Определение №АК/2918/23 Определение о ВД от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ № 074/05/28-582/2023

 

07 марта 2023 года г. Челябинск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление и материалы физического лица по факту распространения реклам, размещаемых на экране банкомата, расположенного в ТРК<...>  города Челябинска, с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от 13.01.2023 вх. № 353-ИП/23) по факту распространения реклам следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%», размещаемых на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> г. Челябинска, с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно сведениям, представленным заявителем, 08.01.2023 в 12:36, 12:37 на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, размещена рекламная информация следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%».

Заявитель указывает, что в рекламе «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» не содержится сроков, суммы и иных условий, необходимых для получения процентной ставки в размере 10%. При этом стандартная процентная ставка по Альфа-Счету, действующая в январе, составляет 7,5%.

В рекламе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%» размер кэшбэка не соответствует действительности, является меньше, зависит от соблюдения некоторых условий (необходимо совершать покупки на сумму не менее 10 000 или 20 000 руб. в месяц, есть ограничения по максимальной сумме кэшбэка и т. д.).

К обращению заявителем представлены скриншоты рекламы, а также скришот геолокации.

Челябинским УФАС России направлен запрос в АО «Альфа-Банк» (от 31.01.2023 исх. № АК/1113/23) о представлении необходимых документов и сведений.

АО «Альфа-Банк» представлены письменные пояснения (от 28.02.2023 вх. № 2523/23) согласно которым, Обществом указано, что запрос антимонопольного органа в связи с обращением физического лица является документарной проверкой, проводимой в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Пунктом 1-3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» наложен мораторий на проведение в 2022, 2023 годах документарных проверок, предусмотренных статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Вместе с тем, АО «Альфа-Банк» подтверждает информацию о размещении 08.01.2023 на экране банкомата, расположенного в г. Челябинске в ТРК «<...>» «заставки» с содержанием: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%». Данная заставка размещалась в банкоматах г. Челябинска в период с 17.10.2022 по 31.01.2023.

АО «Альфа-Банк» также подтверждает информацию о размещении 08.01.2023 на экране банкомата, расположенного в г. Челябинске в ТРК «<...>» «заставки» с содержанием: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%». Данная заставка размещалась в банкоматах г. Челябинска в период с 01.12.2022 по 31.01.2023.

По вопросу не указания в рекламах иных существенных условий (категорий клиентов, процентной ставки, иных условий), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, АО «Альфа-Банк» указал, что банкомат — это автоматическое устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений банку об осуществлении перевода денежных средств и не является рекламным носителем. Банкоматы интерактивные и выводят на экран необходимую информацию, если банковский продукт заинтересовал пользователя банкомата.

По вопросу указания в рекламе «Самая высокая ставка в России 10%» пояснения АО «Альфа-Банк» отсутствуют.

Макет заставки не утверждался Банком, формат заставки в банкоматах согласован руководителем направления бизнес-маркетинга розничного бизнеса. Порядок согласования, формат согласования Банком не установлен.

К письменным пояснением АО «Альфа-Банк» представлены документы.

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее - Правила), в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федерального закона «О банках и банковской деятельности») банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Так, к банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (статья 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом № 38-ФЗ к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

В соответствии со сведениями, представленными заявителем, в том числе скриншотом метаданных, на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, размещалась следующая информация: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%».

Исходя из содержания, места распространения указанная информация имеет все признаки рекламы:

- распространена с использованием экрана банкомата;

-предназначена для неопределенного круга лиц, поскольку банкомат с данной информацией расположен в общественном месте, а именно в ТРК «Родник» города Челябинска;

- привлекает, формирует и поддерживает интерес к финансовым услугам, оказываемым АО «Альфа-Банк»;

-способствует продвижению финансовых услуг АО «Альфа-Банк» на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является накопительный Альфа-Счет, процентная ставка которого составляет 10% годовых, а также премия («кэшбэк») в размере 10% по Альфа-Карте .

Кроме того, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен выезд на место размещения банкомата в ТРК «<...>» города Челябинска, по результатам которого составлен Акт осмотра от 26.01.2023 № 11-2023.

При проведении осмотра банкомата велась фото-видеосъемка с использованием устройства HUAWEI P40 lite, модель E ART-L29.

Согласно Акту осмотра от 26.01.2023 № 11-2023 специалистами Челябинского УФАС России установлено, что информация рекламного характера транслируется на экране банкомата в виде сменяющихся слайдов. Экран банкомата не переходит в «спящий» режим, находится в постоянном работающем режиме. Реклама транслируется свободно, адресная направленность с учетом истории конкретного клиента не установлена. В момент фото-видео фиксации рекламы транслировалась информация, в том числе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%».

В рекламе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте» повторно указана процентая ставка (10%) в более крупном шрифте, ином цвете, выделяющемся на общем фоне, что, в первую очередь, привлекает внимание потребителей. В данной рекламе отсутствовали иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а также существенная информация о рекламируемом товаре, что в результате вводит в заблуждение потребителей рекламы, искажается смысл информации. На данном слайде также содержатся указания: «Операции с картой Вставьте карту или приложите карту/смартфон с NFC-чипом», «Операции без карты Внести на счет или погасить кредит, оплатить услуги, самоинкасация», «Продолжить без карты», данный факт подтверждает отсутствие адресной направленности с учетом истории конкретного клиента, соответственно, данная реклама предназначена для неопределенного круга лиц.

В рекламе «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» процентная ставка (10%) также выполнена в более крупном шрифте, ином цвете, выделяющемся на общем фоне, что, в первую очередь, привлекает внимание потребителей. В данной рекламе также отсутствовали иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, критерии достоверности указания в рекламе «Самая высокая ставка в России 10%», что также искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение. На данном слайде также содержатся указания: «Операции с картой Вставьте карту или приложите карту/смартфон с NFC-чипом», «Операции без карты Внести на счет или погасить кредит, оплатить услуги, самоинкасация», «Продолжить без карты», данный факт подтверждает отсутствие адресной направленности с учетом истории конкретного клиента, соответственно, данная реклама предназначена для неопределенного круга лиц.

Указанные рекламы на экране банкомата транслируются с повторами, что позволяет потребителям неоднократно ознакомиться с информацией рекламного характера.

Таким образом, установленные обстоятельства, Акт осмотра от 26.01.2023 № 11-2023 подтверждают, что информация, размещенная на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, является рекламой.

На основании изложенного Челябинским УФАС России отклонены доводы АО «Альфа-Банк» о том, что информация, размещенная на экране банкомата, не является рекламой.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой рекламе содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%» иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в том числе соответствия физических лиц установленным критериям, особенностям оформления заявки на выпуск карты, максимальной суммы возвращенной премии («кэшбэка», «Альфа-Баллов») и т. д. в рекламе отсутствуют.

В рекламе содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» также отсутствуют иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в том числе категория клиентов, период пользования Альфа-Счетом, размер процентной ставки и т. д. в рекламе отсутствуют. Кроме того, в данной рекламе используется фраза «Самая высокая ставка в России 10%». При этом в рекламе отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Так, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%», размещаемой на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (ИНН<...>).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу 074/05/28-582/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела 074/05/28-582/2023 до 07.06.2023.

3. Назначить дело 074/05/28-582/2023 к рассмотрению на 10.04.2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле:

4.1) заявитель;

4.2) лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - АО «Альфа-Банк» (ИНН<...>).

5. АО «Альфа-Банк» представить в Челябинское УФАС России в срок до 05.04.2023 надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) письменные пояснения по фактам, изложенных в настоящем Определении, в случае наличия возражений, нормативно-правовое их обоснование, с приложением подтверждающих документов;

5.2) приказ, распоряжение, иные документы, подтверждающие установление акции «Кэшбэк 10 %»;

5.3) письменные пояснения с указанием действующей процентной ставки премии («кэшбэка») по Альфа-Карте на дату 08.01.2023, 26.01.2023, с приложением подтверждающих документов;

5.4) пояснения по факту распространения 08.01.2023, 26.01.2023 информации: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», когда в Правилах проведения Акции «Кэшбэк до 10% для новых Клиентов по Альфа-Карте с преимуществами» содержится указание на необходимость оформления карты с 26.09.2022 по 31.12.2022 (включительно);

5.5) сведения по факту указания наименования Акции «Кэшбэк до 10% для новых Клиентов по Альфа-Карте с преимуществами», вопреки распространяемой информации на экране банкомата, расположенного в ТРК «<...>» города Челябинска, следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», с приложением подтверждающих документов (при необходимости);

5.6) письменные пояснения с указанием срока действия процентной ставки Накопительного Альфа-Счета в редакции от 01.12.2022, с приложением подтверждающих документов;

5.7) письменные пояснения с указанием действующей процентной ставки накопительного Альфа-Счета на дату 08.01.2023, 26.01.2023;

5.8) копию договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц, с всеми приложениями, или ссылку на Интернет ресурс, позволяющую ознакомиться с данным договором в режиме онлайн;

5.9) копию решения КУАП № 7 от 16.04.2015, на основании которого вынесено распоряжение от 30.11.2022 № 2562;

5.10) письменные пояснения по факту установления, расчета процентных ставок, в том числе на дату 08.01.2023, 26.01.2023;

5.11) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

Для оперативного получения корреспонденции от Челябинского УФАС России в электронном виде можно подключить сервис «Электронные письма» АО «Почта России» (https://zakaznoe.pochta.ru/).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны