Решение б/н Решение № 1-04/15 от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      

                                                                                                                   г. Челябинск

 Резолютивная часть решения оглашена «19» мая 2015 года

 В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2015 года

 

              Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

  • < … >  - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

  • < … >  - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
  • < … >  - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

            в присутствии представителей ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области,

         рассмотрев дело № 1-04/15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

            

             В Челябинское УФАС России  поступило заявление гр. < … >  на действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившиеся в навязывании невыгодных условий проекта договора на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения от 11.07.2014 № 71 (далее - проект договора, Договор).

1

Согласно материалам заявления 18.07.2014 в адрес гр. < … > от ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на основании ранее поданного заявления поступил проект договора и технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительной сети № 368 (далее - технические условия).

Письмом исх. от 21.07.2014 гр. < … > обратился в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с замечаниями к проекту договора и требованием их устранить.

Согласно письму ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» от 14.08.2014 № 01/ВБ-27/2350 проект договора на подключение и технические условия к нему полностью соответствуют требованиям Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила). В данном письме ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» отметило, что ответ на обращение заявителя будет подготовлен филиалом и направлен дополнительно.

            Общество письмом исх. 22.08.2014 № 05/АК-08/482 сообщило гр.< … >  о том, что перечень мероприятий по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также   обязательства   сторон   по   выполнению   таких  мероприятий,  на  отсутствие которых в проекте договора сослался в своих замечаниях заявитель, указан в разделах 3, 5, 6 проекта договора.

        ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» отметило, что противоречия между техническими условиями и условиями Договора отсутствуют, так как технические параметры определяются позднее при проектировании, а не в договорных условиях.

Точка подключения определена согласно схеме газоснабжения данного участка  застройки  Розинского  сельского   поселения  Коркинского   муниципального

района Челябинской области.

            Тот факт, что окончательный размер платы по Договору подлежит определению   на основании утвержденных Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» стандартизированных тарифных ставок, исключает наличие затрат Исполнителя, не подтвержденных документально.

            Кроме того, письмо ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» содержало разъяснения по остальным замечаниям заявителя.

            Ряд поступивших замечаний учтен ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в дополнительном соглашении от 22.08.2014 № 1 к Договору. Так, изменена редакция пп. 3.1.1 п. 3.1 раздела 3 Договора, реквизиты Заказчика, редакция приложений № 1, 2, 3, 4 Приложений к Договору, редакция Технических условий.

            30.08.2014 гр. < … > направил в адрес ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» протокол разногласий от 29.08.2014 к Договору (далее - протокол разногласий), предложив со ссылкой на пп. «б» п. 5 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3, (далее - Методические указания) исключить из всего текста договора, в т.ч. пунктов 4.1, 4.3, словосочетание «по стандартизированным ставкам».

         В силу пп. «б» п. 5 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области  государственного регулирования тарифов

2

на очередной календарный год устанавливаются плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

          В силу п. 8 Методических указаний плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Методических указаний, устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей исходя из размера экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по установленной формуле.

            20.09.2014 в адрес гр. < … >  поступило письмо ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» исх. 17.09.2014 № 05/АК-01/500, которым последнее отказало во внесении изменений в проект договора.

            07.10.2014 разногласия, возникшие при заключении Договора, переданы гр. < … >  в антимонопольный орган.

        25.12.2014 Челябинское УФАС России в результате рассмотрения заявления гр. < … > . выдало ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» предупреждение № 56 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем установления в Договоре платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования в соответствии с п. 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, (далее - Основные положения) и направления в адрес гр. < … >  подписанного со стороны Общества Договора с внесенными внесенными изменениями в 2-х экземплярах.

             Письмом вх. 30.01.2015 № 1422 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»  отказало в исполнении выданного предупреждения.

             Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2015 по делу № А76-2156/2015 в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о признании недействительным предупреждения Челябинского УФАС России от 25.12.2014 № 56 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, отказано.

             В связи с неисполнением ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» выданного ему предупреждения Челябинское УФАС России, руководствуясь частью 8 статьи 391 Закона «О защите конкуренции», Приказом от 05.02.2015 № 28 возбудило дело № 1-04/15 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

     Заявитель на заседаниях Комиссии, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях, отметил следующее.

         3

     Размер платы за технологическое присоединение подлежит определению Ответчиком в соответствии с п. 26(22) Основных положений, поскольку в ста метрах от земельного участка находится газопровод низкого давления (не более 0,3 МПа), проложенный по ул. Энергетиков. Факт отсутствия пропускной способности данного газопровода для транспортировки заявленного объема газа ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» не подтвержден.

            Необходимость     строительства     распределительного    газопровода,    а     не газопровода-ввода    для    подключения    одного    индивидуального     жилого     дома отсутствует.

     Согласно п. 24 ГОСТа Р 53865-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения» газопровод-ввод - газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления. При этом протяженность и технические характеристики газопроводов-вводов не нормируются.

          Газопровод, строительство которого согласно догорным условиям осуществляет ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», является газопроводом-вводом. Обязанность по устройству пунктов редуцирования газа возложена на заказчика.

          Схема газоснабжения, утвержденная главой Розинского городского поселения, не является схемой газоснабжения, утвержденной в установленном законом порядке уполномоченным на это органом местного самоуправления (главой Коркинского городского округа Челябинской области), в связи с чем не может быть применена при определении точки подключения объектов капитального строительства к газопраспределительной сети.

          При таких условиях размер платы за подключение должен составлять от 20 до 50 тысяч рублей, однако, разногласия по цене договора отклонены ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».

 

       Представители ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на заседаниях Комиссии, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях, отметили следующее.

        Разногласия заявителя свидетельствуют об его намерении внести в договор изменения в части определения размера платы за подключение в соответствии с п. 26(22) Основных положений.

           Между тем, ведение проектирования и строительства сетей осуществляется в соответствии с утвержденной главой Розинского городского поселения схемой газоснабжения.

   Для подключения объекта капитального строительства заявителя к газораспределительной сети согласно указанной схеме необходимо стороительство не газопровода-ввода, а распределительного газопровода. В связи с чем, расчет платы за подключение подлежит расчету по утвержденным стандартизированным ставкам.

          Условия для применения при подключении объекта заявителя платы от 20 до 50 тысяч рублей отсутствуют.

          Представители ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» подтвердили факт нахождения на расстоянии не более 200 метров, измеряемом по прямой линии до газоиспользующего оборудования заявителя, газораспределительного газопровода, принадлежащего Обществу на основании договора аренды от 01.01.2007 №ДАГ-04-44-1005, заключенного с Администрацией городского поселения.

      Также представителями Общества не опровергнута фактическая возможность подключения  объекта  гр.  < … >   к  данному  газопроводу.

4

      Однако, исходя из схемы газоснабжения возможность подключения в указанную точку врезки, отсутствует.

 

       Представитель Администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях, отметил следующее.

        Схема газоснабжения Розинского городского поселения является действующей в отношении жилых домов по ул.ул. Ракетная, Звездная, пер.пер. Мечты, Архитекторский. Данная схема была разработана ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» и является приложением к акту выбора земельного участка для строительства газопровода.

 

        Изучив  материалы  дела,  заслушав  доводы  и   объяснения   сторон,   Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

            ОАО «Челябинскгазком» приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года № 417-э (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный № 19001) внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

            Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2013 года № 1484-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» организацию под регистрационным № 74.2.21 следует именовать ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» вместо ОАО «Челябинскгазком».

Следовательно, ОАО «Гапром газораспределение Челябинск», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии.

Кроме того, согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на данном товарном рынке признается доминирующим.

Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей транспортировки газа по трубопроводам (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по транспортировке газа по трубопроводам). Возможность заключения договора на транспортировку и поставку газа обусловлена необходимостью заключения обязательного   (в   силу   его  публичности)  для  газораспределительной  организации

5

договора на технологическое присоединение.

            То есть, услуги по осуществлению технологического присоединения являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

            Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», как сетевая организация, оказывающая услуги по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа и связанных с ними услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.     

            В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по траспортировке газа и технологическому присоединению к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

              2. Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

              Статьёй 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.   

              Так,  в соответствии с частью 1 статьи 10 и пунктом 3 части 1 статьи 10 указанного Закона запрещаются действия  (бездействие) занимающего   доминирующее  положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

       По смыслу положений статьи 10 ГК РФ, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» навязывание лицу невыгодных условий договора, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права лица либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для него условиях.

              Под навязыванием невыгодных контрагенту условий договора следует понимать направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются. Однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

             

6

              Исходя из арбитражной практики и здравого смысла отклонение протокола разногласий контрагента, а также отказ или длительное нерассмотрение протокола  разногласий/cогласования разногласий признается навязыванием условий договора.

            Из буквального толкования содержания пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» следует, что при квалификации нарушения по данному пункту доказыванию  антимонопольным  органом  подлежат  невыгодность  для   контрагента предлагаемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом условий (экономическая и технологическая необоснованность) и/или их не предусмотренность действующим законодательством, а также факт навязывания данных условий контрагенту.

              2.1. В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам).

            Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных,

но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила подключения, Правила).

            Согласно пп. «г» п. 83 Правил условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, отнесено к существенным условиям договора о подключении.

              В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

    Пунктом 26 (22) Основных положений предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

            Из буквального толкования приведенной нормы следует, что размер платы по технологическому присоединению устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей для заявителя, отвечающего следующим критериям:

           

7

            - максимальный расход газа не превышает 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей);

            - расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, измеряемое по прямой линии до точки подключения, составляет не более 200 метров;

            - проектное рабочее давление сети газораспределения не превышает 0,3 МПа;

     - мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа).

           Согласно п. 5 заявления гр. < … >  от 04.03.2014 о заключении договора на подключение планируемая величина максимального часового расхода газа составляет 4, 5 куб. метров в час.

         Направление       использования        газа:     пищеприготовление,      горячее водоснабжение, отопление.

     Согласно техническим условиям подключения, выданным гр. < … > ., максимальная нагрузка (часовой расход газа) составляет 3,1 куб. метров в час.

             П. 16 Протокола разногласий к договору на подключение гр. < … >  предложил изменить редакцию данного пункта технических условий, указав: «максимальная нагрузка (часовой расход газа): 4, 5 куб. метров в час».

             Согласно п. 4 дополнительного соглашения от 22.08.2014 № 1 к договору на подключение технические условия в части максимальной нагрузки (часовой расход газа) читать в следующей редакции: «максимальная нагрузка (часовой расход газа): 4, 5 куб. метров в час».

         Таким      образом,     максимальный     расход     газа      газоиспользующего оборудования заявителя,  планируемого  к  использованию  для  личных  и  иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не превышает 5 куб. метров в час.

         На расстоянии не более 200 метров от объекта капитального строительства гр. < … > , измеряемом по прямой линии до точки подключения (объекта капитального строительства заявителя), находится газопровод низкого давления, проложенный по ул. Энергетиков п. Роза г. Коркино Челябинской области, что подтверждено письменными пояснениями ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» (п. 4.4 письма вх. 05.03.2015 № 3346), спутниковыми снимками из сети «Интернет», письменными пояснениями гр. < … >  (письмо вх. 07.10.2014 № 15511, письмо от 30.08.2014, вх. 05.03.2015 № 3344), выкопировками с карты местности.

         Газопровод низкого давления по ул. Энергетиков п. Роза г. Коркино Челябинской области принадлежит ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на основании договора о передаче в аренду муниципального имущества от 01.01.2007 № 16ДАГ-04-44-1005 (далее - договор о передаче в аренду), заключенном между Обществом и Администрацией Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

         В силу дополнительного соглашения от 28.12.2007 № 1 к договору о передаче в аренду договор считается возобновленным на неопределенный срок, в случае, если ни одна из сторон не представит своего заявления об изменении либо об отказе от настоящего договора.

         8

          Согласно пп. 25 и 26 Приложения № 1 к договору о передаче в аренду «Перечень газораспределительных сетей Администрации Розинского сельского поселения Коркинского муниципального района, передаваемых в аренду ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», проектное рабочее давление газопроводов по ул. Энергетиков составляет 0, 003 и 0, 3 Мпа.

      В соответствии с пп. «а» п. 83 Правил перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий являются существенными условиями договора о подключении.

 Согласно п. 2.2 проекта договора о подключении комплекс мероприятий по технологическому присоединению объекта капитального строительства включает в себя:

  • выдачу технических условий;
  • разработку проектной документации (согласование и экспертиза (при необходимости);
  • выполнение строительно-монтажных работ по присоединению (врезка и пусконаладочные работы) объекта капитального строительства в газораспределительной сети Исполнителя;
  • ввод объека капитального строительства в эксплуатацию.

Пп. 3.1, 3.2 проекта договора о подключении, устанавливающие обязанности Заказчика и Исполнителя, а также технические условия не содержат положений об устройстве пунктов редуцирования газа.

Довод ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о том, что для подключения объекта заявителя необходимо строительство газораспределительного газопровода, а не газопровода-ввода, что обусловлено существующей схемой газоснабжения Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, подлежит отклонению по следующим основаниям.

         Пунктом 26 (22) Основных положений определено, что содержание выполняемых газораспределительной организацией мероприятий по подключению обусловлено  схемой газоснабжения территории поселения, утвержденной в установленном порядке.

        Письмом вх. 13.03.2015 № 3756 Администрация Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области сообщила о том, что схемы газоснабжения в Розинском городском поселении не имеется.

    Однако, представленная ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» схема газоснабжения от 2013 года согласована с филиалом Общества в г. Коркино и утверждена Главой Розинского городского поселения.

        Согласно пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение отображаются на картах планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; картах границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; картах функциональных зон поселения или городского округа, которые в силу ч. 3 ст. 23   Градостроительного кодекса РФ входят в состав генерального плана территории поселения.

     Согласно пп. 1 п. 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (далее - Инструкция) генеральный план    городских    и    сельских   поселений    -    градостроительная   документация   о

9

градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

            Согласно пп. 8 п. 3.1.5 Инструкции графические материалы генерального плана включают схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

   В силу пп. 13 п. 3.1.5 Инструкции на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.

            Допускается разработка раздельных схем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий по основным ее видам.

       П. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ определено, что генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

        Подготовка   и   утверждение   документов  территориального  планирования поселений  в силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

        Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

     В силу ст. 22 Устава Розинского городского поселения, принятого Решением Розинского поселкового Совета депутатов от 01 марта 2005 года № 351, (далее - Устав Розинского городского поселения) представительный орган поселения – совет депутатов Розинского городского поселения.

      Согласно  п.  4  ч.  1 ст.  23  Устава Розинского городского поселения в исключительной компетенции Совета депутатов Розинского городского поселения находятся принятие планов и программ развития Розинского городского поселения, утверждение отчетов об их исполнении.

 Глава Розинского городского поселения является в силу ч. 1 ст. 33 Устава Розинского городского поселения является высшим должностным лицом Розинского городского поселения.

        Кроме того, в силу пп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    Согласно п. 4 ст. 6 Устава Коркинского муниципального района, принятого решением Собрания депутатов Коркинского муниципального района от 16.06.2005 № 11, к вопросам местного значения относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

          10

      Согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Устава Розинского городского поселения к вопросам местного значения Розинского городского поселения относятся организация в границах Розинского городского поселения электро -, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

          Таким   образом,     схема    газоснабжения,    утвержденная   Главой    Розинского городского поселения, не является утвержденной в установленном законом порядке.

         В связи с чем, Комиссия, руководствуясь пунктом 26 (22) Основных положений, приходит к выводу о том, что плата за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего гр. < … > ,  должна составлять не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей.

       Между тем, как следует из фактических обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» включило в Договор пункты 4.1, 4.3, согласно которым плата, рассчитанная  на основании утвержденных ГК «ЕТО Челябинской области» стандартизированных тарифных ставок, составляет 953 694 руб. (девятьсот пятьдесят три тысячи шестьсот девяносто четыре рубля 00 копеек).

       Рассматриваемые условия Договора прямо противоречат пункту 26 (22) Основных положений и являются невыгодными для заявителя, что также подтверждаются письменными пояснениями гр. < … >

       3.  В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю  мотивированный  отказ  от  подписания  проекта  договора о

подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий (п. 77 Правил).

Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа.

 При направлении заявителем в течение 30 дней со дня получения от исполнителя проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении с предложениями заявителя по корректировке проекта договора о подключении исполнитель обязан в течение 30 дней со дня получения мотивированного отказа известить заявителя о принятии или об отклонении предложений заявителя (п. 79 Правил).

     При отклонении исполнителем указанных в пункте 79 настоящих Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении (п. 80 Правил).

   Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами (п. 104 Правил).

     Согласно материалам дела заявитель в протоколе разногласий в договору со ссылкой на пп. «б» п. 5 Методических указаний предложил исключить из всего текста договора, в т.ч. пунктов 4.1, 4.3, словосочетание «по стандартизированным ставкам».

         ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», рассмотрев протокол разногласий заявителя на проект договора, письмом исх. 17.09.2014 № 05/АК-01/500 отказало ему во внесении изменений в Договор.

     11

 

      Согласно п. 4.1 Договора предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) по настоящему Договору определен согласно действующей нормативной сметной документаци, в частности, по укрупненным сметным нормативам НЦП 81-02-15-2012) (Приложение 5) и составляет 953 694 руб. (девятьсот пятьдесят три тысячи шестьсот девяносто четыре рубля 00 копеек) в т.ч. НДС 18 % 145 478, 75 руб. (сто сорок пять тысяч четыреста семьдесят восемь рублей 75 копеек). Предварительный размер платы за подключение включает стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы (при необходимости) в размере 80 570 руб. (Восемьдесят тысяч пятьсот семьдесят рублей 00 копеек) в т.ч. НДС 18 % 12 290, 34 руб. (Двенадцать тысяч двести девяносто рублей 34 копейки).       

    Согласно п. 4.3 Договора окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) по настоящему Договору определяется после разработки и проведения экспертизы (при необходимости) проекта газоснабжения на основании утвержденных ГК «ЕТО Челябинской области» стандартизированных тарифных ставок. В случае изменения платы за подключение (технологическое присоединение), указанного в п. 4.1 настоящего Договора, Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему Договору.

      В возникших при заключении договора разногласиях, представленных на рассмотрение в антимонопольный орган, заявителем отмечено, что замечания, изложенные в протоколе разногласий, сводятся в т.ч. к предложению исключить из всего текста договора словосочетание «по стандартизированным ставкам», поскольку размер платы за технологическое присоединение принадлежащего ему газоиспользующего оборудования должен составлять от 20 до 50 тысяч рублей.

     Кроме того, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» сообщило в антимонопольный орган об отказе от исполнения предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  путем установления в Договоре условия о стоимости подключения (технологического присоединения) в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

            Полученные в рамках рассмотрения дела письменные и устные пояснения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»  свидетельствуют  о  несогласии  Общества внести в договор на подключение, заключаемый с гр. < … > , изменения в части, касающейся установления в нем платы в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

   На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по навязыванию гр. < … >  пунктов 4.1, 4.3 договора на подключение путем отказа от  установления в договоре платы в размере от 20 до 50 тысяч рублей вместо 953 694 руб., являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

       Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 (далее - постановление ВАС № 30) в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

       Вместе с тем, Комиссией установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», отказав заявителю в исключении из договора спорных условий и в исполнении   предупреждения    Челябинского   УФАС   России   об    установлении   в

договоре условия о стоимости подключения (технологического присоединения) в размере от 20 до 50 тысяч рублей, нарушило нормы действующего законодательства и создало неразумные ограничения по реализации  гр. < … >  гражданских прав в

12

выборе способов урегулирования возникших разногласий.

         ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», как экономически более сильная сторона гражданско-правовых отношений, отказав в приведении условий публичного договора в соответствие с действующим законодательством, предложив заявителю заключить договор на заведомо невыгодных и противоречащих Правилам условиях, вышло за пределы осуществления гражданских прав, что привело к ущемлению прав и законных интересов гр. < … > , запрет на которое установлен ст. 10 ГК РФ, пунктом 3 частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

    Кроме того, рассматриваемые действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ свободному перемещению товара - газа, обеспечение которого является одной из целей Федерального закона «О защите конкуренции».

      Комиссией установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий имело возможность и обязано было установить в договоре плату за подключение (технологическое присоединение) в размере от 20 до 50 тысяч рублей, однако им не были приняты соответствующие меры, что доказывает факт наличия у Общества вины в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

         Документов и сведений, подтверждающих наличие препятствий для совершения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» таких действий, Ответчиком в Челябинское УФАС России не представлено.

       Довод   об   отсутствии  у  Общества  технической  возможности  выполнить подключение по указанной цене подлежит отклонению по следующим основаниям.

      Исходя из п. 26(22) Основных положений газораспределительная организация определяет плату для категории потребителей, приведенной в указанной норме, в размере от 20 до 50 тысяч рублей независимо от выбранного технического решения подключения.

        Экономически обоснованные расходы газораспределительной организации на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей, подлежат компенсации на основании решения регулирующего органа.

          Согласно   п.   8    ст.   48   Градостроительного   Кодекса   РФ   организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

           Таким   образом,  ОАО   «Газпром   газораспределение    Челябинск»  обязано выполнить  подключение   объекта  капитального  строительства  гр. < … > по установленной п. 26(22) Основных положений плате, независимо от выбранного технического решения подключения и состава расходов на его осуществление.

           В связи  с  чем,  Комиссия приходит к выводу о доказанности материалами дела совокупности элементов состава  нарушения антимонопольного законодательства и квалифицирует действия действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившиеся в навязывании гр. < … >  пунктов 4.1, 4.3 договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 11.07.2014 № 71, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

        Поскольку нарушение антимонопольного законодательства и его последствия по состоянию на момент принятия настоящего решения не устранены, Комиссия приняла

13

решение о выдаче ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» соответствующего предписания.

 

            Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, 41.1, статьями 49, 50 Закона «О защите конкуренции»,   

 

РЕШИЛА:

 

             1. Признать действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившиеся в навязывании гр. < … >  пунктов 4.1, 4.3 договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети от 11.07.2014 № 71, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

            2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» предписание об устранении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и его последствий;

            3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  < … >

 

Члены Комиссии                                                                                              < … >

                                                                                                          

                                                                                                                      < … >

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Связанные организации

Связанные организации не указаны