Решение №ВЛ/2287/22 по делу 66-ж/2022 от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

по делу 66-ж/2022

 

Общество с ограниченной

ответственностью «МД-Консалтинг»

 

445051, Самарская область,

г. Тольятти, Приморский бульвар,

д. 2б, оф. 5

 

Администрация Сосновского

муниципального района

 

456510, Челябинская область,

с. Долгодеревенское, ул. 50 лет ВЛКСМ,

д. 21

 

Администрация Рощинского сельского

поселения Сосновского муниципального района Челябинской области

 

456513, Челябинская область,

п. Рощино, ул. Ленина, д. 9

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-422/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия Администрации Рощинского сельского поселения (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (извещение №0169300005022000011) при участии посредством видеоконференц-связи:

- представителя администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области"...", действующего на основании доверенности от 24.02.2022 № 5;

- представителя администрации Сосновского муниципального района"...", действующего на основании доверенности от 22.02.2022 б/н;

- представителя администрации Сосновского муниципального района"...", действующего на основании доверенности от 22.02.2022 б/н,

в отсутствие представителя ООО «МД-Консалтинг», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 21.02.2022 поступила жалоба ООО «МД-Консалтинг» (далее – заявитель) на действия администрации Рощинского сельского поселения (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (извещение № 0169300005022000011) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – заказчик), администрация Сосновского муниципального района (далее – уполномоченный орган) объявили о проведении аукциона путем опубликования 11.02.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки №0169300005022000011.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0169300005022000011) определена в размере 3 036 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 21.02.2022 07:00.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что при проведении аукциона неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки лицензии с разрешенным видом деятельности в отношении транспортировки отходов IV класса опасности без учета установленного требования по осуществлению сбора хозяйственно-бытовых стоков.

Также заявитель указывает на то, что согласно положениям извещения об осуществлении закупки, потенциальный исполнитель может воспользоваться любым способом, как путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, так и другим путем, исключающим их сброс в водные объекты (например, поля фильтрации).

В случае, когда исполнителем самостоятельно не осуществляется очистка жидких фракций на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты ввиду отсутствия технической возможности (а в Техническом задании регламентируется вывоз отходов и их передача на хранение), исполнитель вправе заключить договор с организацией, обеспечивающей приём стоков в централизованную систему канализации, для осуществления вышеуказанной утилизации.

В свою очередь в техническом задании заказчика в качестве требований к оказанию услуг установлено «Наличие договора на прием, размещение и утилизацию отходов со специализированным предприятием».

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представили письменные пояснения, согласно которым очистка сточных вод, не является лицензированным видом деятельности, за исключением транспортировки сточных вод. Утилизация жидких бытовых отходов является лицензируемым видом деятельности в части сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, а также в части транспортирования, если предприятие осуществляет транспортировку самостоятельно.

Таким образом, заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности). По условиям закупки исполнитель должен транспортировать отходы до специализированного предприятия, осуществляющего обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, с которым он заключит договор на прием, размещение и утилизацию отходов. Обязанность по сбору отходов не возложена на исполнителя.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе электронный документ с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно системному толкованию положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (далее – Постановление №2290), приведен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Пунктом 2 Постановления №2290 определено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприродназдор).

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам.

В ФККО определены виды жидких бытовых отходов, к которым относятся:

- отходы (осадки) из выгребных ям (код 7 32 100 01 30 4);

- отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01 30 4).

Блок 7 ФККО составляют отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Таким образом, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

Согласно извещению об осуществлении закупки участник закупки должен иметь действующую лицензию в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности». Документы, предоставляемые во второй части заявки: копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (Вид работ: транспортирование отходов IVкласса опасности).

В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (приложение к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что участником в составе заявке предоставляется копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (Вид работ: транспортирование отходов IVкласса опасности).

Вместе с тем, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен конкретный способ удаления жидких бытовых отходов. В связи с чем сделать вывод о правомерности установленных требований к участникам закупки, а также к составу заявки на заседание Комиссии не представляется возможным.

 

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Как уже отмечалось ранее отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Согласно наименованию объекта заказчику требуется оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 1 проекта контракта исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (далее - услуги), а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

Из пояснений заказчика следует, что в извещении об осуществлении закупки и приложениях к нему правомерно указаны требования в техническом задании как наличие договора на прием, размещение и утилизацию отходов со специализированным предприятием, а также требованием о наличии лицензии на осуществление по транспортировке отходов I-IV класса опасности. Так как в данном случае сбор стоков произведен и предметом аукциона является откачка и утилизация, тем самым лицензия требуется только на транспортировку.

Таким образом, потребностью заказчика является не только транспортировка жидких фракций, необходимых к выкачиванию из выгребных ям, но и дальнейшая их утилизация или очистка.

При этом, из описания объекта закупки, условий контракта невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к дальнейшим действиям исполнителя после транспортировки жидких фракций.

Более того, из представленного в составе извещения об осуществлении закупки описания объекта закупки не возможно установить отнесение заказчиком жидких фракций, необходимых к выкачиванию из выгребных ям, к сточным водам или жидким бытовым отходам.

В описании объекта закупки в качестве требования к оказанию услуг указана необходимость наличия договора на прием, размещение и утилизацию отходов со специализированной организацией.

Вместе с тем, понятие «специализированная организация» законодательством Российской Федерации не закреплено. Деятельность по размещению и утилизации отходов подлежит лицензированию. Следовательно, договор на оказание соответствующих услуг должен быть заключен с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), имеющим соответствующий вид лицензии. Вместе с тем, данное требование заказчиком не установлено.

Также следует отметить, что участник закупки/потенциальный исполнитель услуг может самостоятельно иметь лицензию на оказание услуг по размещению и утилизации отходов. Однако заказчик обязует участника заключить договор с третьим лицом, который стороной по контракту не является.

Исполнитель вправе самостоятельно осуществить очистку жидких фракций на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, исполнитель вправе заключить договор с организацией, обеспечивающей приём стоков в централизованную систему канализации.

В указанном случае обращение с жидкими фракциями регулируется нормами водного законодательства, сбор и транспортирование хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребов не подлежит лицензированию как деятельность, осуществляемая с отходами.

Кроме того, в описании объекта закупки установлено требование о наличии у исполнителя собственного специализированного автотранспорта для осуществления сбора и транспортирования хозяйственно-бытовых стоков. Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта.

На заседание Комиссии заказчиком неоднократно были даны пояснения, согласно которым при оказании услуг сбор отходов не осуществляется. При этом в установленных требованиях к наличию специализированного автотранспорта указан вид деятельности «сбор хозяйственно- бытовых стоков».

В нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе размещенное в составе извещения описание объекта закупки не позволяет определить и однозначно установить требования заказчика к необходимым к оказанию услугам, а также предусматривает требования, которые могут привести к ограничению количества участников закупки.

Данное нарушение привело к невозможности определения требований к участникам закупки в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.


 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия Администрации Рощинского сельского поселения (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по откачке и вывозу жидких бытовых отходов (извещение №0169300005022000011) необоснованной, ввиду ее недоказанности.

  1. 2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

  1. 3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

Администрация Сосновского МР ЧО

456510, Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 21
sosna@gov74.ru, admin@chelsosna.ru

2

Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области

456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, ул. Ленина, 9
adm.roshino@bk.ru

3

ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»

445051, г. Тольятти, Приморский б-р, д. 2б, оф. 5
md-consulting63@mail.ru

4

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»

115114, Россия, Москва,ул. Кожевническая, 14, стр. 5

ko@roseltorg.ru

 

 

2022-2519

 

 

Связанные организации

Администрация Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
ИНН 7438001890, ОГРН 1027401868075
Администрация Сосновского МР ЧО
ИНН 7438002100, ОГРН 1027401864863
ООО «МД-КОНСАЛТИНГ»
ИНН 6321132539, ОГРН 1046300997940
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666