Решение №ВЛ/5698/22 1. Признать жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика... от 19 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа

456440 Челябинская область,

г. Чебаркуль, ул. Ленина, д.15

Администрация муниципального

образования «Чебаркульский

городской округ»

456440, Челябинская область,

г. Чебаркуль, ул. Ленина, д. 13А

ООО «МД-Консалтинг»

445051, г. Тольятти,

Приморский бульвар, д.2Б, оф. 5

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-1199/2022

по делу № 217-ж/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

        <…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

        <…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

        <…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона Благоустройство площади Ленина в городе Чебаркуль (извещение № 0369300008422000090), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее – Учреждение, Заказчик): начальника Управления         <…>, действующего на основании распоряжения Администрации Чебаркульского городского округа;

- в отсутствии представителей Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (далее – Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено;

- в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 04.05.2022 поступила жалоба ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона Благоустройство площади Ленина в городе Чебаркуль (извещение № 0369300008422000090) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 27.04.2022 в 10:56.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по благоустройству площади Ленина в городе Чебаркуль составляет 31 422 983,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 05.05.2022 10:40.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0869200000222001145 от 14.04.2022 принято решение признать победителем электронного аукциона 0369300008422000090 участника с идентификационным номером 4, с предложением о цене контракта 29 692 540,32 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы Заявителя в извещении о проведении закупки в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление), в соответствии пунктом 11 Приложения к Постановлению, а не в соответствии с пунктом 9 указанного Приложения, предусматривающего наличие опыта выполнения работ по благоустройству территории.

Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

Постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 22.04.2014 № 386, утвержден Порядок взаимодействия муниципальных заказчиков и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для муниципальных нужд (далее – Постановление № 386).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Постановления № 386 уполномоченный орган на основании заявок муниципальных заказчиков разрабатывает извещение и документацию для проведения конкурентных способов определения поставщика в рамках действующего законодательства и размещает данные документы в единой информационной системе/официальном общероссийском сайте, в установленный законодательством срок, размещает извещение об осуществлении такой закупки, в соответствии с пп.7. п.2.2 составляет и утверждает текст извещения о проведении аукциона в электронной форме и документацию об аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком в соответствии с подпунктом 9 пункта 2.5 Постановления № 386 направило заявку для проведения аукциона, в том числе, содержащую Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 9 Приложения № 1 к Постановлению от 29.12.2021 № 2571.

Вместе с тем, по мнению заказчика, уполномоченным органом при размещении извещения о проведении закупки пункт 11 Дополнительных требований указан в результате технической ошибки.

Уполномоченный орган письменные пояснения по доводам жалобы Комиссии не представил.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом .

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом «н» пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.

Пунктом 9 Приложения к Постановлению предусмотрено, что если объектом закупки является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, в извещении о проведении закупки должно быть установлено условия о наличии:

1) опыта исполнения контракта, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(в том числе линейного объекта);

3) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

При этом, цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Из извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки является благоустройство площади Ленина в городе Чебаркуль, НМЦК составляет сумму более 5 млн. рублей.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно пункту 36 указанной нормы благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Приложением № 1 к извещению (Описание объекта закупки) предусмотрено, что объем работ по контракту представляет собой устройство фонтанного комплекса в соответствии с разработанной проектно-сметной документации, Шифр 07.02.22, выполненной ООО «Твой Дом», виды работ предусмотрены Локальными сметами №1 - №10.

Комиссией в ходе рассмотрения жалобы направлен запрос в Союза строительных компаний Урала и Сибири – саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (СРО-С-030-24082009), с просьбой выразить мнение, относятся ли работы, предусмотренные описанием объекта закупки (Приложение № 1 к проекту муниципального контракта), к работам по благоустройству территории, а также относятся ли системы водоснабжения и водоотведения; системы вентиляции; наружное электроснабжение, или иные работы, предусмотренные извещением о проведении закупки, линейными объектами согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ.

Согласно ответу (исх. № 01/302/0392 от 13.05.2022) указанной организации фонтанный комплекс, предусмотренный описанием объекта закупки, имеет признаки объекта капитального строительства (гидротехническое сооружение), работы, предусмотренные извещением о проведении закупки, являются работами по строительству объекта капитального строительства. При этом данный объект не является линейным объектом согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ.

В этой связи, поскольку работы, являющиеся объектом закупки, являются работами не по благоустройству, а по строительству нелинейного объекта капитального строительства, доводы жалобы Заявителя, о необходимости установления Дополнительных требований в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению не находят своего подтверждения, не доказаны.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.

    1. Пунктом 7 Приложения к Постановлению предусмотрено, что если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, в извещении о проведении закупки должно быть установлено условия о у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом, цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы пункта 7, должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.

Из извещения о проведении закупки следует, что Дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с пунктом 11 Приложения к Постановлению, что не соответствует пункту 12 части 1 статьи 42, частям 2 и 4 статьи 31, подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункту 3 Постановления, пункту 7 Приложения к Постановлению.

Комиссия отмечает, что указанное нарушение привело к тому, что документы, представленные в подтверждения опыта участников закупки, соответствуют требованиям пункта 11 Приложения к Постановлению, что с учетом положений пунктов 3 и 7 Постановления не является подтверждением наличия опыта выполнения работ по строительству нелинейного объекта капитального строительства, предусмотренных описанием объекта закупки.

    1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из содержания извещения о проведении закупки установлено, что предусмотренные проектом контракта работы являются работами по строительству гидротехнического сооружения.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Вместе с тем, требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участников закупки членства в СРО в области строительства, с предоставлением соответствующей выписки, в извещении о проведении закупки не установлено, что является нарушением пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия считает целесообразным вынести обязательное для исполнения предписание об отмене закупки.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона Благоустройство площади Ленина в городе Чебаркуль (извещение № 0369300008422000090) необоснованной.
  2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, частей 2 и 4 статьи 31, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления, пункта 7 Приложения к Постановлению.
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии         <…>

Члены Комиссии         <…>

        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны