Решение б/н Решение по делу № 08-08/2018 от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии: <…> – заместитель

руководителя Управления -

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт

отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией;

<…> , специалист-

эксперт отдела контроля за рекламой

и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 08-08/2018, возбужденное по факту распространения в городе Челябинске на рекламных конструкциях ООО «Карус» рекламы лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый» с признаками нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие представителей ООО «ЕвроСтандарт», ИП <…>, ООО «Карус» надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) установлено, что 11 января 2018 года в городе Челябинске на рекламных конструкциях ООО «Карус» распространяется реклама лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый», в которой присутствуют изображения стадиона, футбольного поля, футболиста, мяча и сведения: «Первый Кеговый Безалгольное…».

Реклама лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый» также распространяется на официальном Интернет-сайте первыйкеговый.рф ООО «ЕвроСтандарт», что усматривается из акта осмотра сайта от 24.01.2018, составленного специалистами Челябинского УФАС России.

ООО «Карус» письмом исх. №581 от 18.01.2018 представило материалы, из которых усматривается, что рекламодателем рекламы, размещенной на рекламных конструкциях, является ИП <…> в рамках договора № 163-17 от 10.12.2017 с ООО «Карус».

По сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» www.cctld.ru, регистратором доменного имени первыйкеговый.рф является ООО «ЕвроСтандарт».

ИП <…> в письменных пояснениях вх. № 4233 от 29.03.2018, 5692 от 26.04.2018 указал, что заключил договор № 163-17 на размещение наружной рекламы с ООО «Карус». Объектом рекламирования является продукт – безалкогольное пиво с наименованием «Первый Кеговый», производимое по ТУ 11.05.10-004-42471601-2017 «Нефильтрованное пастеризованное неосветленное светлое пиво безалкогольное. Технические условия», на который ограничения, предусмотренные статьей 21 Закона о рекламе, не распространяются. По мнению ИП <…>, реклама также не формирует у потребителей впечатления о причастности продавца (производителя) рекламируемого продукта к мероприятиям FIFA 2018 года, о чем указывают результаты опроса, проведенного Челябинским УФАС России на своем сайте. Правоотношений ИП <…> с Международной федерацией футбола FIFA или Оргкомитетом «Россия -2018) не имеет. ИП <…> считает, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием нарушения рекламного законодательства.

ООО «Карус» в письменных пояснениях вх. № 2152 от 19.02.208 указало, что объектом рекламирования является безалкогольное пиво «Первый Кеговый». Так, в рекламе изображена пиктограмма безалкогольной продукции, рекламируемый товар находится в продаже, что подтверждается кассовым и товарным чеком. По мнению ООО «Карус», поскольку размещена реклама безалкогольного пива, требования статьи 21 Закона о рекламе при распространении рекламы безалкогольного пива с использованием средств наружной рекламы не нарушены.

ООО «ЕвроСтандарт» в письме вх. № 2157 от 19.02.2018 указало, что правоотношения общества с Международной федерацией футбола FIFA или Оргкомитетом «Россия -2018» отсутствуют.

 

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В городе Челябинске на рекламных конструкциях ООО «Карус» распространяется реклама, содержащая следующую информацию:

«Если футбол, то… Первый Кеговый. Безалгольное…» и образ футболиста в черно-желтой форме, изображение футбольного мяча желтого цвета с черными элементами, а также пивных бутылок с этикеткой желтого цвета, содержащей сведения «Первый Кеговый безалкогольное» (далее - Реклама 1);

«Первый Кеговый Безалгольное…» и изображение стадиона, футбольного мяча желтого цвета с черными элементами, на который опирается нога футболиста в спортивной обуви черного цвета с желтой подошвой, а также пивных бутылок с этикеткой желтого цвета, содержащей сведения «Первый Кеговый безалкогольное» (далее-Реклама 2);

«Первый Кеговый Безалгольное…» и изображение стадиона, футбольного мяча желтого цвета с черными элементами в руке футболиста в форме желто-черной расцветки (далее – Реклама 3).

  • размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 2-2018 от 11.01.2018, составленным специалистами Челябинского УФАС России, а также договором № 163-17 от 10.12.2017 между ООО «Карус» и ИП Мухорлямовым М.Р. Так, в соответствии с приложением № 1 к договору № 163-17 от 10.12.2017 размещение и демонстрация рекламных изображений осуществляется в г. Челябинске согласно графику и адресной программе, включающей 27 адресов. Срок размещения рекламных изображений с 01.01.2018 по 31.01.2018. Тип постеров с рекламой информацией баннер и самоклеющаяся пленка размерами 6х3, 12х5, 15х5.

 

1. В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В Рекламе 1,2,3 присутствуют сведения «Первый Кеговый Безалгольное…».

Согласно ТУ 11.05.10-004-42471601-2017 «Нефильтрованное пастеризованное неосветленное светлое пиво безалкогольное. Технические условия», утвержденным ООО «Концепт», представленным ИП Мухорлямовым М.Р., настоящие технические условия распространяются на нефильтрованное непастеризованное неосветленное светлое безалкогольное пиво. Пиво выпускается в следующем ассортименте: нефильтрованное непастеризованное неосветленное светлое пиво безалкогольное «Первый Кеговый». Объемная доля спирта - 0,5 %.

Из представленных ООО «Карус» товарного и кассового чека от 28.12.2017 усматривается реализация на территории города Челябинска продукта – пиво безалкогольное «Первый Кеговый».

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона "О рекламе" (Письмо ФАС России от 15.06.2016 N СП/40322/16 «О рекламе безалкогольного пива»).

Поскольку на рекламных конструкциях ООО «Карус» распространяется реклама безалкогольного пива «Первый Кеговый» с содержанием этилового спирта 0,5 процента объема готовой продукции и из рекламы четко следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, в силу наличия пометки о безалкогольной продукции (0% безалкогольная продукция) то в такой рекламе признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» не подтвердились.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что оснований для признания ООО «ЕвроСтандарт», ИП <…>, ООО «Карус» нарушившими пункт 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» не имеется.

 

 

  1. В Рекламе 1,2,3 лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый», размещенной в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций, присутствует изображение основных атрибутов футбола, а именно мяч, футбольная форма (футболка спортивная обувь, гетры), и изображение футбольного поля и образ футболиста. Также в рекламе лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый» указано слово «футбол».

В соответствии с частью 6 стать 40 Федерального закона «О рекламе» требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (далее также - мероприятия) устанавливаются Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу части 3 статьи 18 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету "Россия-2018", в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" объекта рекламирования, признается недостоверной.

В соответствии с п. 19 ст. 2 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" символика чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее также - символика спортивных соревнований) включает официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA - "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018", "Россия 2017", "Россия 2018", а также "Кубок мира", "Чемпионат мира", "CoupeduMonde", "Mundial", "CopadoMundo", "CopadelMundo", "WM" или "Weltmeisterschaft", "Кубок Конфедераций", "ConfedCup", "CoupedesConfederations", "Copa Confederaciones", "Copa das Confederacoes", "Konfoderationen-Pokal", образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом "футбол" или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу части 7 стати 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В целях выяснения отношения потребителей к рассматриваемой Рекламе 1,2,3 Челябинское УФАС России провело на своем сайте chel.fas.gov.ru интерактивный опрос по вопросу: «Формируется ли у Вас впечатление о причастности продавца/производителя товара «Первый Кеговый» к мероприятиям FIFA?» По результатам опроса «Да» - 31% (214 голосов), «Нет» - 69% (467 % голосов).

Также Челябинское УФАС России направило запрос представителю FIFA ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (далее – ООО «АИС»).

В письме вх. № 4510 от 04.04.2018 ООО «АИС» указало, что не усматривает признаков нарушения исключительных прав FIFA в действиях ИП <…>, ООО «ЕвроСтандарт», выраженных в размещении рассматриваемой рекламы.

Результаты проведенного опроса и ответ ООО «АИС» позволяют прийти к выводу, что реклама не содержит не соответствующие действительности сведения о причастности продавца/производителя товара «Первый Кеговый» к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету "Россия-2018".

С учетом изложенного, признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в Рекламе 1,2,3 лица с коммерческим обозначением «Первый Кеговый», размещенной в городе Челябинске на рекламных конструкциях, не находят документального подтверждения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правил) производство по делу может быть прекращено в случае не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с неподтверждением факта нарушения ООО «ЕвроСтандарт», ИП <…>, ООО «Карус» пункта 4 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 5,8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», на основании подпункта «а» пункта 36 Правил Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу № 08-08/2018 прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны