Решение №5711/04 Решение по жалобе 074/01/18.1-493/2019 от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «ПСК Портал»

456780, г. Озерск,

ул. Промышленная,

д. 5, к. 3, оф. 410

portal-09@bk.ru

ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина»

456770, г. Снежинск,

ул. Васильева, 13

zakupki@vniitf.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/01/18.1-493/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 074/01/18.1-493/2019 ООО «ПСК Портал» (далее- Заявитель) от 11.04.2019 вх. № 4999 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог (извещение № 31907551902),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907551902 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог.

Дата и время окончания подачи заявок: 25.03.2019 в 08:00 (МСК+2).

Отборочная стадия рассмотрения заявок: не позднее 08.04.2019.

Оценочная стадия рассмотрения заявок: не позднее 08.04.2019.

Дата подведения итогов: 08.04.2019.

Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по конкурсу на право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог от 03.04.2019 № 2526001-1 на участие в аукционе поступило четыре заявки.

В адрес Челябинского УФАС России 11.04.2019 поступила жалоба Заявителя, являющегося участником закупки, на действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения аукциона (извещение № 31907551902).

В жалобе Заявитель указывает на то, что им принято участие в конкурсе.

Заказчиком 03.04.2019 на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «РГнтернет» (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 03042019077 о внесении изменений в часть 1 закупочная документация на право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог.

Согласно данному извещению заказчиком внесены следующие изменения:

1. в части 1_ документация по запросу котировок в разделе 1 извещение о проведении закупки пункт 18 читать в следующей редакции:

18) Место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки:

Отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: 456770, г. Снежинск, Челябинская обл., Васильева, 13, не позднее «15» апреля 2019 года.

Оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: 456770, г. Снежинск, Челябинская обл., Васильева, 13, не позднее «15» апреля 2019 года

Заявитель полагает, что действия Заказчика неправомерны по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 раздела 1 извещение о проведении закупки) закупочной документации «Право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог» (том 1 «общая и коммерческая части») от 20.02.2019 закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Согласно подпункту 3 пункта 6.2.2 «Единого отраслевого стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - ЕОСЗ) решения о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке принимает заказчик.

Любые изменения извещения и закупочной документации согласовываются в том же порядке, что и извещение, и закупочная документация.

Согласно подпункту 3 пункта 6.2.2 ЕОСЗ решения о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке принимает заказчик. Любые изменения извещения и закупочной документации согласовываются в том же порядке, что и извещение, и закупочная документация.

Заказчик/организатор закупки обеспечивает согласование закупочной документации закупочной' комиссией (созданной для каждой отдельной конкурентной закупки либо для группы закупок в соответствии с приложением № 4) в части требований к участникам закупки, их субподрядчикам (соисполнителям), критериев отбора и оценки, перечня и (или) форм документов заявки, порядка и сроков проведения закупки, если иное не установлено распорядительными документами генерального директора Корпорации.

Порядок согласования извещения и закупочной документации: для закупок, проводимых ЕОЗП и ОЗОДЦИ, устанавливается распорядительными документами генерального директора Корпорации, для иных закупок - распорядительными документами заказчиков и/или У О (подпункты 2, 3 пункта 5.3. ЕОСЗ),

Сведения о согласовании внесения изменений в закупочную документацию на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://zakupki.gov.ru) отсутствуют.

Вместе с тем, пункт 2.3 протокола № 2526001-1 от 03.04.2019 содержит следующую информацию:

«2.3. В соответствии с подпунктом 7.5 пункта 7 раздела 1 приложения № 12 к ЕОСЗ и пунктом 7.5 Части 2 закупочной документации направить запросы по уточнению заявок на участие в конкурсе, а именно:

  1. направить участнику конкурса Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм» запрос о предоставлении сведений, представленных не в полном объеме и направлении организатору запроса котировок исправленных документов.

Результаты голосования членов конкурсной комиссии:

«за» - б голоса/-ов; «против» - 0 голоса/'-ов; «воздержался» - 0 голосоов.

  1. направить участнику конкурса Общество с ограниченной ответственностью «Промэнергострой» (Российская Федерация, 456770, Россия, Челябинская область, г. Снежинок, Транспортн)

запрос о предоставлении сведений, представленных не в полном объеме и направлении организатору запроса котировок исправленных документов.

Результаты голосования членов конкурсной комиссии: «за» - 6голоса'-ов;

«против» - 0 голоса/-ов; «воздержался» - 0 голоса/-ов».

Анализ подпункта 7.5 пункта 7 раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ показывает, что в нем содержатся следующие условия:

«При наличии сомнений в достоверности копии документа организатор вправе запросить документ, предоставленный в копии. В случае, если участник закупки в установленный в запросе разумный срок не предоставил документ, копия документа не рассматривается и документ считается не предоставленным».

В то время как согласно указанному протоколу заказчик запросил сведения, представленные не в полном объеме, что не соответствует требованиям подпункта 7.5 пункта 7 раздела 1 приложения № 12 к ЕОСЗ.

Не допускаются запросы, направленные на изменение предмета проводимой закупки, объема и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки на участие в закупке, включая изменение условий заявки.

При уточнении заявок на участие в закупке организатором не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки. Предусмотренные подпунктом 7.6.1 настоящего раздела документы могут быть запрошены только единожды (в отношении каждого из документов).

Не направляются участнику закупки запросы согласно пункту 7.6 настоящего раздела, если в соответствии с пунктом 8.3 настоящего раздела имеются также иные основания для отказа в допуске к участию в закупке такого участника (подпункт 7.6.5, пункт 7.7, 7.8. раздела 1 приложения №12 к ЕОСЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2. ЕОСЗ принципом закупочной деятельности является конкурентность: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 статьи 1.2. Закона о закупках принципом закупочной деятельности является конкурентность: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

Как было указано выше дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 06-00 (время московское) «25» марта 2019 года.

Изменения в конкурсную документацию заказчиком внесены 03 апреля 2019 года.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются приведённые положения ЕОСЗ и Закона о закупках и создаются условия для нарушения принципа равноправного участия в закупке, так как Заказчик, за пределами срока подачи заявки и необходимых документов, создает возможность для участников закупки нарушивших требования конкурсной документации избежать последствия таких нарушений в виде недопущения к участию в конкурсе и с нарушением требований ЕОСЗ Госкорпорации «Росатом» принять участие в конкурсе.

Законный представитель ООО «ПСК Портал», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, защитника не направил.

Законный представитель ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание комиссии не явился, направил защитников по доверенности.

Изучив представленные материалы жалобы, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии c пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Госкорпорации «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее - ЕОСЗ).

На официальных сайтах http://www.zakupki.gov.ru (закупка № 31907551902). http://www.zakupki.rosatom.ru (закупка № 190220/0468/077), ЭТП ЭТС-Фабрикант (закупка № 2526001) заказчик 20.02.2019 опубликовал извещение и документацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту покрытия, обочин автодорог согласно которому сроки подачи заявок на участие в закупке с 20.02.2019 до 25.03.2019. Начальная (максимальная) цена договора 28 100 501 (двадцать восемь миллионов сто тысяч пятьсот один) рубль 41 копейка, включая НДС.

После размещения извещения о проведении закупки заказчик внес изменения в закупочную документацию (извещение № 03042019-077), изложив пункт 18 в следующей редакции:

«18) Место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки:

Отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: 456770, г. Снежинск, Челябинской обл., Васильева, 13, не позднее «15» апреля 2019 года.

Оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: 456770, г. Снежинск, Челябинской обл., Васильева, 13, не позднее «15» апреля 2019 года».

Решения о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке принимает заказчик (подпункт 3 статьи 6.2.2 ЕОСЗ).

В соответствии с подпунктом 7.11 пункта 7 части 2 закупочной документации сроки проведения отборочной и (или) оценочной стадии, а также срок выбора победителя закупки продлеваются только, по решению комиссии (с оформлением соответствующего протокола) или ее председателя (с оформлением документа о его единоличном решении), но в любом случае до истечеиия срока действия заявок на участие в закупке.

В пункте 12 извещения о проведении закупки, форме 1 закупочной документации («Заявка на участие в закупке»), подпункте 5.4 пункта 5 раздела 1 приложения № 12 к ЕОСЗ, установлен срок действия заявок на участие в закупке, который составляет не менее 90 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок, то есть по 23.06.2019 (25.03.2019 (срок окончания подачи заявок) + 90 календарных дней = 23.06.2019).

Заказчик в установленные закупочной документацией, ЕОСЗ сроки принял решение о продлении сроков проведения отборочной и оценочной стадий рассмотрения заявок: решение согласно подпункту 7.11 пункта 7 части 2 закупочной документации принято единолично председателем закупочной комиссии с оформлением соответствующего документа - извещения № 03042019-077 о внесении изменений в закупочную документацию, на котором имеется подпись председателя закупочной комиссии - начальника отдела организации и сопровождения закупочной деятельности <…>.

Принятое единолично председателем закупочной комиссии решение о продлении сроков проведения отборочной и оценочной стадий рассмотрения заявок не подлежит дополнительному согласованию с членами закупочной комиссии.

Извещение № 03042019-077 о внесении изменений в закупочную документацию размещено заказчиком в ЕИС в установленные сроки и соблюдением порядка.

Доводы заявителя со ссылкой на подпункт 2.3 статьи 5.3 ЕОСЗ являются необоснованными, поскольку в данных пунктах идет речь о согласовании закупочной документации в части требований к участникам закупки, их субподрядчикам (соисполнителям), критериев отбора и оценки, перечня и (или) форм документов заявки, порядка и сроков проведения закупки, а не о продлении сроков проведения отборочной и оценочной стадий рассмотрения заявок.

Таким образом, действия Заказчика, продлившего сроки проведения отборочной и оценочной стадий рассмотрения заявок, соответствовали требованиям закупочной документации и ЕОСЗ. Продление сроков рассмотрения заявок не повлияло и не могло повлиять на результаты торгов, а также не оказало и не могло оказать никаких преимуществ участия в торгах.

Кроме того, доводы заявителя о неправомерных действиях Заказчика по направлению в адрес участников закупки ООО «Алгоритм» и ООО «Промэнергострой» запросов о предоставлении сведений, указанных в протоколе № 2526001-1 от 03.04.2019, являются необоснованными по следующим основаниям.

Заявителем в жалобе указана следующая трактовка подпункта 7.5 пункта 7 приложения №12 к ЕОСЗ: «При наличии сомнений в достоверности копии документа организатор вправе запросить документ, предоставленный в копии. В случае, если участник закупки в установленный в запросе разумный срок не предоставил документ, копия документа не рассматривается и документ считается не предоставленным».

Челябинским УФАС России установлено, что Заявитель, оперируя подпунктом 7.5 пункта 7 приложения № 12 к ЕОСЗ, руководствовался новейшей редакцией ЕОСЗ (в ред. от 07.02.2019 № 112), которая вступила в силу 16.03.2019.

Вместе с тем, Заказчик на момент размещения (20.02.2019) извещения о проведении указанной закупки руководствовался предыдущей редакцией ЕОСЗ (в ред. от 04 октября 2018 № 109), согласно которой подпункт 7.5 пункта 7 приложения № 12 к ЕОСЗ изложен иным образом.

Так подпунктом 7.5 пункта 7 раздела 1 приложения № 12 к ЕОСЗ (в ред. от 04 октября 2018 № 109) (подпункт 7.5 пункта 7 части 2 закупочной документации) закреплено право организатора закупки направлять уточняющие запросы при отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе заявки на участие в закупке документов (если предоставление соответствующего документа предусмотрено документацией), подтверждающих обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами.

Нормы, установленные положениями подпункта 7.5 приложения 12 к ЕОСЗ и подпункта 7.5 части 2 тома 1 закупочной документации, не дают право принять решение о направлении уточняющего запроса, а обязывают закупочную комиссию направить уточняющий запрос при наличии оснований, перечисленных в ЕОСЗ, а также устанавливают запрет на принятие решений о направлении, не предусмотренных ЕОСЗ и закупочной документацией, запросов.

Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов служит основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Вышеуказанное положение закупочной документации может применяться в равной степени ко всем участникам закупки, в связи с чем, довод заявителя о том, что направление уточняющих запросов в адрес участников закупки является нарушением принципа равноправного участия в закупке, а также создает преимущественные условия участия в торгах, является необоснованным.

Анализ имеющихся в материалах дела документов (запросы заказчика о разъяснении заявки, направленные в адрес ООО «Промэнергострой» и ООО «Алгоритм»; ответы ООО «Промэнергострой» и ООО «Алгоритм»), свидетельствуют о том, что запросы заказчика и ответы на них участников закупки:

  1. связаны с подтверждением обладания участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами;
  2. не направлены на изменение предмета закупки, объема, и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки на участие в закупке, условий заявки.

Таким образом, действия заказчика, направившего запросы участникам закупки, соответствуют требованиям закупочной документации и ЕОСЗ. При этом отсутствует риск необъективной оценки поданных заявок и возможность нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, соответственно установленные подпунктом 7.5 пункта 7 части 2 закупочной документации положения не противоречат Закону о закупках.

Кроме того, правовая позиция Заказчика по аналогичным вопросам подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2019 № Ф05-73/2019 по делу № А40-94841/18.

Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о создании Заказчиком преимущественных условий участия в закупке, а также нарушения принципа равноправного участия в закупке.

Кроме того, в ходе заседания комиссии Заявитель указал, что им обжалуются действия закупочной комиссии, а не положения закупочной документации.

Также Заявитель в ходе заседания комиссии сообщил, что на настоящий момент в нарушении законодательства работы по предмету рассматриваемой закупки фактически начались осуществляться победителем закупки ООО «Алгоритм».

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств вышеуказанных действий.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя являются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПСК Портал» от 11.04.2019 вх. № 4999 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                 <…>

 

                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны