Определение б/н Определение по делу № 08-07/18 от 5 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 08-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

«31» мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

 

У С Т А Н О В И Л :

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление <…>, в том числе направленное заместителем Губернатора Челябинской области, Администрацией Каслинского муниципального района, Каслинской городской прокуратурой по вопросу соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Каслинского районного отделения судебно-медицинской экспертизы Челябинской области, которые могли привести к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления деятельности на рынке оказания ритуальных услуг.

Ранее Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения поступивших из Прокуратуры ЗАТО г. Озерска материалов по вопросу соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий ФГБУЗ ЦМСЧ № 71 ФМБА России, которые могли привести к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления деятельности на рынке оказания услуг, в действиях Министерства здравоохранения Челябинской области выявлены признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Министерству выдано предупреждение № 56-07/17 от 02.08.2017 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия решения об отмене Прейскуранта платных ритуальных услуг в ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного Министерством в 2015 году, и информирования ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» о принятом решении об отмене указанного прейскуранта и недопустимости оказания учреждением ритуальных услуг (услуг, связанных с организацией похорон), в том числе в рабочее время, с использованием площадей и оборудования учреждения.

Предупреждение № 56-07/17 от 02.10.2017 исполнено в полном объёме.

Помимо этого, по результатам рассмотрения представленных документов по заявлению <…> и документов, представленных Министерством в ходе исполнения предупреждения № 56-07/17 от 02.10.2017, установлено следующее.

Приказом ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195 от 29.09.2017 утвержден Прейскурант платных услуг в ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», включающий в себя прейскурант платных медицинских услуг и прейскурант платных услуг по подготовке умерших к захоронению или кремации и бальзамированию.

Прейскурант платных услуг по подготовке умерших к захоронению или кремации и бальзамированию включает 37 процедур (услуг), оказываемых ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» на платной основе, в частности такие, как обряжение в одежду, укладка трупа в гроб, формалиновая маска на лицо, бальзамирование, бритье, мытье тела и головы, маникюр, макияж, проведение церемонии в траурном зале и т.д.

ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» является медицинским учреждением, организующим и выполняющим проведение судебно-медицинских экспертиз.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Частью 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3). Согласно статье 2 Закона № 73-Ф3 задачей государственной судебно- экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 73-Ф3. государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ф3) установлено, что медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Одним из видов проводимых в Российской Федерации медицинских экспертиз является судебно-медицинская экспертиза (пункт 4 части 2 статьи 58 Закон № 323-ф3).

Согласно статье 37 Закона № 73-Ф3 деятельность государственных судебно- экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Из изложенного следует, что оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Законом № 73-Ф3.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по захоронению и кремацию тел людей и связанную с этим деятельность (подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков), предоставление услуг по похоронам или услуг кремации; услуги по аренде оборудованного места в ритуальном зале относятся к деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (группа 96.03).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) услуги по санитарной и косметической обработке трупа (категория 96.03.12.117), услуги похоронных бюро (услуги по организации церемоний похорон и кремации; услуги по погребению и эксгумации; услуги по бальзамированию, предоставлению ритуальных залов; транспортирование трупов; вид 96.03.12) отнесены к услугам по организации похорон и связанные с этим услуги (группа 96.03).

Кроме этого, согласно п. 2.3.6 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» (введен в действие Приказом Госстандарта от 11.06.2014 № 551-ст) в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно- гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.

Вместе тем, оказание таких услуг не отвечает цели деятельности организации ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

Кроме того, на официальном сайте ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» по ссылке http://sme74.ru/company/services_funeral_hall.php размещена информация о том, что ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» «предлагает услуги по проведению траурной церемонии прощания с близким человеком в большом специализированном траурном зале, расположенном в центре города по адресу г. Челябинск, ул. Варненская, 4-Б».

Из указанного следует, что силами сотрудников ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в рабочее время, с использованием площадей и оборудования учреждения, оказываются ритуальные услуги (услуги, связанные с организацией похорон).

При этом с учетом статьи 11 Закона № 73-Ф3 ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» является организацией, созданной для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы, в связи с чем на такую организацию распространяется действие статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из заявления <…>, а также представленных документов следует, что Каслинское межрайонное отделение ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» располагается в здании морга по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, д. 59/5, этаж 1. Указанное помещение ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» использует на основании договора безвозмездного пользования б/н от 19.11.2009 для размещения и функционирования на указанных площадях Каслинского межрайонного отделения ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

При этом, из указанного заявления следует, что директором ООО «Ромашка», являющимся санитаром судебно-медицинского морга отдела судебно-медицинской экспертизы трупов, районных, межрайонных и городских отделений ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», оказываются услуги по подготовке умерших к захоронению и услуги ритуального зала в патологоанатомическом отделении ГБУЗ «Районная больница г. Касли», расположенного по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, д. 65, строение 4.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, действия ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» по утверждению Приказом ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195 от 29.09.2017 Прейскуранта платных услуг по подготовке умерших к захоронению или кремации и бальзамированию свидетельствуют о совмещении ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» функций органов власти и функций хозяйствующего субъекта по оказанию услуг, связанных с организацией похорон, и содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с указанным Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий до 30 апреля 2018 года, путем:

1) принятия решения о внесении изменений в утвержденный Приказом ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195 от 29.09.2017 Прейскурант платных услуг в ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в части исключения из него раздела II «Прейскурант платных услуг по подготовке умерших к захоронению ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»»;

2) удаления с официального сайта в сети Интернет ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» информации об оказании учреждением услуг по проведению траурной церемонии (услуг траурного зала);

3) прекращения оказания ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» ритуальных услуг (услуг, связанных с организацией похорон), в том числе в рабочее время, с использованием площадей и оборудования учреждения;

4) уведомления отделений ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», расположенных в муниципальных образованиях Челябинской области, о внесении изменений в Приказ ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195 от 29.09.2017 и о прекращении оказания ритуальных услуг (услуг, связанных с организацией похорон).

ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в установленный срок предупреждение № 21-07/18 не исполнено, а также подано в Арбитражный суд Челябинской области заявление о признании такого предупреждения недействительным.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан Приказ Челябинского УФАС России от 17 мая 2018 года № 68 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (ул. Варненская, 4-Б, г. Челябинск, 454076; ИНН 7453043284) части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

  • П Р Е Д Е Л И Л :

 

1. Назначить дело № 08-07/18 к рассмотрению на 27 июня 2018 года на 15 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 332.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 04-07/18 в качестве:

- заявителя: <…>;

- ответчика: ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (ул. Варненская, 4-Б, г. Челябинск, 454076; ИНН 7453043284);

- заинтересованного лица: Министерство здравоохранения Челябинской области (ул. Кирова, 165, г. Челябинск, 454000; далее - Министерство).

3. ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 15 июня 2018 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) действующий в 2018 году Устав ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», с отметкой о государственной регистрации;

3.2) перечень договоров на оказание услуг, связанных с организацией похорон (ритуальных услуг), за 2017-2018 годы с указанием предмета и их стоимости;

3.3) переписку за 2017-2018 годы с органами власти по вопросу осуществления деятельности, оказания услуг, связанных с организацией похорон (ритуальных услуг);

3.4) письменные пояснения с правовым обоснованием принятия Приказа ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195 от 29.09.2017, при условии, что указанные действия ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» приводят к совмещению функций специализированного учреждения органов исполнительной власти Челябинской области, созданного для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и функций хозяйствующего субъекта по оказанию услуг, связанных с организацией похорон, с учетом части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

3.5) изменения, дополнения к Приказу ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» № 195, в том числе документы, подтверждающие его отмену;

3.6) перечень объектов недвижимости на территории Каслинского городского поселения, на которых ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» осуществляет свою деятельность, в том числе в здании морга, расположенного по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, д. 65, строение 4, с приложением подтверждающих документов;

3.7) в случае неосуществления деятельности ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» на территории морга, расположенного по адресу: г. Касли, ул. Коммуны, д. 65, строение 4, правовые обоснования осуществления санитаром судебно-медицинского морга отдела судебно-медицинской экспертизы трупов, районных, межрайонных и городских отделений ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Плотниковым И.Г. должностных обязанностей в указанном здании;

3.8) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

4. Министерству необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 15 июня 2018 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

4.1) положение о Министерстве, действующее в 2018 году;

4.2) письменные сведения с приложением подтверждающих документов о целях создания ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»;

4.3) переписку за 2017-2018 годы с ГБУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» по вопросу осуществления деятельности, оказания услуг, связанных с организацией похорон (ритуальных услуг);

4.4) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

 

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны