Решение б/н Решение по делу № 06-04/14 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» от 14 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «20» мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: 

 

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Никитин П.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

(далее — Комиссия), в присутствии представителей ОАО «Челябэнергосбыт», рассмотрев дело № 06-04/14 по признакам нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктов 15, 19 и 22 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения), выразившегося в нарушении порядка введения полного ограничения режима энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, и невозобновлении энергоснабжения после оплаты в период с 07.11.2013 по 13.11.2013,


 

УСТАНОВИЛА:

 

С 22.01.2013 <...> и <...> являются собственниками квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>.

По энергоснабжению данного объекта в ОАО «Челябэнергосбыт» открыт лицевой счет — 6011812300. Данный лицевой счет открыт 04.07.2011 на имя прежнего собственника — <...>

06.06.2013 по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...> сотрудниками ОАО «Челябэнергосбыт» было выявлено наличие задолженности за потребляемую электрическую энергию в размере 4442 рубля 08 копеек.

06.06.2013 на лицевой счет 6011812300 произведен платеж в размере 2960 рублей 35 копеек.

06.11.2013 <...> и <...> обнаружили, что энергоснабжение квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, ограничено. В дверях обнаружена записка, в которой сообщается, что ограничение режима энергоснабжения введено по причине наличия задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию в размере 5010 рублей.

07.11.2013 на лицевой счет 6011812300 произведена оплата за потребление электрической энергии в размере 3800 рублей.

13.11.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» составлен акт о выявленном в присутствии хозяйки квартиры факте самовольного подключения.

25.11.2013 <...> и <...> обратились в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в необоснованном введении ограничения режима энергоснабжения без надлежащего предварительного уведомления.

Письмом от 23.12.2013 вх. № 3498 ОАО «Челябэнергосбыт» сообщило в Челябинское УФАС России, что со стороны <....> и <...> в адрес гарантирующего поставщика до 06.11.2013 не поступали уведомления о смене собственника, в связи с чем задолженность за потребленную электрическую энергию выставлялась на имя прежнего собственника.

07.11.2013 <...> в ОАО «Челябэнергосбыт» подано заявление о заключении договора энергоснабжения.

13.11.2013 между ОАО «Челябэнергосбыт» и <...> заключен договор энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>.

24.02.2014 приказом № 34 Челябинским УФАС России было возбуждено дело № 06-04/14 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10, Закона о защите конкуренции и пунктов 15, 19 и 22 Правил ограничения.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» на заседании Комиссии поддержали доводы, отраженные в письмах от 23.12.2013 вх. № 3498, от 10.02.2014 вх. № 1595,от 05.05.2014 вх. № 6238 а также пояснили следующее.

ОАО «Челябэнергосбыт» направляло уведомления на имя <...>, поскольку до 06.11.2013 гарантирующий поставщик не располагал информацией о смене собственника квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>.

Доказательства уведомления <...> о наличии задолженности по оплате потребленной электрической энергии и уведомлении о планируемом введении ограничения режима энергоснабжения ОАО «Челябэнергосбыт» не имеет возможности представить, поскольку данные документы в оригиналах переданы в Прокуратуру г. Сатки, в которой также рассматривалось обращение заявителей.

По результатам прокурорской проверки действия ОАО «Челябэнергосбыт» признаны правомерными.

В настоящее время со стороны <....> также не производится оплата за потребляемую электрическую энергию по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>.

Письмом от 17.02.2014 вх. № 2029 Прокуратурой г. Сатки Челябинской области (далее - Прокуратура) представлены документы, запрошенные Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения обращения <...> на действия ОАО «Челябэнергосбыт».

Прокуратура пришла к выводу, что у ОАО «Челябэнергосбыт» имелись основания для введения ограничения режима энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, ввиду наличия задолженности за потребленную электрическую энергию, о которой потребителей уведомляли.

Прокуратурой представлены копии уведомлений, которые представлены ОАО «Челябэнергосбыт»:

  1. Уведомление ОАО «Челябэнергосбыт» от 30.10.2013 о наличии задолженности в размере 5715 рублей 39 копеек без указания ФИО потребителя и отметок о вручении потребителю (<...> либо <...> и <...>) и возможном ограничении режима энергоснабжения при наличии задолженности;

  2. Уведомление от 11.10.2013, адресованное <...> о наличии задолженности в размере 5715 рублей 39 копеек и введении ограничения режима энергоснабжения с 06.11.2013, в случае отсутствия оплаты. (Данное уведомление оставлено в двери).

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей ОАО «Челябэнергосбыт», Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «Челябэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пунктов 15 и 19 Правил ограничения по следующим основаниям.

ОАО «Челябэнергосбыт» приказами Челябинского УФАС России от 01.09.2005 № 64, от 22 июня 2006 года № 71 включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть данная организация занимает доминирующее положение на розничном рынке продажи электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков). В силу своего положения, ОАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012года № 442.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства выдает обязательные для исполнения предписания, привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие) указанные в части 1 названной статьи.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» под злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке понимаются такие действия хозяйствующего субъекта, которыми налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением на рынке), необходимо установить следующее:

  • хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке;

  • хозяйствующий субъект осуществляет действия, запрещенные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. действия, направленные на ущемление прав и законных интересов других лиц.

При этом наступление последствий от действий хозяйствующего субъекта должно являться следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Одним из таких обстоятельств является - неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

В пункте 4 Постановления № 442 предусмотрено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором, подпункта «б» пункта 2 Постановления № 442 - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства.

Из положений пункта 15 Постановления № 442 следует, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 осуществляется в следующем порядке: обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

Также, пунктом 19 Постановления № 442 предусмотрено, что введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке:

а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;

в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.

Также, в пункте 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указано, что в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 06.11.2013 (дата введения ограничения режима энергоснабжения) <...> и <...> не имели заключенного договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» и не уведомили ОАО «Челябэнергосбыт» о том, что с 22.01.2013 являются собственниками квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>.

Пунктом 81 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» предусмотрено, что граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В адрес Челябинского УФАС России представлены доказательства оплаты Павловыми Д.Б. и <...> за потребленную электрическую энергию в квартире по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, двумя чеками от 06.06.2013 и 07.11.2013.

Иных доказательств того, что в период с 06.06.2013 по 07.11.2013 заявителями производилась оплата стоимости электрической энергии в Челябинское УФАС России не представлено, что свидетельствует о том, что на момент введения ограничения режима энергоснабжения в квартире по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, у ОАО «Челябэнергосбыт» имелись основания для принятия мер, предусмотренных Основными положениями, ввиду наличия задолженности за потребленную электрическую энергию.

Действующим законодательством предусмотрено обязательное письменное уведомление потребителя, имеющего задолженность по оплате за электрическую энергию, за 15 дней до планируемого ограничения (пункты 15 и 19 Правил ограничения).

Пункт 15 Правил ограничения предусматривает, что в случае ограничения режима потребления электрической энергии по причине неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) необходимо обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

  • размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

  • даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

  • даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.

Представленные Прокуратурой уведомления о наличии задолженности и введении ограничения режима энергоснабжения от 30.10.2013 и 11.10.2013 не содержат информации о лице, которому они были вручены, со стороны ОАО «Челябэнергосбыт» не представлено доказательств направления данных уведомлений заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Уведомление от 11.10.2013, которое «оставлено в двери», не может быть признано Челябинским УФАС России надлежащим уведомлением потребителя, в том числе <...>, о наличии задолженности и предстоящем ограничении режима энергоснабжения даже при наличии законных оснований для введения соответствующего ограничения режима энергоснабжения.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо не поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить и доказать наличие или угрозу наступления последствий от действий хозяйствующего субъекта.

Ограничив 06.11.2013 режим энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, ОАО «Челябэнергосбыт» фактически ущемило законные права и интересы собственников данной квартиры, а также не обеспечило соблюдение законных прав и интересов потребителя электрической энергии по лицевому счету 6011812300 – <...>, поскольку потребителю электрической энергии и собственникам квартиры не была представлена возможность, предусмотренная Правилами ограничения, погашения задолженности за потребленную электрическую энергию во избежание введения ограничения режима энергоснабжения при надлежащем письменном предварительном уведомлении.

Проанализировав имеющиеся в деле № 6-04/14 документы и информацию, Комиссия Челябинского УФАС Росси приходит к выводу, что действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся во введении ограничения режима энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, без представления потребителю возможности по оплате задолженности по электрической энергии, предусмотренной пунктами 15 и 19 Правил ограничения, и без соблюдения процедуры предварительного письменного уведомления потребителя, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также пунктов 15 и 19 Правил ограничения.

Вопросы отнесения части задолженности на имя <...> или <...> и <...> не могут быть рассмотрены Челябинским УФАС России, поскольку со стороны заявителей не соблюден порядок уведомления гарантирующего поставщика о смене собственника квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, и относится к категории гражданско-правовых споров.

Поскольку основания у ОАО «Челябэнергосбыт» для введения ограничения режима энергоснабжения были, а именно – наличие задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию, а также, в связи с тем, что по состоянию на 07.11.2013 потребителями произведена оплата не всей суммы задолженности и произведено самовольное подключение квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости прекращения рассмотрения дела № 6-04/14 по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункту 22 Правил ограничения, а также об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 — 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся во введении ограничения режима энергоснабжения квартиры по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, <...>, без представления потребителю возможности по оплате задолженности по электрической энергии, предусмотренной пунктами 15 и 19 Правил ограничения, и без соблюдения процедуры предварительного письменного уведомления потребителя, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также пунктов 15 и 19 Правил ограничения.

  2. Производство по делу № 06-04/14 по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункту 22 Правил ограничения прекратить, в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ОАО «Челябэнергосбыт».

  3. Предписание не выдавать.

  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

А.И. Тараскина

П.А. Никитин

Связанные организации

Связанные организации не указаны