Решение (комиссия) №ВЛ/15512/23 решение по делу № 458-ж/2023 от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу № 458-ж/2023

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница п. Бреды»

457310, г. Челябинская область,

п. Бреды,

мкр. Медгородок, стр. 11

 

Индивидуальному предпринимателю «<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Общество с ограниченной ответственностью «Арвэль»

153013, г. Иваново,

ул. Калинина, д. 9/21, офис 352

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2532/2023

по делу № 458-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2023 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку монитора кардиологического фетального (извещение № 0369600036423000093), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница п. Бреды» (далее – ГБУЗ «Районная больница п. Бреды», заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 03.11.2023;

- представителя ИП «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 02.11.2023;

- представителей ООО «Арвэль» (заинтересованное лицо) «<…>», действующего на основании доверенности № 13 б/д, директора «<…>»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 30.10.2023 поступила жалоба ИП «<…>» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку монитора кардиологического фетального (извещение № 0369600036423000093) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 20.10.2023 в 15:58.

Определением от 03.11.2023 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 07.11.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта – 456 000,00 рублей.

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369600036423000093 от 31.10.2023.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ИП «<…>» извещение о закупке содержит условия и технические параметры, ограничивающие число возможных участников закупки. По мнению заявителя совокупность установленных заказчиком характеристик указывает на модель единственного изготовителя, произведенного в КНР. Кроме того, в описании объекта закупки заказчиком указано избыточное количество параметров, не влияющих на эксплуатационные и технические качества оборудования.

Представитель заказчика с доводами жалобы ИП «<…>» не согласился, пояснил, что объектом закупки является товар, относящийся к коду по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее - ОКПД2) – 26.60 (Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях). В связи с отсутствие в КТРУ характеристик приобретаемого заказчиком товара, описание объекта закупки, по мнению представителя заказчика, осуществлено с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878), Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н), содержат указанный код, в извещении о закупке установлены ограничение допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н). Требованиям ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» соответствуют мониторы фетальные: модель F6 Express, «Овертон 6900». Установленные в извещении о закупке характеристики товара обусловлены потребностью заказчика. Считает жалобу заявителя необоснованной.

Из представленных заинтересованным лицом письменных возражений на доводы жалобы следует, что требованиям заказчика соответствуют товары трех различных производителей F6 Express, «Овертон 6900», G6B PLUS.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0369600036423000093 следует, что объектом закупки является поставка монитора кардиологического фетального.

Заказчиком установлены ограничение допуска в соответствии с Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчиком приобретается «Монитор кардиологический фетальный».

По мнению заявителя из двенадцати представленных на рынке товаров фетальных мониторов совокупности всех характеристик будет соответствовать товар единственного производителя, страной происхождения которого является КНР. Однако правового и документального обоснования в подтверждение своего довода заявителем не представлено, в связи с чем Комиссия критически относится к представленному заявителем сравнению технических описаний прибора (в табличной форме, по 6 позициям характеристик).

Также представитель заявителя указал на присутствие в описании объекта закупки характеристики товара: «сервисная служба» - «наличие», что, при условии отсутствия в п. Бреды сервисной службы какого-либо производителя монитора фетального, повлечет за собой несоответствие заявки, поданной на участие в электронном аукционе.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что представленные заказчиком, заинтересованным лицом сведения относительно соответствия требованиям ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» товаров нескольких производителей не подтверждены документально ни инструкциями по эксплуатации, ни документами, подтверждающими технические характеристики медицинского оборудования. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к доводу о соответствии требованиям заказчика товаров нескольких производителей, однозначного подтверждения данного обстоятельства в материалы дела не представлено.

Кроме того, заявителем не подтверждено отсутствие у ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» потребности в установленных в извещении о закупке характеристик приобретаемого товара.

Таким образом, довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

 

При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика, уполномоченного органа антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Из совокупного толкования положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, должна содержаться в извещении об осуществлении закупки.

Согласно требованиям пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик обязан обосновать необходимость использования дополнительной информации в описании объекта закупки.

В извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0369600036423000093 указано следующее обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: отсутствие характеристик в справочнике характеристик КТРУ.

При этом, в Приложении № 1 к извещению о закупке, которым является файл «Описание объекта закупки» содержится столбец, поименованный заказчиком «Обоснование использования дополнительных характеристик». Так, из 124 позиций наименований характеристик оборудования по 78 позициям ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» указало «установлено заказчиком в соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ Р 56326-2017».

Важно отметить, что ГОСТ Р 56326-2017 «Изделия медицинские. Мониторы многофункциональные. Технические требования для государственных закупок» утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2017 № 1958-ст. В разделе «введение» ГОСТ Р 56326-2017 указано, что стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок многофункциональных мониторов пациента; отражает специфику отечественных форм государственных закупок медицинских изделий (МИ) и может быть только национальным стандартом.

В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ Р 56326-2017 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что ссылка заказчика на пункт 4.4 ГОСТ Р 56326-2017 при установлении в описании объекта закупки характеристик товара не является надлежащим соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, и не определяет (однозначно не обосновывает) потребность ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» в установленных характеристиках медицинского изделия. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. В нарушении части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит характеристику приобретаемого медицинского изделия «сервисная служба» «наличие», поскольку установление такого требования по сути представляет собой требование к наличию у участника закупки производственных мощностей.

 

3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, сформированное ГБУЗ «Районная больница п. Бреды» с использованием единой информационной системы, и извещение виде отдельного файла (Приложение № 1 к извещению о закупке), содержат противоречивую информацию. Так, например, характеристика «напряжение электрической сети, В/Гц» в извещении, сформированном с использованием ЕИС определяется значением «≥ 0 и ≤ 220», а в Приложении № 1 к извещению о закупке «не менее 220/50», но значение не менее 220/50 не будет соответствовать значению «≥ 0 и ≤ 220. Характеристика «вес, кг» в извещении, сформированном с использованием ЕИС определяется значением «6.1000», а в Приложении № 1 к извещению о закупке «не более 6,1», но точное значение 6,1кг не будет идентичным любому значению, не превышающему 6,1кг.

4. Изложение в Приложении № 3 к извещению о закупке «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению» требования, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции Закона о контрактной системе, которая утратила силу с 31.12.2022, свидетельствует о несоблюдении требований части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе. А также, в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о закупке отсутствует исчерпывающий перечень требований к участникам закупки по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требования установлены формулировкой «Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ», которая по сути не отражает содержание требований, установленных заказчиком к участникам закупки, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.

5. В нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, проект контракта не содержит обязательства подрядчика в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

6. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены «Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Приложением № 2 к извещению о закупке является обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал Приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий».

Однако таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, называет источники (наименования поставщиков), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, что противоречит положениям Методических рекомендаций.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «<…>» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку монитора кардиологического фетального (извещение № 0369600036423000093) необоснованной в связи с недоказанностью.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, части 30 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

2023-17692

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Районная больница п. Бреды"
ИНН 7427000559, ОГРН 1027401513963
ИП Горбунов Павел Владимирович
ИНН 744913890108, ОГРН 314744912800013
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Арвэль"
ИНН 3702246755, ОГРН 1203700013879