Решение б/н решение от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2613/2023 15 ноября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2613/2023 ООО «Арнакс Групп» (далее – Заявитель) вх. № 14719-ЭП/23 от 07.11.2023 на действия Закупочной комиссии АО «УКВЗ» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку иглоударного маркиратора (извещение № 32312872718),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Арнакс Групп» на действия Закупочной комиссии АО «УКВЗ» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку иглоударного маркиратора (извещение № 32312872718).

Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии, выразившиеся в следующем:

- победитель закупки указал недостоверную информацию о стране происхождения товара;

- Закупочная комиссия не применила положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» (далее — Постановление № 925) при оценке заявки ООО «Арнакс Групп».

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО «Арнакс Групп». поступила в Челябинское УФАС России 03.11.2023, 17:14.

Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 27.10.2023.

Таким образом, жалоба на действия Закупочной комиссии правомерно подана в Челябинское УФАС России.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

1. Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии, выразившиеся в признании победителем закупки участника № 2, который указал недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Согласно доводам жалобы в настоящее время в Российской Федерации, только ООО «СтарМарк Про» (ИНН 7724880842), является единственным производителем запатентованного оборудования иглоударной (интрузивной) маркировки. На момент проведения запроса котировок, ООО «СтарМарк Про» предоставило полномочия по поставке своих иглоударных маркираторов ООО «Арнакс Групп» на основе дилерского договора № 2 от 17 июня 2021 года. Предложение со стороны участника № 2 промышленного иглоударного маркирующего оборудования другого наименования, с указанием страны происхождения Российская Федерация, если это не ООО «СтарМарк Про», является недостоверной информацией. Предложение со стороны участника № 2 иглоударного маркиратора, в котором более 30% компонентов имеет зарубежное происхождение, и не производятся на территории Российской Федерации, с указанием страны происхождения Российская Федерация, является недостоверной информацией.

Заказчик пояснил, что на участие в закупке было подано две заявки. ООО «Арнакс Групп» (участник № 1) предложило к поставке товар, страной происхождения которой является Российская Федерация. Победитель закупки (участник № 2) предложил к поставке товар, страной происхождения которой является Франция.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев пояснения сторон, сообщает следующее.

В соответствии с приложением № 2 к информационной карте подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя продукции, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик продукции заполняется по форме 2 раздела 2 извещения о закупке.

В соответствии с формой 2, установленной документацией, участник закупки должен указать страну происхождения продукции.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку участника № 2, сообщает, что в заявке победителя закупки указана страна происхождения товара — Франция. Информация о стране происхождения товара — Российская Федерация в заявке отсутствует.

Таким образом, довод Заявителя о том, что предложение участника № 2 с указанием страны происхождения товара Российская Федерация, является недостоверной информацией, не обоснован.

Таким образом, в действиях Закупочной комиссии АО «УКВЗ» отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.

2. Заявитель утверждает, что Закупочная комиссия неправомерно не применила положения Постановления № 925 при оценки заявки ООО «Арнакс Групп».

Согласно доводам жалобы в извещении не указано, что продукция стран членов ВТО приравнивается к российской продукции. В исполнении Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, в которые вошли США, Евросоюз и отдельные страны члены ВТО.

В разделах «Информация о товаре, работе, услуге» и «Сведения об объекте(ах) закупки», тендерных площадок: «РТС-тендер» и «ЕИС в сфере закупок» указана классификация по ОКПД2: 28.99.39.190 - Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки. Согласно пункту 124 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 617), на данный ОКПД2 установлен запрет на допуск этих промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Заказчик производит промышленную продукцию только для государственных и муниципальных нужд, и не выпускает товаров массового потребления, для частного пользования. Закупаемое промышленное иглоударное маркирующее оборудование является средством производства, продукцией двойного назначения (Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» ОКВЭД 28.99.9, 28.99.39.190 ТНВЭД 8463900000) и не может использоваться для иных внутренних непроизводственных целей и нужд заказчика. Таким образом, заказчик осуществляет закупку для исполнения государственных и муниципальных заказов, источником финансирования которых являются только государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, фактически для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, применение 15% преференции для продукции российского производства обязательно.

Также, заявитель пояснил, что срок гарантии на производимое ООО «Стармарк Про» иглударное оборудование составляет 36 месяцев, что при оценке цены договора, который включает и гарантийные обязательства поставщика, делает предложение ООО «Арнакс Групп» дешевле, чем предложение Участника №2, так стоимость жизненного цикла закупаемого промышленного оборудования для заказчика меньше.

Заказчик пояснил, что пунктом 32 информационной карты извещения закупочной процедуры в соответствии с Постановлением № 925 в закупочной процедуре установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Пунктом 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее -ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) от 29 мая 2014. Базовые принципы ВТО предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения. Для членов ВТО обязательными для применения являются положения ГАТТ, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи III которого национальный правовой режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные, муниципальные заказчики).

Заказчик также пояснил, что Постановление № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в то время как АО «УКВЗ» в понимании Закона о закупках, а значит нормы Постановления № 617 при осуществлении закупочных процедур не применяет. АО «УКВЗ» не является организацией, уполномоченной принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а осуществляет закупочную деятельность за счет собственных средств, полученных от реализации производимой продукции.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев пояснения сторон, сообщает следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 32 документации установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с Постановлением № 925.

Документацией установлена форма № 3, согласно которой участник закупки подает ценовое предложение.

Ценовое предложение участников закупки должно содержать информацию о стране происхождения продукции.

В соответствии с пунктом 23 документации единственным критерием оценки заявок является «Цена договора». Порядок оценки и сопоставления заявок по указанному критерию приведен в приложении № 3 к извещению о проведении закупки.

Приложением № 3 к извещению о проведении закупки установлен порядок оценки и сопоставления заявок.

Оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании единственного критерия оценки «Цена договора» в порядке, установленном ниже:

 

п/п

Порядок оценки по критерию

 

Цена договора:

Содержание критерия:

Под содержанием указанного критерия понимается цена договора, предлагаемая участником процедуры закупки в заявке, в соответствии с требованиями к структуре цены, изложенными в пункте 8 информационной карты и проекте договора.

Порядок оценки по критерию:

Формулы расчета для указанного критерия не применяются. Оценка и сопоставление заявок участников осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке, начиная с наименьшей. Победителем закупки признается участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки).

 

Иной порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе срок гарантии продукции, не установлен в положениях документации.

Согласно протоколу № 32312872718 на участие в закупке поступило 2 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям документации.

В пункте 7 протокола указана информация об участниках закупки, заявки на участие которых были рассмотрены, и предлагаемая ими цена договора:

 

Участник процедуры закупки

Регистрационный номер

Ценовое предложение

(руб.)

Ценовое предложение с учетом Постановления № 925

НДС

Дата и время подачи заявки (МСК)

Участник № 1

1

6 789 600, 00

6 789 600, 00

(Цена с НДС)

26.10.2023

Участник № 2

2

5 850 000, 00

5 850 000, 00

(Цена с НДС)

26.10.2023

 

В соответствии с пунктом 10 Протокола Закупочная комиссия ранжировала заявки следующим образом:

 

Участник закупки

Номер заявки, присвоенный по результатам

ранжировки

Участник № 2

1

Участник № 1

2

 

Победителем закупки признан участник № 2 с предложенной ценой договора 5 850 000, 00 рублей с учетом НДС, с объемом поставляемой продукции в соответствии с Техническим заданием и сроком исполнения договора, указанным в договоре.

Рассмотрев заявки участников закупки, итоговый протокол Комиссия Челябинского УФАС России сообщает следующие.

Пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 6 Постановления № 925 регламентированы случаи, при которых приоритет не предоставляется, в том числе, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами (подпункт «б»);

если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (подпункт «в»).

Как следует из материалов жалобы, на участие в закупке подано две заявки:

- ООО «Арнакс Групп» (Участник № 1) предложило товар страной происхождения которого является Российская Федерация;

- Победитель закупки (Участник № 2) предложил товар страной происхождения которого является Франция.

Закупочной комиссией не был предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением № 925 участникам закупки.

В соответствии с пунктом 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Из указанных положений международных договоров (соглашений) Российской Федерации и Постановления № 925 следует, что заказчики, по общему правилу, не имеют оснований для предоставления российским товарам (работам, услугам) приоритета по отношению к товарам (работам, услугам) стран - членов ВТО и ЕАЭС.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994).

Пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

В связи с изложенным, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона о закупках, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 23.01.2020 № 303-ЭС19-12126, Арбитражного суда Волго-Вятского округа, приведенной в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции по делу № А28-533/2020 от 28.09.2021, Арбитражного суда Московского округа, приведенной в постановлении по делу № А40-162016/2021 от 16.06.2022.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Заявитель предложил товар российского происхождения.

Победитель закупки предложил товар производства страны - члена ВТО (Франция), следовательно, данный товар в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравнивается к товарам российского происхождения.

Таким образом, приоритет согласно Постановлению № 925 никому из участников не должен быть предоставлен, так как товары стран - участников ВТО / ЕАЭС приравниваются к товарам российского происхождения.

Кроме того, Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» и распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» не вносит изменения в Постановление № 925.

Постановление № 617 распространяется свое действие на закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

АО «УКВЗ» является Заказчиком в понимании статьи 1 Закона о закупках. Закупка (извещение № 32312872718) проводилась в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, Заказчик при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку иглоударного маркиратора (извещение № 32312872718) был вправе не руководствоваться положениями Постановления № 617.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Закупочная комиссия Заказчика правомерно не применила положения Постановления № 925.

Таким образом, в действиях Закупочной комиссии отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «Арнакс Групп» является необоснованной, в действиях Закупочной Комиссии отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Арнакс Групп» на действия Закупочной комиссии АО «УКВЗ» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку иглоударного маркиратора (извещение № 32312872718), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны