Решение №СК/4255/24 решение от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку рассылки

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «04» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «18» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/14.6-2850/223 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

 

-

 

заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

 

-

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

<…>

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/01/14.6-2850/2023, возбужденное в отношении ИП <…> по признакам нарушения части 1 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» ... по доверенности от 05.07.2023 посредством программного обеспечения TrueConf по ссылке <…> ,

в отсутствие ИП <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствие гр. <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) из Свердловского УФАС России поступило заявление ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» (далее – Заявитель) на недобросовестные конкурентные действия ИП <…> (далее – Ответчик), выразившиеся в реализации фальсифицированного товара – бальзам «Алтайский» под видом продукции, произведенной ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания».

Так, Свердловским УФАС России возбуждено и рассмотрено дело № 066/05/25-2197/2023 по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ИП <…>

Решением Комиссии Свердловского УФАС России от 08.08.2023 признана ненадлежащей реклама пищевой добавки - бальзам «Алтайский», распространенная 13.05.2023 в виде печатных проспектов в почтовых ящиках жителей МКД в г. Асбеста по ул. Мира, 6/1 с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 4 части 5 статьи 5, пунктов 1,2,3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В решении Комиссии указано:

на листе 2 «Заявитель-физическое лицо заявил ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи, содержащей фиксацию факта продажи товара – бальзам «Алтайский» в г. Асбесте в КТК «Прогресс»: продавцы торговали без кассового аппарата, давали покупателям советы по применению, носили коробки с продукцией. По подсчету заявителя выручка от продажи составила около 500 000 рублей, 5 коробок по 100 штук в каждой. Сотрудники полиции зафиксировали факт торговли, но не прекратили ее…»;

на листе 2 «ИП <…> в письменных пояснениях сообщил, что...стоимость рекламной продукции ориентировочно 1000 рублей…к ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» он отношения не имеет, как и ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» к ИП <…> ИП <…> продукцию заказал через интернет у стороннего продавца на форуме, позвонив по номеру телефона…»;

на листе 3 «при рассмотрении дела ИП <…> указал, что бальзам заказал в интернете, деньги в начале мая перевел физическому лицу на карту, после чего получил товар через курьерскую доставку. Телефон лица, у которого купил товара, не сохранил. Газеты напечатал сам, (заранее) (до даты торговли) посетил г. Асбест, г.Шадринск и г. Каменск-Уральский, в которых разложил рекламные проспекты по почтовым ящикам, сам не торговал, торговлю вела трудоустроенная у него сотрудница. Объем закупки -150 штук, но реализовал не весь товар, часть хранится у него дома. В настоящее время распространением рекламы и торговлей не занимается…»;

на листе 10 «…товар реализовывался 24.05.2023 в КТК «Прогресс» г. Асбеста …»;

на листе 14 «…рекламируемая продукция не является продукцией ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания»…торговлю осуществлял ИП <…> на основании договора аренды № 21 от 24.05.2023, заключенного с МАУК «ККТ Прогресс» Асбестовского ГО…».

Челябинским УФАС России издан приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 169/23 от 12.12.2023.

Определением исх. № АК/17125/23 от 12.12.2023 возбуждено дело № 074/01/14.6-2850/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

ИП <…> в письменных пояснениях вх. №1170/24 от 25.01.2024 указал, что приобретал спорную продукцию у гр. <…> без заключения письменного договора, в устном порядке, оплату производил переводом. Товар доставлялся водителем, продукция была в коробках, коробки запечатаны, внутри коробки находился сертификат на продукцию.

Определением исх. № СК/1400/24 от 31.01.2024 к участию в рассмотрении дела привлечен гр. <…>

ИП <…> в письменных пояснениях вх. № 1169/24 от 25.01.2024, в том числе указал о том, что он длительное время находился в правоотношениях с ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» и приобретал продукцию последнего, которую в последующем реализовывал, в том числе ИП <…> для последующей продажи. В пояснениях указано, в разные периоды менялся и внешний вид продукции ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» (упаковка, объем, этикетка и т.д.), гр. <…> реализовывал продукцию в том виде, в котором она ему поставлялась от ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания».

От ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» в материалы дела поступили письменные пояснения вх. № 787-ЭП/24 от 18.01.2024, вх. №2949-ЭП/24 от 27.02.2024, в которых указано, в том числе следующее.

Правоотношения с гр. <…> начались с января 2021 года, как с физическим лицом. Производились поставки: Бальзам «Золотой Алтай «Алтайский» Золотая серия с пантогематогеном (далее Бальзам «Алтайский» 100 мл), Бальзам "Сибирский "100 мл, сиропы «Золотая бабочка» в ассортименте 100 мл., БАД "Живица кедровая 15%" 100 мл, Крем для тела 75 г в ассортименте, мумие, Каменное масло зеленое Згр (комплексная защита).

В 2022-2023 гг. также производились поставки Бальзама «Алтайский» 100 мл (копии накладных и платежных поручений в приложении). Договор на поставку продукции не заключался, т.к. работа была с физическим лицом.

В процессе поставки тара, пробка и упаковка бальзама не изменялись. Товар отгружался в гофротаре №14, не опечатанный. Поставка осуществлялась через транспортные компании, сертификат предоставляется с первой поставкой или по запросу покупателя.

Документы (сопроводительная документация на товар), которые бы содержали идентифицирующие спорный товар сведения, в том числе описание его внешнего вида (фотоматериалы) непосредственно с поставкой такие документы не отправляются. Внешний вид можно рассмотреть на сайте https://altaiflora.ru/catalog/detail/balzam-altayskiy-zolotaya-seriya/.

Доводы гр. <…> о том, что он реализовывал товар в том виде, в котором он ему поставлялся ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» общество не подтверждает и не оспаривает, так не отслеживает дальнейшие действия, совершаемые с товаром.

Фактами когда товар фактически поставлялся покупателям с документацией Заявителя без оформления правоотношений общество не располагает, так как цепочка от производства до отгрузки продукции строго регламентирована, места отгрузки продукции снабжены системой контроля и видеофиксации.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» ОГРН 1032201210359659500, ИНН 2250004001, КПП 225001001, дата регистрации 03.03.2003, юридический адрес: Алтайский край, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Первомайская, 3«Д», 36.

Основным видом деятельности общества является 10.89 Производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки.

Дополнительные виды деятельности:

01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур;

01.13 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;

01.13.1 Выращивание овощей;

01.16.2 Выращивание льна;

01.19 Выращивание прочих однолетних культур;

01.19.9 Выращивание прочих однолетних культур, не включенных в другие группировки и т.д.;

47.29.2 Торговля розничная пищевыми маслами и жирами в специализированных магазинах;

47.29.3 Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах;

47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах и т.д.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <…> ОГРНИП <…>, ИНН <…>, зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 13.04.2012.

Основным видом деятельности является: 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.

Дополнительные виды деятельности:

47.29.2 Торговля розничная пищевыми маслами и жирами в специализированных магазинах;

47.29.3 Торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах;

47.29.22 Торговля розничная растительными маслами в специализированных магазинах;

47.51.1 Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах;

47.71 Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах;

47.71.1 Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах;

47.71.2 Торговля розничная нательным бельем в специализированных магазинах;

47.71.6 Торговля розничная чулочно-носочными изделиями в специализированных магазинах;

47.72.1 Торговля розничная обувью в специализированных магазинах;

47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах

Таким образом, у ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» и ИП <…> совпадают виды деятельности по ОКВЭД 47.29.2, 47.29.3, 47.75.

Из заявления и представленных материалов, письменных пояснений ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» усматривается, что компания производит линейку продукции – бальзамы, в том числе бальзам с обозначением «Алтайский».

При запросе в поисковой строке Goggle сведений «алтайский бальзам» выдан результат поиска примерно 453 000 (0,27 сек.)

При запросе в поисковой строке Goggle сведений «бальзам Алтайский» выдан результат поиска примерно 462 000 (0,31 сек.)

При запросе в поисковой строке Goggle сведений «бальзам Алтайский золотая серия Алтай флора» выдан результат поиска примерно 11 000 (0,32 сек.).

Бальзамы, в том числе с обозначением «Алтайский» производства ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» (Алтай флора) реализуются различными продавцами.

Например, предложения о продаже товара содержатся на сайте аптеки «Асна» https://www.asna.ru, на Интернет-сайте магазина https://sibiraltay.ru и т.д.

Изложенное позволяет сделать выводы о том, продукция ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания», в том числе бальзам с обозначением «Алтайский» находится в обороте и получила известность, реализуется различными продавцами.

Таким образом, рынок - торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах является конкурентным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» и ИП <…> являются конкурентами по отношению друг к другу, поскольку имеют возможность осуществлять деятельность на одном и том же товарном рынке (торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах) в пределах одних географических границ (Российская Федерация), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» представило фото бальзама с обозначением «Алтайский» и инструкцию по применению.

Внешний вид товара – плоская форма бутылочки с жестяной крышечкой, картонная упаковка. На товаре (на этикетке лицевая и оборотная сторона), на упаковке товара присутствуют обозначения «Алтайский», «Алтай Флора», фирменное наименование - ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания».

В г. Асбесте, г. Шадринске, г. Каменск-Уральске ИП <…> 13.05.2023 распространялись рекламные проспекты с рекламой пищевой добавки – бальзам «Алтайский», а в период с 24.05.2023 по 30.05.2023 осуществлялась розничная торговля продукцией. В рекламе содержится изображение продукции – бальзам «Алтайский» с указанием производителя ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания», внешний вид продукции: в круглой бутылочке с белой пластиковой крышечкой. Рекламная цена за товар не соответствует прайс-листу Заявителя.

По мнению Заявителя, реализуемый ИП <…> товар является контрафактным.

В силу части 1 статья 45.1. Федерального закона «О защите конкуренции» под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 17.02.2011 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что антимонопольный орган при рассмотрении действий в качестве недобросовестной конкуренции уполномочен возбуждать дела лишь в отношении лица, который первым ввел в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Иными словами, действия других продавцов не могут рассматриваться как недобросовестная конкуренция.

Исходя из разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 года № 11, за нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара, тогда как в соответствии с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ административную ответственность несет лишь лицо, которое первым ввело контрафактный товар в оборот.

ИП <…> в пояснениях указал, что бальзам «Алтайский» заказал и приобрел у гр. Пенкина А.О. Номер телефона гр. <…>. Позвонив по указанному номеру телефона он договорился о покупке в устной форме, продукцию оплатил посредством банковского перевода. Розничную торговлю приобретенным товаром осуществлял 24.05.2023, 30.05.2023 с 10:00 до 11:00 в г. Шадринске по ул. Ленина д. 95, с 13:00 до 14:00 в г. Каменск-Уральский по ул. Ленина, д. 36, с 16:00 до 17:00 в г. Асбесте по ул. Ленинградская, д. 7.

В подтверждение факта приобретения товара у гр. <…> и оплаты ему товара ИП <…> представил банковскую выписку по счету от 18.05.2023 о переводе денежных средств за товар на сумму 97 500 рублей.

Гр. <…> факт продажи спорного товара ИП <…> подтвердил на заседании Комиссии 24.01.2024 при рассмотрении дела и в письменных пояснениях.

Письменные пояснения гр. <…> и банковская выписка о переводе ему денежных средств от ИП <…> позволяют установить, товар продан ИП <…> именно гр. <…>

При изложенных обстоятельствах, прийти к выводу о том, что первым в оборот спорный товар ввел ИП <…> путем реализации его в период с 24.05.2023 по 30.05.2023 г. Асбесте, г. Шадринске, г. Каменск-Уральске невозможно.

Материалы дела указывают на то, что спорный товар первым ввел в оборот гр. <…>

Так, товарные накладные за 2022-2023 гг., копии платежных поручений за 2022 -2023 гг., представленные ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания», указывают, что гр. <…> состоял в правоотношений с Заявителем и приобретал у него продукцию в ассортименте, в том числе бальзам «Алтайский»

Так, товарные накладные за 2022-2023 гг., в том числе № Ч00000000821 от 16.03.2023, представленные гр. <…> указывают, что гр. <…> состоял в правоотношений с Заявителем и приобретал у него продукцию в ассортименте, в том числе бальзам «Алтайский» («Бальзам «Золотой Алтай «Алтайский» Золотая серия с пантогематогеном») как физическое лицо и как физическое лицо реализовал его в дальнейшем ИП <…>

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует об отсутствии недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

В данном случае, не подтвержден факт того, что спорный товар первым ввел в оборот ИП <…>

Установлено, что спорный товар ИП <…> приобрел у гр. <…>

С учетом изложенного, Комиссия не приходит к выводу о том, что в действиях ИП <…> содержатся признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» в письменных пояснениях указало, что 10.07.2023 обратилось с заявлением в ОМВД России по Красногорскому району по фактам реализации контрафактного товара в г. Асбесте, г. Шадринске, г. Каменск-Уральске в период с 24.05.2023 по 30.04.2023, которое было зарегистрировано за номером КУСП № 916 в 15 часов 10 минут, однако ответ о результатах его рассмотрения до настоящего времени не получило.

ОМВД России по Красногорскому району в письме вх. № 2145-ЭП/24 от 12.02.2024 по запросу Челябинского УФАС России указало, что передало материалы по территориальности в ОП по Советскому району МВД России по г. Челябинску (исх. № 84/2451 от 12.07.2023).

Челябинское УФАС России направило запрос исх. № АК/2095/24 от 12.02.2024 в ОП по Советскому району МВД России по г. Челябинску и запросило информацию о результатах рассмотрения заявления ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» (КУСП № 916 от 10.07.2023) с их приложением (постановление и т.д.). Ответ на запрос по состоянию на 04.03.2024 не поступил.

Статья 14.10 КоАП РФ охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией.

Вопрос наличия в действиях ИП <…> или гр. <…> правонарушения по статье 14.10 КоАП РФ находится в ведении правоохранительных органов.

По данным из ЕГРИП <…> ОГРНИП <…>, ИНН <…>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области, дата присвоения ОГРНИП 25.08.2011, дата прекращения деятельности 16.12.2018.

По данным из ЕГРИП <…> ОГРНИП <…>, ИНН <…>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области, дата присвоения ОГРНИП 24.04.2023.

Документов, указывающих, что гр. <…> осуществлял законную предпринимательскую деятельность по введению спорных товаров в оборот ИП <…> в период с 24.04.2023, в том числе путем надлежащего их документального оформления их продажи-реализации у Челябинского УФАС России не имеется.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции.

В силу части 1 статьи 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (пункт 1 статьи 11).

При наличии оснований полагать, что действия гр. <…> нарушают права ООО «НПЦ «Алтайская чайная компания» на средства индивидуализации, последнее вправе осуществить их защиту в судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 1 стати 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», ввиду отсутствия в рассматриваемых Комиссией действиях ИП <…> нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела в отношении указанного лица подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела № 074/01/14.6-2850/2023, в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ИП <…> нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны