Решение б/н Решение и предписание № 10-03/16 в отношении МДОУ ДС № 14 от 31 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                      

 

 

РЕШЕНИЕ

 

       Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2017 года.

       В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2017 года.

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

*** – руководитель  Челябинского УФАС России;

 

***  — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** — ведущий  специалист-эксперт отдела контроля   естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

               в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

       рассмотрев дело № 10-03/16 по признакам нарушения  Муниципальным дошкольным образовательным  учреждением детский сад № 14 Копейского городского округа (далее - МДОУ ДС № 14) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договоров с единственным поставщиком на сумму до 400 000 рублей на право оказания услуг по изготовлению (поставке) штор (имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП *** на действия Муниципального дошкольного образовательного  учреждения детский сад № 14 Копейского городского округа (далее - МДОУ ДС № 14), выразившиеся в необоснованном заключении договоров поставки штор с единственным поставщиком.

  В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

МДОУ ДС № 14 г. Копейска  заключены следующие договоры поставки штор с ИП ***.:

- от 08.08.2016 № 297 на сумму 73 750 рублей (поставка штор для музыкального зала);

- от 08.08.2016 № 295 на сумму 305 600 рублей (поставка штор для групп);

- от 08.08.2016 № 296 на сумму 120 260 рублей (поставка штор для кабинетов).

Все указанные договоры заключены без проведения торгов посредством размещения закупки у единственного поставщика.

            Информация о данных закупках (извещение,  протоколы) 08.08.2016 размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

 Приказом Челябинского УФАС России от 02.12.2016 № 211 возбуждено дело по признакам нарушения МДОУ ДС № 14 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договоров на право оказания услуг по изготовлению (поставке) штор с ИП *** как с единственным поставщиком на сумму до 400 000 рублей при наличии потребности в получении данных услуг на большую сумму.      

          В материалы дела представлены письменные пояснения МДОУ ДС № 14, согласно которым учреждение заключило договоры поставки штор с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 8.7 Положения о закупке, позволяющим заключить договор с единственным поставщиком на сумму не превышающую 400 000 рублей. При выборе поставщика было рассмотрено несколько предложений и продукция, предложенная ИП ***, была оценена как более качественная.

          Челябинским УФАС России было подготовлено и направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключение об обстоятельствах дела № 10-03/16.

Каких-либо возражений на заключение об обстоятельствах дела № 10-03/16 сторонами представлено не было.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Перечень нарушений, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

При рассмотрении действий заказчика (организатора закупок) как на этапе организации закупок, так и при их проведении и заключении договоров, подлежит установлению не только наступление негативных последствий для конкуренции, но и возможность их наступления.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения.

При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в Положении о закупке.

Иным способом закупки выступает, в частности, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с пунктом 8.7 Положения о закупке  товаров, работ, услуг для нужд МДОУ ДС № 14 закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Извещение о закупке и закупочная документация при проведении закупки путем заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) носят уведомительный характер и не предполагают при их размещении в  единой информационной системе подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений.

 При этом в пункте 8.7 Положения о закупке  товаров, работ, услуг для нужд МДОУ ДС № 14 предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика, в том числе, если стоимость закупаемой заказчиком продукции не превышает 400 000 рублей по одному договору.

Проведение закупки способом закупки у единственного поставщика с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

Однако применение МДОУ ДС № 14 процедуры закупки у единственного поставщика при проведении закупки  на право заключения договора поставки штор противоречит положениям действующего законодательства, поскольку единственным, причем искусственно созданным критерием, по которому с поставщиком в данном случае заключается договор, является стоимость продукции.

Имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости (фактически поставка штор была произведена на сумму 499 610 рублей) и заключая одновременно три договора с одним поставщиком, учреждение создает ситуацию, когда формально закупка у единственного поставщика является законной.

Указанные действия учреждения не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, создают неэффективное использование денежных средств, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Поставка штор в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации.

Согласно плану закупки товаров (работ, услуг) МДОУ ДС № 14 на 2016 год, а также выписке из ЕГРИП ИП *** изготовление (поставка) штор относится к коду ОКВЭД 13.92 - деятельность по производству готовых текстильных изделий, кроме одежды.

Так согласно письму Челябинскстата от 28.12.2016 № ОЛ-76-12/1391-ТС деятельность по производству готовых текстильных изделий, кроме одежды (код ОКВЭД 13.92) на территории  Челябинской области в период 2016 года осуществляло 49 хозяйствующих субъектов, помимо ИП ***

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 10-03/16 проведен анализ  состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по данному делу.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по изготовлению (поставке) штор установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 08.08.2016 (дата заключения договоров на оказание услуг по изготовлению  (поставке) штор) по 02.12.2016 включительно (дата возбуждения производства по делу № 10-03/16);

2. Продуктовые границы рынка (предмет договоров): оказание услуг по изготовлению (поставке) штор;

3. Состав хозяйствующих субъектов: ИП ***, 49 хозяйствующих субъектов, указанных в письме Челябинскстата от 28.12.2016 № ОЛ-76-12/1391-ТС, а также  иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие оказание услуг по изготовлению (поставке) штор на территории Российской Федерации, являлись между собой конкурентами на право заключения договоров оказания услуг по изготовлению (поставке) штор для МДОУ ДС № 14. 

Таким образом, указанный рынок является конкурентным, оказать данные услуги могут иные хозяйствующие субъекты, помимо ИП ***.

Между тем, МДОУ ДС № 14, минуя конкурентные процедуры, заключило договоры поставки штор с единственным поставщиком, создав препятствия для участия в закупке иным участникам данного товарного рынка.

Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является одним из признаков ограничения конкуренции.

        С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что МДОУ ДС № 14 в нарушение требований антимонопольного законодательства РФ, совершило действия, которые привели к ограничению конкуренции, а именно: заключило договоры с единственным поставщиком на сумму до 400 000 рублей на право оказания услуг по изготовлению (поставке) штор, имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости.

       У  МДОУ ДС № 14 отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако МДОУ ДС № 14 не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности учреждения в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.    

            Руководствуясь  23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать действия МДОУ ДС № 14, выразившиеся в заключении договоров с единственным поставщиком на сумму до 400 000 рублей на право оказания услуг по изготовлению (поставке) штор (имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости),  нарушением  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

          2. Выдать МДОУ ДС № 14 предписание о прекращении действий, признанных нарушением  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.  

 

                                                                                            

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

  по делу № 10-03/16

 

29 марта 2017 года                                                             г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

*** – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

*** – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.03.2016 по делу № 10-03/16 в отношении МДОУ ДС № 14,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. МДОУ ДС № 14 с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: при наличии потребности в товарах, работах, услугах стоимостью более 400 000,00 рублей не разделять закупки таких товаров, работ, услуг на мелкие (до 400 000,00 рублей), а осуществлять данные закупки в форме конкурентных процедур, предусмотренных Положением о закупке товаров, работ, услуг МДОУ ДС № 14;

2. МДОУ ДС № 14 в доказательство исполнения настоящего предписания в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении в апреле - июне 2017 года указанных в пункте 1 настоящего предписания закупок, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).                                                                                                                

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны