Решение б/н Решение по делу № 07-04/13 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» от 7 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «20» июня 2013 года

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей ОАО «Челябэнергосбыт» <...> (доверенность от 31.12.2012 № 1-37), <...> (доверенность от 31.12.2012 № 2-14), <...> (доверенность от 31.12.2012 № 2-5), <...> (доверенность от 31.12.2012 № 3-129), <...> ОАО «Челябэнергосбыт <...>, рассмотрев дело № 07-04/13 по признакам нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

29.12.2012 Челябинским УФАС России было вынесено решение по делу № 27-04/12 о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся во взимании с <...>, ИП <...>, <...>, <...> платы за проведение аудита документации по организации учета электроэнергии для заключения письменных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), а также действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в оказании физическим лицам услуг по проведению аудита документации по организации учета электроэнергии при заключении письменных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и взимании за оказание данных услуг платы в 2011-2012 годах, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 10.12.2012 № 17-6231 ОАО «Челябэнергосбыт» представило в адрес Челябинского УФАС России реестры заключений, выданных по результатам проведения аудита документации по организации учета электрической энергии в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Количество выданных заключений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по результатам проводимого аудита документации по организации учета электроэнергии за период с 16.05.2011 по 25.12.2013 составило:

  1. Филиал «Метэнергосбыт» - 106;

  2. Магнитогорский филиал - 90;

  3. Троицкий филиал — 120;

  4. Кыштымский филиал — 236;

  5. Златоустовский филиал — 6;

  6. Челябинский филиал — 958;

  7. Центральный филиал — 702.

25.01.2013 Челябинским УФАС России из данных реестров выборочно ряду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были направлены запросы на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции с целью сбора документов и информации о порядке оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям аудита документации по организации учета электроэнергии.Письмом

от 06.02.2013 вх. № 1054 ЗАО «Уралавто» представило в адрес Челябинского УФАС России документы, подтверждающие факт оплаты ЗАО «Уралавто» услуг ОАО «Челябэнергосбыт» по аудиту документации по организации учета электрической энергии. 17.01.2012 <...> (за ЗАО «Уралавто») в кассу ОАО «Челябэнергосбыт» были внесены денежные средства в размере 900 рублей за проведение аудита документации по организации учета электрической энергии для объектов граждан-потребителей напряжением 0,4 кВ с присоединяемой мощностью до 15-50 кВт. 18.01.2012 ОАО «Челябэнергосбыт» было выдано заключение по результатам аудита документации по организации учета электрической энергии. 31.01.2012 ЗАО «Уралавто» оплатило ОАО «Челябэнергосбыт» за проведение аудита документации по организации учета электрической энергии для объектов потребителей напряжением 0,4 кВ с присоединяемой мощностью 50-100 кВт в размере 3000 рублей. 03.02.2012 ОАО «Челябэнергосбыт» выдало ЗАО «Уралавто» заключение № 30 по результатам аудита документации по организации учета электрической энергии. Также, из пояснений ЗАО «УРАЛАВТО» от 07.02.2013 следует, что проведение аудита документации по организации учета электрической энергии явилось обязательным условием для заключения договора энергоснабжения. ОАО «Челябэнергосбыт» письмом от 23.04.2013 вх. № 4479 в адрес Челябинского УФАС России представило обращения ЗАО «УРАЛАВТО» от 18.12.2011 и 17.01.2012, в которых ЗАО «УРАЛАВТО» просит ОАО «Челябэнергосбыт» провести аудит документации по организации учета электроэнергии в связи с увеличением присоединяемой можности.

30.04.2013 Челябинским УФАС России на сайте http://chel.fas.gov.ru/news/7322 была размещена информация о том, что ОАО «Челябэнергосбыт» оказывается услуга по аудиту документации по организации учета электроэнергии. В данном опросе содержались вопросы о порядке оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуги по аудиту документации по организации учета электроэнергии.

22.05.2013 Челябинским УФАС России из представленных ОАО «Челябэнергосбыт» реестров вновь ряду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были направлены запросы на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции с целью сбора документов и информации о порядке оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям аудита документации по организации учета электроэнергии.

Каких-либо пояснений и документов со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам направленных запросов и размещенного на сайте http://chel.fas.gov.ru/news/7322 опроса в адрес Челябинского УФАС России представлено не было.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» <...> (доверенность от 25.01.2012 № 1-100) на заседание Комиссии 29.04.2013 и <...> (доверенность от 31.12.2012 № 2-14) на Комиссиях 29.04.2013 и 20.06.2013 поддержали доводы, изложенные в письмах от 19.04.2013 № 17-249 и 30.05.2013 № ЧФ-04-292, а также пояснили следующее.

Услуга по аудиту документации по организации учета электроэнергии была указана ЗАО «УРАЛАВТО» исключительно по его просьбе — в силу письменных обращений от 18.12.2011 и 17.01.2012, в которых ЗАО «УРАЛАВТО» просит ОАО «Челябэнергосбыт» провести аудит документации по организации учета электроэнергии в связи с увеличением присоединяемой можности.

При проведении 18.01.2012 аудита документации по организации учета электроэнергии объекта по адресу г. Челябинск, ул. Танкистов, 189-Б (4-й и 5-й этажи) анализировались следующие документы:

  • технические условия от 19.03.2009 № 1315-1-158, выданные ОАО «МРСК Урала»;

  • проект электроснабжения офиса по ул. Танкистов, 189-б (4-й и 5-й этажи) изменение точки подключения, разработанный ДГУП «Челябинское» ГП ЦКТБ «АГРОТЕХНИК».

Так как срок действия технических условий от 19.03.2009 № 1315-1-158 на момент проведения аудита истек — в заключении указано, что необходимо их продлить.

Таким образом, в ходе проведения аудита документации ЗАО «УРАЛАВТО» по организации учета электроэнергии ОАО «Челябэнергосбыт» выявлена необходимость получения потребителем действующих технических условий у сетевой организации и установки на гр. № 8 в РУ-0,4 кВ вводной автоматический выключатель с установкой на 25А.

При проведении 03.02.2012 аудита документации по организации учета электроэнергии объекта по адресу Челябинская область, Сосновский район, п. Томинский (здание машинно-тракторных мастерских), анализировались следующие документы:

  • технические условия от 15.08.2010 № 6100004132-ЦС-2489-ТУ, выданные ОАО «МРСК Урала»;

  • проект электроснабжения МТМ по адресу Челябинская область, Сосновский район, п. Томинский, разработанный ООО «Квант».

По результатам проведенного аудита документации по организации учета электроэнергии выявлена необходимость установки в РУ-0,4 кВ ТП-280 на отходящем фидере перед трансформаторами тока аппарат защиты с Iрасч. - 110,0А с устройством для опломбирования.

ЗАО «УРАЛАВТО» в пояснениях от 11.04.2013 вх. № 3906 в противоречие пояснениям от 06.02.2013 вх. № 1054 указало, что заключение договоров энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» не являлось результатом проведения аудита документации по организации учета электрической энергии.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 № 71 ОАО «Челябэнергосбыт» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Челябэнергосбыт» на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Порядок проведения аудита документации по организации учета электроэнергии электроустановок потребителей (далее — Порядок) утвержден Приказом ОАО «Челябэнергосбыт» об оказании дополнительных услуг от 16.05.2011 № 164.

Стоимость услуг по аудиту документации по организации учета электроэнергии также утверждена Приказом ОАО «Челябэнергосбыт» об оказании дополнительных услуг от 16.05.2011 № 164.

Из текста данного приказа следует, что ранее применялся Приказ от 19.10.2009 № 327 «Об оказании дополнительных услуг».

 

В пункте 2.1 Порядка указано, что документация по организации учета электроэнергии принимается только в полном объеме при наличии сопроводительного письма.

Из содержания пункта 2.2 данного Порядка следует, что для проведения аудита документации по организации учета электроэнергии потребителем должны быть представлены действующие технические условия или другие документы, подтверждающие технологическое присоединение (акт разграничения балансовой принадлежности, акт осуществления технологического присоединения и т. д.), также в данном пункте содержится требование представления со стороны потребителей однолинейной схемы электроснабжения, в которой должны быть отражены: схема внешнего и внутреннего электроснабжения с указанием мест установки и типов средств учета электроэнергии, марок, сечений и длин питающих проводов и кабелей, расчетных мощностей и токов.

Согласно данному Порядку по результатам проведения аудита документации по организации учета электроэнергии сотрудниками ОАО «Челябэнергосбыт» готовится соответствующее Заключение.

Согласно пункту 2.8 Порядка до подачи напряжения на вновь присоединяемые или реконструируемые энергопринимающие устройства потребителя инженер технического аудита ОАО «Челябэнергосбыт» проверяет выполнение условий, указанных в Заключении, и составляет акт о преддоговорном обследовании. При наличии акта о преддоговорном обследовании и договора на технологическое присоединение ОАО «Челябэнергосбыт» оформляет договор энергоснабжения с потребителем.

 

Из анализа представленных ОАО «Челябэнергосбыт» реестров потребителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым оказана услуга по аудиту документации по организации учета электроэнергии, Челябинское УФАС России установило, что зачастую оказание данной услуги предшествует заключению ОАО «Челябэнергосбыт» с потребителем договора энергоснабжения.

Таким образом, фактически потребитель электрической энергии обращается к гарантирующему поставщику за заключением договора энергоснабжения после исполнения технических условий, что подтверждается требованием представления со стороны потребителя акта разграничения балансовой принадлежности и акта об осуществлении технологического присоединения.

Служебная записка ОАО «Челябэнергосбыт» от 26.07.2012 № 23-875 (пто) содержит следующую информацию: «В связи со вступлением в силу Постановления Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», а также во избежание подачи жалоб на действия ОАО «Челябэнергосбыт» в государственные органы, аудит документации проводить только на добровольной основе. При проведении преддоговорного обследования энергопринимающих устройств потребителей и заключении договоров запрещаю требовать наличие заключения о проведении аудита, а также давать предписание о предоставлении документации для аудита в ОАО «Челябэнергосбыт».

Из анализа представленных документов, собранных в процессе рассмотрения данного дела доказательств и положений Порядка, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Услуга по аудиту документации по организации учета электроэнергии электроустановок осуществляется на стадии заключения договора энергоснабжения, т. е. после фактических действий по технологическому присоединению, так как потребитель электрической энергии, обращаясь к гарантирующему поставщику, представляет акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленный между сетевой организацией и потребителем электрической энергии.

Таким образом, Челябинское УФАС России не принимает довод ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости проведения аудита документации по организации учета электрической энергии, который позволяет потребителям правильно произвести монтаж приборов учета электроэнергии, а также иного электрооборудования и выполнить технические условия, выдаваемые сетевой организацией в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, поскольку потребитель электрической энергии обращается к гарантирующему поставщику за заключением договора энергоснабжения после выполнения технических условий.

Услуга по аудиту документации по организации учета электроэнергии не носит добровольный характер, что подтверждается положениями Порядка, а также формулировками служебной записки ОАО «Челябэнергосбыт» от 26.07.2012 № 23-875 (пто).

Таким образом, Челябинское УФАС России установило, что оформление письменного договора энергоснабжения ОАО «Челябэнергосбыт» ставится в зависимость от факта получения потребителем Заключения по результатам проведенного аудита документации по организации учета электроэнергии.

В период с 01.01.2011 по 11.06.2012 к отношениям по заключению договоров энергоснабжения приминялись положения Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее — Основные положения).

В пункте 5 Основных положений указано, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Разделом IV устанавливались правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнение.

В период с 12.06.2012 по настоящее время к отношениям по заключению договоров энергоснабжения приминяются положения Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В пункте 8 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442) указано, что действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

Перечень документов, которые потребитель представляет гарантирующему поставщику при намерении заключить договор энергоснабжения, указан в пункте 34 Постановления Правительства от 04.05.2012 № 442.

Положений о необходимости проведения аудита документации по организации учета электроэнергии для (при) заключения договора энергоснабжения ни в Основных положениях, ни в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 не содержится. Также, в действующем законодательстве не предусмотрена возможность взимания какой-либо платы гарантирующим поставщиком с потребителя для (при) заключения договора энергоснабжения.

Процедура заключения договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) строго регламентирована законодательством об электроэнергетике и не предусматривает необходимости проведения гарантирующим поставщиком каких-либо проверок документации, выданной сетевой организацией, и исполнения потребителем технических условий.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам в рамках своих полномочий.

Действующим законодательством определен круг компетентных органов, которые имеют право проверить законность и обоснованность выдаваемых сетевой организацией документов, в том числе мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях.

Таким образом, Челябинское УФАС России усматривает в действиях ОАО «Челябэнергосбыт», выразившихся в оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуг по проведению аудита документации по организации учета электроэнергии при заключении письменных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и взимании за оказание данных услуг платы в 2011-2012 годах, признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  1. 25.12.2012 приказом № 347 ОАО «Челябэнергосбыт» признало утратившим силу приказ от 16.05.2011 № 164 «Об оказании дополнительных услуг».

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Следовательно, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в части взимания с конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей платы за проведение аудита документации по организации учета электроэнергии для заключения письменных договоров энергоснабжения, Комиссией Челябинского УФАС России не может быть выдано.

По результатам рассмотрения дела № 27-04/12 о нарушении ОАО «Челябэнергосбыт» норм антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России было возбуждено дело № 05А-04/13 об административном правонарушении.

26.03.2013 должностным лицом Челябинского УФАС России ОАО «Челябэнергосбыт» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 562 500 (пятисот шестидесяти двух тысяч пятисот) рублей 00 копеек.

Учитывая, что фактически в рамках дела № 05А-04/13 ОАО «Челябэнергосбыт» было привлечено к административной ответственности за реализацию приказа от 16.05.2011 № 164, а также в силу того, что на момент рассмотрения данного дела указанный приказ признан утратившим силу, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу материалы настоящего дела не передавать должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 — 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуг по проведению аудита документации по организации учета электроэнергии при заключении письменных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и взимании за оказание данных услуг платы в 2011-2012 годах, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Производство по делу № 07-04/13 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Челябэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства.

  3. Предписание не выдавать.

  4. Материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, не передавать.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны