Постановление б/н Постановление по делу № 05А-06/16 от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу 05А-06/16

об административном правонарушении

 

20 декабря 2016 года                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

1. <…> руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, изучив материалы дела 05А-06/16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении <…>, занимавшей должность начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 по 11.03.2014 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в присутствии <…>, а также начальника отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России <…> и специалиста-эксперта отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили заявления  граждан на действия ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (далее – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области) (454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 75а), выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории       г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно прейскуранту ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области» стоимость справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 01.06.2012–02.02.2015 варьируется в зависимости от срока изготовления, так:

1)      При изготовлении справки через 10 дней со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 050 рублей;

2)      При изготовлении справки через 3 дня со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 365 рублей;

3)      При изготовлении справки через 1 день со дня обращения стоимость данной справки составляет 1 575 рублей.

Челябинским УФАС России были направлены запросы ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с целью определения обоснованности установления цен на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости

ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области представило динамику цен на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости за период с 01.01.2013 по 01.05.2015 в разрезе филиалов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по городам.

В период с 01.01.2013 по 03.03.2014 цены на указанные услуги во всех филиалах были одинаковыми и утверждались Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ»  по Челябинской области от 18.05.2012 № 34 «Об изменении стоимости и состава работ по подготовке справок». Согласно данному приказу в состав работ по выдаче справок для предъявления в нотариальную контору, о неучастии в приватизации, о неимении собственности включается:

- ознакомление с правоустанавливающим документом при наличии в документе одного собственника;

- изготовление справки при наличии до двух собственников;

- внесение информации в базу данных;

- подшивка документов в инвентарное дело (сшивка документов);

- затраты на содержание архива.

В отношении каждой работы устанавливается предельный тариф в рублях.

Таким образом, с 01.01.2013 по 03.03.2014 цены на  услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в соответствии с  Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.05.2012 № 34 составляли 600 рублей, в том числе НДС, во всех филиалах ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области (при сроке изготовления 10 дней).

С 03.03.2014 в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области» изменилась методика расчета цен на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно Приказу от 28.02.2014 № 10 «Об изменении стоимости и состава работ по подготовке справок» утверждается норма времени на каждую работу, выполняемую при оказании услуги по выдаче справок, при условии что, состав работ остался прежним.

Так, норма времени, учитываемая при подготовке справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 составила 2,33 часа (ранее 2,7 часа).

Таким образом, цены на  услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости различаются по филиалам  ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и устанавливаются в зависимости от стоимости чел/час подготовки справки, которая каждым филиалом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области устанавливается самостоятельно в зависимости от сметы доходов и расходов организации.

Из пояснений представителей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области следует, что в соответствии с пунктом 8 Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 (далее – Положение), техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно пункту 11 данного Положения порядок выдачи отдельных видов информации определяется органами исполнительной власти субъекта РФ.

Во исполнение Положения Постановлением Правительства Челябинской области от 22.03.2012 № 71-П утвержден «Порядок доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области» (далее – Порядок).

Порядок предусматривает выдачу информации физическим и юридическим лицам из архива за плату в соответствии с Приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности».

По мнению представителей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, установление стоимости выдачи справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости осуществляется самостоятельно ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в зависимости  от стоимости 1 чел./часа, рассчитанного на основании сметы доходов и расходов организации за соответствующий год и не противоречит действующему законодательству в области технического учета и технической инвентаризации.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 08.05.2015 № 1176 (вх. от 08.05.2015 № 7033) в период с 01.01.2013 по 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области представляло физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8 «Об утверждении прейскуранта предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.05.2012 № 34 утвержден состав и стоимость работ при подготовке справок об объектах капитального строительства по договорам с физическими лицами.

Стоимость работ по выдаче указанных справок согласно данному приказу составляла 600 рублей (до 03.03.2014).

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 02.06.2015 № 1322 (вх. от 02.06.2015 № 8232) ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с 03.03.2014 предоставляется физическим и юридическим лицам информация из архива за плату в соответствии с приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

На основании Приказа Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» стоимость работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в период с 03.03.2014 по 31.12.2014 составляла 818,20 рублей, с 01.01.2015  по дату вынесения решения стоимость работ составляла 1050,00 рублей.

Челябинским УФАС России установлено, что в связи с изменением методики расчета цен на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области произошел рост стоимости выдачи указанных справок в 1,75 раза.

На основании изложенного, Приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29.05.2015 № 154 и от 14.08.2015 № 249 возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 1 указанной части, выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объектам недвижимости.

 

Заслушав пояснения участвовавших в рассмотрении дела лиц, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

1. В соответствии с пунктом 3.35 утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Регламент) при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявления, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 3.36 Регламента при необходимости в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции антимонопольный орган в ходе рассмотрения заявления, проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Учитывая, что ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является единственным участником рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, учитывая также, что услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не взаимозаменяемы с другими услугами и доля ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на указанном рынке составляет более 50 % (100%), следовательно положение ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области признано доминирующим.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 29.12.2015 № 3324 (вх. от 29.12.2015 № 19354) представило письменные пояснения согласно которым:

1) Получение справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не является обязательным при совершении гражданами сделок с недвижимым имуществом и получение справок не предусмотрено прямо действующим законодательством;

2) ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области считает, что Челябинским УФАС России при расчете доли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на рынке оказания услуг по техническому учету и технической инвентаризации не учтен тот факт, что на территории Челябинской области действует несколько организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию на территории Челябинской области в 2013, 2014, 2015 годах;

3) ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области считает, что объекты жилищного фонда могут находиться на учете одновременно у нескольких хозяйствующих субъектов.

Челябинское УФАС России, изучив доводы ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, представленные в письме от 29.12.2015 № 3324 (вх. от 29.12.2015 № 19354), приходит к следующему.

1) Функциональное назначение товара, а именно то, что получение справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не является обязательным при совершении гражданами сделок с недвижимым имуществом и получение справок не предусмотрено прямо действующим законодательством не влияет на установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке реализации данного товара, кроме того в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что в определенных случаях представление таких справок обязательно.

При этом Челябинское УФАС России исходило из следующего.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Основным функциональным назначением и целью потребления услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости является получение физическим лицом сведений о правообладателе объекта недвижимости или получение физическим лицом информации об использовании права на приватизацию недвижимого имущества от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации для дальнейшего использования данных сведений по месту требования и (или) собственному усмотрению. При этом, получение указанных справок физическими лицами по собственному усмотрению может быть обусловлено желанием проверить юридическую чистоту сделки, совершаемой данным физическим лицом. А именно, для проверки подлинности правоустанавливающих документов, в том числе свидетельства о праве собственности, покупатели недвижимости могут попросить продавца представить справку о принадлежности объекта недвижимости, поскольку должно быть тщательно проверено одно из важных обстоятельств, по основаниям которых впоследствии сделка может быть признана незаконной, а именно имеют ли право на продаваемую квартиру другие лица, в том числе непроживающие, а если имеют, то получено ли от них письменное согласие на продажу.

Согласно пункту 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Решением Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 № 4 «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»,  для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

–       заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

–       документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

–       справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

–       в случаях, предусмотренных Примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, документ органов опеки и попечительства.

Челябинским УФАС России рассмотрено Уведомление о приостановлении государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 05.05.2015 № 74/001/234/2015-133. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области сообщает, что согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с п.2 ст.6, п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Для соблюдения требований ст.16 Закона о государственной регистрации необходимо представить заявление о государственной регистрации ранее возникшего права общей долевой собственности с номером в книге учета входящих документов и указанием доли.

В соответствии с требованиями п.2 ст.16 Закона о государственной регистрации право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации, признается юридически действительными, если до вступления в силу Закона о государственной регистрации, государственная регистрация осуществлялась в органах образованных в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, орган осуществляющий учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области).

Согласно уведомлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в нарушении указанных требований заявителем не представлена справка о принадлежности объекта недвижимости, выданная органом, осуществляющим учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа. В случае, если данная справка не будет представлена в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, то Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области будет вынуждено отказать заявителю в государственной регистрации.

2) Челябинским УФАС России установлено, что на территории Челябинской области услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости осуществляют ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», МКУ «Служба заказчика» г. Трехгорный, при этом каждая из указанных организацией выдает справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости только в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете у данных организацией.

Данный довод Челябинского УФАС России подтверждается следующим. Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от 22.10.2015 № 2312 (вх. от 30.10.2015 № 16276), МКУ «Служба заказчика» осуществляло в исследуемый период выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

  Территориальными границами оказания услуг по технической инвентаризации и техническому учету недвижимого имущества для МКУ «Служба заказчика» является г. Трехгорный Челябинской области.

Письмом МКУ «Служба заказчика» от 28.01.2016 № 185 представило жилищный фонд, состоящий на учете в МКУ «Служба заказчика» в 2013, 2014, 2015 годах – территория Трехгорного городского округа, а именно:

- ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 1, участок № 6;

- ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 8, участок № 6;

- ИЖС, район малоэтажной застройки, квартал № 8, участок № 11;

- МКД по ул. Строителей, д. 37, г. Трехгорный.

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от 28.01.2016 № 185 МКУ «Служба заказчика» не выдавало физическим лицам справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области. 

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 22.10.2015 № Ф-7н/4096 (вх. от 22.10.2015 № 15906) справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:

–       г. Златоуста Челябинской области;

–       г. Чебаркуля Челябинской области;

–       Брединского муниципального района Челябинской области.

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 29.01.2016 № 346  (вх. от 29.01.2016 № 1083) справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, не выдавались.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 13.11.2015 № 2307 (вх. от 17029 от 16.11.2015) территориальными границами оказаниями услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества для физических лиц ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является Челябинская область, за исключением Брединского муниципального района и г. Трехгорного Челябинской области.

Географические границы рынка услуг  по техническому учету и технической инвентаризации, а именно рынка услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости определены как территория г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 При этом, Челябинское УФАС России при определении географических границ исходило из того, что заявления на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области поступали от граждан, объекты недвижимости, которых находятся на территории г. Челябинска и в отношении которых справки о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации выдавались Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Учитывая, что организации могут предоставлять информацию о техническом учете и технической инвентаризации недвижимого имущества только при наличии архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, жилищный фонд, состоящий на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на территории  г. Челябинска представлен на компакт-диске письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 04.02.2016 № 205 (вх. от 04.02.2016 № 1337).

Таким образом, на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории Челябинской области действует несколько организаций, при этом  на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости за исследуемый период: 2013, 2014, 2015  годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, деятельность осуществляет только один хозяйствующий субъект – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Кроме того, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не оспаривает территориальные границы оказания услуг по выдаче справки о неучастии в приватизации в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, а именно письмами ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 20.02.2016 № 362, № 363 (вх. от 20.02.2016 № 2110, № 2111) указало, что организации, осуществляя деятельность по техническому учету и технической инвентаризации, создают архив, на основании которого выдают сведения об объектах недвижимости. ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в письме от 20.02.2016 № 363 (вх. от 20.02.2016 № 2111) подтвердило вывод Челябинского УФАС России о том, что каждая организация представляет сведения только по тем объектам недвижимости, которые находятся у них на учете.

Иных хозяйствующих субъектов, кроме ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, осуществлявших деятельность на рынке услуг  по техническому учету и технической инвентаризации, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, за период: 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, не выявлено.

3) Челябинским УФАС России установлено, что техническая инвентаризация может проводиться несколькими организациями по одному объекту недвижимости, так как в рамках данной услуги могут выдаваться не только справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, но и другие справки (например, справка о проценте износа дома).  При этом справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости выдаются организацией, у которой данный объект находится на учете. Данный довод подтверждается следующим.

Согласно письму Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 29.01.2016 № 2126 (вх. от 02.02.2016 № 1212) справки о неучастии в приватизации жилых помещений и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска гражданам, проживающим  на территории г. Челябинска, представлялись Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Челябинской области).

Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  (далее – Управление Росреестра) от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) до начала деятельности Южноуральской регистрационной палаты, преемником которой является Управление Росреестра, регистрацию документов на жилые помещения осуществляли органы БТИ, согласно указанному письму Управления, в настоящее время – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  (далее – Управление Росреестра) от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости на территории Челябинской области в 2013, 2014 и в 2015 годах (и ранее) выдавались только ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

В письме Управления Росреестра от 27.01.2016 № 1635 (вх. от 02.02.2016 № 1213) указывается, что поскольку в иных органах технической инвентаризации отсутствует информация о регистрации документов, справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска  могли быть выданы только ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области. 

Таким образом, Челябинское УФАС России приходит к выводу о том, что услуги по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области за период: 2013, 2014, 2015 годы оказывало только ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

2.  В Таблице 1 представлена цена на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации 2012-2015 годах.

Вид

справки

Период

01.06.2012-02.03.2014

03.03.2014 – 31.12.2014

с 02.02.2015

Стоимость справки о неучастии в приватизации

 

600

 

818,2

 

1050

Стоимость справки о принадлежности объекта недвижимости

 

600

 

818,2

 

1050

         

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Изменение стоимости работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости произошло в результате изменения стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которую ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области  в свою очередь  стало определять исходя из стоимости 1 чел/часа, рассчитанной на основе сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, а также нормы времени на подготовку справки.

При этом согласно письмам ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.02.2016 № 323, № 324 (вх. от 18.02.2016 № 1977, № 1978, ) в соответствии с учетной политикой предприятия, учет выручки ведется по видам деятельности, определенным в Уставе. Учет затрат на производство осуществляется котловым способом без распределения по видам деятельности и видам заказов. ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не представило в адрес  Челябинского УФАС России калькуляции фактической себестоимости услуг по выдаче справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Таким образом, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не рассчитывало затраты на оказание услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, при этом при определении стоимости данных услуг ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области исходило из стоимости 1 чел./часа в целом по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия.

Учитывая, что фактическая себестоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости отсутствует, а также тот факт, что при определении стоимости данной услуги ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области исходит из стоимости 1 чел./часа по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия, Челябинское УФАС России провело анализ расходов и прибыли в целом по данному хозяйствующему субъекту.

а) Анализ состава работ по оказанию услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации. 

Норматив времени на изготовление указанных справок изменился незначительно, а именно в период  с 01.01.2009 по 02.03.2014 норматив времени составлял 2, 27 часа, с 03.03.2014 – 2,33 часа.

Письмами ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 16.06.2015 № 1433 (вх. от 16.06.2015 № 9027) и от 12.08.2015 № 2025 (вх. от 12.08.2015 № 12214) представило расчет стоимости справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости. 

Расчет стоимости справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Состав работ

Ед. изм.

Период времени

 

Темп роста  в % показателя действующего с 01.02.2015 к показателю действующему с 01.06.2012 по 02.03.2014

с 01.06.2012 по 02.03.2014

с 03.03.2014 по 31.12.2014

с 02.02.2015

Расчет произведен согласно Прейскуранту предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8

Расчет произведен согласно Нормам времени, утвержденным приказом Госстроя России от 15.02.2002 № 79

Ознакомление с правоустанавливающим документом при наличии в документе одного собственника

документ

69, 57

276,54

283,98

408 %

Изготовление справки при наличии до двух собственников

справка

119, 21

474,08

486,82

408 %

Внесение информации в базу данных

собственник

38,61

153,64

157,77

408 %

Подшивка документов в инвентарное дело (сшивка документов)

дело

23, 21

92,18

94,66

408 %

Затраты на содержание архива

руб./1 справка

349,40

-

-

-

Изготовление копий документов при помощи множительных аппаратов

1 лист формата А4

-

26,34

27,04

-

Итоговая стоимость справки

руб.

600

1022, 78 (с учетом коэффициента 0,8 = 818, 20)

1050

175 %

Общий норматив времени на изготовление справки

час

2,27

2,33

2,33

102, 6 %

Стоимость 1 чел./часа в стоимости справки

руб.

93,56

372

382

408 %

Стоимость 1 чел/часа в смете доходов и расходов предприятия

руб.

353, 70 (по смете доходов и расходов на 2013 год)

372 (по смете доходов и расходов на 2014 год)

382 (по смете доходов и расходов на 2015 год)

108 %

 

Исходя из представленной Таблицы 2 следует, что состав работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в 2012-2015 годах практически не изменился, при этом: с 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области исключило затраты на содержание архива, добавив с 03.03.2014 затраты на изготовление копий документов при помощи множительных аппаратов.

Тем не менее, с 03.03.2014 у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области изменилась стоимость 1 чел./часа, учитываемого при расчете стоимости выдачи справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости, вследствие чего произошел рост размера стоимости  отдельных работ по выдаче указанных справок с 03.03.2014 в 4,08 раза.

При этом и Постановление Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8, и Приказ Госстроя России от 15.02.2002 № 79 являются действующими нормативными правовыми актами по настоящее время.

б) анализ расходов, доходов и прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 30.12.2015 № 3330 (вх. от 30.12.2015 № 19417)  представило расчет стоимости 1 чел. /часа, указанного в смете доходов и расходов предприятия за 2012 – 2015 годы в Таблице 3.

 

Таблица 3

№ стр.

Наименование показателя

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

Плановые доходы всего на год (по смете доходов и расходов)

руб. без НДС

47 310 840

44 616 000

46 929 000

52 869 240

2

Средняя норма рабочего времени на 1 работающего в месяц*

час.

146

146

146

146

3

Плановая численность основных исполнителей по штатному расписанию

человек

90

72

72

79

4

Средняя стоимость чел./часа

руб. без НДС

300

353,70

372,00

382,00

 

*учтен (процент невыходов на работу 11% = 8% (отпуск ежегодный) + 3 % (прочие невыходы).

Расчет стоимости чел./часа производится по формуле:

средняя стоимость чел./часа = (плановые доходы всего на год (строка 1 в таблице) / (норма рабочего времени на 1 чел. в месяц (строка 2 в Таблице)*12 месяцев * плановая численность основных исполнителей по штатному расписанию (строка 3 в Таблице).

 Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 12.08.2015 № 2025 (вх. от 12.08.2015 № 12214) представило сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2009 год, доходы на 2009 год составили 62 678 400 рублей, расходы составили 56 980 500 рублей, чистая прибыль 223 860 рублей, рентабельность 10%, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2010 год, доходы на 2010 год составили 63 108 000 рублей, расходы составили 57 371 160 рублей, чистая прибыль 0 рублей, рентабельность 10%, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2011 год, доходы на 2011 год составили 54 220 800 рублей, расходы составили 49 291 800 рублей, чистая прибыль 0 рублей, рентабельность 10%, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2012 год, доходы на 2012 год составили 47 310 840 рублей, расходы составили 43 009 824 рублей, чистая прибыль 1 998 656 рублей, рентабельность 10%, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб.

Согласно смете доходов, расходов и использовании прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2013 год, доходы на 2013 год составили 44 616 000 рублей, расходы составили 40 559 980 рублей, чистая прибыль  - 1 859 620 рублей, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб., рентабельность 10 %.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 02.06.2015 № 1322 (вх. от 02.06.2015 № 8232) представило сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2014 и 2015 годы.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2014 год, доходы за 2014 год составили 46 929 000 рублей, расходы составили 42 662 676 рублей, чистая прибыль  - 1 919 604 рублей, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб.,  рентабельность 10 %.

Согласно смете доходов, расходов и использования прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на 2015 год, доходы за 2015 год составили 52 869 240 рублей, расходы составили 48 062 956 рублей, чистая прибыль  - 2 119 334 рублей, затраты на оказание 1 услуги составили 0,91 руб./руб., рентабельность 10 %.

В Таблице 4 представлено изменение прибыли, доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в период 2009-2015 годы.

Таблица 4

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Чистая прибыль, руб.

223 860

0

0

1 998 656

1 859 620

1 919 604

2 119 334

Темп прироста чистой прибыли в настоящем периоде по отношению к предыдущему периоду, %

-

0

0

-

- 7 %

3,23%

10,4%

Доходы, руб.

62 678 400

63 108 000

54 220 800

47 310 840

44 616 000

46 929 000

52 869 240

Темп прироста доходов в настоящем периоде по отношению к предыдущему периоду, %

-

0,69%

-14%

-12,7%

-5,7%

5,18%

12,66%

Расходы, руб.

56 980 500

57 371 160

49 291 800

43 009 824

40 559 980

42 662 676

48 062 956

Темп прироста расходов в настоящем периоде по отношению к предыдущему периоду, %

-

0,69%

-14%

-12,74%

-5,69%

5,18%

12,66%

затраты на оказание 1 услуги, руб./руб.

0,91

0,91

0,91

0,91

0,91

0,91

0,91

 

Исходя из данных представленных в Таблице 3 следует, что в период с 2009-2013 годы деятельность ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области характеризуются отрицательными значениями доходов и прибыли организации, а 2014-2015 годы – характеризуются положительным ростом данных показателей. При этом согласно сметам доходов и расходов на 2009-2015 годы, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не закладывало повышение затрат на оказание 1 услуги.

Челябинским УФАС России проанализированы значения чистой прибыли и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2015 году к значениям данных показателей в 2009 году и выявлено следующее.

 

Рисунок 1 – Изменение чистой прибыли ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2015 году по сравнению с 2009 годом

 

 

Рисунок 2 – Изменение расходов ОГУП «Обл. ЦТИ2 по Челябинской области в 2015 году по сравнению с 2009 годом

 

 

 

 

Таким образом, чистая прибыль ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2015 году выросла в 9,46 раза по сравнению с чистой прибылью организации в 2009 году, при этом расходы ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2015 году уменьшились на 15,65 % по сравнению с расходами организации в 2009 году.

Для доказывания монопольно высокой цены на товары (услуги) необходимо провести анализ не только затрат, но и цен на сопоставимых товарных рынках, действующих на условиях конкуренции.

Однако, учитывая, тот факт, что конкуренция на рынке оказания услуг по выдаче справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не развита и в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в организации, осуществляющей технический учет и техническому инвентаризацию, только данная организация может выдавать справки о неучастии в приватизации на основании данных из имеющегося архива, Челябинским УФАС России проведен сравнительный анализ стоимости справок о неучастии в приватизации на территории Челябинской области и на территории Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что наличие доминирующего положения на рынке оказания услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости у хозяйствующих субъектов не всегда ведет к злоупотреблению ими своим доминирующем положением, и стоимость оказания данных услуг на территории РФ ниже, чем стоимость аналогичных услуг, установленная в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от 22.10.2015 № 2312 (вх. от 30.10.2015 № 16276), МКУ «Служба заказчика» осуществляла в исследуемый период времени выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории Трехгорного городского округа Челябинской области. Стоимость справки о неучастии в приватизации составляла 93 рубля, стоимость справки о принадлежности объекта недвижимости составляла 141 рубль.

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 22.10.2015 № Ф-7н/4096 (вх. от 22.10.2015 № 15906) справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:

–       г. Златоуста Челябинской области;

–       г. Чебаркуля Челябинской области;

–       Брединского муниципального района Челябинской области.

Стоимость выдаваемой справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости составляет 600 рублей.

Согласно письмам ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 21.07.2015 № 17/492 (вх. от 27.07.2015 № 11194) и от 16.02.2016 № 04/131 (вх. от 24.02.2016 № 2186)  стоимость выдачи справки об участии (неучастии) в приватизации с 30.08.2012 по 09.01.2014 составляла 550 рублей, с 09.01.2014 по настоящее время - 600 рублей; стоимость справки о принадлежности объекта недвижимости  на территории г. Перми в 2013-2015 годах составляла 520 рублей.

Согласно письмам ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» (г. Екатеринбург) от 09.07.2015 № 1419571/5502 (вх. от 27.07.2015 № 11239) и от 16.02.2016 № 1453643/1137 (вх. от 24.02.2016 № 2186) стоимость выдачи справки о неиспользовании права бесплатной приватизации физическим лицом с 19.07.2012 по 20.01.2014 составляла 103 рубля, с 20.01.2014 года по настоящее время - 250 рублей; стоимость выдачи справки о принадлежности объекта недвижимости физическим лицом с 19.07.2012 по 20.01.2014 составляла 161 рубль, с 20.01.2014 – 250 рублей.

Согласно письму МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» (г. Казань) от 10.07.2015 № 1391 (вх. от 27.07.2015 № 11152) выдача справки об использовании права бесплатной приватизации составляет 200 рублей на момент представления письма в адрес Челябинского УФАС России.

В Таблице 5 представлен сравнительный анализ цены на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации на территории РФ по состоянию на 2015 год.

Наименование хозяйствующего субъекта

Цена на услугу по выдаче справки о неучастии в приватизации, руб.

Цена на услугу по выдаче справки о принадлежности объекта недвижимости, руб.

МКУ «Служба заказчика»

93

141

ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал

600

600

ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края»

600

520

ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» (г. Екатеринбург)

250

250

МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» (г. Казань)

200

-

ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области

1050

1050

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Челябинским УФАС России установлено, что ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Также установлено, что изменение цены на услугу по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 произошло не вследствие роста расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области. Так, расходы ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2015 году уменьшились на 15,65 % по сравнению с расходами организации в 2009 году.

При этом, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не рассчитывало затраты на оказание услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации, при определении стоимости данной услуги ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области исходило из стоимости 1 чел./часа по всему предприятию и по всем видам деятельности предприятия.

Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела и проанализировав представленные сторонами доказательства, пришла к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении с 03.03.2014 монопольно высокой цены на услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Местом совершения административного правонарушения является местонахождение ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (454000, г. Челябинск, ул. С. Кривой, 75 «А»)

Время совершения административного правонарушения- 03.03.2014.

Челябинское УФАС России, в целях выявления должностного лица, виновного в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, был направлен запрос ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 27.07.2016 № 9373/06. Согласно ответу ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 30.09.2016  № 12303 соответствующим должностным лицом с 08.06.2010-11.03.2014 является начальник ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области <…>.

В соответствии с представленным трудовым договором с руководителем государственного унитарного предприятия, заключенным между Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области  (Работодатель) и <…>. (Руководитель) Руководитель назначается на должность начальника областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (Предприятие).

В соответствии с указанным трудовым договором Руководитель является единоличным исполнительным органом Предприятия и самостоятельно решает все вопросы деятельности Предприятия, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению других органов.

В соответствии с пунктом 5.4 Устава областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области руководитель предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим уставом и заключенным с ним трудовым договором.

Приказом начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области от 28.02.2014 № 10 «Об изменении стоимости и состава работ по подготовке справок», подписанным <…>, с 03.03.2014 года утверждена стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в размере 818,20 за 1 справку, которая была признана комиссией антимонопольного органа монопольно высокой.

Должностным лицом, <…> (начальником отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России), 29 ноября 2016 года составлен протокол по делу № 05А-06/16 об административном правонарушении в отношении <…> - начальника ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014.

Начальник ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…>., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, на составление и подписание протокола явился лично.

Копия протокола по делу № 05А-06/16 об административном правонарушении в отношении ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области была лично вручена начальнику ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…>

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела     №05А-06/16 об административном правонарушении рассмотрение дела было назначено на 20 декабря 2016 года на 14 часов 00 минут по адресу:                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 322.

В установленное время начальник ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 05А-06/16 об административном правонарушении ходатайствовала, о рассмотрении дела без ее присутствия (вх. № 17399 от 20.12.2016).

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, действия начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…>, являются административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, вина начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> выразилась в утверждении с 03.03.2014 монопольно высокой цены на услуги по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости Приказом от 28.02.2014 №10.

У начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> отсутствовали препятствия, и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако начальник ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> не приняла необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустила нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. 

Обстоятельств, исключающих вину начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…>, не выявлено.

Доказательства, свидетельствующие о принятии начальником ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> всех зависящих от нее мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, отсутствуют.

Начальником ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного должностного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела № 05А-06/16 обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, должностным лицом Челябинского УФАС России не установлено.

Считаю, что совершенное начальником ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10).

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью должностного лица и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Доказательств исключительности рассматриваемого случая совершения административного правонарушения начальником ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> не представлено.

Таким образом, основания для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Учитывая характер совершенного начальником ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…>, административного правонарушения должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 19.8, статьями 23.48 и 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить на начальника ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области в период с 08.06.2010 до 11.03.2014 <…> административный штраф в размере 15 тысяч рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя – отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный идентификационный номер плательщика 0319883688122000000655583.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (351) 263-18-39).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона  от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд, либо вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Настоящее постановление объявлено 20 декабря 2016 года в 14 часов 00 минут в присутствии начальника отдела анализа товарных и финансовых рынков <…> и специалиста-эксперта <…>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны