Решение б/н Решение № 1-2015 от 8 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
17 марта 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя
Управления - начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией,
Члены Комиссии: <…>, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист-эксперт
отдела контроля закупок для государственных
и муниципальных нужд
<…> , специалист 1-го разряда
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 1-2015, возбужденное по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона «О рекламе» по заявлению ООО «ИФК «Титан» по факту распространения на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ рекламы службы заказа такси «Лидер», в присутствии
Заявителя, директора общества с ограниченной ответственностью «ИФК «Титан» (далее - ООО «ИФК «Титан») <…>,
представителя общества с ограниченной ответственностью «Лидер Челябинск» (далее – ООО «Лидер Челябинск») <…> по доверенности от 05.03.2015,
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>), надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела и не заявившей ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие,
<…>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
Управления транспорта Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО ИФК «Титан» о принятии мер к владельцу такси «Лидер», который, по мнению заявителя, является нелегальным перевозчиком, при этом активно распространяет рекламу в сети Интернет и на дисконтных картах, которые раздаются в парфюмерном супермаркете «Золотое яблоко», гипермаркете «Молл», ТРК «Куба», в которой позиционирует себя как надежный перевозчик. К заявлению приложены скрин-шоты Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ и копия дисконтной карты.
Проверка Челябинского УФАС России показала, что размещением рекламных материалов на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru занималась ИП <…>, а дисконтные карты «Лидер» распространялись в магазинах и торгово-развлекательных центрах по договорам, заключенным ООО «Лидер Челябинск» с ООО «Молл», ЗАО «Синема Парк», ООО «РК Компании» соответственно.
ИП <…> пояснила, что заключила договор с Титаевым А.А. на размещение рекламы «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере» на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru. Согласованный текст рекламы содержал сведения «Сроки проведения акции – с 15 марта 2014 года по 1 сентября 2019 года включительно. Информация об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения – на сайте Chel.rutaxi.ru». Однако обновление программного обеспечения на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru повлекло за собой последствия, когда текст о сроках проведения такого мероприятия, а также об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, стал недоступен для пользователей. Данная ошибка была устранена незамедлительно, после её обнаружения. ИП <…> представила скрин-шоты Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ об устранении нарушения рекламного законодательства.
<…> представил письменные объяснения, в которых указал, что является единственным учредителем ООО «Лидер Челябинск» и в целях продвижения услуг ООО «Лидер Челябинск» по собственной инициативе и за счет собственных средств заключил договор о размещении на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline рекламы акции под заголовком «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере». Считает, что рекламный материал был оформлен в полном соответствии с требованиями рекламного законодательства.
ООО «Лидер Челябинск» в объяснениях указало, что в рекламе и при осуществлении своей деятельности использует коммерческое обозначение «Диспетчерская служба Лидер». Пояснило, что распространяло дисконтные карты с рекламой диспетчерской службы, а не услуг такси. Считает, что ООО «Лидер Челябинск» не оказывает услуги такси, услуги перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом и услуги по договорам фрахтования, а является информационной службой, единственным видом деятельности которой является сбор, обработка данных (информации), формирования и обновление базы данных заявок на осуществление перевозок.
Относительно договора, представленного заявителем, ООО «Лидер Челябинск» указало, что договор заключен на организацию перевозки, а не на оказание услуг перевозки такси. Полагает, что услуги организации перевозки по данному договору не предоставлялись, так как после заключения договора оплата не поступила.
Управление транспорта Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по запросу Челябинского УФАС России представило сведения о том, что разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ООО «Лидер Челябинск» не выдавались.
Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав ООО ИФК «Титан» и ООО «Лидер Челябинск» Комиссия приходит к следующим выводам.
Требование заявителя о принятии мер к перевозчикам пассажиров и багажа легковым такси, осуществляющим деятельность без разрешения, не подлежит разрешению в рамках дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является реклама, указанная в заявлении ООО ИФК «Титан».
На Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ в октябре 2014 года размещалась реклама под заголовком «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере». В рекламе присутствуют сведения о службе заказа такси «Лидер», о розыгрыше призов с участием клиентов, совершивших поездку по акции «Призовая клубная карта», а также с участием клиентов, оформивших заявку через сайт «Лидера» или через мобильное приложение либо отправив СМС-сообщение.
Также на дисконтных картах размещалась реклама «…закажи такси еще быстрее 21-12-444… *База данных такси…», «Размещайте заказ такси по номеру 211-2-444…», распространяемая в марте 2014 года в кинотеатре «Синема Парк» (г. Челябинск, ул. Артиллерийская, 136), в марте и июле 2014 года в Парфюмерном супермаркете «Золотое Яблоко» (г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 26), с июля по декабрь 2014 года в магазинах «Молния» г. Челябинска.
Реклама, размещенная на Интернет-сайте и на дисконтных картах, содержит сведения о службе заказа «Лидер», а не о перевозке такси «Лидер», о чем свидетельствуют присутствующая в ней информация «служба заказа такси «Лидер», «Лидер БД*такси», «закажи такси», «База данных такси».
Федеральный закон «О рекламе» не содержит специальных требований к рекламе службы заказа такси, следовательно, само по себе размещение рекламы службы заказа такси не противоречит законодательству о рекламе.
Вместе с тем, в рекламе должны быть соблюдены требования Федерального закона «О рекламе».
Указанный в рекламе «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере», размещенной на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/, розыгрыш призов с участием клиентов, совершивших поездку по акции «Призовая клубная карта», а также с участием клиентов, оформивших заявку через сайт «Лидера» или через мобильное приложение либо посредством отправки СМС-сообщения, является стимулирующим мероприятием, поскольку условием участия в нём является поездка на такси «Лидер».
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере, размещенной на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru/text/newsline/ не указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, в связи с чем, реклама нарушает статью 9 Федерального закона «О рекламе».
Частью 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ИП <…>, как лицо, разместившее на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru рекламу стимулирующего мероприятия службы заказа такси «Лидер».
Рекламодателем является <…>, заключивший договор с <…> на размещение рекламы.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что ИП <…> прекратила размещение ненадлежащей рекламы и изменила содержание рекламы на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru, что подтверждается скрин-шотами страниц Интернет-сайта http://chelyabinsk.ru, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.
Комиссия также не усматривает оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <…>.
Так, <…> предоставил ИП <…> макет рекламы «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере», в котором были указаны сроки проведения мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. ИП <…> приняла данный макет, согласовала его с <…>, однако не обеспечила надлежащее техническое обеспечение своей деятельности и допустила размещение в октябре 2014 года на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru рекламы с нарушением требований статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу стимулирующего мероприятия службы заказа такси «Лидер» под заголовком «Кто улетит в Париж за поездку на «Лидере», размещенную на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru, в которой не указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 года.