Определение б/н Определение о назначении дела № 074/01/16-2918/2021 о наруше... от 28 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Локомотивного городского округа

ул. Мира д. 60, Локомотивный городской округ, 457390

Челябинскому региональному отделению политической партии «Яблоко»

пр. Ленина, д. 21-в, оф. 707,
г. Челябинск, 454091

ИП <…>

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 074/01/16-2918/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

___ ноября 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

У С Т А Н О В И Л :

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление Челябинского регионального отделения Политической партии «Яблоко» на неправомерные действия Администрации Локомотивного городского округа, выразившиеся в заключении 07.07.2021 с ИП <…> муниципального контракта № 63 на выполнение работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки». Шифр 212-1314-2021, расположенного на участке с кадастровым номером 74:08:0000000:2744» без проведения торгов.

В ходе изучения имеющихся материалов установлено следующее.

1. Решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Локомотивного городского округа № 4-201 от 07.07.2021, ситуация на магистральном водоводе Локомотивного городского округа с 10 часов 00 минут 07 июля 2021 года признана как режим «Повышенной готовности», в связи с сохранением угрозы прекращения подачи воды на Локомотивный городской округ (далее – решение Комиссии от 07.07.2021 № 4-201).

Постановлением Главы Локомотивного городского округа от 07.07.2021 № 54-п на территории Локомотивного городского округа 07.07.2021 с 10 час. 00 мин. введен режим «Повышенной готовности» в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с аварийными ситуациями на магистральном водоводе для органов управления и сил Локомотивного городского звена территориальной системы РСЧС (далее – постановление Главы от 07.07.2021 № 54-п).

В тот же день, 07.07.2021 между Администрацией Локомотивного городского округа (далее – Администрация, «Заказчик») и ИП <…> (далее также «Подрядчик») заключен муниципальный контракт № 63 на выполнение работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» Шифр 212-1314-2021, расположенного на участке с кадастровым номером 74:08:0000000:2744 (далее – муниципальный контракт № 63 от 07.07.2021).

Пунктом 1.1 муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 установлено, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению подрядных работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» Шифр 212-1314-2021, расположенного на участке с кадастровым номером 74:08:0000000:2744, в соответствии с проектной документацией, в установленные контрактом сроки, по цене в соответствии со Сметой стоимости выполненных работ в размере и сроки, установленные контрактом.

В соответствии с пунктом 2.2 муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 начало выполнения работ – дата заключения контракта, окончание выполнения работ – 30.07.2021.

Работы выполняются по этапам:

- 1 этап: с 07.07.2021 по 12.07.2021:

- 2 этап: с 12.07.2021 по 15.07.2021;

- 3 этап: с 15.07.2021 по 30.07.2021.

Пунктом 3.1 муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 установлено, что цена контракта составляет 61 031 420,00 рублей.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 07.07.2021 № 435-рп Министерству финансов Челябинской области поручено направить средства, предусмотренные в областном бюджете на 2021 год по разделу «Межбюджетные трансферы общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», муниципальному образованию Локомотивный городской округ в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в сумме 62 337 000,49 рублей.

Администрацией представлены акты о приемке выполненных работ по муниципальному контракту от 12.07.2021 (1 этап 2000 м) на сумму 23 271 140,00 рублей, от 16.07.2021 (2 этап 1450 м) на сумму 17 150 060,00 рублей.

Платежным поручением № 632406 Администрацией в адрес ИП <…> 15.07.2021 направлены денежные средства по акту выполненных работ от 12.07.2021 (1 этап) в размере 23 271 140,00 рублей.

Платежным поручением № 803771 Администрацией в адрес ИП <…> 215.07.2021 направлены денежные средства по акту выполненных работ от 16.07.2021 (2 этап) в размере 17 150 060,00 рублей.

Комиссией в составе ООО СКБ «Форум», сотрудников органа местного самоуправления Локомотивного городского округа 30.07.2021 составлен акт о выполнении работ в рамках муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 ИП <…> в полном объеме.

Согласно пояснениям Администрации (вх. № 11459/21 от 19.08.2021) муниципальный контракт № 63 от 07.07.2021 заключен в целях замены аварийного участка магистрального водовода, протяженностью 5200 м без проведения торгов с ИП <…>, в связи с возникшей необходимостью срочного капитального ремонта аварийного участка водопровода.

Кроме того, Администрацией указано, что для поиска подрядчика конкурентным способом необходим длительный период времени, тогда как рассматриваемая ситуация требовала неотложного решения.

Вместе с тем, заключение муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, не соответствует действующему законодательству, в связи со следующим.

Так, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Так, частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законодатель определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим такое намерение, и предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта, что исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.

При этом предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим. В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

При этом, «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не определен. Однако это понятие закреплено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой, в том числе для отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности.

Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, цунами и иное, что подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Следовательно, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.09.2020 № 5) утверждены Рекомендации по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Рекомендации).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Рекомендаций к органам повседневного управления единой системы на муниципальном уровне относятся - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам, местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.).

Согласно подпункту «г» пункта 3 Рекомендаций обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны органов государственной власти всех уровней и организаций при решении задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в указанной области на муниципальном уровне осуществляют единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Челябинским УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении Администрации закупки у единственного поставщика и заключении на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе муниципального контракта № 63 от 07.07.2021.

Так, в решении по делу № 074/06/90-1911/2021 (исх. № АК/10062/21 от 06.08.2021) указано, что в постановлении Главы от 07.07.2021 № 54-п не указаны органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок деятельности таких органов и сил, а также основные мероприятия, проводимые ими в режиме повышенной готовности, что не соответствует пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При этим, управление архитектуры и ЖКХ, поименованное в постановлении Главы Локомотивного городского округа Челябинской области от 07.07.2021 № 54-п, к органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не относится.

Кроме того, пунктом 2 постановления Главы от 07.07.2021 № 54-п начальнику управления архитектуры и ЖКХ поручено принять экстренные меры по проведению ремонтных работ по замене аварийного участка, протяженностью 5200 м.

Комиссией Челябинского УФАС России при проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при заключении муниципального контракта также установлено, что из содержания решения № 4-2021 от 07.07.2021 комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Локомотивного городского округа следует, что на заседании в качестве повестки дня рассматривались обстоятельства возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с необходимостью проведения ремонтных работ на магистральном водопроводе Локомотивного городского округа.

Так, директор МУП ЖКХ, в хозяйственном ведении которого находятся сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» на основании договора от 01.06.2018 № 6, на заседании комиссии КЧС и ОПБ сообщил о 12 авариях, произошедших за период с 14.06.2021 по 05.07.2021, что подтверждается актами от 14.06.2021, 18.06.2021, 22.06.2021, 27.06.2021, 30.06.2021, 01.07.2021, 05.07.2021.

Между тем, на дату заключения муниципального контракта № 63, а именно 07.07.2021, указанные аварии устранены, что подтверждается конечным актом от 05.07.2021.

Таким образом, антимонопольным органом не установлено необходимости введения режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ввиду устранения аварии к моменту заключения муниципального контракта № 63 от 07.07.2021.

Кроме того, Администрацией представлена следующая переписка с Губернатором Челябинской области по вопросу необходимости выделения бюджетных средств для завершения реконструкции и капитального ремонта магистрального водовода Локомотивного городского округа, в том числе путем замены 5200 м стальной трубы диаметром 530 мм на пластиковую трубу диаметром 400 мм.

Так, Администрацией в адрес исполняющего обязанности Губернатора Челябинской области направлено письмо (исх. № 200 от 01.04.2019) о выделении в 2019 году 54 млн. рублей для завершения реконструкции и капитального ремонта магистрального водовода Локомотивного городского округа, в том числе путем замены 5200 м стальной трубы диаметром 530 мм на пластиковую трубу диаметром 400 мм.

Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в адрес Администрации направлено письмо (исх. № 11543 от 06.10.2021), из содержания которого следует, что выполнение работ по замене аварийного участка возможно исключительно по результатам проведения технического обследования участка, подтверждающего невозможность его дальнейшей эксплуатации. По результатам проведения такого обследования необходима разработка проектной документации на выполнение работ с получением положительного заключения ОГАУ «Государственная экспертиза Челябинской области», и по факту получения которого возможно рассмотрение вопроса финансирования строительно-монтажных работ на данном участке в рамках государственных программ Челябинской области.

Администрацией в адрес Губернатора Челябинской области (исх. № 738 от 14.10.2020) направлено письмо о переносе срока поручения Губернатора Челябинской области от 27.08.2020 на 15.12.2020 в целях проведения аудита стоимости строительных работ и получения экспертизы. Администрацией также сообщается о проведении работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт участка водовода.

Главой Локомотивного городского округа в адрес Губернатора Челябинской области направлено письмо (исх. № 65 от 28.06.2021) о необходимости оказания финансовой помощи в размере 62 337 490 рублей, для замены аварийного участка, протяженностью 5200 м. Сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта осуществлен ООО СКБ «Форум», на основании заключенного 23.06.2021 договора на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту данного участка водовода.

Также Администрацией сообщается, что по заключению специализированной организации от 15.02.2021, проводившей обследование, аварийный участок водовода, протяженностью 5200 м не соответствует требованиям технического регламента в части обеспечения безопасности и надежности линейного объекта. Материал трубы не соответствует ГОСТу в части марки приименного полиэтилена, что приводит к разрушению трубы в виде трещин и заломов при повышении давления.

Кроме того, Администрацией указано, что начиная с 2014 года по настоящее время на аварийном участке водовода произошло порядка 100 порывов, в июне 2021 года – 8 порывов.

Более того, из акта осмотра участка сети водопровода головного снабжения «Половинки» Локомотивный городской округ от 29.06.2021 следует, что комиссией в составе представителей Администрации, МУП ЖКХ Локомотивного городского округа, ООО СКБ «Форум» произведен осмотр указанного участка, изучена проектная документация, исполнительная техническая документация, эксплуатационная документация МУП ЖКХ, проанализированы данные по аварийным ситуациям на водопроводе за период с 2015 по 2020 годы.

По результатам данного осмотра данной комиссией установлено, что участок протяженностью 5200 м не соответствует требованиям Технического регламента в части обеспечения безопасности и надежности линейного объекта, в связи с чем требуется замена участка путем параллельной прокладки новой нитки водопровода (с сохранением всех основных параметров объекта и основных технических решений, принятых проектом шифр 88К-2009-НВ), а также требуется заключение договора на предмет выполнения проектно-сметной документации на капитальный ремонт аварийного участка и прохождения государственной экспертизы на предмет определения достоверности сметной стоимости в кратчайшие сроки.

Антимонопольным органом установлено, что рабочая документация на капитальный ремонт (замену) участка водопровода 212-1314-2021-НВ от 2021 года подготовлена ООО СКБ «Форум» на основании Проектной документации «Корректировка проекта. Реконструкция участка водопровода II-III подъёма п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь)» (шифр 88К-2009-НВ), выполненной тем же обществом. При этом, на указанную документацию получено Положительное заключение Государственной экспертизы № 74-1-2-0957-12 от 01.11.2012, выданное ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Из указанного следует, что необходимость капитального ремонта данного участка водопровода возникла в 2012 году, с 2015 года происходили аварийные ситуации, что также опровергает внезапность и непредвиденность аварий на указанном участке водопровода, а также свидетельствует об отсутствии необходимости введения «режима повышенной готовности» именно 07.07.2021, и следовательно заключения муниципального контракта № 63 с единственным поставщиком.

Доказательств невозможности проведения Администрацией последовательных мероприятий, направленных на проведение конкурентных процедур для осуществления работ по капитальному ремонту (замене) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» до 07 июля 2021 года, антимонопольным органом не получено.

Более того, довод Администрации о срочности выбора подрядчика на выполнение данных работ, обусловлен в первую очередь бездействием Администрации по своевременному принятию мер, направленных на поэтапное проведение мероприятий по ремонту рассматриваемого участка водопровода, в том числе по разработке проектно-сметной документации, получения положительного заключения государственной экспертизы, и соответственно проведению конкурентной процедуры на отбору подрядчика.

Соответственно в рассматриваемом случае невозможно сделать вывод о необходимости оперативного (безотлагательного) заключения муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 без проведения конкурентных процедур.

Необходимость проведения капитального ремонта участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» сама по себе не может являться непредвиденной ситуацией, поскольку Администрация обладала достаточным количеством времени о возникновении многочисленных аварий на данном участке водовода.

Тем самым, приведенные обстоятельства свидетельствуют о планировании проведения работ по капитальному ремонту (замене) головного водоснабжения «Половинки» задолго до заключения муниципального контракта № 63, что говорит об отсутствии обстоятельств непреодолимой силы и иных чрезвычайных ситуаций, и, как следствие, указывает на неправомерность заключения данного муниципального контракта посредством проведения закупки у единственного поставщика на основании положений пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Администрация была осведомлена достаточно длительный период времени о техническом аварийном состоянии участка водовода «Половинки», а также фактической неисправности данного водовода и соответственно должна предвидеть и спрогнозировать необходимость капитального ремонта данного участка и не могла не осознавать необходимость принятия мер по восстановлению участка водовода «Половинки».

1.1. Администрацией 29.07.2020 объявлен электронный аукцион на выполнение подрядных работ по объекту: Реконструкция участка водовода II-III подъема, п. Локомотивный (I очередь), Челябинская область, Локомотивный городской округ, извещение № 0169300012220000034 (идентификационный код закупки 203740800029674580100100330014322243).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0169300012220000034 на участие в аукционе подано 6 заявок:

- ООО «Лоторэнерго»;

- ИП <…>;

- ООО «Строймонтаж»;

- ООО «Квадрат»;

- ООО «Региональное управление буровых и водохозяйственных работ»;

- ООО «Строительная компания».

По результатам проведения электронного аукциона № 0169300012220000034 победителем признан ИП <…>, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Объект закупки электронного аукциона № 0169300012220000034 предусмотрен проектной документацией «Корректировка проекта Реконструкция участка водовода II-III подъема, п. Локомотивный (I очередь), в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе являющейся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (Раздел III. Техническая часть документации об электронном аукционе), шифр 73К-2008, раздел НВ (положительное заключение государственной экспертизы от 13.01.2014 № 74-1-3-0013-14).

Между Администрацией и ИП <…> 31.08.2020 заключен муниципальный контракт № 25/20, согласно которому индивидуальный предприниматель принимает на себя обязательства по выполнению подрядных работ по объекту: Реконструкция участка водовода II-III подъема, п. Локомотивный (I очередь), Челябинская область в соответствии с проектной документацией, в установленные контрактом сроки, по цене в соответствии со сметой стоимости выполнения работ, а Заказчик оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные контрактом.

Администрацией 19.08.2020 объявлен электронный аукцион на выполнение подрядных работ по объекту: корректировка проекта. Реконструкция участка водовода II-III подъема п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь), извещение № 0169300012220000035 (идентификационный код закупки 203740800029674580100100350014322243).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.08.2020 на участие в электронном аукционе № 0169300012220000035 подана единственная заявка ИП <…>.

Между Администрацией и ИП <…> 11.09.2020 заключен муниципальный контракт № 26/20, согласно которому индивидуальный предприниматель принимает на себя обязательства по выполнению подрядных работ по Корректировке проекта. Реконструкции участка водовода II-III подъема п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь) в соответствии с проектной документацией (Приложение № 1 к Контракту), в установленные Контрактом сроки, по цене в соответствии со сметой стоимости выполнения работ (Приложение № 3 к Контракту), а Администрация оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные контрактом (далее – муниципальный контракт № 26/20).

Пунктом 1.2 муниципального контракта № 26/20 установлено, что местом нахождения объекта (место выполнения работы) является Челябинская область, п. Локомотивный, участок водовода II-III подъёма, II очередь.

Согласно пункту 1.3 муниципального контракта № 26/20 ИП <…> обязуется своевременно и надлежащим образом выполнить работы по объекту собственными силами и средствами и/или с привлечением субподрядных организаций, включая возможные работы, определенно в Контракте не упомянутые, но необходимые для полной и нормальной эксплуатации Объекта.

В соответствии с пунктом 2.2 муниципального контракта № 26/20 срок начала выполнения работ Объекта, срок окончания выполнения работ Объекта (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов выполнения работ и иных предусмотренных контрактом работ определены графиком выполнения работ (далее - График выполнения работ). Общий срок выполнения работ: начало выполнения работ: дата заключения контракта. Окончание выполнения работ: 15.11.2020.

Работы выполняются по этапам:

- 1 этап: с момента заключения муниципального контракта и по 15.10.2020;

- 2 этап: с 16.10.2020 и по 15.11.2020.

Пунктом 3.1 муниципального контракта № 26/20 установлено, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта составляет: 11 873 593 (одиннадцать миллионов восемьсот семьдесят три тысячи пятьсот девяносто три) рубля 01 копейка.

Объект закупки электронного аукциона № 0169300012220000035 предусмотрен проектной документацией Корректировка проекта. Реконструкция участка водовода II-III подъема п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь) в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе являющейся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (Раздел III. Техническая часть документации об электронном аукционе), шифр 88К-2009 (положительные заключения государственной экспертизы от 01.11.12 № 74-1-2-0957-12, от 12.03.2013 № 74-1-3-0175-13).

Согласно проектной документации проектом предусматривается реконструкция участков существующего водовода от ВКсущ. до ВК-25в (Т.Г.) и от ВК-25б (Т.А.) до т.Д27 с заменой стальных труб Ø530 мм на трубы ПЭ100 SDR 13,6-400*29,4 по ГОСТ 18599-2001.

Проектная документация, шифр 88К-2009 содержит следующий ситуационный план:

 

Тогда как, Администрацией представлена рабочая документация по капитальному ремонту (замену) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» 212-1314-2021-НВ (положительное заключение Государственной экспертизы № 74-1-2-0957-12 от 01.11.2012, выданное ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области»), из которой следует, что техническим задание предусмотрена замена аварийного участка водопровода протяженностью 5200 м от ВК-20 до ВК-25, аварийность вызвана применением некачественного материала (труб). Замену участка выполнить в 3 этапа: 1 этап (2000 м) - от Т.Д61-58,1 м до Т.Д68+70 м; 2 этап (1450 м) – от Т.Д68+15 м до ВК-25; 3 этап (1750 м) - от ВК-20 до Т.Д60.

Кроме того, к указанной рабочей документации по капитальному ремонту (замену) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» 212-1314-2021-НВ приложен следующий ситуационный план:

 

Необходимо отметить, что рабочей документации по капитальному ремонту (замену) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» 212-1314-2021-Н отмечено, что технические решения, принятые в Проектной документации шифр 88К-2009-НВ не пересматривались.

Вместе с тем, исходя из анализа данной рабочей документации, Челябинское УФАС России полагает, что участок сети водопровода головного водоснабжения «Половинки» может входить в состав участка водовода II-III подъема п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь) и являться непосредственной его частью.

Челябинское УФАС России отмечает, что основаниями, послужившими определением ИП <…> подрядчиком по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021 является наличие у данного индивидуального предпринимателя за последние 5 лет опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также нахождение его в саморегулируемой организации, подтверждаемого выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

При этом, проведение реконструкции участка, на котором за период менее года потребовался капитальный ремонт отдельного участка может опровергать довод Администрации об успешном исполнении муниципального контракта на реконструкцию объекта капитального строительства.

2. В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.

В соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 названной статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ установлено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным.

Согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (далее - Положение).

Согласно пункту 27.4 Положения проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Антимонопольным органом установлено, что Администрацией ИП <…> передана проектно-сметная документация для проведения им работ по капитальному ремонту участка водопровода без прохождения государственной экспертизы.

Так, ООО СКБ «Форум» в адрес Главы Локомотивного городского округа направлено письмо (исх. № 1314/37 от 14.07.2021), из содержания которого следует, что обществом завершено подготовка проектно-сметной документации по объекту «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт участка сети водопровода головного снабжения «Половинки» в рамках договора № 212-1314-2021 от 23.06.2021, и направлена в ОГАУ «Госэкпертиза Челябинской области» на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, предусмотренной частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.

Тем самым, на момент заключения муниципального контракта № 63, а именно 07.07.2021 отсутствовало предусмотренное действующим законодательством положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт участка сети водопровода головного снабжения «Половинки».

Несмотря на то, что ИП <…> является профессиональным участником торгов, в том числе подрядчиком на реконструкцию реконструкция участка водовода II-III подъема, п. Локомотивный (I очередь), идентификационный код закупки 203740800029674580100100330014322243, факт отсутствия прохождения обязательной государственной экспертизы проектной документации не повлияло на решение индивидуального предпринимателя на заключение 07.07.2021 муниципального контракта № 63.

3. Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В силу части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации в том числе, наличия у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 названного Кодекса.

Положениями статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

Так, в силу пункта 1 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Антимонопольным органом у Администрации запрошены документы, послужившие основанием для определения ИП <…> подрядчиком по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021.

Как указывалось ранее, Администрацией письмом (вх. № 11459/21 от 19.08.2021) сообщается, что основаниями, послужившими определением ИП <…> подрядчиком по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021 послужили наличие за последние 5 лет опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также нахождение данного индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации, подтверждаемого выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Так, Администрацией представлена выписка из Реестра членов саморегулируемой организации Союза строительных компаний Урала и Сибири от 31.07.2021 № 3887-20, выданная ИП <…>, из которой следует, что указанный индивидуальный предприниматель является членом данной саморегулируемой организации с 08.04.2020.

Вместе с тем, данная выписка из Реестра членов саморегулируемой организации содержит сведения о первом уровне ответственности члена саморегулируемой организации по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление взноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда – не превышает 60 миллионов рублей; а также о первом уровне ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление взноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом взнесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – не превышает 60 миллионов рублей.

Указанное свидетельствует о невозможности ИП <…> осуществлять работы по капитальному ремонту водопровода, в рамках муниципального контракта № 63 от 07.07.2021, ввиду несоответствия минимального размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, предусмотренного частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Необходимо отметить, что Администрация достоверно обладала информацией о несоответствии ИП <…> как члена саморегулируемой организации обязательным требованиям, предусмотренных градостроительным законодательством, и соответственно, невозможности данного индивидуального предпринимателя осуществлять работы по капитальному ремонту (замене) водопровода головного водоснабжения «Половинки», однако, предоставила ему преимущественное право выполнения данных работ за счет бюджетных средств Челябинской области.

Документов, подтверждающих поиск иных подрядчиков, имеющих возможность выполнения данных работ и соответствующих требованиям, предусмотренных частью 12 статьи 56.16 ГрК РФ, Администрацией не представлено.

Более того, проведение конкурентных процедур по отбору подрядчиков на осуществление работ по капитальному ремонту (замене) водопровода головного водоснабжения «Половинки», путем установления в документации обязательных требований о соответствии минимального размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, предусмотренного частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, исключило бы заключение муниципального контракта № 63 с подрядчиком, не отвечающим требованиям действующего законодательства.

Между тем, ИП <…> также было известно о несоответствии его как члена саморегулируемой организации «Союз строительных компаний Урала и Сибири» требованиям, установленных частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, и о невозможности его являться подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту (замене) водопровода головного водоснабжения «Половинки». Между тем, ИП <…> не принял меры, направленные на отказ от заключения муниципального контракта № 63 от 07.07.2021.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае между Администрацией и ИП <…> 07.07.2021 заключен муниципальный контракт № 63 на выполнение работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки». Данный контракт заключен без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В результате заключения данного соглашения без проведения торгов была устранена предусмотренная Законом о контрактной системе конкуренция хозяйствующих субъектов за право выполнения указанных работ, в результате чего хозяйствующие субъекты, способные выполнять предусмотренные муниципальным контрактом № 63 работы по капитальному ремонту (замене) участка сети водопровода, были лишены возможности получить доступ к выполнению таких работ.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о заинтересованности иных хозяйствующих субъектов в выполнении работ по реконструкции, ремонту водовода в пос. Локомотивный, в связи с чем указанный рынок можно признать конкурентным.

Непроведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия Администрации по заключению муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 с единственным поставщиком – ИП <…> и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, в том числе, имевших намерение выполнять указанные работы, реализовать свое право на заключение муниципального контракта.

В данном случае, необходимость проведения конкурентной процедуры установлена законом, и размещение муниципального заказа без соблюдения такой процедуры фактически приводит к устранению конкуренции за право заключения муниципального контракта, ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) на рынок, являющийся предметом закупки, и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности лицу, применительно к рассматриваемому случаю ИП <…>, с которым такой муниципальный контракт заключен в обход предусмотренной действующим законодательством конкурентной процедуры, в связи с чем имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, между Администрацией и хозяйствующим субъектом – ИП <…> имеется соглашение, выраженное в заключении муниципального контракта № 63 от 07.07.2021.

Данное соглашение оказывает негативное влияние на конкуренцию, поскольку создает отдельному хозяйствующему субъекту - ИП <…> преимущественные условия осуществления деятельности с получением значительно прибыльного дохода от осуществления работ по контракту – 61 млн. рублей, и в нарушение Закона о контрактной системе препятствуют доступу к выполнению данных работ для муниципальных нужд иным хозяйствующим субъектам.

Администрация и ИП <…>, достоверно знали об отсутствии оснований для заключения 07.07.2021 муниципального контракта № 63 с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии необходимости введения режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ввиду устранения аварии силами МУП «ЖКХ», отсутствия государственной экспертизы проектной документации, несоответствия минимального размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, предусмотренного частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

В результате ИП <…> в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получил право на выполнение работ по максимальной цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.

Необходимо отметить, что те обстоятельства, в силу которых Администрация заключила муниципальный контракт № 63 с ИП <…> как с единственным подрядчиком без проведения торгов, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Заключая муниципальный контракт № 63 от 07.07.2021 на выполнение работ на капитальному ремонту (замене) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», как Администрация, так и ИП <…> должны руководствоваться положениями федерального законодательства.

ИП <…> должен был принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения муниципального контракта.

ИП <…> не предприняты действия по отказу от заключения без проведения торгов муниципального контракта № 63, ввиду их противоправности.

В результате заключения без проведения торгов муниципального контракта № 63, а также рассмотренных действий ИП <…> и Администрации была устранена предусмотренная Законом о контрактной системе конкуренция хозяйствующих субъектов за право выполнения указанных работ, в результате чего хозяйствующие субъекты, способные выполнять работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были лишены возможности получить доступ к выполнению таких работ.

В соответствии с заключенным муниципальным контрактом № 63 от 07.07.2021 ИП <…> получил в приоритетном порядке возможность выполнения предусмотренных им работ с получением от такой деятельности финансово выгодного многомиллионного контракта – 61 млн. рублей, что создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия осуществления деятельности.

Таким образом, муниципальный контракт № 63, заключенный между Администрацией и ИП <…> в отсутствие конкурентных процедур, нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом указанного соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при размещении муниципального заказа, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, способным выполнять предусмотренные контрактом работы в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Совокупность последовательных действий Администрации и ИП <…>, таких как введение режима повышенной готовности, в отсутствие таковых оснований и устранения аварий силами МУП «ЖКХ», заключение 07.07.2021 муниципального контракта № 63, в отсутствие прохождения обязательной государственной экспертизы проектной документации, а также несоответствия минимального размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, предусмотренного частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, позволяет прийти к выводу о наличии антиконкурентного соглашения, поскольку указанное соглашение обусловлено интересами каждого из участников, его результатом явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание отдельному хозяйствующему субъекту – ИП <…> необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ (поставки товаров) по контракту и ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, что содержит признаки пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом Челябинского УФАС России от 15 октября 2021 года № 115 о возбуждено дело № 074/01/16-2918/2021 и создана Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Администрацией Локомотивного городского округа (ул. Мира д. 60, Локомотивный городской округ, 457390), индивидуальным предпринимателем <…> пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Назначить дело № 074/01/16-2918/2021 к рассмотрению на 07 декабря 2021 года на 14 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 328.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/16-2918/2021 в качестве:

- ответчиков: Администрацию Локомотивного городского округа (ул. Мира д. 60, Локомотивный городской округ, 457390), ИП <…>;

- заявителя: Челябинское региональное отделение политической партии «Яблоко» (пр. Ленина, д. 21-в, оф. 707, г. Челябинск, 454091).

3. Администрации необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 30 ноября 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/16-2918/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

3.1) заявку на проведение государственной экспертизы проекта выполнение работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки». Шифр 212-1314-2021, с приложением документов, подтверждающих направление и получения ОГАО «Госэкспертиза Челябинской области» данного заявления;

3.2) письменные сведения о мерах, принятых в целях проведения аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», в период с 2015 года, с приложением подтверждающих документов (например, письма о необходимости выделения денежных средств на проведение экспертизы, на выполнение работ и т.д.);

3.3) результаты выполненных работ, предусмотренные пунктом 3.9 муниципального контракта № 63 от 07.07.2021;

3.4) документы, подтверждающие окончательный расчет за фактически выполненные работы по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021, с указанием даты списания денежных средств со счета Администрации;

3.5) подписанный сторонами акт приемки законченного строительством объекта по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021;

3.6) предоставленный ИП <…> счет (счет-фактура) о стоимости выполненных работ по муниципальному контракту № 63 от 07.07.2021;

3.7) заключение специализированной организации от 15.02.2021 о признании аварийного участка водовода, протяженностью 5200 м несоответствующем требованиям технического регламента в части обеспечения безопасности и надежности линейного объекта, о котором указано в письме Администрации в адрес Губернатора Челябинской области от 28.06.2021 № 65;

3.8) договор от 23.06.2021 на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту водовода, указанного в пункте 3.7 настоящего определения, заключенный с ООО СКБ «Фортум»;

3.9) письменные пояснения о том, является ли комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Локомотивного городского округа органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе определения подрядчика для выполнения работ на объекте «Челябинская область, Локомотивный городской округ. Капитальный ремонт (замена) участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки»;

3.10) переписка с органами исполнительной власти Челябинской области по вопросу выделения денежных средств на капитальный ремонт объекта участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», Локомотивного городского округа, за период 2018-2021 гг.;

3.11) переписка с Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области по вопросу проведения обследования объектов водоснабжения участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», за период 2018-2021 гг.;

3.12) документы, подтверждающие проверку оборудования, документации и инфраструктуры участка сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», поименованные в письмах, указанных в пункте 3.11 настоящего определения;

3.13) акты об устранении аварий на участке сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», за период 2018-2021 гг.;

3.14) письменные сведения о том, входит ли участок сети водопровода головного водоснабжения «Половинки», являющийся предметом муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 в состав участка водовода II-III подъема п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области (II очередь), являющийся предметом муниципального контракта № 26/20 от 11.09.2020 (с разным цветовым схематичным указанием расположения участков водовода);

3.15) поручение Губернатора от 27.08.2020 по итогам рабочей поездки в Локомотивный городской округ и ответы Администрации на него;

3.16) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

5. ИП <…> необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 30 ноября 2021 года с сопроводительным письмом и описью (с указанием номера дела № 074/01/16-2918/2021) следующие надлежаще заверенные копии документов и информацию (должны быть прошиты и пронумерованы):

5.1) письменные пояснения с правовым обоснованием заключения муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 без участия в конкурентных процедурах, при условии, что работы, предусмотренные контрактом, должны осуществляться по результатам проведения торгов, и индивидуальному предпринимателю надлежало отказаться от заключения данного контракта, ввиду его несоответствия законодательству о контрактной системе;

5.2) письменные сведения о перечне документов и информации, позволивших ИП <…> при заключении муниципального контракта № 63 от 07.07.2021 сделать вывод о возможности заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, при условии:

- устранения аварий силами МУП «ЖКХ» на момент заключения контракта;

- отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;

- несоответствия минимального размера взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, предусмотренного частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, (с приложением указанных документов);

5.3) переписку, в том числе посредством электронной почты с Администрацией по вопросу заключения, исполнения муниципального контракта № 63 от 07.07.2021;

5.4) иные документы и информацию, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Надлежит представить запрашиваемые документы и информацию по каждому пункту (при отсутствии каких-либо документов и информации указать причину).

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом.

За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей не обязательна.

Председатель комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны