Решение б/н Решение № 1-09-18.1/2015 по жалобе ООО «САВИТУР-Аудит» от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-09-18.1/2015

14 декабря 2015 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Челябинского УФАС России)  в составе:

Председателя Комиссии:

«….»

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«….»

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«….»

-

заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» (далее – Заявитель, Общество, Участник закупки, Податель жалобы) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения контракта на осуществление обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (извещение № 31502925714) (далее - Конкурс),  в присутствии представителей Областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области» (далее  - Заказчик, ОГУП «Обл.ЦТИ»), действующих на основании доверенностей от 19.11.2015 № 153, от 10.12.2015 б/н, в отсутствие представителей ООО «САВИТУР-Аудит» (после объявленного в заседании Комиссии Челябинского УФАС России перерыва),

УСТАНОВИЛА:

            В Челябинское УФАС России 03.12.2015 поступила жалоба ООО «САВИТУР-Аудит» на действия конкурсной комиссии при проведении рассматриваемого Конкурса, объявленного путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www. zakupki.gov.ru 05.11.2015 извещения о проведении Конкурса  и конкурсной документации.

            Начальная (максимальная) цены контракта – 700 000 рублей.

            Контракт на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014, 2015 годы/206 от 07.12.2015 заключен между Заказчиком и ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» на сумму 239 000 рублей.

            Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что конкурсная комиссия неправомерно приняла заявку ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» после начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, допустила к участию в Конкурсе ООО «Уральская Консалтинговая Компания «БухучетАудитСервис», поскольку заявка не была скреплена печатью общества и не подписана уполномоченным лицом.

            Кроме того, по мнению Общества, конкурсная комиссии при оценке заявок на участие в Конкурсе неправомерно указала, что участником закупки представлено лишь 7 (семь) договоров по подкритерию «Информация о ключевых клиентах участника размещения заказа…», поскольку в составе заявки прилагалось 43 (сорок три) договора.

            Также Податель жалобы полагает, что применение в качестве показателя критерия оценки заявок на участие в Конкурсе наличия у участника закупки сотрудников, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданного позднее 01.01.2011, неправомерно, поскольку является обязательным требованием к участникам закупки и не может являться оценочной категорией.

            Представители Общества до объявления перерыва в заседании Комиссии Челябинского УФАС России позицию, изложенную в жалобе, поддерживали в полном объеме, 11.12.2015 представили в адрес антимонопольного органа дополнительные письменные пояснения по доводам жалобы, а также ходатайство о расторжении контракта.

            Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. № 3137 от 10.12.2015), а также пояснили, что действия конкурсной комиссии, Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, возможность подачи заявки на участие в Конкурсе до начала процедуры вскрытия конвертов и обязанность конкурсной комиссии принять указанную заявку предусмотрена частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе.

            По мнению, представителей Заказчика, довод Заявителя о том, что заявка ООО «Уральская Консалтинговая Компания «БухучетАудитСервис» не была скреплена и подписана уполномоченным лицом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку заявка подписана участником закупки, но не скреплена печатью.

            Вместе с тем, Заказчик обратил внимание Комиссии Челябинского УФАС России на то, что каждый лист заявки подписан участником закупки и заверен печатью.

            Также представителями Заказчика сообщено об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушения законодательства о контрактной системе, связанных с оценкой заявок на участие в Конкурсе, все 43 договора, представленные ООО «САВИТУР-Аудит», не оценивались, поскольку для получения максимального балла по показателю критерия оценки заявок «Информация о ключевых клиентах участника размещения заказа…» достаточно было представить 7 договоров.

            Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «САВИТУР-Аудит», проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

            1. В силу пункта 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении Конкурса должно содержать способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.

            После даты размещения извещения о проведении открытого конкурса заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. При этом конкурсная документация предоставляется в форме документа на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если данная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в извещении о проведении открытого конкурса, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа. Размер данной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы, за исключением платы, которая может взиматься за предоставление конкурсной документации на электронном носителе.

            Таким образом, законодательством о контрактной системе не только обязывает Заказчика размещать конкурсную документацию в единой информационной системе, но и предоставлять указанную документацию участникам закупки на бумажном носителе или в форме электронного документа.

            В нарушение пункта 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлен порядок и место предоставления участникам конкурсной документации на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, а только путем скачивания и ознакомления с официального сайта в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru, что и так предусмотрено частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.

            2. В нарушение пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса отсутствуют реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников Конкурса.

            3. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении Конкурса должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.

            3.1. Пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе регламентирует обязанность Заказчика указать в извещении об осуществлении закупки сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

            3.1.1. В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса отсутствуют сроки (график) оказания услуг.

            3.2.2. В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса отсутствуют сведения об источнике финансирования.

            3.2. Пункт 7 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49  Закона о контрактной системе предусматривает, что извещение о проведении Конкурса должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.

            В нарушение пункта 7 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе указанная информация в извещении о проведении Конкурса отсутствует.

            3.3. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Конкурса должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

            В нарушение пункта 8 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе указанная информация в извещении о проведении Конкурса отсутствует.

            4. В нарушение части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в конкурсной документации Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о том, что они не должны быть офшорными компаниями.

            5.  В нарушение части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку по условиям проекта контракта не предусмотрено приобретение Заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности.

            6. В нарушение пункта 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствует порядок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки на участие в Конкурсе.

            7. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «а» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не предусмотрено требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе наименования, фирменного наименования (при наличии), места нахождения, почтового адреса (для юридического лица), идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортных данных, места жительства (для физического лица), номера контактного телефона.

8. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиков в конкурсной документации не предусмотрено право предоставить в составе заявки на участие в Конкурсе выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

            9. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствует исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению участникам закупки в составе заявки в качеств подтверждения своего соответствия требованиям, установленным Заказчиком по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            10. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не конкретизировано требование к составу заявки на участие в Конкурсе в части представления участникам закупки декларации о своем соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            11. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «е» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о представлении в составе заявке на участие в Конкурсе решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

            12. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о представлении в составе заявке на участие в Конкурсе предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.

            13. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о представлении в составе заявке на участие в Конкурсе в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.

            14. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о представлении в составе заявке на участие в Конкурсе  документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).

            15. В нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления  участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации.

            16. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 50, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствуют требования к обеспечению исполнения контракта, предусмотренные частями 2,3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

            17. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

            Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

            Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

            Пунктом 27 Правил регламентировано, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

            Пунктом 11 Правил установлено, что Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.

            Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе (Правилами), за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе.

            17.1 Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, их содержание, значимости и порядок оценки приведены Заказчиков в разделе 7 конкурсной документации.

            Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: Цена контракта  - 80 %; Качество работ, услуг и (или) квалификация участника – 20 %.

            Приложение к Правилам не предусматривает возможность Заказчика устанавливать величины значимости критериев, соответствующих тем, что определены в конкурсной документации.

            Ввиду того, что объект закупки предполагает оказание услуг, Заказчик обязан был установить следующие величины значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе: Цена контракта – 60 %, не стоимостной критерий - 40 %.

            Таким образом, Заказчиком при установлении величин значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе нарушены пункт 9 части 1 статьи 50, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 11 Правил.

            Кроме того, Заказчиком предусмотрен критерий «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника размещения заказа», что нарушает часть 1 статьи 32, пункт 4 Правил.

            17.2 Заказчиком в качестве показателя по не стоимостному критерию оценки заявок предусмотрена оценка участников закупки по квалификации персонала, заявленного к участию в проверке (сведения об образовании, опыте привлекаемых специалистов).

            В порядке оценки заявок на участие в Конкурсе установлено, что при оценке заявок конкурсной комиссией будут приниматься во внимание документально подтвержденная информация (копии квалификационных аттестатов, копии документов об образовании специалистов (дипломы), а также установлено, что при наличии опыта работы в сфере аудиторской деятельности у всего персонала участника заказа, заявленного к участию в проведении проверки, более 5 лет начисляется 20 баллов.

            Вместе с тем, в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не установлен перечень документов и информации, которую участник закупки может представить в качестве подтверждения наличия у персонала опыта работы в сфере аудиторской деятельности.

            17.2 Заказчиком в качестве показателя по не стоимостному критерию оценки заявок предусмотрена оценка участников закупки по информации о ключевых клиентах участника закупки.

            Вместе с тем, пункт 27 Правил не предусматривает право Заказчика устанавливать такой показатель не стоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе (в перечне показателей отсутствует).

            В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком не раскрыто понятие «ключевой клиент».

            Согласно конкурсной документации участники по указанному показателю в качестве наличия ключевых клиентов должны представить список организаций.

            Вместе с тем, список организаций не позволяет оценить заявки на участие в Конкурсе на предмет наличия у указанных в списке организаций в уставных (складочных) капиталах, фондах доли государственной собственности не менее 25 %, которым в период с 2008 по 2014 годы оказывались аудиторские услуги.

            17.3. Заказчиком в качестве показателя по не стоимостному критерию оценки заявок предусмотрена оценка участников закупки по наличию квалификационного аттестата аудитора, выданного позднее 01.01.2011.

            Вместе с тем, наличие квалификационного аттестата у аудиторов, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального, в силу статей 4, частей 2,3,4 статьи 5, статьи  18 Закона об аудиторской деятельности является обязательным требованием к результату исполнения контракта, поскольку отражает потребность Заказчика в получении заключения, подписанного аудитором, имеющим квалификационный аттестат аудитора, выданный позднее 01.01.2011, и не может являться критерием оценки заявок на участие в Конкурсе.

            Указанное условие исполнения контракта должно быть указано Заказчиком в проекте контракта и заключенном контракте.

            Следовательно, Заказчиком нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

            18. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

            При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.

            По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации (часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе).

            Пунктом 4 Информационной карты конкурсной документации установлены места оказания услуг в зависимости от этапов оказания услуг.

Так по первому этапу местом оказания услуг являются г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 75 а (Челябинское управление и Центр), филиалы: Коркинский – Челябинская область, г. Коркино, Копейский – Челябинская область, г. Копейск, Красноармейский – Челябинская область, Красноармейский район, с. Миасское, Кунашакский  - Челябинская область, с. Кунашак, Чебаркульский – Челябинская область, г. Чебаркуль.

По второму этапу место оказания услуг являются г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 75 а (Челябинское управление и Центр), филиалы: Каслинский  - Челябинская область, г. Касли, Кыштымский  - Челябинская область, г. Кыштым, Миасский – Челябинская область, г. Миасс, Пластовский – Челябинская область, г. Пласт, Увельский  - Челябинская область, п. Увелка.

В силу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание конкурсной документации, проекта контракта, извещения о проведении Конкурса являются офертой и содержат существенные условия договора, определенные в силу пункта 2 статьи 42, статьи 33 Закона о контрактной системе (описание объекта закупки, место оказания услуг, срок оказания услуг).

Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью конкурсной документации, а, следовательно, должен содержать все существенные условия договора.

            Вместе с тем, проект контракта в нарушение части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не содержал условия о месте оказания услуг.

            Следует отметить, что условие исполнения контракта относительно места оказания услуг не нашло отражения и в заключенном между Заказчиком и ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» контракте от 07.12.2015.

            Таким образом, Заказчиком нарушены часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.

            19. В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и заключенном контракте отсутствует размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, установленный пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – ПП РФ № 1063).

            20. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и заключенном контракта отсутствует формула расчета пени за просрочку исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, предусмотренная пунктами 6-8 ПП РФ № 1063.

            21. В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и заключенном контракте отсутствует размер штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, установленный пунктом 4 ПП РФ № 1063.

            22. В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 10.2 проекта контракта установлен срок окончания действия контракта («действие контракта заканчивается после выполненных работ и полной оплаты аудиторской проверки и прекращается до полного исполнения обязательств сторонами»), не позволяющий предложить в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию со сроком действия на один месяц превышающий срок действия контракта.

            Изложение в проекте контракта срока окончания действия контракта указанным образом не обладает в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации признаком неизбежности наступления события.

            23. Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации.

            Частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе определено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.

            Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа (часть 4 статьи 52 Закона о контрактной системе).

            Согласно аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе заявка ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» подана после объявления конкурсной комиссией прав участников закупки на подачу заявки, отзыв или внесение изменений в заявки, что соответствует части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе.

            В нарушение части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссией не объявила последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.

            Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол (часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе).

             В нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией не оглашались следующие сведения, документы и информация:

1) почтовый адрес каждого участника открытого конкурса;

2) наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией по критериям оценки заявок на участие в Конкурсе (сведения об образовании, опыт привлекаемых специалистов, наличие/отсутствие дипломов, список организаций (ключевых клиентов) в уставных (складочных) капиталах, фондах доли государственной собственности не менее 25 %, которым в период с 2008 по 2014 годы оказывались аудиторские услуги, наличие /отсутствие квалификационного аттестата аудитора, выданного позднее 01.01.2011 года (аттестатов нового образца).

            Следует отметить, что в протокол вскрытия конвертов на участие в Конкурсе от 25.11.2015 конкурсной комиссией внесены по каждой заявке сведения о количестве аудиторов, договоров, без указания иной информации, предусмотренной конкурсной документацией.

            Однако указанные сведения при вскрытии конвертов не оглашались, что подтверждается аудиозаписью вскрытия конвертов от 25.11.2015.

            24. Из протокола вскрытия конвертов на участие в Конкурсе от 25.11.2015 следует, что на участие в Конкурсе поступило 4 заявки от следующих участников закупки: ООО Аудиторская фирма «ВнешЭкономАудит», ООО «САВИТУР-Аудит», ООО Уральская Консалтинговая Компания «БухучетАудитСервис», ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры».

            В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 27.11.2015 все участники закупки допущены к участию в Конкурсе, победителем Конкурса признано ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры».

24.1 Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).

            Согласно пункту 4.4 раздела 4 конкурсной документации все листы на участие в Конкурсе должны быть сброшюрованы, пронумерованы, прошиты, подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки и скреплены печатью участника закупки.

            24.1.1. Как следует из материалов дела, подтверждено оригиналами заявок и не отрицается представителями Заказчика, заявка на участие в Конкурсе ООО Уральская Консалтинговая Компания «БухучетАудитСервис» не была скреплена печатью Общества.

            Вместе с тем, конкурсная комиссия, несмотря на требования к оформлению заявки, установленные пунктом 4.4 раздела 4 конкурсной документации, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно признала заявку надлежащей и допустила указанного участника закупки к участию в Конкурсе.

            Следует отметить, что Заказчиком в нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе неправомерно установлено императивное требование о скреплении заявки печатью участника закупки, поскольку в силу действующего законодательства о контрактной системе заявка скрепляется печатью только при наличии печати у юридического лица.

            24.1.2. Доводы Заявителя о том, что конкурсная комиссия неправомерно допустила к участию в Конкурсе ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» в связи с тем, что платежное поручение, представленное указанным участником закупки в качестве документа об обеспечении исполнения контракта, не было заверено банком, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку в составе конкурсной документации требования о представлении платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка отсутствовало (как указано в пункте 14 мотивировочной части настоящего решения в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).

            24.2. Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе).

            Законодательство о контрактной системе не устанавливает права конкурсной комиссии исследовать документы, информацию и  сведения, не содержащиеся в составе заявок на участие в Конкурсе, при оценке заявок на участие в Конкурсе.

            Как установлено материалами дела, подтверждено представителями Заказчика на заседании комиссии, по показателю 2 «Информация о ключевых клиентах» участниками закупки не представлялись документы и сведения, свидетельствующие о наличии у указанных ими в составе заявки организаций в уставных (складочных) капиталах, фондах доли государственной собственности не менее 25 %.

            Указанные сведения получены конкурсной комиссией самостоятельно, что противоречит требованиям части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.

            Следует отметить, что конкурсной комиссией по указанному показателю нестоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе всем участникам закупки присвоены баллы (ООО Аудиторской фирме «ВнешЭкономАудит» - 40 баллов, ООО «САВИТУР-Аудит» - 40 баллов, ООО УКК «БухучетАудитСервис» - 20 баллов, ООО «Аудиторская фирма «Ярина и Партнеры» - 20 баллов), что не соответствует порядку оценки заявок на участие в Конкурсе, установленному в конкурсной документации и части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявок на участие в Конкурсе участниками закупки не представлены сведения о наличии у организаций, в отношении которых осуществлялась аудиторская деятельность, в уставных (складочных) капиталах, фондах доли государственной собственности не менее 25 %.

            Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:

1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;

2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;

3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;

4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;

5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;

6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;

7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;

8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.   

            В нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурс от 27.11.2015 не содержит порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

            25. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.

            Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 27.11.2015 размещен в единой информационной системе 27.11.2015.

            Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

            Таким образом, в силу части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт по результатам рассматриваемого Конкурса мог быть заключен только 08.12.2015.

            Из материалов дела следует, что Челябинским УФАС России 07.12.2015 в 15:23 по факсимильной связи ОГУП «Обл.ЦТИ» направлено уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы ООО «САВИТУР-Аудит», в котором указано о приостановлении проведения конкурса в части подписания контракта Заказчиком до рассмотрения жалобы по существу с учетом положений частей 18,19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

            Вместе с тем, нарушение Заказчиком сроков заключения контракта, предусмотренных части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, не позволило Комиссии Челябинского УФАС России выдать Заказчику, конкурсной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Конкурса.

            26. В силу части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация должны содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

            Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

            Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) предусмотрено, что под аудиторской  деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

            Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (часть 1 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности).

            Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является (часть 2 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности).

            Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (часть 1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности).

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций (часть 2 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности).

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 Закона об аудиторской деятельности, если иное не предусмотрено Закона об аудиторской деятельности (часть 4 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности).

В нарушение части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации неправомерно ограничен круг участников закупки только аудиторскими организациями, поскольку оказать услуги, являющиеся объектом закупки вправе также индивидуальный аудитор, получившей квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Кроме того, в нарушение указанных положений Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, которые являются индивидуальными аудиторами.

27. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев ходатайство ООО «САВИТУР - Аудит» о расторжении договора в порядке, предусмотренном статьей 23 Закона о  защите конкуренции, отказывает в удовлетворении указанного ходатайства, поскольку право антимонопольного органа на выдачу такого предписания частью 20 статьи 18.1 Закона о контрактной системе не предусмотрена.

            Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при рассмотрении жалобы, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

          1.  Признать доводы жалобы ООО «САВИТУР-Аудит» на действия конкурсной комиссии не обоснованными, на действия Заказчика в части отсутствия требований о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих обеспечение исполнения контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе, неправомерного установления в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок наличие квалификационного аттестата аудитора, выданного позднее 01.01.2011 обоснованными.

         2. Признать в действиях Заказчика нарушения часть 2 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 31, части 1, 9 статьи 32, частей 1,5,7,8 статьи 34, пунктов 2,7,8 статьи 42, пунктов 1,2,3,9 части 3 статьи 49,  пунктов 4,7,8,9,11 части 1 статьи  50, части 1 статьи 50, подпунктов «а», «б», «г», «е» пункта 1, пунктов 2,4,5 части 2 статьи 51, частей 1,2 статьи 54  Закона о контрактной системе, пунктов 4,11,27 Правил.

         3. Признать в действия конкурсной комиссии нарушения частей 3,6 статьи 52, частей 3,5,10 статьи 53 Закона о контрактной системе.

         4. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Конкурса Заказчику, конкурсной комиссии не выдавать в связи с заключением по результатам Конкурса контракта.

Связанные организации

Связанные организации не указаны