия органов местного самоуправления города Магнитогорска, выразившиеся в нарушении порядка размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска.

По результатам рассмотрения указанных заявлений и представленных документов Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 9-07/16 о прекращении в срок до 01.04.2016 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 2242/07 от 26.02.2016).

В установленный срок Администрацией предупреждение не исполнено, в связи с чем на основании приказа Челябинского УФАС России № 73 от 15.04.2016 возбуждено дело № 05-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Администрацией представлены письменные пояснения, документы и на заседании Комиссии указано следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии со статьей 10 Закона о торговле, Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-П «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности», действовавшим до 25.01.2016, Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», действующим с 25.01.2015, нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Постановлением Администрации от 02.03.2011 № 2218-П «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска» в редакции, в том числе Постановления Администрации от 23.03.2016 № 3212-П, утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее – Схема).

На территории города Магнитогорска нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой, Порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Магнитогорска имеют право распоряжаться, для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 30.10.2012 № 162 (действовавшим до 01.03.2015), для целей, не связанных со строительством, а именно размещение нестационарных торговых объектов по договорам аренды земельных участков.

Временные нестационарные объекты не относятся к нестационарным торговым объектам, и не попадают под правовое регулирование Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», не подлежат включению в Схему.

Земельные участки предоставлены до 01.03.2015 в соответствии со статьей 34 ЗК РФ для размещения нестационарных торговых объектов по договорам аренды, пунктом 1.1 которых предусмотрено использование земельного участка для размещения временных нестационарных торговых объектов (торговых павильонов, торговых киосков, торгово-остановочных комплексов).

Арендаторы указанных земельных участков не обращались в Администрацию за изменением вида разрешенного использования земельных участков, а так же за получением разрешения на сдачу земельного участка в субаренду.

Деятельность по оказанию услуг по выдаче микрозаймов не может быть отнесена к торговой деятельности. Микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организация».

В результате проведенных проверок, а именно осмотра земельных участков, было установлено их нецелевое использование, то есть на земельных участках расположены нестационарные торговые объекты (павильоны, киоски), в которых оказываются услуги по выдаче микрозаймов, а должна осуществляться торговля товарами. В результате чего, установлен факт нецелевого использования арендаторами земельных участков. Следовательно, микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность на земельных участках, не предоставленных им для оказания услуг по кредитованию граждан и юридических лиц в нарушении действующего законодательства.

Кроме того, фактические арендаторы указанных участков в Администрацию за разрешением на заключение договоров субаренды не обращались, и не уведомляли о заключении договоров субаренды.

Поручений исполняющего полномочия главы Магнитогорска по вопросу ликвидации противозаконной деятельности по оказанию финансовых услуг в Администрацию не поступало, заключения юристов отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями условий договора (нецелевое использование указанных в п. 1.1 земельных участков, и скрытая субаренда) были направлены претензии о нарушении условий договоров аренды, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов, в том числе от 08.12.2015 №№01- 33/10066-10071, от 09.12.2015 №01-10089, №01-33/10090, 16.12.2015 №01- 33/10323, 14.01.2016 №01-33/10004, от 10.11.2015 №01-33/6096-9098, от 11.11.2015 №№01-33/9108-9113, от 13.11.2015 №01-33/9300, №01-33/9298.

Правовых последствий внесение сведений в графу «назначение НТО» Схемы для арендатора земельного участка и Администрации не несет, поскольку указанные сведения носят исключительно информационный характер.

Изменение целевого использования (назначения) НТО Администрация не производила. Арендатор самостоятельно изменял вид деятельности, которую он вел в НТО.

Правовые акты, регламентирующие порядок внесения в схему НТО сведений в графу «Назначение НТО», отсутствуют.

Администрация города Магнитогорска каких-либо действий, запрещающих осуществление деятельности по оказанию услуг с использованием НТО, никогда не производила.

Напротив, предоставляла земельные участки в аренду под размещение НТО для оказания услуг, изменяла цель предоставления земельного участка с торговой деятельности на оказание услуг, в частности общественного питания (кафе), в случае поступления соответствующего заявления.

Факт того, что некоторые арендаторы земельных участков расторгли договоры субаренды с микрофинансовыми организациями (субарендаторами) находится в рамках правоотношений между ними, а не в рамках отношений между Администрацией и микрофинансовыми организациями (субарендаторами) и является исключительно волеизъявлением арендатора земельного участка. При этом следует принимать во внимание, что арендаторы, в нарушение условий договоров аренды земельного участка заключали договоры субаренды без согласия Администрации.

Администрацией представлены сводные данные (вх. № 8756 от 29.06.2016) из Схемы, согласно которым с учетом изменений, вносимых в Схему Постановлениями Администрации от 11.09.2015 № 12208-П, от 24.11.2015 № 15530-П, от 29.01.2016 № 817-П, Схемой предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов с использованием которых осуществляется:

- микрофинансирование (пункты 71, 112),

- финансовые услуги (пункты 73, 136),

- быстрые деньги (пункты 386, 390, 395),

- «Деньги населению» (пункты 451, 452),

- бытовое обслуживание (пункт 400),

- кафе (пункты 95, 218),

- летнее кафе (пункты 783-786),

- ремонт обуви (пункты 144, 145, 146, 184, 676),

- прием стеклопосуды (пункты 147, 148, 149, 225, 320-322, 327, 747-749),

- шашлычная (пункт 168),

- чебуреки (пункты 175, 176, 177, 178, 315-317),

- изготовление ключей (пункты 180, 319, 437),

- информационные услуги (пункт 189),

- платежи (пункты 190-196, 198-203, 209, 555-582),

- химчистка (пункт 378),

- обмен старых аккумуляторных батарей на новые (пункты 589-590),

- прием аккумуляторов (пункт 752),

- шиномонтаж (пункты 753, 754, 759, 760, 776),

- мини-офис кредитной организации (пункт 374).

Администрацией представлены ответы хозяйствующих субъектов на Претензии:

- ЗАО «Ярмарка Станичная», из которого следует, что Администрацией с претензией исх. № 01-33/10498 от 22.12.2015 направлен расчет арендной платы с повышенным коэффициентом за период с 01.11.2015 по 31.12.2015 из расчета 100 кв. м, то есть за полную площадь павильона, используемую для оказания услуг по кредитованию населения. В ответе ЗАО «Ярмарка Станичная» (вх. № 01-32/0442 от 14.01.2016) указано, что арендатор павильона ООО «Деньги населению-М» занимал согласно договору аренды помещения № 2а от 01 июля 2015 года площадь в размере 22 кв. м, остальную торговую площадь в павильоне занимали и занимают другие арендаторы, а именно: ИП Князева и ООО «Партнер-М» для осуществления торговой деятельности;

- ООО «Ветеран» (вх. № Адмо-03-26/1592 от 03.11.2015), в котором указано, что общество гарантирует расторжение договора аренды нестационарного торгового объекта с ООО «Умные деньги» до 30.12.2015, поскольку указанной организацией произведена оплата аренды за ноябрь и декабрь 2015 года, а финансовая возможность возмещения ООО «Умные деньги» финансовых издержек в случае расторжения договора аренды НТО в одностороннем порядке у ООО «Ветеран» отсутствует;

- ООО «Ветеран» (вх. № 01-32/7948, 01-32/7948 от 08.12.2015) на претензии исх. № 01-39111 от 15.11.2015, № 01-33/9298 от 03.12.2015, в которых указано, что земельные участки предоставлены в аренду обществу для размещения временных сооружений – торгово-остановочного комплекса – торгового киоска и открытого павильона ожидания транспорта, указанное условие ООО «Ветеран» выполнено, в связи с чем действия Администрации, направленные на расторжения договоров аренды неправомерны;

- ООО Микрофинансовая организация «Деньги населению – М» (вх. № АдмО-03-26/0005 от 12.01.2016), в котором указано, что обществом по состоянию на 31.12.2015 произведен переезд из двух нестационарных павильонов по адресам: г. Магнитогорск, ул. Труда, 22а, ул. Завенягина 153/4, а также просит предоставить возможность осуществлять микрофинансовую деятельность с использованием павильона остановочного комплекса по адресу: г. Магнитогорск, ул. Маяковского, 48а до 01.05.2016;

- ООО «КомпанияЭнергоПродукт» (вх. № Адмо-03-26/1594 от 03.11.2015), в котором указано, что на основании указаний № Адмо-03-27/2400 от 13.10.2015 о нецелевом использовании земельного участка, обществом в адрес ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс» направлено уведомление о расторжении договора аренды;

- ООО «Служба взыскания «ДН» (вх. № Адмо-03-26/1526 от 21.10.2015), в котором указано, что с учетом письма исх. № Адмо-03-27/2402 от 13.10.2015 общество просит предоставить отсрочку прекращения заключенного с ООО «Деньги населению-М» договора субаренды НТО до 31.12.2015;

- ООО «Ветеран» (вх. № 01-32/7948, 01-32/7948 от 08.12.2015) на претензии исх. № 01-39111 от 15.11.2015, № 01-33/9298 от 03.12.2015, в которых указано, что земельные участки предоставлены в аренду обществу для размещения временных сооружений – торгово-остановочного комплекса – торгового киоска и открытого павильона ожидания транспорта, указанное условие ООО «Ветеран» выполнено, в связи с чем действия Администрации, направленные на расторжения договоров аренды, неправомерны;

- ООО «Вета» (вх. № 01-32/7946 от 08.12.2015, 01-32/2514 от 12.04.2016) на претензии исх. № 01-33/9110, 01-33/9109 от 11.11.2015, № 01-33/01978, 01-33/01979 от 04.03.2016, в которых указано, что земельные участки предоставлены в аренду обществу для размещения объектов, не связанных со строительством, - торгово-остановочных комплексов (торговых павильонов), указанное условие ООО «Вета» выполнено, условий об использовании павильонов исключительно для розничной торговли, а также запрета оказания в них каких-либо услуг договоры аренды земельных участков не содержат, в связи с чем действия Администрации, направленные на расторжения договоров аренды, неправомерны.

 

ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс» представлены следующие письменные пояснения, документы.

ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс» является некредитной финансовой организацией, действующей в соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Общество осуществляет свою деятельность по всей России, в том числе в г. Магнитогорске Челябинской области, через сеть обособленных подразделений в арендуемых помещениях. Часть таких помещений расположено в нестационарных объектах (павильонах), размещенных арендодателями на земельных участках, оформленных в аренду.

Обществом осуществлялась деятельность по оказанию финансовых услуг (микрозаймов для населения) с использованием следующих нестационарных, в том числе торговых, объектов на территории г. Магнитогорска:

Адрес временного нестационарного объекта

Номер

в Схеме

Договор аренды земельного участка

Челябинская область, г. Магнитогорск, установлено относительно ориентира на ост. «Трамвайная» на пересечении ул. Советской и ул. Труда.

№331

№6227 от 19.08.2011 сроком до 11.02.2016

Челябинская область, г. Магнитогорск, по ул. Октябрьской, в районе жилого дома №2.

№632

№5761 от 02.02.2011 сроком до 08.11.2018

Челябинская область, г. Магнитогорск, Правобережный район, установлено относительно ориентира ост. Трамвая «Цирк», расположенного в границах участка, адрес ориентира: ул. Грязнова

№69

№3061 от 02.06.2003 сроком до 11.02.2025

Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, между домами №124 и 126

№ 667

№6982 от 31.07.2012 сроком до 16.05.2022

Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, на пересечении ул. Калмыкова и проезда Сиреневый

№554

№7587 от 15.02.2013 сроком до 09.01.2018

Челябинская область, г. Магнитогорск, р-н Правобережный, пр-кт Карла Маркса, в районе здания №105

№103

№2533 от 18.11.2002 сроком до 11.02.2025

Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. К.Маркса, д. 74.

 

№80/пу от 10.04.2015

Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 139.

 

№А/74-113/2015 от 19.06.2015

 

С октября 2015 года Администрацией осуществляются неправомерные действия, направленные на препятствование деятельности микрофинансовым организациям, в том числе посредством:

1) информирования через средства массовой информации о незаконности деятельности микрофинансовых организаций, например, на официальном сайте Администрации появились следующие публикации:

- 19.10.2015 - «Быстроденьги» закроют быстро: По поручению исполняющего полномочия главы Магнитогорска Виталия Бахметьева в городе началась активная работа по ликвидации противозаконной деятельности микрозаймовых организаций (http://www.magiiitogorsk.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=6815:bystrod bystro&Itemid=l 037&lang=ru),

- 29.10.2015 - Микрозаймовые организации закрывают: Районные администрации продолжают вручать предпринимателям уведомления о необходимости переформатировать деятельность в соответствии с законом. Уже есть результаты (http://www.magnitogorsk.ru/index.php?option=comk2&view=item&idr=6874:mikrozaiinovye-organizatsii- zakryvayut&Itemid=1037&lang=ru);

негативные высказывания Администрации также размещены на сайте http://www.verstov.info/, который принадлежит СМИ «Магнитогорское информационное агентство»:

- 19.10.2015 - «Это рассадник грабежей и криминала!» Власти Магнитогорска объявили войну микрофинансовым организациям htty://www.verstov.info/news/sociobyavili-voynumikrofinansowmorganizacivam.html),

- 29.10.2015 - Уже есть первые результаты. Микрозаймовым организациям Магнитки предлагают свернуться или работать по закону http://www.verstov.info/news/societmagiiitki-predlagayut-svernutsva-ili-rabotat-po-zakonu.html,

- 03.11.2015 - Уборка и не только. Чиновники торопят бизнесменов и ищут виновных в захламлении кладбища (http://www.verstov.info/news/socieW/52636-uborka-i-ne-tolko-chinovniki4oropyat-biznesmvinovnyh-v-zahlamlenii-kladbischa.html);

2) направления в адрес арендаторов земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов, требований о прекращении предоставления павильонов микрофинансовым организациям;

3) создания дискриминационных условий осуществления деятельности, поскольку предоставляют возможность с использованием нестационарных объектов осуществлять услуги, в том числе финансовые, информационные, бытовые услуги (ремонт обуви, прием стеклопосуды, изготовление ключей), услуги связи, химчистки, шиномонтажа, одним хозяйствующим субъектам и препятствуют осуществлению услуг с использованием нестационарных объектов другим.

Обществом до 01.10.2015 на территории г. Магнитогорска осуществлялась деятельность по оказанию финансовых услуг (микрозаймов для населения) с использованием 8 нестационарных объектов.

В указанный период аналогичную деятельность с использованием нестационарных объектов осуществляли на территории города Магнитогорска Челябинской области, в том числе:

Количество офисов

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес местонахождения

1

ООО МФО «СОЮЗ 5»

190031, г. Санкт-Петербург, пер. Спасский, 14/35

1

ООО «МФО «ЦЭК»

199406, г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, 44 а, 4Н

15

ООО МФО «УДОБНЫЕ ДЕНЬГИ»

450000, Респ. Башкортостан,

г. Уфа, ул. Баязита Бикбая, 27

4

ООО «МФО «ДЕНЬГИМИГОМ»

423800, Респ. Татарстан,

г. Набережные Челны, пр-кт Набережночелнинский, 84

5

ООО «Микрофинансовая организация «Экспресс Деньги Финанс»

426069, Удмуртская Респ.,

г. Ижевск, ул. Нижняя, 18

2

Некоммерческое партнерство «Центр микрофинансирования»

420111, Респ. Татарстан,

г. Казань, ул. Право- Булачная, 13

4

МФО

БЫСТРОДЕНЬГИ (ООО)

107996, г. Москва,

ул. Гиляровского, 65, стр.1

3

ООО «ГК ДЕНЬГА»

199178, г. Санкт-Петербург, 15-Я линия В.О., 12, А, 21

Постановлением Администрации от 02.03.2011 №2218-П утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, которая в редакции Постановления Администрации от 11.09.2015 № 12208-П в графе 9 содержит назначение НТО в частности объекты, используемые для оказания финансовых услуг, а именно пункты:

- 69 - ИП <…>(ИНН <…>), ТОК, финансовые услуги;

- 71 - ИП <…> (ИНН 744600070210), ТОК, микрофинансирование;

- 108 - ИП <…> (ИНН <…>), павильон, финансовые услуги;

- 112 - ЗАО «Парфюмекс» (ИНН 7446027281), павильон, микрофинансирование;

- 136, 157 - ИП <…>(ИНН 744600127515), павильон, финансовые услуги.

В результате указанных действий Администрации с ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс» расторгнуты договоры аренды нестационарных торговых объектов, в следствии чего общество понесло прямые убытки от досрочного закрытия офисов, траты на аренду и оборудование новых офисов и т.д.

 

ООО МО «Быстроденьги» представлены следующие письменные пояснения, документы.

ООО МО «Быстроденьги» осуществляет деятельность по оказанию населению финансовых услуг на территории г. Магнитогорска Челябинской области с 2012 года с использованием как 7 временных нестационарных, в том числе торговых, объектов, так и с использованием объектов недвижимости.

В декабре 2015 года в результате действий Администрации по распространению в средствах массовой информации сведений о незаконности деятельности микрофинансовых организаций, в том числе ООО МО «Быстроденьги»; направлению в адрес арендаторов земельных участков, заключивших с обществом договора аренды нестационарных торговых объектов, требований о прекращении осуществления в НТО деятельности по оказанию финансовых услуг, на основании которых хозяйствующие субъекты расторгли договоры аренды НТО с ООО МО «Быстроденьги», созданы дискриминационные условия и необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, ограничиваются самостоятельные действия хозяйствующих субъектов с использованием объектов некапитального строительства, в том числе ограничения доступа к инфраструктуре.

Указанные действия Администрации привели к дополнительным финансовым расходам общества, связанным с переносом структурных подразделений в объекты недвижимости, а также генерируют репутационные риски в связи с многочисленными публикациями СМИ, тиражирующими озвученную Администрацией о «ликвидации противозаконной деятельности микрозаймовых организаций».

По состоянию на 05.03.2018 компания осуществляет деятельность по оказанию населению финансовых услуг на территории города Магнитогорска Челябинской области с использованием 3 временных нестационарных, в том числе торговых, объектов, а также объектов недвижимости.

Вместе с тем, Общество поддерживает все ранее данные пояснения по делу №05-07/16, а также изложенную ранее правовую позицию, согласно которой действиями Администрации ограничивались самостоятельные действия хозяйствующих субъектов и создавались дискриминационные условия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам с использованием объектов некапитального строительства, в том числе путем ограничения доступа к инфраструктуре.

 

ИП <…> представлены следующие письменные пояснения, документы.

Земельный участок по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 168 предоставлен Администрацией по договору № 8383 от 05.02.2014 в аренду сроком до 11.02.2025 для установки нестационарного объекта (павильона).

Установленный нестационарный павильон ИП <…> предоставлялся по договору от 01.04.2015 аренды павильона ООО «Деньги в дом» (426069, г. Ижевск, ул. Нижная, 18), который расторгнут на основании письма Администрации Правобережного района г. Магнитогорска от 15.10.2015, претензии Комитета от 10.11.2015.

 

ООО «Радуга вкуса» представлены следующие письменные пояснения, документы.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:0217001:644 по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Советская, в районе ТЦ «Радуга вкуса» предоставлен ООО «Радуга вкуса» в аренду по договору аренды № 7563 от 06.02.2013 и договору уступки прав № 149 от 27.06.2014.

Разрешенное использование указанного земельного участка для размещения временного сооружения — торгово-остановочного комплекса «Виктория» - открытого павильона. Срок аренды - до 16.01.2018.

01.07.2015 ООО «Радуга вкуса» (Арендодатель) и ООО «Удобные деньги 9» (Арендатор) был заключен договор аренды № 501, на основании которого Арендатору предоставлен нестационарный торговый объект - павильон, общей площадью 40 кв.м, сроком с 15.07.2015 по 31.05.2016.

В октябре – ноябре 2016 года в адрес ООО «Радуга вкуса» поступило сообщение от и.о. главы Администрации Правобережного района города Магнитогорска с требованием о прекращении нарушении условий договора аренды, претензия Комитета о нарушении условий договора аренды.

05 февраля 2016 года в адрес ООО «Радуга вкуса» поступило предложение Комитета о расторжении договора аренды земельного участка № 7563 от 06.02.2013 с приложением Соглашения о расторжении договора аренды земельного участка.

С учетом изложенного, ООО «Радуга вкуса» направлено предложение ООО «Удобные деньги 9» о расторжении договора аренды нестационарного торгового объекта.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Районными Администрациями города Магнитогорска с октября 2015 года осуществляются мероприятия «по ликвидации противозаконной деятельности по оказанию финансовых услуг (микрозаймов для населения) на территории города Магнитогорска».

Согласно протоколу совещания у заместителя главы по имуществу и правовым вопросам от 08.10.2015 № ЗП-0079 (далее – Протокол) поручено:

1) главам районных Администраций города Магнитогорска:

- осуществить инвентаризацию объектов нестационарной торговли, в том числе киосков и павильонов, в которых размещены пункты по осуществлению микрозаймов для населения (срок исполнения до 16.10.2015);

- принять меры по недопущению осуществления микрозаймов для населения в киосках и павильонах, расположенных на территории района города, так как данные пункты не являются объектами нестационарной торговли (нецелевое использование) (срок исполнения до 19.10.2015);

2) начальнику внешних связей и молодежной политики разместить в средствах массовой информации информацию о незаконности осуществления микрозаймов для населения в киосках и павильонах, расположенных на территории города Магнитогорска, так как данные пункты не являются объектами нестационарной торговли (нецелевое использование).

Администрацией Орджоникидзевского района города Магнитогорска:

- составлены акты обследования земельных участков от 06.10.2015 № 43-66, согласно которым выявлены и зафиксированы факты неиспользования или нецелевого использования земельных участков их правообладателями, самовольное занятие земельных участков ввиду размещения нестационарных объектов, в которых осуществляется деятельность по оказанию финансовых услуг населению;

- арендаторам земельных участков направлены письма от 13.10.2015 № АдмО-03-27/2397, 2397-1, 2398, 2399, 2400, 2401, 2402, 2403, 2403-1, 2404, 2405, 2406, 2407, 2418, в которых указано о необходимости прекращения осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг, в противном случае нестационарный торговый объект подлежит исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, договор аренды – расторжению.

Администрацией Ленинского района города Магнитогорска:

- составлены акты обследования земельных участков от 14.10.2015 № 0049, 0050, 0051, от 15.10.2015 № 0054, 0055, 0056, согласно которым установлено, что на земельных участках в павильонах осуществляется деятельность по оказанию финансовых услуг;

- направлены письма от 16.10.2015 № 01-17/1844 в адрес ИП <…>, ООО «УралИнвестКомплект-плюс», ИП <…>, ИП <…>, в которых указано о необходимости прекращения осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг, в противном случае нестационарный торговый объект подлежит исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, договор аренды – расторжению.

Администрацией Правобережного района города Магнитогорска:

- составлены акты обследования земельных участков от 14.10.2015 № 17, 18, от 15.10.2015, № 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, от30.10.2015 № 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45, согласно которым установлено, что на земельных участках в павильонах осуществляется деятельность по оказанию финансовых услуг;

- направлены письма от 15.10.2015 № АдмП-01-12/1763 в адрес ООО «Вета», ООО «Ветеран», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Радуга вкуса», ООО «Ярмарка «Станичная», ИП <…>, в которых указано о необходимости прекращения осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг, в противном случае нестационарный торговый объект подлежит исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, договор аренды – расторжению.

В письмах районных Администраций города Магнитогорска от 13.10.2015 № АдмО-03-27/2397, 2397-1, 2398, 2399, 2400, 2401, 2402, 2403, 2403-1, 2404, 2405, 2406, 2407, 2418, от 16.10.2015 № 01-17/1844 в адрес ИП <…>, ООО «УралИнвестКомплект-плюс», ИП <…>, ИП <…> от 15.10.2015 № АдмП-01-12/1763 в адрес ООО «Вета», ООО «Ветеран», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Радуга вкуса», ООО «Ярмарка «Станичная», ИП <…> (далее – Письма) указано на то, что в соответствии с положениями Закона о торговле в нестационарных торговых объектах может осуществляться только торговая деятельность, то есть предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров, и иное использование площади нестационарного торгового объекта, в том числе оказание различного рода услуг, не предусмотрено.

В сети Интернет на официальном сайте Администрации www.magnitogorsk.ru в разделе Новости размещены сообщения, в том числе от 19.10.2015, 29.10.2015, в которых указано о незаконности осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг в нестационарных торговых объектах.

 

 

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска направлены претензии о нарушении условий договора аренды земельного участка:

Исх. №

Наименование хозяйствующего субъекта

Реквизит, срок договора

Кадастровый номер ЗУ

Цель использования ЗУ согласно договору

Орджоникидзевский район

08.12.2015 № 01-33/10065

<…>

02.02.2012 № 6567

до

30.12.2024

74:33:0303002:30

Размещение торгового павильона «Цветы»

08.12.2015 № 01-33/10066

<…>

24.01.2011 № 5746

до 30.12.2024

74:33:1329001:370

Размещение торгового павильона

08.12.2015 № 01-33/10067

<…>

24.12.2014 № 8961

74:33:0307001:6730

Размещение временного выставочного зала

08.12.2015 № 01-33/10068

<…>

01.04.2014 № 8473

до 01.12.2019

74:33:0307002:9195

Размещение торгового павильона

08.12.2015 № 01-33/10069

<…>

12.11.2013 № 8248

до22.10.2018

74:33:0302001:5176

Размещение торгового павильона

08.12.2015 № 01-33/10070

<…>

24.05.2012 № 6823

74:33:302001:5107

Размещение торгового павильона

08.12.2015 № 01-33/10071

<…>

19.09.2014 № 8777

до 10.12.2063

74:33:0302003:4035

Размещение торгового павильона

09.12.2015 № 01-33/10090

ООО «Служба взыскания «ДН»

От 24.08.2011 № 6240

74:33:1329001:103,

74:33:1329001:104

с 04.05.2017 до 04.05.2022

Размещение торгового киоска

09.12.2015 № 01-33/10089

ООО «УралИнвестКомплект-плюс»

19.03.2014 № 8453

74:33:1329001:8504

 

с 01.07.2017 до 01.07.2022

Размещение торгово- остановочного павильона

16.12.2015 № 01-33/10323

ООО «Ветеран»

14.06.2012 № 6881

до 24.12.2024

74:33:0306003:22

74:33:0306003:26

Размещение торгового киоска

14.01.2016 № 01-33/00138

<…>

19.06.2014 № 8641

до 18.04.2019

74:33:307002:41

74:33:0307002:9202

Размещение торгово- остановочного комплекса

Ленинский район

07.12.2015 № 01-33/1003

<…>

08.08.2012 № 7008

74:33:0123003:1732

Размещение павильона «Цветы»

07.12.2015 № 01-33/10016

ООО «УралИнвестКомплект-плюс»

14.02.2014 № 8404

74:33:0123003:1768

Размещение торгового павильона

07.12.2015 № 01-33/10018

ООО «УралИнвестКомплект-плюс»

06.02.2014 № 8391

74:33:0129008:5221

с 04.05.2017 до 30.04.2022

Размещение торгового павильона

07.12.2015 № 01-33/10017

ИП <…>

18.08.2010 № 5547

до 30.12.2018

74:33:0123012:33

Размещение киоска

07.12.2015 № 01-33/10004

<…>

02.02.2011 № 5761

74:33:129005:93

Размещение торгово- остановочного комплекса

Правобережный район

10.11.2015 № 01-33/9097

<…>

14.02.2011 № 5796

до 11.02.2025

74:33:0214001:20

Размещение торгового киоска

10.11.2015 №01-33/9098

<…>

02.06.2003 № 3061

до 11.02.2025

74:33:0214001:45

Размещение торгового киоска

10.11.2015 № 01-33/9095

<…>

05.02.2014 № 8383

74:33:0225001:3206

Размещение торгового павильона

10.11.2015 № 01-33/9096

<…>

12.11.2013 № 8247

до 11.02.2025

74:33:0216004:6605

Размещение торгового павильона

11.11.2015 № 01-33/9109

ООО «Вета»

15.06.2012 № 6886

до 21.01.2025

74:33:0212004:2646,

74:33:0212004:26

Размещение торгово- остановочного комплекса

11.11.2015 № 01-33/9110

ООО «Вета»

18.06.2012 № 6904

до 21.01.2025

74:33:0000000:7845,

74:33:0217001:17

Размещение торгово- остановочного комплекса

11.11.2015 № 01-33/9111

ООО «Ветеран»

02.06.2011 № 6004

74:33:0213003:22

Размещение торгового киоска

11.11.2015 №01-33/9108

<…>

12.11.2013 № 8251

до 26.11.2063

74:33:0213002:5114

Размещение торгового павильона

11.11.2015 №01-33/9113

ООО «Радуга вкуса»

06.02.2013 № 7563

74:33:0217001:644

Размещение торгового павильона

11.11.2015 № 01-33/9112

ООО «Ярмарка Станичная»

14.05.2013 № 7753 до 13.03.2018

74:33:0225002:5760

Размещение торгового павильона

13.11.2015

№01-33/9300

<…>

12.11.2013 № 8250 до 26.11.2063

74:33:0225002:5912

Размещение торгового павильона

13.11.2015 № 01-33/9298

ООО «Ветеран»

02.10.2006 № 4476 до 30.12.2024

74:33:0216004:58

Размещение открытого павильона ожидания транспорта

В претензиях от 08.12.2015 №№ 01-33/10066-10071, от 09.12.2015 № 01-33/10089, №01-33/10090, от 16.12.2015 № 01-33/10323, 14.01.2016 № 01-33/00138, от 07.12.2015 №№ 01-33/10016- 10018, № 01-33/10004, от 10.11.2015 № 01-33/6096-9098, от 11.11.2015 №№01-33/9108-9113, от 13.11.2015 №01-33/9300, № 01-33/9298 (далее – Претензии) указано о том, что земельные участки предоставлены для размещения временного сооружения – торгово-остановочного комплекса, торгового киоска, торгового павильона и иных типов временных сооружений, поскольку земельные участки не используются в указанных целях, арендаторам необходимо устранить нарушения пункта 4.4.2 договора аренды земельного участка либо Администрация вправе требовать их расторжения, в том числе судебном порядке.

Пунктом 4.4.2 договоров от 02.02.2012 № 6567, от 24.01.2011 № 5746, от 24.12.2014 № 8961, от 01.04.2014 № 8473, от 12.11.2013 № 8248, от 24.05.2012 № 6823, 19.09.2014 № 8777, от 24.08.2011 № 6240, от 19.03.2014 № 8453, от 14.06.2012 № 6881, от 19.06.2014 № 8641, от 08.08.2012 № 7008, от 14.02.2014 № 8404, от 06.02.2014 № 8391, от 18.08.2010 № 5547, от 02.02.2011 № 5761, от 14.02.2011 № 5796, от 02.06.2003 № 3061, от 05.02.2014 № 8383, от 12.11.2013 № 8247, от 15.06.2012 № 6886, от 18.06.2012 № 6904, от 02.06.2011 № 6004, от 12.11.2013 № 8251, от 06.02.2013 № 7563, от 14.05.2013 № 7753, от 12.11.2013 № 8250, от 02.10.2006 № 4476 аренды земельных участков (далее – Договоры аренды земельных участков) установлена обязанность арендатора использовать предоставленный земельный участок в целях, указанных в пункте 2.1 договора, в соответствии с действующим законодательством, условиями договора.

Согласно пункту 2.1 договоров аренды земельный участок предоставлен для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, торгово-остановочного комплекса, торгового киоска, павильона и иных типов временных сооружений.

Целевое назначение объекта некапитального строительства договорами аренды земельного участка не определено, что не позволяет сделать вывод об использовании земельного участка по нецелевому назначению, поскольку на них размещены и эксплуатируются объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в соответствии с типом нестационарного объекта, который указан в договоре.

Во исполнение Писем районных администраций города Магнитогорска, Претензий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска о нарушении условий договора аренды земельного участка арендаторы земельных участков расторгают с микрофинансовыми организациями договоры аренды и субаренды объектов некапитального строительства.

Постановлением Администрации города Магнитогорска от 02.03.2011 № 2218-П утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее – Схема).

В столбце 9 Схемы (в ред. Постановления Администрации города Магнитогорска от 11.09.2015 № 12208-П) предусмотрены, в том числе нестационарные торговые объекты в целях использования для:

- микрофинансирование (пункты 71, 112),

- финансовые услуги (пункты 73, 136),

- быстрые деньги (пункты 386, 390, 395),

- «Деньги населению» (пункты 451, 452),

- бытовое обслуживание (пункт 400),

- кафе (пункты 95, 218),

- летнее кафе (пункты 783-786),

- ремонт обуви (пункты 144, 145, 146, 184, 676),

- прием стеклопосуды (пункты 147, 148, 149, 225, 320-322, 327, 747-749),

- шашлычная (пункт 168),

- чебуреки (пункты 175, 176, 177, 178, 315-317),

- изготовление ключей (пункты 180, 319, 437),

- информационные услуги (пункт 189),

- платежи (пункты 190-196, 198-203, 209, 555-582),

- химчистка (пункт 378),

- обмен старых аккумуляторных батарей на новые (пункты 589-590),

- прием аккумуляторов (пункт 752),

- шиномонтаж (пункты 753, 754, 759, 760, 776),

- мини-офис кредитной организации (пункт 374).

Постановлением Администрации города Магнитогорска от 24.11.2015 № 15530-П внесены изменения в Схему, которой предусмотрено, в том числе:

- стеклопосуда (пункты 147-149, 224),

- шашлычная (пункт 168),

- кафе (пункты 95, 217),

- летнее кафе (пункты 407-412),

- терминалы (пункты 190-202, 208),

- шины (пункты 381, 382, 385, 386, 402),

- аккумуляторы (пункт 380),

- мини-офис кредитной организации (пункты 568, 569).

Из содержания Схемы (в ред. Постановления Администрации города Магнитогорска от 24.11.2015 № 15530-П) следует, что в нее внесены изменения в части исключения наименования целевого назначения нестационарного торгового объекта, либо его изменения путем указания сферы оказания услуг (промышленная или продовольственная группы).

Таким образом, ранее предусмотренное использование нестационарного торгового объекта для оказания услуг также содержится в Схеме (в ред. Постановления Администрации города Магнитогорска от 24.11.2015 № 15530-П), например:

- бытовое обслуживание (пункт 594),

- общественное питание: кафе (пункты 95, 217), летнее кафе (пункты 407-412), шашлычная (пункт 168), чебуреки (пункты 175-178),

- ремонт обуви (пункты 144, 145),

- прием стеклопосуды (пункты 147-149, 224),

- изготовление ключей (пункты 180),

- информационные услуги (пункт 189),

- химчистка (пункт 573),

- терминалы (пункты 190-202, 208),

- шиномонтаж (пункты 381, 382, 385, 386, 402).

Таким образом, Схема (в ред. Постановления Администрации города Магнитогорска от 24.11.2015 № 15530-П) также предусматривает использование нестационарного торгового объекта для оказания услуг, в том числе финансовых.

Согласно представленным документам Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска и районные администрации города Магнитогорска не являются юридическими лицами и входят в структуру Администрации города Магнитогорска, то есть действуют от имени Администрации города Магнитогорска.

В соответствии со статьей 2 Закона о торговле нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Статьей 10 Закона о торговле установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (часть 1), схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 № 261-П утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности», который действовал до 25.01.2016, пунктом 4 которого установлено, что в схемы размещения нестационарных торговых объектов включаются: нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения схем и местонахождение планируемых к размещению нестационарных торговых объектов.

С 25.01.2015 действует Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П (далее – Порядок № 5-П), которым предусмотрено, что схема схемы размещения нестационарных торговых объектов носит бессрочный характер (пункт 6) и при формировании в нее подлежат включению места размещения всех нестационарных торговых объектов, установленных на законных основаниях на дату ее формирования на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также местонахождение планируемых к размещению нестационарных торговых объектов.

Из представленных документов следует, что Администрацией Договоры аренды земельных участков заключены в порядке статьи 34 ЗК РФ и в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Магнитогорска имеют право распоряжаться, для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 30.10.2012 № 162.

Предусмотренные Договорами аренды земельных участков НТО включены в утвержденную Администрацией Схему, которой предусмотрено использование НТО, в том числе для оказания услуг.

Договоры аренды земельных участков условий о целевом назначении размещаемых НТО не содержат, как и не содержат ограничения по предоставлению в аренду принадлежащей на праве собственности площади НТО или ее части.

Администрацией факт осуществления с использованием нестационарных торговых объектов, включенных в Схему, оказания услуг, в том числе финансовых, не отрицается.

Перечень нестационарных торговых объектов, в отношении которых органом местного самоуправления выявлено «нецелевое использование НТО», свидетельствует о выборочной проверке, а не совершении действий, направленных на принятие мер в целях осуществления в НТО исключительно торговой деятельности.

Таким образом, у Администрации отсутствовали основания для направления Писем и Претензий хозяйствующим субъектам.

 

Указание Администрации о том, что действия органа местного самоуправления по направлению Писем и Претензий правомерны, поскольку арендаторы земельных участков с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков, а так же за получением разрешения на сдачу земельного участка в субаренду не обращались, не могут быть приняты во внимание, поскольку арендаторы земельных участков права на земельные участки по договорам субаренды третьим лицам не передавали, указанные хозяйствующие субъекты предоставляли право пользования размещенными ими нестационарными торговыми объектами или их частью (договоры аренды НТО).

Кроме того, доводы Администрации о том, что включенные в Схему НТО предоставляют возможность использовать их исключительно для торговой деятельности, опровергаются содержанием Схемы, предусматривающей в качестве целевого назначения НТО оказание различных услуг, и фактическое использование НТО для оказания услуг.

Доводы Администрации о расторжении арендаторами земельных участков договоров с микрофинансовыми организациями (субарендаторами) по собственному волеизъявлению опровергаются материалами дела № 05-07/16, которые содержат письма хозяйствующих субъектов, направленные в адрес микрофинансовых организаций, о расторжении договоров аренды НТО на основании Писем и Претензий, поступивших в их адрес, а также письменными пояснениями ИП <…>, ООО «Радуга вкуса».

Довод Администрации о том, что факт направления Претензий в адрес арендаторов земельных участков не мог повлиять на деятельность микрофинансовых организаций, в том числе ООО МФО «Джет Мани Микрофинанс», ООО МО «Быстроденьги», которые не являются сторонами по договорам аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных объектов, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Рассматриваемые действия Администрации приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания необоснованного препятствования и дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующим субъектам с использованием объектов некапитального строительства, в том числе ограничения доступа к инфраструктуре, соответственно, в данном случае факт того, что указанные микрофинансовые организации не являются сторонами по договорам аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных объектов, не имеет правового значения.

Кроме того, Администрация при осуществлении деятельности по прекращению оказания микрофинансовых услуг в нестационарных торговых объектах помимо информации о такой своей деятельности, размещала информацию, которая могла негативным образом повлиять на отношение потребителей к микрофинансовым организациям в целом, и на спрос на оказываемые ими услуги (например, публикации от 19.10.2015, 29.10.2015, 22.06.2016).

В частности, в отношении микрофинансовых организаций Администрацией при размещении информации на официальном сайте органа местного самоуправления использовались такие утверждения как «рассадники грабежей и криминала», «ростовщики», «болезнь времени». При этом Администрация в большинстве случаев при размещении такой информации не указывает на конкретных хозяйствующих субъектов и конкретные объективно подтвержденные обстоятельства, дающие основания для подобных утверждений.

В качестве названия некоторых из публикаций, например от 19.10.2015 и от 29.10.2015, также используются утверждения «Быстроденьги закроют быстро» и «Микрозаймовые организации закрывают».

Следует отметить, что подобные формулировки в названии публикаций не соответствуют содержанию размещенной в них информации, поскольку эти публикации посвящены не прекращению деятельности микрофинансовых организаций в городе Магнитогорске как незаконной в принципе, как может сложиться впечатление исходя из названия публикаций, а деятельности Администрации по прекращению использования нестационарных торговых объектов для осуществления микрофинансовой деятельности.

Необходимо также учитывать, что на момент публикаций, в том числе, в городе Магнитогорске деятельность под товарным знаком «Быстроденьги» осуществляла группа микрофинансовых организаций МФК БЫСТРОДЕНЬГИ (ООО) и МФО ТУРБОЗАИМ (ООО). Информации о незаконном характере деятельности данных организаций, в том числе, в какой-либо части, и подтверждающих это обстоятельствах в публикации от 19.10.2015 не содержится.

Изложенное в совокупности, а также использование в публикации от 19.10.2015 утверждения о том, что «офисы, в которых выдаются деньги до зарплаты, - рассадник грабежей и криминала» может неоправданно дискредитировать как сегмент микрофинансирования в целом, так и группы микрофинансовых организаций «Быстроденьги» в частности. Ссылка в данной публикации на «подтверждающую» указанное утверждение статистику УМВД по городу Магнитогорску не является тем обстоятельством, которое может подтвердить обоснованность действий Администрации, поскольку содержание такой статистики в публикации не раскрыто и в любом случае не может свидетельствовать о недобросовестности деятельности всех участников микрофинансового рынка и, как следствие, не может использоваться в официальных публикациях органов государственной власти и органов местного самоуправления в подобном качестве.

 

В рамках рассмотрения настоящего дела Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Администрацией предоставлены в пользование земельные участки по Договорам аренды, пунктом 2.1 которых предусмотрено, что земельный участок предоставлен для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, торгово-остановочного комплекса, торгового киоска, павильона и иных типов временных сооружений.

Целевое назначение (использование) объекта некапитального строительства Договорами аренды земельного участка не определено.

В Схему включены нестационарные торговые объекты, с использованием которых осуществляется розничная торговля, оказание услуг, выполнение работ.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группировка:

- 47.8 - Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках включает розничную торговлю широким набором новых или бывших в употреблении товаров, обычно осуществляемую вдоль дорог или с размещением в специально отведенных местах (киосках, палатках, автомагазинах, автофургонах, автолавках, автоцистернах и т.п. и на рынках);

- 56 - Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без (определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего);

- 64 - Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению включает деятельность, связанную с получением и перераспределением финансовых средств, кроме средств, предназначенных для целей страхования, пенсионного обеспечения или обязательного социального страхования;

- 95 - Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения включает ремонт и обслуживание компьютеров и периферийного оборудования компьютеров, такого как настольные компьютеры и ноутбуки, компьютерные терминалы, устройства памяти и принтеры; ремонт коммуникационного оборудования, такого как факсимильные аппараты, аппараты двухсторонней радиосвязи, бытовой электроники, включая радиоприемники и телевизоры; ремонт обуви и кожаных изделий; ремонт предметов хобби и других бытовых изделий и предметов личного пользования;

- 96 - Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг включает: услуги, не включенные в другие группировки, в том числе стирка и химическая чистка изделий из ткани и меха, услуги парикмахерских и салонов красоты, ритуальные услуги;

- 45 - Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт включает, в том числе мытье, полировку транспортных средств и т.д.

Указанные виды экономической деятельности соответствуют рынку розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, включенных в Схему.

Указанные виды деятельности являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.

Наличие значительного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием включенных в Схему нестационарных торговых объектов, свидетельствует о наличии конкуренции на указанных рынках.

Кроме того, данные рынки являются открытыми для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как на территории города Магнитогорска, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеют неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

С учетом границы территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация и размещены НТО, включенные в Схему, географическими границами товарного рынка следует признать город Магнитогорск.

 

Пунктом 6 Порядка № 5-П установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов носит бессрочный характер.

Согласно пункту 7 Порядка № 5-П при формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов в нее подлежат включению места размещения всех нестационарных торговых объектов, установленных на законных основаниях на дату ее формирования на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также местонахождение планируемых к размещению нестационарных торговых объектов. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов № 4 от 31.01.2017 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска (далее - Положение), согласно пункту 1 которого Положение определяет порядок, условия размещения и эксплуатации НТО на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка, а также порядок прекращения права на размещение и осуществления демонтажа НТО на территории города Магнитогорска.

Временной интервал исследования определен с учетом периода времени с момента принятия Администрацией Протокола по максимальный срок окончания Договоров аренды земельных участков 26.11.2063, то есть проводится как ретроспективный анализ, так и перспективный, то есть с 08.10.2015 до 26.11.2063.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 05-07/16 от 12.03.2018 и пунктом 4 определения об отложении рассмотрения дела № 05-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.03.2018 предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 05-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России письменные пояснения (возражения) не поступили.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Указанными действиями Администрации могут ограничиваться самостоятельные действия хозяйствующих субъектов и создаваться дискриминационные условия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам с использованием объектов некапитального строительства, в том числе ограничения доступа к инфраструктуре.

Факт создания препятствования осуществлению деятельности подтверждается тем, что фактически хозяйствующие субъекты, в адрес которых направлены Письма, Претензии, лишены возможности распоряжаться находящимся в их собственности НТО и использовать его для предпринимательской деятельности.

Факт создания дискриминационных условий осуществления деятельности подтверждается тем, что фактически одним хозяйствующим субъектам предоставлена возможность использовать НТО для оказания услуг, выполнения работ, другим, в адрес которых направлены Письма, Претензии, такая возможность ограничена.

Таким образом, действия Администрации по принятию Протоколом решения о принятии мер по недопущению осуществления финансовых услуг (микрозаймов для населения) в киосках и павильонах, расположенных на территории города Магнитогорска, и размещении в средствах массовой информации информации о незаконности такой деятельности, размещению в сети Интернет на официальном сайте Администрации www.magnitogorsk.ru в разделе Новости сообщений, в том числе от 19.10.2015, 29.10.2015, о незаконности осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг в нестационарных объектах, направлению писем районных администраций города Магнитогорска от 13.10.2015 № АдмО-03-27/2397, 2397-1, 2398, 2399, 2400, 2401, 2402, 2403, 2403-1, 2404, 2405, 2406, 2407, 2418, от 16.10.2015 № 01-17/1844 в адрес ИП <…>, ООО «УралИнвестКомплект-плюс», ИП <…>, ИП <…> от 15.10.2015 № АдмП-01-12/1763 в адрес ООО «Вета», ООО «Ветеран», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Радуга вкуса», ООО «Ярмарка «Станичная», ИП <…>, претензий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска от 08.12.2015 №№ 01-33/10066-10071, от 09.12.2015 № 01-33/10089, №01-33/10090, от 16.12.2015 № 01-33/10323, 14.01.2016 № 01-33/00138, от 07.12.2015 №№ 01-33/10016- 10018, № 01-33/10004, от 10.11.2015 № 01-33/6096-9098, от 11.11.2015 №№01-33/9108-9113, от 13.11.2015 №01-33/9300, № 01-33/9298 привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке розничной торговли, оказания услуг, в том числе финансовых, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, включенных в Схему, в том числе посредством ограничения самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и создания дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующим субъектам с использованием объектов некапитального строительства, ограничения доступа к инфраструктуре, посредством предоставления возможности использовать указанные объекты, включенные в Схему, для оказания услуг, выполнения работ одним хозяйствующим субъектам и ограничения такой возможности другим, что не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктам 2, 8 указанной нормы.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, действия Администрации по принятию Протоколом решения о принятии мер по недопущению осуществления финансовых услуг (микрозаймов для населения) в киосках и павильонах, расположенных на территории города Магнитогорска, и размещении в средствах массовой информации информации о незаконности такой деятельности, размещению в сети Интернет на официальном сайте Администрации www.magnitogorsk.ru в разделе Новости сообщений, в том числе от 19.10.2015, 29.10.2015, о незаконности осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг в нестационарных объектах, направлению писем районными администрациями города Магнитогорска от 13.10.2015 № АдмО-03-27/2397, 2397-1, 2398, 2399, 2400, 2401, 2402, 2403, 2403-1, 2404, 2405, 2406, 2407, 2418, от 16.10.2015 № 01-17/1844 в адрес ИП <…>, ООО «УралИнвестКомплект-плюс», ИП <…>, ИП <…> от 15.10.2015 № АдмП-01-12/1763 в адрес ООО «Вета», ООО «Ветеран», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Радуга вкуса», ООО «Ярмарка «Станичная», ИП <…>, претензий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска от 08.12.2015 №№ 01-33/10066-10071, от 09.12.2015 № 01-33/10089, №01-33/10090, от 16.12.2015 № 01-33/10323, 14.01.2016 № 01-33/00138, от 07.12.2015 №№ 01-33/10016- 10018, № 01-33/10004, от 10.11.2015 № 01-33/6096-9098, от 11.11.2015 №№01-33/9108-9113, от 13.11.2015 №01-33/9300, № 01-33/9298, которые привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке розничной торговли, оказания услуг, в том числе финансовых, выполнения работ с использованием нестационарных торговых объектов на территории города Магнитогорска, включенных в Схему, в том числе посредством ограничения самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и создания дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующим субъектам с использованием объектов некапитального строительства, ограничения доступа к инфраструктуре, посредством предоставления возможности использовать указанные объекты, включенные в Схему, для оказания услуг, выполнения работ одним хозяйствующим субъектам и ограничения такой возможности другим.

2. Выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 05-07/16

 

«09» апреля 2018 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 09 апреля 2018 года по делу № 05-07/16 о нарушении Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (пр. Ленина 72, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455044, далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пунктам 2, 8 указанной нормы,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации в срок до 14 мая 2018 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем:

1) отмены протокола совещания у заместителя главы по имуществу и правовым вопросам от 08.10.2015 № ЗП-0079;

2) отзыва писем о необходимости прекращения осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг с использованием нестационарных объектов, в том числе писем районных администраций города Магнитогорска от 13.10.2015 № АдмО-03-27/2397, 2397-1, 2398, 2399, 2400, 2401, 2402, 2403, 2403-1, 2404, 2405, 2406, 2407, 2418, от 16.10.2015 № 01-17/1844 в адрес ИП <…>, ООО «УралИнвестКомплект-плюс», ИП <…>, ИП <…> от 15.10.2015 № АдмП-01-12/1763 в адрес ООО «Вета», ООО «Ветеран», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Радуга вкуса», ООО «Ярмарка «Станичная», ИП <…>;

3) отзыва претензий Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Магнитогорска о необходимости устранения нарушения пункта 4.4.2 договора аренды земельного участка, предусматривающего размещение на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, торгово-остановочного комплекса, торгового киоска, павильона и иных типов временных сооружений, в том числе от 08.12.2015 №№ 01-33/10066-10071, от 09.12.2015 № 01-33/10089, №01-33/10090, от 16.12.2015 № 01-33/10323, 14.01.2016 № 01-33/00138, от 07.12.2015 №№ 01-33/10016- 10018, № 01-33/10004, от 10.11.2015 № 01-33/6096-9098, от 11.11.2015 №№01-33/9108-9113, от 13.11.2015 №01-33/9300, № 01-33/9298.

2. Администрации в срок до 21.05.2018 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отмену протокола совещания у заместителя главы по имуществу и правовым вопросам от 08.10.2015 № ЗП-0079, отзыва писем и претензий, указанных в пункте 1 настоящего предписания).

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и описью документов со ссылкой на номер дела.

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны