Решение №ВЛ/11951/21 решение от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Индивидуальный предприниматель<...> 641310, ул. Российская, 1В, с. Кетово, Кетовского р-на, Курганской области pg84-84@mail.ru; igla.65@mail.ru Министерство здравоохранения Челябинской области 454000, г. Челябинск, ул. Кирова, 165 minzdrav@gov74.ru; info@minzdrav74.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-2408/2021 (№ РНП-74-344/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

 

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Челябинской области о включении сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на закупку ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ (извещение № 0169200001021001264), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя Минздрава Челябинской области (далее – заказчик, Министерство) <...>, действующей на основании доверенности от 01.02.2021 № б/н;

- представителя ИП <...> (поставщик) <...>, действующей на основании доверенности от 31.05.2021 № 105,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на закупку ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ (извещение № 0169200001021001264).

Заказчиком 09.06.2021 объявлено о проведении электронного аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 745 800,00 рублей.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.06.2021 победителем закупки признан ИП <.....

Контракт на поставку ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ заключен 01.07.2021 между заказчиком и ИП <...>.

Поставщик в установленные контрактом сроки обязательства не исполнил, в связи с чем заказчиком 26.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Пунктом 8.5 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контрасте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Таким образом, надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Так, заказчиком 26.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 26.07.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах», 27.07.2021 направлено поставщику по электронной почте, 27.07.2021 по почте заказным письмом с уведомлением.

Согласно документам, представленным в материалы дела, датой уведомления поставщика является 27.08.2021. Информация о расторжении контракта размещена заказчиком 06.09.2021.

На дату заседания Комиссии контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ИП <...> 01.07.2021 заключен контракт № 1264-ЭА-2021 (далее – контракт).

Предметом контракта является поставка «ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ» (пункт 1.1 контракта), что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора поставки, порядок исполнения которого регламентирован главой 30 параграфом 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В пункте 4.1 контракта заказчиком определены сроки исполнения контракта, а именно: «Товар передается в соответствии с разнарядкой на поставку товара (Приложение №2 к Контракту) и со спецификацией (Приложение №1 к Контракту) на склад Получателя по предварительной заявке в течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта.».

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.07.2021 № 04/6595, обязательство по поставке товара должно было быть исполнено поставщиком в срок до 15.07.2021. Однако в установленный контрактом срок поставщик товар не поставил.

В материалы дела заказчиком представлено письмо от 14.07.2021 № 04/6298, которым заказчик довел до сведения поставщика необходимость поставки товара до 15.07.2021.

Далее претензией от 19.07.2021 № 04/6399 заказчик указал на необходимость соблюдения условий контракта и поставки товара в срок до 22.07.2021.

Необходимо отметить, что заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие направление в адрес поставщика предварительной заявки в соответствии с условиями пункта 4.1 контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что, несмотря на отсутствие направленной в адрес поставщика предварительной заявки на поставку товара, заказчик письмом от 14.07.2021 № 04/6298 и претензий от 19.07.2021 № 04/6399 установил поставщику сроки поставки товара. При этом ИП <...> не осуществил поставку товара ни до 15.07.2021, ни до 22.07.2021.

В связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товара.

В материалы дела заказчиком и поставщиком представлены письма ИП <...> (№№ 152 и 159).

Так, из содержания письма № 159 следует, что ИП <...> указывает на неправомерность решения аукционной комиссии о признании его заявки на участие в закупки соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку в составе второй части заявки представлено регистрационной удостоверение на медицинское изделие «набор реагентов для иммунохроматографического выявления антител к вирусу имунодефицита человека (ВИЧ — 1/2) в сыворотке (плазме) или цельной крови», тогда как согласно аукционной документации заказчиком закупается «ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ».

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктом 4 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, объективным источником информации о медицинском изделии является регистрационное досье, которое представляет собой комплект документов, предоставляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.

Таким образом, достоверно проверить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям аукционной документации можно при наличии документов из регистрационного досье либо при фактической поставке товара. При этом из содержания регистрационного удостоверения невозможно сделать однозначный вывод о характеристиках товара, предлагаемого к поставке.

Помимо прочего, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на письмо от 14.07.2021 № 04/6298, в котором заказчик предложил поставщику подписать соглашение о расторжении контракта в случае невозможности поставить товар в установленный контрактом срок.

Поставщик в письме № 152 сообщил заказчику о готовности расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Таким образом, несмотря на то, что соглашение о расторжении контракта не зафиксировано сторонами в виде отдельного документа, заказчиком, как стороной инициирующей расторжение контракта, получено согласие от акцептующей стороны, следовательно, между сторонами фактически достигнуто такое соглашение о расторжении контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что письма №№ 152, 159 направлены поставщиком на электронную почту ks@minzdrav74.ru, которая не является официальной почтой Министерства, в связи с чем заказчиком указанные письма поставщика не рассматривались, ответы на них не подготавливались и не направлялись.

Комиссия антимонопольного органа критически относится к данным пояснениям, поскольку письмо заказчика от 14.07.2021 № 04/6298, претензия от 19.07.2021 № 04/6399, а также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.07.2021 № 04/6595 направлены заказчиком на электронную почту поставщика именно с электронного адреса ks@minzdrav74.ru, что подтверждается документами и сведениями, представленными в материалы дела как поставщиком, так и заказчиком.

Соответственно, именно заказчиком инициирована переписка по вопросам исполнения контракта посредством электронной почты ks@minzdrav74.ru.

Представитель поставщика на заседании Комиссии антимонопольного органа указал на факт поставки товара до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, в материалы дела представлены товарная накладная от 03.08.2021 № 507, счет на оплату от 03.08.2021 № 507, расписка о получении товара получателем.

Кроме того, представлено письмо от 25.08.2021 № 160, в котором ИП <...> указывает на произведенную поставку товара, просит отменить не вступившее в законную силу решение заказчика об одностороннем расторжении контракта, при этом отмечает, что сведений об отказе от приемки товара в адрес поставщика не поступало.

Заказчиком в материалы дела представлен акт несоответствия от 09.08.2021, согласно которому товар поставлен несоответствующий контракту, в товарной накладной неверно указан грузополучатель товара.

Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что «В течение 10 дней с момента получения товара от Поставщика Заказчик обеспечивает его приемку и оформление приемки поставленного товара документом о приемке, либо направление в тот же срок Поставщику в письменной форме мотивированного отказа от подписания такого документа».

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения и документы, подтверждающие направление в адрес поставщика в письменной форме мотивированного отказа от подписания документа о приемке.

Необходимо отметить, что в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно почтовому уведомлению, представленному заказчиком в материалы дела, датой надлежащего уведомления поставщика о принятом решении заказчика является 27.08.2021.

Поставка товара ИП <...> осуществлена 05.08.2021 (как следует из расписки о получении товара). Однако заказчиком в нарушение условий контракта не направлен поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, что могло лишить возможности поставщика устранить нарушения условий контракта и поставить товар, соответствующий спецификации, в сроки, предусмотренные частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

О необходимости обеспечения вывоза товара, не принятого заказчиком, поставщик уведомлен письмом от 10.09.2021 № 04/7990, то есть после вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещении в единой информационной системе сведений о расторжении контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <...>

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Министерством здравоохранения Челябинской области об ИП <...> (ИНН 450142417233), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

2021-12928

 

 

Связанные организации

ИП Пономарев Григорий Юрьевич
ИНН 450142417233, ОГРН 320450100011309
Минздрав Челябинской области
ИНН 7453135827, ОГРН 1047424528580