Решение б/н Решение и предписание по делу № 08-08/2016 от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

21 апреля   2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                        <…> ,  специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                     

рассмотрев дело № 08-08/2016, возбужденное в отношении  <…>                                                                                    по факту размещения 18 декабря 2015 года рекламы услуг по доставке алкогольной продукции на Интернет-сайте www.alko-bank.ru с признаками нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»,

         в отсутствие <…>,  надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,                                                                   

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о размещении рекламы доставки алкогольной продукции в сети Интернет, в том числе на Интернет-сайте www.alko-bank.ru.

Челябинским УФАС России осуществлен осмотр Интернет-сайта www.alko-bank.ru, о чем составлен акт  № 90-2015 от 18.12.2015.  В результате осмотра установлено, что на Интернет-сайте www.alko-bank.ru размещается информация о доставке алкогольной продукции.

По сведениям ЗАО «Региональный сетевой информационный центр», представленным  на запрос Челябинского УФАС России администратором домена alko-bank.ru с 06.09.2015 года и по настоящее время является <…>

Челябинским УФАС России в отношении <…> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

<…> в объяснениях указал, что занимается созданием сайтов. Услуги по созданию сайтов оказывает на платной основе, в качестве индивидуального предпринимателя  не зарегистрирован.  В сентябре 2016 года на  Интернет-сайте бесплатных объявлений «Avito»  www.avito.ru нашёл заказ на создание сайта.  С заказчиком договор в письменном виде не заключил, данные о заказчике не сохранил. Разработал сайт согласно технического задания, зарегистрировал сайт на свое имя, после чего передал право доступа на сайт заказчику. Пояснил, что отношения к размещению информации на Интернет-ресурсе  www.alko-bank.ru не имеет, алкогольную продукцию посредством указанного сайта  не  реализует. О том, что нарушает рекламное законодательство не знал.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонные номера 8-922-635-53-45, 8-922-636-67-11, указанные в рекламе, входят в ресурс нумерации оператора связи ОАО «МегаФон» (Челябинская область).

По сведениям ОАО «МегаФон» телефоны 8-922-635-53-<…>, 8-922-636-67- <…> выделены по договорам об оказании услуг связи гр <…>

Определением исх. № 3515/08 от 25.03.2016 Челябинское УФАС России привлекло для участия в деле <…> в качестве заинтересованного лица. Чирков Р.С. на рассмотрение дела не явился, запрошенные документы и сведения не представил.

Изучение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

На главной странице Интернет-сайта www.alko-bank.ru 18 декабря 2015 года содержатся сведения: Доставка алкоголя в Челябинске. Популярные подарки. Виски «Вильям Льонсонс» 0,5/0,7 L…Пиво «Бад» 6 шт по 0,5 L…Алкоголь 24 часа Челябинск. Наш сервис - это доставка алкоголя, наши курьеры готовы доставить ваш заказ. Продавать спиртные напитки крепостью выше 0,5% формально имеют право только крупные магазины и исключительно днем; в темное же время суток алкоголь может продаваться в ресторанах, барах и кафе. Однако есть несколько вполне легальных способов продажи спиртного после 23:00. В частности, закон не запрещает купить алкогольные напитки в баре. Законна и продажа сувениров, подарком к которым идут крепкие алкогольные напитки – этот способ использует и наш интернет-магазин. Наконец, законодательство запрещает только продажу спиртного, однако сдавать бутылку алкоголя в аренду с условием вернуть её до следующего утра (в противном случае залог, равный стоимости продукта, остается у компании) можно вполне легально…+7 (922) 635-53-<…>, +7 (922) 636-67-<…>…».

           Факт размещения указанной рекламы подтверждается актом осмотра   № 90-2015 от 18.12.2015.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Анализ информации, размещенной на Интернет-сайте www.alko-bank.ru позволяет сделать выводы о том, что на сайте размещаются сведения о доставке алкогольной продукции с указанием её ассортимента, в том числе виски «Вильям Льонсонс», пива «Бад»  и т.п.  по городу Челябинску.

Данная информация предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к конкретной услуге -  доставке алкоголя, имеет конечной целью реализацию данных услуг, следовательно, указанная информация является рекламой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Оборотоспособность объектов гражданских прав определена статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

В силу статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее – Правила)  не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил» продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи).

Таким образом, дистанционная продажа алкогольной продукции является видом деятельности, запрещенным законодательством Российской Федерации.

Норма пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»  устанавливает не только запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории Российской Федерации любым способом, но также и запрет распространения рекламы товаров с указанием на отдельные способы реализации данных товаров, если реализация данных товаров такими способами запрещена (Письмо ФАС России исх. № АК/17858/16 от 22.03.2016).

Таким образом, реклама услуги по доставке алкогольной продукции, то есть услуг по продаже дистанционным способом алкогольной продукции, запрещенных  законодательством Российской Федерации, размещенная на Интернет-сайте www.alko-bank.ru нарушает требования  пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Доводы <…> о том, что он передал право администрирования сайта заказчику Комиссией не приняты по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1. Правил регистрации доменных имен  в доменах  .RU и .РФ, утвержденных решением АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» № 2011-18/81 от 05.10.2011 (далее – Правила регистрации)  администратор – пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, администрирование – осуществление администратором прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами регистрации.

В соответствии с пунктом  2.5. Правил регистрации пользователь (администратор) обязан предоставить достоверные сведения в объеме и порядке, установленными Правилами и договором, а также своевременно извещать регистратора об изменении предоставленных им сведений и предоставлять регистратору по его запросу подтверждающие документы.

В силу пункта 2.13 Правил регистрации, если для целей регистрации и/или администрирования доменного имени пользователь вступает в договорные отношения с третьими лицами (посредниками), то взаимные права и обязанности пользователя и регистратора, предусмотренные Правилами и условиями оказания услуг регистратора, возникают с момента получения регистратором заявки пользователя. При этом все риски, связанные с ненадлежащими действиями или бездействием посредника, лежат на пользователе, если иное не установлено действующим законодательством.

Сведения о заказчике разработки сайта www.alko-bank.ru, документальные доказательства передачи  права администрирования  Интернет-сайта www.alko-bank.ru другому лицу <…>  не представил.

Таким образом, в соответствии с Правилами ответственность за размещенную информацию на Интернет-сайте www.alko-bank.ru возложены на администратора домена alko-bank.ru, в данном случае на <…>.

Указание на Интернет-сайте www.alko-bank.ru номеров телефонов …+7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11, принадлежащих другому лицу, в данном случае гр. <…>, свидетельствует о том, что данные номера используются для осуществления деятельности по доставке алкогольной продукции, что следует из содержания рекламной информации, ответственность за содержание которой также несёт администратор домена.

В соответствии с частями 6,7 Федерального закона «О рекламе»    ответственность за нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем  лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать  <…>  - администратора домена www. alko-bank.ru, осуществляющего услуги модерации и наполнения сайта информацией, что подтверждается письмом ЗАО «Региональный сетевой информационный центр» вх. № 757 от 25.01.2016.

Поскольку <…> не представил Комиссии материалы  о том, что распространение рекламы на Интернет-сайте www.alko-bank.ru прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию: «Доставка алкоголя……+7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11» с указанием ассортимента продукции, размещенную 18 декабря 2015 года на Интернет-сайте www. alko-bank.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать  <…>  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении  <…>.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 апреля   2016 года                                                                                               г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

                                                                                                    <…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

          члены Комиссии:

                                                                                                     <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

                                                                                                     <…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 21.04.2016 по делу № 08-08/2016 о признании ненадлежащей рекламной информации: «Доставка алкоголя……+7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11» с указанием ассортимента продукции, размещенной 18 декабря 2015 года на Интернет-сайте www. alko-bank.ru, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                     

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        

1. <…>  незамедлительно  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1  статьи 7 Федерального закона «О рекламе», а именно не размещать на Интернет-сайте www. alko-bank.ru рекламу дистанционного способа продажи алкогольной продукции,  в частности исключить сведения о доставке алкогольной продукции с указанием её ассортимента посредством заказа по номеру телефона +7 (922) 635-53-45, +7 (922) 636-67-11.

2.      <…>  представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 31 мая 2016 года (скрин-шоты Интернет-сайта www. alko-bank.ru, выполненные на дату исполнения предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны