Решение б/н Решение по делу № 1-ВП/2016 от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

05 февраля 2016 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

    Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    «…»    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    «…»    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    «…»    -    заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО «Триумф» (далее – Заявитель, Общество), провела внеплановую проверку действий Государственного бюджетного учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» (далее – Организатор Аукциона, ГБУЗ «ЧОДКБ»), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» (далее – Заказчик Аукциона, ГБУЗ «ЧОКОД»), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» (далее – Заказчик Аукциона, ГБУЗ «ЧОКБ»), аукционной комиссии по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку томографов  (извещение № 0369200004115000469)  (далее - Аукцион), в присутствии (после объявленного перерыва):
представителя ГБУЗ «ЧОКОД», действующего на основании доверенности от 12.01.2016;
представителей ГБУЗ «ЧОДКБ», действующих на основании доверенностей от 11.01.2016, 12.01.2016;
представителей ГБУЗ «ЧОКБ», действующих на основании доверенностей от 11.01.2016,
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
    В Челябинское УФАС России 28.12.2015 поступила жалоба ООО «Триумф»  (вх. № 19229 от 28.12.2015) на действия заказчиков Аукциона, Организатора Аукциона при проведении рассматриваемого Аукциона.
    Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 29.12.2016 № 9-ж/2016 на основании части 4, пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена Заявителю в связи с пропуском срока обжалования положений документации об Аукционе.
    Однако на основании информации о нарушении Заказчиками Аукциона, Организатором Аукциона законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО «Триумф», антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.
    Согласно материалам дела, Заказчиками и Организатором Аукциона объявлено о проведении Аукциона 12.12.2015 путем размещения извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.
    Начальная (максимальная) цена контракта (общая)– 274 000 000,00 рублей.
    Начальная (максимальная) цена контракта ГБУЗ «ЧОДКБ» - 62 000 000,00 рублей.
    Начальная (максимальная) цена контракта ГБУЗ «ЧОКОД» - 42 000 000,00 рублей.
    Начальная (максимальная) цена контракта ГБУЗ «ЧОКБ» - 170 000 000,00 рублей.
    Контракт №  2015.561540 от 11.01.2016 заключен между ГБУЗ «ЧОДКБ» и ООО «Хайнеманн Медицинтехник» на сумму 62 000 000,00 рублей.
    Контракт №  2015.560914 от 11.01.2016 заключен между ГБУЗ «ЧОКОД»  и ООО «Хайнеманн Медицинтехник» на сумму 42 000 000,00 рублей.
    Контракт № 2015.561534 от 11.01.2016 заключен между ГБУЗ «ЧОКБ» и ООО «Хайнеманн Медицинтехник» на сумму 170 000 000,00 рублей.
          Согласно доводам Заявителя, Заказчиками Аукциона в нарушение частей 1,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статей 8,25 Закона о контрактной системе неправомерно в один лот включены магнитно-резонансные и компьютерные томографы, отличающиеся по методам работы, что приводит к ограничению количества участников Аукциона и нецелевому использованию бюджетных средств.
    Представители Заявителя на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств об отложении заседания не заявили.
    Представители ГБУЗ «ЧОДКБ», ГБУЗ «ЧОКОД», ГБУЗ «ЧОКБ» с доводами Заявителя не согласились, пояснили, что совместный Аукцион проведен с соблюдением требований статьи 25 Закона о контрактной системе, работа всех закупаемых томографов объединена единым методом томографии, описание объекта закупки приведено с учетом специфики деятельности каждого учреждения здравоохранения, которая выражена в необходимости установки производителем оборудования различного программного обеспечения.
    Проведение совместного Аукциона обусловлено необходимостью экономии бюджетных средств, а также невозможностью осуществления закупки томографов каждым учреждением здравоохранения в связи с удорожанием оборудования, что подтверждается письмами производителей, коммерческими предложениями ООО «ФИЛИПС», ООО «АнЛаМед», ООО «Медпроект-Зауралье», ООО «Уральская компания».
    Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
    Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.    В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
    Аналогичное правило установлено и пунктами 2,3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее – ПП РФ № 1088).
    Как следует из извещения о проведении Аукциона, пункта 2 Информационной карты документации об Аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка томографов в количестве 4 единиц.
    Описание объекта закупки приведено Организатором торгов в Приложении № 1 к Информационной карте документации об Аукционе «Наименование и описание объекта закупки» (далее – Техническое задание).
    Из содержания Технического задания следует, что ГБУЗ «ЧОДКБ» требуется магнитно-резонансный томограф (далее - МРТ) и компьютерный томограф (далее - КТ),  ГБУЗ «ЧОДКБ» - МРТ, ГБУЗ «ЧОКОД» - широкоапертурный мультисрезовый компьютерный рентгеновский томограф.
    Принцип работы магнитно-резонансного томографа основан на постоянном или пульсирующем магнитном поле и радиочастотном излучении, информативен при диагностике опухолевых заболеваний и определении стадий раковых заболеваний, исследовании гипофиза, внутричерепных нервов, связочного аппарата и иных мягких тканей организма.    
В компьютерных томографах используется рентгеновское излучение, которое позволяет эффективно исследовать костные образования и информативен при диагностике поражений височных костей, костей основания черепа, зубов, заболеваниях позвоночника и суставов (в части костной ткани), травм мозга и внутричерепных гематомах, аневризмах, травматических повреждениях скелета; первичных и вторичных поражения опухолями костной ткани, заболеваниях брюшной полости и органов малого таза, атеросклеротических сосудистых изменениях,  болезнях легких и т.д.
    Метод основан на измерении и сложной компьютерной обработке разности ослабления рентгеновского излучения различными по плотности тканями.
    Из Технического задания следует, что требующиеся Заказчикам Аукциона томографы отличаются также по требованиям к программному обеспечению, подлежащему установке с учетом специфики деятельности каждого учреждения здравоохранения.
    Так, ТЗ предусмотрено, что заказчикам Аукциона требуются следующие пакеты протоколов (программное обеспечение):
1) ГБУЗ «ЧОКБ»: МРТ с пакетом протоколов нейровизуализации для исследования головы и позвоночника (эхо-планарная визуализация головного мозга, 2D и 3D протоколы исследования отделов позвоночника для Т2-взвешенной визуализации с подавлением артефактов пульсации СМЖ в шейном отделе позвоночника и т.д.), для МР ангиографии артерий и вен, как с контрастным усилением, так и без использования контрастного вещества, кардиовизуализации (исследование морфологии сердца, миокардитов, фиброзно-жировой дегенерации, острого инфаркта миокарда оценка функций желудочков и клапанов сердца и т.д.), для визуализации абдоминальной и тазовой областей, ортопедии, всего тела, онкологии, включая скрининга метастазов, экспертных МР исследований молочных желез, предстательной железы, для удобства проведения научных исследований и специализированной обработки результатов сканирования, оптимизированные клинические приложения, программные пакеты трехмерной и специализированной постобработки массивов изображений, для просмотра и анализа динамических серий (кино) и больших объемов МР данных при кардиологических и прочих исследованиях и т.д.;
2) ГБУЗ «ЧОКБ»: КТ с программным обеспечением для анализа сосудов, узелковых образований и легких, КТ изображений печени с целью планирования хирургических вмешательств и трансплантации, КТ-изображений, собранных в режиме двухэнергетического сканирования, оценки общей перфузии и перфузии печени, эмфиземы легких, для проведения виртуальной колоноскопии, челюстно-лицевой визуализации, кардиологии и т.д.;
3) ГБУЗ «ЧОДКБ»: МРТ с программным обеспечением для проведения импульсной последовательности, программные пакеты протоколов сканирования (ИП спин-эхо, быстрого спин-эхо, спектральной инверсии липидов, ИП эхопланарной визуализации, для нейровизуализации (исследование головного мозга, позвоночника), перфузии головного мозга, визуализации направленной диффузии (диффузионнай тензор), МР-урографии, для онкологии, скрининга метастазов, визуализации всего тела, предстательной железы, матки, динамического контрастирования внутренних органов, ортопедии, для визуализации плечевого, локтевого, лучезапястного, тозобедренного, коленного, голеностопного и височно-нижнечелюстного сустава, стопы, специальный пакет для педиатрических протоколов, адаптированный для детей разного возраста, особенно для нейроисследований, для интерактивной визуализации сосудов, мульти-планарной реконструкции и т.д.);
4) ГБУЗ «ЧОКОД»: широкоапертурный мультисрезовый компьютерный рентгеновский томограф: программное обеспечение для анализа узелковых образований легких, для оценки перфузии внутренних органов, в том числе головного мозга, для подавления артефактов от массива костей и металла, КТ-ангиография, специализированные низкодозные педиатрические протоколы сканирования.
    При изучении Технического задания антимонопольным органом установлено, что заказчикам Аукциона к поставке необходимы томографы различной ценовой категории с различными технологическими, функциональными, эксплуатационными характеристиками (по принципу работы, программному обеспечению (перечню программных пакетов), то есть не являющиеся одним и тем же товаром (единым для всех заказчиков), что противоречит части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, пункту 2  ПП РФ № 1088.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
    В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, распространяют свое действие и антимонопольные требования  к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
    Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
    Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
    При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только  технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в Аукционе.
    Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
    Таким образом, взаимозаменяемость – это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
    При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
-    техническая однородность;
-    потребительское назначение;
-    взаимозаменяемость.
    Согласно документации об Аукционе, начальная (максимальная) цена контракта (общая) составляет 274 000 000,00 рублей.  
    Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров требует от потенциальных участников Аукциона наличия большого объема финансовых ресурсов.
    Подобное формирование лотов способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между  хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям  законодательства о контрактной системе, в том числе не способствует снижению цены контракта на Аукционе.
    В нарушение частей 1,3 статьи 17, части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции в один лот по совместному Аукциону включены томографы, технологически и функционально не связанные между собой (отсутствует техническая однородность томографов, один томограф невозможно заменить на другой в рамках лота в связи со спецификой его использования учреждением здравоохранения).
Кроме того, по условиям извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе приобретаемые томографы поставляются в различные учреждения здравоохранения  (места поставки указаны в пункте 5 Информационной карты документации об Аукционе) и подлежат использованию Заказчиками Аукциона отдельно друг от друга.
    Доводы представителей Заказчиков Аукциона, Организатора Аукциона о том, что все закупаемые томографы в дальнейшем будут включены в медицинскую информационную систему посредством использования программных пакетов и  формата DICOM не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку содержанием документации об Аукционе и материалами дела указанные доводы не подтверждаются.
    Как следует из материалов дела, Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта изучался рынок медицинского оборудования путем направления запросов производителям, официальным дилерам или представителям производителей на территории Российской Федерации, поставщикам.
    Так, ООО «Медпроект-Зауралье» (исх. № 126 от 26.10.2015) в коммерческом предложении указало на возможность поставки для ГБУЗ «ЧОКБ» - томографов МРТ Optima 450 w и КТ Revolution 512 срезов, ГБУЗ «ЧОКОД» - КТ Optima 580, ГБУЗ «ЧОДКБ» МРТ «Optima 360» производства «Дженерал Электрик Хэлскеа» на сумму 274 000 000 рублей.
    ООО «Уральская компания» (исх. № 923 от 23.10.2015) предложило для ГБУЗ «ЧОКБ» МРТ Vantage Titan 3T, КТ Aquilion Prime (160-срезовый), для ГБУЗ «ЧОКОД» Aquilion LB (32-срезовый), для ГБУЗ «ЧОДКБ» Vantage Titan 1.5 T производства «Тошиба Медикал Системз» на сумму 275 000 000 рублей.
    ООО «АнЛаМед» (исх. № 85 от 05.11.2015) предложило для ГБУЗ «ЧОКБ» КТ Siemens SOMATOM Definition Edge, МРТ Simens Magnetom Essenza 1.5 Tл, для ГБУЗ «ЧОКОД» КТ Siemens SOMATOM Definition AS 64, для ГБУЗ «ЧОДКБ» МРТ Siemens Magnetom Essenza 1.5 Tл на сумму 274 000 000 рублей.
    Вместе с тем, указанные хозяйствующие субъекты участия в закупке не приняли.
    Из содержания первой части заявки на участие в Аукционе ООО «Хайнеманн Медицинтехник» следует, что к поставке предложены следующие томографы: для ГБУЗ «ЧОКБ» МРТ Optima MR450w  c принадлежностями производства «ДжиИ Медикал Системз, Эл-Эл-Си» (США), КТ «SOMATOM Definition Edge» производства «Сименс АГ» (Германия), для ГБУЗ «ЧОДКБ» МРТ Optima MR360 c принадлежностями производства «ДжиИ Ханвей Медикал Системз Ко., Лтд» (Китай), для ГБУЗ «ЧОКОД» КТ Aquilion LB производства «Тошиба Медикал Системз Корпорейшн» (Япония).
    По результатам Аукциона начальная (максимальная) цена (общая), а также начальные (максимальные) цены контрактов по каждому Заказчику Аукциона не снижены, Аукцион признан несостоявшимся, поскольку подана только одна заявка.
    Доводы представителей Заказчиков Аукциона, Организатора Аукциона о том, что проведение совместного Аукциона позволило заключить контракты на поставку медицинского оборудования без необходимости увеличения лимитов бюджетных обязательств, оптимизировать закупку путем выбора одного поставщика, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России по следующим основаниям.
    Осуществление совместного Аукциона с нарушением части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе привело к сокращению количества участников, в том числе производителей медицинского оборудования, закупки ввиду увеличения суммы денежных средств, необходимых для обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, расходов на доставку товара до нескольких заказчиков, включения в один лот медицинского оборудования, выпускающегося различными производителями.
    Заказчики Аукциона, Организатор Аукциона могли в силу бюджетного законодательства ограничить начальную (максимальную) цену контракта в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и провести закупки самостоятельно с учетом специфики деятельности каждого учреждения здравоохранения и требующегося медицинского оборудования.
    Осуществление закупок каждым Заказчиком самостоятельно обеспечивает возможность принять участие в Аукционах, как официальным дистрибьюторам, так и производителям, расширение круга потенциальных участников закупки путем уменьшения размеров обеспечения заявки и контракта, расходов на доставку, установку и введение в эксплуатацию оборудования.
    Следует также отметить, что во исполнение пункта 15 Положения о межведомственной рабочей группе по рассмотрению потребности в осуществлении крупных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного распоряжением Правительства Челябинской области от 601-рп от 08.10.2014, заказчикам Аукциона выдан протокол № 15 от 24.11.2015 заседания указанной рабочей группы (далее – Протокол заседания МВРГ).
    Челябинское УФАС России направило письмо (исх. № 17863/09 от 24.11.2015), в котором указывало на недопустимость осуществления закупки в виде совместного Аукциона,  а также на наличие признаков нарушения частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
    В пункте 2.3 резолютивной части Протокола заседания МВРГ указано на недопустимость нарушения статей 8,33 Закона о контрактной системе, статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также необходимости принятия во внимание мнения Челябинского УФАС России.
    Вместе с тем, с учетом условий проведения рассматриваемой закупки мнение Челябинского УФАС России заказчиками Аукциона, Организатором Аукциона не учтено, что привело к нарушению законодательства о контрактной системе, антимонопольного законодательства.
    Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
          1. Признать в действиях Заказчиков Аукциона нарушение части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, пунктов 2,3 ПП РФ № 1088.
          2. Признать в действиях Организатора Аукциона нарушение частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
          3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии                                                                «…»

Члены Комиссии                                                                                        «…»

                                                                                                                     «…»
    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны