Решение (комиссия) №ВЛ/10147/23 Решение (Дело № 267-РНП/2023) от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску

 

454091, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Васенко, д. 65/К.А

 

Общество с ограниченной ответственностью «Политорг»

 

680031, Хабаровский край,

г. Хабаровск, пер. Дежнева, д. 18 А,

оф. 332

 

Генеральному директору и участнику

Общества с ограниченной ответственностью «Политорг»

 

Линденберг Юлии Владиславовне

 

680031, Хабаровский край,

г. Хабаровск, пер. Дежнева, д. 18 А,

оф. 332

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко,

д. 23 А, эт. 25, пом. 1

 

 

 

              1. РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1693/2023

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

(№ 267-РНП/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - заказчик) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Политорг», его участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее – ООО «Политорг», участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта и расторжением контракта № 49/22 от 22.03.2022 на оказание услуг по обеспечению ежедневным трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС и специальных приемниках УМВД России по г. Челябинску (извещение № 0369100031322000006)., в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску , действующего на основании доверенности № 5 от 25.07.2023;

- представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску , действующей на основании доверенности № 5 от 25.07.2023;

- в отсутствие представителей ООО «Политорг», уведомленных о времени и месте заседания комиссии телеграммой, а также посредством электронной почты,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 18.07.2023 поступило обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску о включении в сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Политорг», его участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее – ООО «Политорг», участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта и расторжением контракта № 49/22 от 22.03.2022 на оказание услуг по обеспечению ежедневным трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС и специальных приемниках УМВД России по г. Челябинску (извещение № 0369100031322000006) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 01.03.2022 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 270 627, 18 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369100031322000006 от 09.03.2022.

Контракт № 49/22 заключен 22.03.2022.

Как следует из представленных сведений и информации исполнителем 07.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду предстоящего прекращения деятельности общества.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 3 статьи 450.1 ГК РФ в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.

Статьей 451 ГК РФ регламентировано изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

Так, в силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску и ООО «Политорг» 22.03.2022 заключен контракт № 49/22 (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта «Исполнитель» по заявке «Заказчика» обязуется в течение срока действия Контракта оказывать услуги по обеспечению ежедневным трёхразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС и специальных приемниках УМВД России по г. Челябинску, в соответствии с Техническим заданием по заявке Заказчика в количестве, указанном в ежедневной заявке Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Доставка порций с горячим питанием осуществляется силами и средствами Исполнителя по адресам: г. Челябинск, ул. Сталелитейная,44, ул. Чайковского,5 и ул. Уральская,11-А (пункт № 1.2 контракта)

В силу пункта 1.3 контракта срок оказания услуг с 01.08.2023 до момента оказания услуг Исполнителем на сумму цены Контракта, но не позднее 30.11.2023.

Обязанности исполнителя установлены пунктами 2.3.1-2.3.15 контракта.

Обязанности заказчика определены в пунктах 2.2.1-2.2.7 контракта.

В соответствии с пунктом 3.1. контракта цена Контракта составляет 4 270 627 (четыре миллиона двести семьдесят тысяч шестьсот двадцать семь) рублей 18 коп., за счет лимитов бюджетных обязательств 2023 года, без НДС и включает в себя расходы на приобретение продуктов, приготовление пищи, транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, уплату налогов, сборов и иных расходов, связанных с оказанием услуг по настоящему Контракту.

Пунктом 9.1 контракта установлено, что контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, по соглашению Сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Техническим заданием (приложение № 1 к контракту) определены требования к качеству и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, меню питания, перечень мероприятий, проводимый исполнителем в рамках исполнения контракта.

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и обществом по вопросам, касающимся исполнения контракта.

ООО «Политорг» письмами № 1719 от 20.01.2023, № 1720 от 16.02.2023 проинформировало заказчика о том, что общество не отказывается от исполнения обязательств по контракту, вместе с тем просит рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

В ответе № 91/1398 от 16.02.2023 заказчик сообщил ООО «Политорг», что основания для расторжения контракта по соглашению сторон отсутствуют, а также запросил в срок до 28.02.2023, в силу пункта 5.2 контракта, для оформления пропусков, список персонала, который будет задействован на объекте (включая персонал субподрядчиков), с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных каждого работника, данных по регистрации в г. Челябинске и Челябинской области, включая копии 1-2 страниц паспортов, а также номера автомашин, подвозящих материалы, оборудование и другие грузы для оказания услуг.

Претензией № 91/2403 от 17.03.2023 заказчиком начислен штраф обществу в связи с неисполненными обязательствами по предоставлению списка сотрудников для оформления пропусков.

Согласно претензии № 91-3928 от 26.04.2023 Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску повторно предъявлено требование по предоставлению списка сотрудников для оформления пропусков, а также запрошены сведения о наличии форс-мажорных обстоятельств, вследствие которых общество просит рассмотреть возможность расторжение контракта по соглашению сторон.

В соответствии с представленным в материалы дела определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2023 по делу № А76-14548/2023 исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску о взыскании с ООО «Политорг» штрафа принято, возбуждено производство по делу.

Факты и доказательства, подтверждающие совершение действий, направленных на исполнение контракта, в том числе в части предоставления информации о сотрудниках исполнителя для оформления пропусков, ни на заседании Комиссии, ни в материалы дела не представлены.

Согласно пояснений заказчика взаимодействие между сторонами фактически не осуществлялось, представители исполнителя на телефонные звонки не отвечали, переписка производилась преимущественно посредством электронной почты.

Решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1810 принято ООО «Политорг» 07.07.2023, сформировано с использованием единой информационной системы 07.07.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 07.07.2023.

Дата расторжения контракта определена заказчиком как 18.07.2023, информация о расторжении контракта опубликована заказчиком в ЕИС 18.07.2023.

Таким образом, сторонами соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Следует отметить, что согласно пояснений заказчика основания отказаться от исполнения контракта у Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску отсутствовали в связи с ненаступлением срока оказания услуг (01.08.2023).

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рамках заседания Комиссии факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту со стороны заказчика, которые могли послужить основанием для принятия решения исполнителем об одностороннем отказе от исполнения контракта, не установлены.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке, снизил начальную (максимальную) цену контракта на 0,50%.

ООО «Политорг» нарушены условия государственного контракта № 49/22 на оказание услуг от 22.03.2022, о чем свидетельствует отсутствие списка сотрудников для оформления пропусков на объект заказчика.

Важно отметить, что основанием для принятия решения исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось предстоящее прекращение деятельности общества.

Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, на дату заседания Комиссии в отношении ООО «Политорг» отсутствуют сведения о процедуре ликвидации юридического лица, либо о прекращении его деятельности.

Подтверждения невозможности ООО «Политорг» оказать требуемые услуги в установленные контрактом сроки, а также наличие у общества форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению контракта в материалы дела не представлено. Факт того, что исполнителем не совершены действия, направленные на выполнение обязательств по контракту, свидетельствует об отсутствии намерения исполнить такие обязательства.

Действия ООО «Политорг» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску в обеспечении ежедневным трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС и специальных приемниках УМВД России по г. Челябинску не удовлетворена.

Из представленных в материалы дела информации и документов, пояснений заказчика, не следует, что исполнителем выражалось намерение на совершение действий, направленных на исполнение обязательств по контракту, напротив, обществом нарушены условия контракта, в связи с чем заказчик вынужден обратиться в Арбитражный суд Челябинской области для взыскания штрафа.

Следовательно, в действиях ООО «Политорг» содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску, в отношении ООО «Политорг» (680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Дежнева, д. 18 А, оф. 332, ИНН 2723131954), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения о генеральном директоре ООО «Политорг» – Линденберг Юлии Владиславовне (ИНН 272202444637) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

3. Включить сведения об участнике ООО «Политорг» – Линденберг Юлии Владиславовне (ИНН 272202444637) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УМВД России по г. Челябинску
ИНН 7453044841, ОГРН 1027403882153
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Политорг"
ИНН 2723131954, ОГРН 1102723005934