Решение №ВЛ/2990/22 об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков... от 23 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков по делу № РНП-74-107/2022

 

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сосновскому району Челябинской области (Отдел МВД России по Сосновскому району Челябинской области)

 

456510, Челябинская область,

Сосновский район, с. Долгодеревенское,

ул. 50 лет ВЛКСМ, 14 а

 

Индивидуальный предприниматель "..." (ИП "...")

 

454078, г. Челябинск, у"..."

 

454139, г. Челябинск,    "..."

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-570/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2022 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

      "..."

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комисии:

      "..."

 

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

      "..."                    

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..." в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (извещение № 0169400000620000004) в присутствии представителя Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области "...", действующего на основании доверенности от 11.01.2022 № 2;

в отсутствие ИП "..."и/или его представителя надлежащим образом, уведомленного о месте и времени заседания Комиссии

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 14.03.2022 поступило обращение заказчика о включении ИП"...", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (извещение № 0169400000620000004) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела Отделом МВД России по Сосновскому району Челябинской области объявлено о проведении электронного аукциона путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.06.2020 извещения о проведении закупки №0169400000620000004.

Начальная (максимальная) цена контракта – 100 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0169400000620000004 от 23.06.2020 принято решение о заключении контракта с единственным участником ИП "..."

По итогам проведения закупки между Отделом МВД России по Сосновскому району Челябинской области и ИП "..." 06.07.2020 заключен государственный контракт № 11 на выполнение работ по текущему ремонту помещений (далее - контракт).

Исходя из сведений, указанных в обращении заказчика, подрядчиком работы по контракту не выполнены. В связи с чем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Заключенным контрактом предусмотрен односторонний отказ заказчика от его исполнения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.

Согласно части 12.2 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе):

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Так, заказчиком 28.02.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 81/3204 (далее – решение). В этот же день решение вручено подрядчику нарочным способом, о чем свидетельствует подпись ИП.

В единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» решение размещено 10.03.2022, что в полной мере не соответствует требованиям пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нарушение части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация о расторжении контракта опубликована на сайте Единой информационной системы 05.03.2022, то есть до вступления в законную силу решения.

Обращение о расторжении контракта в одностороннем порядке направлено в контрольный орган 14.03.2022 вх. № 3277/22.

Таким образом, процедура расторжения контракта проведения заказчика с нарушением требований законодательства о контрактной системе, что в силу пункта 15 Правил является основанием для не включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Согласно пояснениям представителей заказчика подрядчик на дату принятия решения к работам не приступил.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика в сроки и на условиях контракта выполнить работы по текущему ремонту помещений №№34, 35, 36 здания ГАИ Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области (далее – работы), расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 14А (далее – Объект) согласно Техническому заданию (приложение № 1) и Локальной смете на выполнение работ (приложение № 2), и сдать результат выполненных работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.                 

Срок выполнения срок выполнения работ: с 10 января по 31 января 2022 года (пункт 3.1 контракта).

Пунктом 2.3 контракта установлено, что цена контракта включает в себя стоимость работ по ремонту и материалов, необходимых для выполнения работ, включая их доставку на объект, монтаж, поверку, страхование, стоимость упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, транспортных расходов, уплату налогов, обязательных платежей, сборов, а также иные расходы Подрядчика, необходимые для исполнения Контракта.

В соответствии с пунктом 5.1. контракта подрядчик принимает на себя обязательство поставить на объект заказчика все необходимые материалы, оборудование, изделия, строительную технику в соответствии с техническим заданием (приложение № 1), а также осуществить их приемку, разгрузку и складирование.

Исходя из сведений, указанных в техническом задании, при выполнении работ требуется различный материал, в том числе: гипсокартонные листы (ГКЛ), краска, МДФ, линолеум и др.

На дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП "..." к работам не приступил.

Согласно письму от 29.12.2021 исх. № 11 исполнение работ по контракту является невыгодным, поскольку по данным Росстата цены на стройматериалы с января по июль 2021 года выросли на 26 %, а стоимость отделочных работ более чем на 15 %. В декабре 2021 года подрядчиком направлена заявка в адрес поставщиков на покупку материалов по цене, которая была согласована на момент участия в электронном аукционе (июнь 2020 года). Однако поставщик отказался поставить материалы по ранее согласованной цене.

Заказчиком 10.01.2021 подготовлен ответ на указанное письмо, согласно которому заказчик просит принять меры к надлежащему исполнению условий контракта.

Отделом МВД России по Сосновскому району Челябинской области 11.01.2021 и 18.01.2022 подготовлены и направлены претензии о взыскании штрафных санкций, а также принятии мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Письмом от 18.01.2022 исх. № 81/808 заказчик уведомил о ненадлежащим исполнении контракта. Письмо направлено в адрес подрядчика письмом 02.02.2022.

Таким образом, материалами дела подтверждено, сторонами не опровергнуто, что ИП "..." работы по контракту не выполнены, что является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке.

Кроме того, согласно сведениям открытых источников сети «Интернет» (https://egrul.nalog.ru/index.html) ИП "..." прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления о прекращении деятельности от 25.02.2022. Сведения о прекращении деятельности ИП внесены в ЕГРЮЛ 28.02.2022.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что индивидуальным предпринимателем в сроки, предусмотренные контрактом работы не выполнены. Однако Комиссия принимает во внимание, что контракт заключен 06.07.2020, то есть за 1.5 года до даты начала выполнения работ (с 10.01.2022). Антимонопольный орган отмечает, что значительный рост цен мог привести к возникновению сложностей при выполнении обязательств по контракту.

Более того, заказчиком нарушен предусмотренный порядок расторжения контракта в одностороннем порядке, что в силу пункта 15 Правил является основанием для не включения информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..."

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Сведения, представленные Отделом МВД России по Сосновскому району Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ИП "..." (ИНН "..."), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (извещение №0169400000620000004), не включать.

  2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                    "..."

 

 

Члены Комиссии                                                                                                            "..."

 

 

                                                                                                                                                       "..."

                                                                                       

 

 

 

2022-3276

 

 

Связанные организации

ОМВД России по Сосновскому району
ИНН 7438007429, ОГРН 1027401867635
ИП Елизарьева Елена Сергеевна
ИНН 745209827188, ОГРН 319745600109727