Решение №16733/09 Признать жалобу ООО «Торговый дом «ВИАЛ» на действия заказчи... от 9 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство здравоохранения Челябинской области

454091, г. Челябинск,

ул. Кирова, 165

ООО «Торговый дом «ВИАЛ»

295050, Республика Крым,

г. Симферополь,

ул. Лизы Чайкиной, д. 1, оф. 413

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-2468/2019

(877-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВИАЛ» (далее – ООО «Торговый дом «ВИАЛ», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Золедроновой кислоты для граждан, имеющих право на получение социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты за счет средств областного бюджета (извещение №0169200001019001708), в присутствии:

- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей № б/н от 01.07.2019, 12.11.2019, 05.12.2019;

-в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 29.11.2019 поступила жалоба ООО «Торговый дом «ВИАЛ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Золедроновой кислоты для граждан, имеющих право на получение социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты за счет средств областного бюджета (извещение №0169200001019001708) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Министерством здравоохранения Челябинской области на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.11.2019 в 11:10.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку игл двусторонних – 11 112 300, 00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0169200001019001708 от 02.12.2019.

Протокол проведения электронного аукциона от 03.12.2019.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,50%.

Протокол подведения итогов электронного аукциона 0169200001019001708 от 03.12.2019.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Торговый дом «ВИАЛ» при описании объекта закупки заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе. Неправомерно установлено требование к лекарственной форме препарата, исключающее поставку лиофилизата для приготовления раствора для внутривенного введения. По мнению заявителя, указанное обстоятельство приводит к ограничению числа потенциальных участников закупки.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «Торговый дом «ВИАЛ» не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили следующее. Закупка Золендроновой кислоты осуществляется для обеспечения граждан, имеющих право на получение социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты за счет средств областного бюджета. Граждане, имеющие право на получение социальной услуги, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О социальной помощи» обеспечиваются лекарственными препаратами в рамках перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018г. № 2738-р (Приложение № 2 к распоряжению). Описание лекарственного препарата при проведении электронного аукциона составлено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данных Государственного реестра лекарственных средств.

Кроме того, лекарственный препарат «Резоскан, 99mTC» в дозировке 1,5мг, указанный в жалобе заявителя, радиофармацевтическое диагностическое средство. Согласно инструкции к указанному препарату, он не подлежит реализации через аптечную сеть, отпускается только по заявкам в специализированные радиоизотопные лаборатории (отделения) лечебно-диагностических учреждений. Поэтому данный препарат не подлежит отпуску на льготных условиях гражданам, имеющим право на получение социальной услуги.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Как следует из пунктов 1, 5, 5.1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

- лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта;

- дозировка - содержание одного или нескольких действующих веществ в количественном выражении на единицу дозы, или единицу объема, или единицу массы в соответствии с лекарственной формой либо для некоторых видов лекарственных форм количество высвобождаемого из лекарственной формы действующего вещества за единицу времени.

В силу пункта 1 Требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, являющихся Приложением к Приказу Приказ Минздрава России от 21.09.2016 № 724н «Об утверждении требований к инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов», инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата (далее - инструкция) должна содержать следующие сведения: а) наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования); б) лекарственная форма с указанием наименований и количественного состава действующих веществ и качественного состава вспомогательных веществ (при необходимости количественного состава вспомогательных веществ); в) описание внешнего вида лекарственного препарата для медицинского применения; г) физико-химические свойства (для радиофармацевтических лекарственных препаратов); д) фармакотерапевтическая группа, код лекарственного препарата для медицинского применения по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, или указание «гомеопатический лекарственный препарат»; е) фармакодинамика и фармакокинетика (за исключением фармакокинетики гомеопатических лекарственных препаратов и растительных лекарственных препаратов); ж) показания для применения; з) противопоказания для применения; и) меры предосторожности при применении; к) указание возможности и особенностей применения лекарственного препарата для медицинского применения беременными женщинами, женщинами в период грудного вскармливания, детьми, взрослыми, имеющими хронические заболевания; л) режим дозирования, способы введения и применения, при необходимости время приема лекарственного препарата для медицинского применения, продолжительность лечения, в том числе у детей до и после одного года; м) возможные нежелательные реакции при применении лекарственного препарата для медицинского применения; н) симптомы передозировки, меры по оказанию помощи при передозировке; о) взаимодействие с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами; п) формы выпуска лекарственного препарата; р) указание (при необходимости) особенностей действия лекарственного препарата для медицинского применения при первом приеме или при его отмене; с) описание (при необходимости) действий врача (фельдшера) и (или) пациента при пропуске приема одной или нескольких доз лекарственного препарата для медицинского применения; т) возможное влияние лекарственного препарата для медицинского применения на способность управлять транспортными средствами, механизмами; у) срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата для медицинского применения по истечении срока годности; ф) условия хранения; х) указание на необходимость хранения лекарственного препарата для медицинского применения в местах, недоступных для детей; ц) указание (при необходимости) специальных мер предосторожности при уничтожении неиспользованных лекарственных препаратов для медицинского применения; ч) условия отпуска; ш) наименования и адреса производственных площадок производителя лекарственного препарата; щ) наименование, адрес организации, уполномоченной держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения на принятие претензий от потребителя.

Пунктом информационной карты документации об аукционе установлено, что описание объекта закупки содержится в Приложении №1 к информационной карте документации «Наименование и описание объекта закупки».

Согласно Приложению № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме («Наименование и описание объекта закупки») заказчиком установлено следующее.

№ п/п

Наименование товара/ международное непатентованное наименование (МНН)/ состав

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара
установленным Заказчиком требованиям

Кол-во

Ед. изм.

Лекарственная форма*, дозировка

Требования к остаточному сроку годности

1.

ЗОЛЕДРОНОВАЯ КИСЛОТА

ЛИОФИЛИЗАТ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ИНФУЗИЙ

Или

концентрат для приготовления раствора для инфузий

или

раствор для инфузий,

4 мг

Остаточный срок годности товара на момент поставки в УФО должен составлять не менее 14 месяцев

10 000

мг.

* Участник размещения заказа должен предлагать к поставке конкретную форму выпуска

Поставка товара должна быть осуществлена в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Потребность Заказчика определена исключительно исходя из назначений лечащих врачей. Каждому пациенту назначены лекарственные препараты в конкретных дозировках, исходя из тяжести и характера заболевания каждого пациента.

Не допускается предложение эквивалентных дозировок лекарственного препарата, предусматривающих необходимость деления твердой лекарственной формы препарата.

Государственный реестр лекарственных средств содержит 18 записей лекарственных препаратов МНН Золедроновая кислота в таких формах выпуска, как концентрат для приготовления раствора для инфузий, раствор для инфузий, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, Золедроновая кислота в лекарственных формах: концентрат для приготовления раствора для инфузий, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, раствор для инфузий входит в утвержденные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год; лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций и соответствует коду АТХ - M05BA, Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ) - бифосфонаты.

Как следует из представленных заказчиком на заседание Комиссии инструкций по медицинскому применению препаратов, соответствующих потребности заказчика, «Золерикс» (концентрат для приготовления раствора для инфузий), «Верокласт» (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий), «Резорба» (лиофилизат для приготовления раствора для инфузий), указанные лекарственные препараты относятся к фармакотерапевтической группе – ингибитор костной резорбции, биофосфонат; к коду АТХ – М05ВА08.

Вместе с тем, указываемый заявителем в жалобе препарат «Резоскан, 99mTC» в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения относится к фармакотерапевтической группе – радиофармацевтическое диагностическое средство; к коду АТХ – V09ВА.

Представители заказчика пояснили, что лекарственный препарат «Резоскан, 99mTC» применяется для выявления очагов патологической резорбции, а не их лечения. Следовательно, не соответствует потребности заказчика. Кроме того, согласно условиям отпуска препарата, определенным инструкцией по медицинскому применению, препарат не подлежит реализации через аптечную сеть, отпускается только по заявкам в специализированные радиоизотопные лаборатории (отделения) лечебно-диагностических учреждений. При этом, потребностью заказчика является обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Таким образом, описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, позволяет поставить товар, соответствующий требованиям заказчика, в различных лекарственных формах.

При этом, анализ содержания первых частей заявок четырех участников закупки, подавших заявки, позволяет прийти к выводу, что к поставке предлагался товар различных торговых наименований, таких как, «Резорба», «Золерикс», «Верокласт», «Резокластин».

Доводы жалобы заявителя, в том числе в части ограничению числа потенциальных участников закупки, не находят подтверждения.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Торговый дом «ВИАЛ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Золедроновой кислоты для граждан, имеющих право на получение социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты за счет средств областного бюджета (извещение №0169200001019001708) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

 Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны