Решение б/н Решение № 06-07/17 в отношении Администрации города Магнитог... от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2017 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией города Магнитогорска Челябинской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица о неправомерных действиях Администрации, выразившихся в утверждении муниципальных заданий Муниципального бюджетного учреждения «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» (далее - МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», Учреждение) на 2016 год, а также на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, с нарушением требований антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления и представленных документов Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано Администрации предупреждение № 22-07/16 исх. № 5871/07 от 11.05.2016 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок указанное предупреждение Администрацией не исполнено, в связи с чем Приказом Челябинского УФАС России № 8 от «20» января 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 06-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Администрацией представлены письменные пояснения, документы и на заседании Комиссии указано следующее.

Действия Администрации по утверждению муниципальных заданий МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» соответствуют требованиям действующего законодательства ввиду следующего.

Предусмотренные муниципальными заданиями МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» работы включены в ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями, подведомственными управлению капитального строительства и благоустройства, в качестве основных видов деятельности, утвержденный Постановлением Администрации от 30.12.2013 №18068-П, и соответствуют работам, предусмотренным базовым (отраслевым) перечнем работ, услуг, а именно:

- работа «организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе» (вид деятельности учреждения: транспорт и дорожное хозяйство; код услуги: 15.038.1; базовый перечень утвержден Минтрансом России и опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru);

- работа «организация благоустройства и озеленения» (вид деятельности учреждения: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, градостроительная деятельность, строительство и архитектура; код услуги: 28.098.1; базовый перечень утвержден Минстроем России и опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru);

- работа «уборка территории и аналогичная деятельность» (вид деятельности учреждения: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, градостроительная деятельность, строительство и архитектура; код услуги: 28.018.1; базовый перечень утвержден Минстроем России и опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru).

Согласно положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2015 № 02-01-10/71882 указано, что финансовое обеспечение выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования и оказания услуг по благоустройству территории муниципального образования может осуществляться, в том числе путем утверждения органом местного самоуправления подведомственному учреждению, в отношении которого этот орган осуществляет функции и полномочия учредителя, муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее муниципальное задание) при условии, что деятельность учреждения, связанная с осуществлением указанных мероприятий, отнесена в соответствии с учредительными документами учреждения к его основным видам деятельности, с предоставлением субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

С учетом изложенного, в действиях Администрации по утверждению муниципальных заданий МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

Размер предоставленных МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на 2015-2017 годы составил:

Работа (услуга)

2015 год

2016 год

2017 год

Организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе

323 587 877,29

355 524 811,98

396 879 838,15

Организация благоустройства и озеленения

70 234 317,85

54 846 962,37

Уборка территории и аналогичная деятельность

28 499 750,00

23 598 456,62

Итого

323 587 877,29

454 258 879,83

475 325 257,14

В 2015 году муниципальные контракты (договоры) в сфере благоустройства (работы по содержанию) не заключались.

В 2016 году работы в сфере благоустройства (работы по содержанию) на территории города Магнитогорска Челябинской области выполняются, в том числе на основании заключенных муниципальных контрактов, заключенных с ООО ПКФ «ЮжУралДорСервис», ООО «Техноцентр», ООО АБЗ», ООО «ДиП-Трейдинг», ООО «Траст», ИП Шутов С.А., ООО «ОблДорСтрой».

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» является правопреемником муниципального автономного учреждения «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», созданного в соответствии с постановлением Главы города Магнитогорска от 27.02.2009 № 1706-11.

Учредителем МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» является муниципальное образование город Магнитогорск.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая не распределяет полученную прибыль между участниками (Учредителями), а направляет ее на уставные цели.

Функции и полномочия учредителя МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» выполняет Администрация.

Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по текущему содержанию, текущему ремонту объектов внешнего благоустройства, а именно автомобильных дорог местного значения, дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, сетей наружной ливневой канализации, объектов культурного наследия, фонтанов, городских лесов, скверов, парков, зеленых насаждений улиц города Магнитогорска, городских пляжей, а также оказание услуг (выполнение работ) по строительству, реконструкции и капитальному ремонту внешнего благоустройства, а также по организационному обеспечению проведения культурно-массовых мероприятий.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственными (муниципальными) услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Муниципальные задания МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 11 Устава МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска»). При этом Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Начальником Управления капитального строительства и благоустройства Администрации 28.12.2015 утверждено муниципальное задание МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – муниципальное задание на 2015 год), 31.12.2015 - муниципальное задание МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2016 год (далее – муниципальное задание на 2016 год).

Содержание муниципальных работ по муниципальным заданиям на 2015 и 2016 годы:

- мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения;

- текущее содержание автомобильных муниципальных дорог;

- текущий ямочный ремонт;

- текущее содержание городских мостов и путепроводов;

- содержание ливневой канализации;

- отсыпка поселковых работ;

- содержание зеленых насаждений;

- содержание скверов;

- текущее содержание городских лесов;

- устройство и содержание цветочных клумб;

- текущее содержание городских фонтанов;

- подготовка мест проведения общегородских мероприятий;

- текущее содержание городских пляжей;

- текущее содержание памятников истории и культуры г. Магнитогорска;

- работы по текущему содержанию игровых площадок (за исключением муниципального задания на 2015 год; далее – работы в сфере благоустройства).

Источником финансирования выполнения указанных работ являются средства бюджета Магнитогорского городского округа Челябинской области.

Администрацией в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации и Учреждением заключены соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Из представленных Администрацией документов следует, что Учреждению выделяются субсидии на финансовое обеспечение выполнения им муниципальных заданий в размере 323 587 877, 29 руб. в 2015 году, 454 258 879,83 руб. - в 2016 году.

В соответствии с частью 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать, в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.

Согласно муниципальному заданию на 2015 год потребителем муниципальных услуг является население города Магнитогорска Челябинской области. Однако указанное муниципальное задание не содержит конкретное определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, что не соответствует статье 69.2 БК РФ.

Муниципальное задание на 2016 год не содержит сведений о потребителях соответствующих услуг, что также не соответствует статье 69.2 БК РФ.

Согласно пунктам 5, 17, 20, 25, 32 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения городского округа относится:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- организация благоустройства территории поселения (включая озеленение);

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.

Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

Применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» по выполнению на основании муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы работ в сфере благоустройства по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования «Магнитогорский городской округ» в работах, необходимых для решения Администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ в сфере благоустройства является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.

Таким образом, предусмотренные муниципальными заданиями МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» работы необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, должны осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Выдача Администрацией в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Установив безальтернативный порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур, Администрация в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы – МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, а также дискриминационных условий является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Состав правонарушения при неисполнении запрета, предусмотренного частью 1 статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Таким образом, действия Администрации в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации по утверждению МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 и 2016 годы могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 22-07/16 исх.5871/07 от 11.05.2016.

В установленный срок указанное предупреждение Администрацией не исполнено.

30.12.2016 начальником Управления капитального строительства и благоустройства Администрации утверждено муниципальное задание МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2017 год (далее – муниципальное задание на 2017 год), которым предусмотрены такие же работы, как в муниципальных заданиях на 2015 и 2016 годы.

Соглашением № 1 от 09.01.2017 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предусмотрено предоставление Учреждению денежных средства в размере 475 325 257,14 руб.

Администрацией представлены письменные пояснения, согласно которым действия Администрации по утверждению муниципальных заданий МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» соответствуют требованиям действующего законодательства ввиду того, что предусмотренные муниципальными заданиями МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» работы включены в ведомственный перечень муниципальных услуг (работ), утвержденный Постановлением Администрации от 30.12.2013 №18068-П, и соответствуют работам, предусмотренным базовым (отраслевым) перечнем работ, услуг, что подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2015 № 02-01-10/71882.

Указанные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Предусмотренные муниципальными заданиями МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» работы относятся к муниципальным нуждам Администрации.

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Пунктом 3.1 статьи 69.2 БК РФ установлено, что ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Закона об общих принципах ОМСУ дорожная деятельность, организация благоустройства территории поселения (включая озеленение) относится к вопросам местного значения городского округа.

На основании части 2 статьи 18 Закона об общих принципах ОМСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Соответственно, указанные работы относятся к муниципальным нуждам, обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг с учетом положений БК РФ.

Следовательно, для равного доступа всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере благоустройства, удовлетворение потребностей муниципального образования в товарах, работах (услугах), обеспечиваемых за счет средств бюджета (государственные (муниципальные) нужды), возможно исключительно путем осуществления закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном Законом о контрактной системе, то есть посредством проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения настоящего дела Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Муниципальными заданиями предусмотрены работы в сфере благоустройства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет субсидий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» Учреждением осуществляются предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, виды экономической деятельности: 01 - растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях; 02 - лесоводство и лесозаготовки; 23 - производство прочей неметаллической минеральной продукции; 38 - сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья; 41 - строительство зданий; 42 - строительство инженерных сооружений; 43 - работы строительные специализированные; 81 - деятельность по обслуживанию зданий и территорий.

Указанные виды экономической деятельности соответствуют работам в сфере благоустройства, предусмотренным муниципальными заданиями Учреждения на 2015-2017 годы.

Работы в сфере благоустройства являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.

Рынок работ в сфере благоустройства является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Магнитогорска Челябинской области, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Указанное также подтверждается представленными Администрацией в материалы дела муниципальными контрактами №№ 49/16 от 16.03.2016, 79/16 от 26.04.2016, 80/16 от 26.04.2016, 81/16 от 04.05.2016, 82/16 от 26.04.2017, 381/16 от 14.11.2016, 384/16 от 14.11.2017385/16 от 14.11.2016, 386/16 от 14.11.2016, 387/16 от 14.11.2016, 63/17 от 15.05.2017, 64/17 от 16.05.2017, 65/17 от 15.05.2017, заключенными с ООО ПКФ «ЮжУралДорСервис», ООО «Техноцентр», ООО АБЗ», ООО «ДиП-Трейдинг», ООО «Траст», ИП Шутовым С.А., ООО «ОблДорСтрой».

Действия Администрации по утверждению муниципальных заданий МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2015-2017 годы на выполнение работ в сфере благоустройства привели или могли привести к созданию преимущественных условий деятельности Учреждению, необоснованным препятствиям осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам на указанном рынке и созданию дискриминационных условий осуществления деятельности на рынке работ в сфере благоустройства.

С учетом границы территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация и выполняются предусмотренные муниципальными заданиями МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2015-2017 годы работы, географическими границами товарного рынка следует признать город Магнитогорск Челябинскую область.

Временной интервал исследования определен с учетом действия муниципальных заданий Учреждения на 2015-2017 годы периодом с 01.01.2015 до 31.12.2017.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 06-07/17 исх. № исх.№9924/07 от 16.08.2017 и пунктом 3 определения об отложении рассмотрения дела № 06-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства исх. № 9881/07 от 16.08.2017 предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 06-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России поступили от Администрации возражения на заключение об обстоятельствах дела № 06-07/17 вх. № 12428 от 25.09.2017.

Указание Администрации на то, что необходимым и единственным условием включения в муниципальное задание той или иной муниципальной работы, является факт нахождения такой работы в ведомственном перечне муниципальных услуг, утверждённом лицами, перечисленными в части 3 статьи 69.2 БК РФ, в связи с чем действия Администрации по утверждению муниципальных заданий Учреждению соответствуют требованиям действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание по ранее изложенным основаниям.

Доводы Администрации о том, что предусмотренные муниципальными заданиями Учреждения работы не относятся к муниципальным нуждам, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в том числе Закона о контрактной системе и БК РФ.

Таким образом, действия Администрации в лице Управления капитального строительства и благоустройства Администрации по утверждению МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 - 2017 годы привели или могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства на территории города Магнитогорска Челябинской области, в том числе ввиду ограничения доступа к соответствующему товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Администрацией утверждено муниципальное задание МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на 2017 год, Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по утверждению МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» муниципальных заданий на 2015 - 2017 годы, что привело или могло привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - Учреждению и к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение работ в сфере благоустройства на территории города Магнитогорска Челябинской области, в том числе ввиду ограничения доступа к указанному товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.

2. Выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны