Решение б/н Решение № 10-04/14 от 17 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                  

                                                                                                                   г. Челябинск

 Резолютивная часть решения оглашена «25» мая 2015 года

 В полном объеме решение изготовлено «29» мая 2015 года

 

              Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

  • Рысева Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

  • Конькова О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
  • Слотина Н.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», заявителя,

 рассмотрев дело № 10-04/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10, в т.ч. пункта 3 части 1 стастьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон  «О защите    конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

            

             В Челябинское УФАС России поступило заявление гр. < … >  на действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,  выразившиеся  в заключении с заявителем договора на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования  к  газораспределительным  сетям  от   03.03.2014   №   ДХ-09-0145/14  в условиях наличия такого технологического присоединения.

             В результате рассмотрения заявления Приказом руководителя Челябинского УФАС России  от  12.05.2014  №  94  в  отношении  ОАО  «Газпром газораспределение

1

Челябинск» возбуждено дело № 10-04/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

             В ходе рассмотрения дела № 10-04/14 установлено следующее.

             10.10.2011 между ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» (Заказчик) и ООО «ЭкспрессГазМонтаж-74» (Подрядчик) заключен договор подряда б/н, на основании которого Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчка на свой риск, своими или привлеченными силами строительно-монтажные работы на объекте «Газоснабжение жилого дома № 4 по ул. 26-го Партъсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области. Наружный газопровод и внутреннее газоснабжение. 1-я очередь (оси 7-8 и 8-9)».

             28.05.2013 ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» (Заказчик) и ООО «ЭкспрессГазМонтаж-74» (Подрядчик) заключен договор подряда б/н, на основании которого Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчка на свой риск, своими или привлеченными силами строительно-монтажные работы на объекте «Газоснабжение жилого дома № 4 по ул. 26-го Партъсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области. Внутреннее газоснабжение. 2-я очередь (оси 1-6) (без установки плиты и стоимости плиты)».

             Выполненные ООО «ЭкспрессГазМонтаж-74» во исполнение указанного договора работы приняты на основании акта об их приемке от 05.12.2013.

             30.09.2013 Главой Копейского городского округа Челябинской области ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» дано разрешение на ввод жилого дома № 4 по ул. 26-го Партъсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области в эксплуатацию.

             28.11.2013 гр. < … > на основании договора купли-продажи квартиры, заключенного с ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии», приобретено право собственности на квартиру № 62, расположенную в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

             23.01.2014 между ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» (Заказчик) и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» (Исполнитель) заключен договор подряда № ДХ-08-0048/14 на подключение (врезку) газопровода и первичный пуск газа, по условиям которого Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить врезку и пусконаладочные работы вновь построенного газопровода низкого давления к квартирам (по плану 1 этажа оси 1-6, по плану 2-5 этажа оси 1-6) жилого дома № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

             Согласно калькуляции на врезку и пусконаладочные работы вновь построенного внутридомового газопровода низкого давления к квартирам (по плану 1 этажа оси 1-6, по плану 2-5 этажа оси 1-6) к договору подряда от 23.01.2014 № ДХ-08-0048/14 к работам, выполняемых в рамках исполнения договора, отнесен повторный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при вводе в эксплуатацию плиты и отопительного аппарата.

           Согласно акту об оказании услуг (работ) от 14.02.2014 по договору  подряда от 23.01.2014 № ДХ-08-0048/14 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» выполнен  повторный пуск газа в газовое оборудование жилого дома индивидуальной застройки при вводе в эксплуатацию плиты и отопительного аппарата.

             30.12.2013 Приемочной комиссией в лице представителей ЗАО «Производственно-коммерческая     фирма     «Новые   технологии»,    ОАО   «Газпром

2

 

газораспределение Челябинск», ГИП ПК «ГИП Челябинск-гражданпроект» подписан акт технической готовности газовой части объекта строительства газораспределительной системы, согласно которому ООО «ЭкспрессГазМонтаж-74» (Подрядчик) предъявлен к приемке законченный строительством наружный и внутренний газопровод низкого давления протяженностью — ГСН — 156 п/м; ГСВ — 792 п/м на объекте - дом № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области. Строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.

            28.01.2014 между гр. < … >  и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заключен договор технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования № 14м14, по условиям которого Заказчик (гр. < … > ) поручает, а Испо< … >  «Газпром газораспределение Челябинск») принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (выполненные работы).

            05.02.2014 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в лице Копейского филиала выдало сотруднику - мастеру СГС - наряд-допуск № 13 на производство газоопасных работ: отключение газопровода низкого давления, врезка газопровода низкого давления по адресу: дом № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, первичный пуск газа (вторая очередь).

            Согласно заключению руководителя по окончании газоопасных работ на отключенном участке газопровода произведена врезка, заглушка убрана, задвижка открыта, газопровод продут газом.

            12.02.2012 гр. < … >  заключила с ООО «НОВАТЭК-Челябинск» договор на поставку газа.

            20.02.2014 гр.< … >  обратилась в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением на выполнение технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (врезку и пусконаладочные работы) по адресу: квартира № 62 дома № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, с приложением  правоустанавливающих документов, ситуационного плана расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта.

            03.03.2014 гр. < … >  подписан направленный ей ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» договор № ДХ-09-0145/14 на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить работы по технологическому присоединению (врезка и пуск газа) на объекте: кв. 62, д. № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.

            В силу п. 3.1 Договора стоимость работ по договору определяется разработанным Исполнителем и согласованным с Заказчиком расчетом и составляет 4 808, 55 руб., в т.ч. НДС.

            Данная стоимость является ориентировочной (п. 3.2 Договора).

            В  силу  п.   3.4   Договора   окончательная   стоимость   работ   определяется   на основании расчета Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО Челябинской области»).  В  случае изменения

3

 

определенной Исполнителем стоимости работ Стороны разрабатывают и утверждают новый расчет и заключают дополнительное соглашение к настоящему договору.

            По условиям Договора работа может быть оплачена Заказчиком при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса, а также в полном размере в течение 5 (пяти) рабочих дней после принятия работы путем внесения наличных денежных средств в кассу подрядчика, либо перечислением на расчетный счет (п. 3.3 Договора).

            Согласно п. 3.5 Договора в случае, если цена, утвержденная ГК «ЕТО Челябинской области», превышает цену, указанную в п. 3.1 Договора, окончательный платеж   осуществляется   в  течение  5  (пяти)  рабочих  дней  с  момента  уведомления

Заказчика о получении расчета ГК «ЕТО Челябинской области».

            Согласно п. 3.6 Договора в случае, если цена, утвержденная ГК «ЕТО Челябинской области», ниже цены, указанной в п. 3.1 Договора, возврат денежных средств Заказчику осуществляется на основании заявления Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения такого заявления.

            06.03.2014 письмом вх. № 669/02-пг ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в ГК «ЕТО Челябинской области» с просьбой утвердить индивидуальную плату для гр. < … >  за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям кв. 62, д. № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

             24.03.2014 Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» № 13/84 для гр. < … > установлена индивидуальная плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в размере 4 808, 55 руб. (с учетом НДС).

             Согласно утвержденному ГК «ЕТО Челябинской области» расчету индивидуальной платы в состав мероприятий, подлежащих выполнению в рамках присоединения, включено технологическое присоединение, включающее в себя работы по присоединению наружного газопровода в действующие стальные газопроводы, первичный пуск газа во внутридомовое газовое оборудование.

             14.03.2014 на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу ООО «НОВАТЭК-Челябинск» установлена пломба.

             После оплаты гр. < … >  работ по договору ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» выполнило их в полном объеме.

             Согласно представленному ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» реестру договоры на технологическое присоединение квартир, расположенных в д. № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа, по цене в размере 4 808, 55 руб. (с учетом НДС) заключены с 64 собственниками таких квартир.

             В связи с выявлением Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившихся в навязывании гражданам < … > , являющимся владельцами квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, необоснованных требований о передаче финансовых средств в размере 4 808 (четыре тысячи восемьсот восемь) рублей 55 коп. за технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», Обществу на основании статьи 391 Закона «О защите конкуренции»  было выдано предупреждение № 54 о необходимости прекращения данных действий путем отказа от истребования платы по выставленным финансовым требованиям и их аннулирования в срок до 25 декабря 2014 года. Выданное предупреждение не было исполнено ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»

             Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2015 по делу № А76-32084/2014 в удовлетворении требований ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о признании недействительным предупреждения Челябинского УФАС России № 54 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, отказано.

       В связи с неисполнением ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» выданного ему предупреждения Челябинское УФАС России, руководствуясь частью 8 статьи 391 Закона «О защите конкуренции», Приказом от 12.02.2015 № 40 возбудило дело № 10-04/15 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

             Приказом от 08.05.2015 № 138 на основании чч. 1, 2 ст. 47.1, чч. 2, 3 статьи 47 Закона «О защите конкуренции» дела № 10-04/14 и № 10-04/15 объединены в одно производство.

 

     Заявитель на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную  в  письменных пояснениях, отметив следующее.

             Оспариваемые действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» ущемляют его законные интересы ввиду выставления ему в условиях подключения приобретенной квартиры к газораспределительной сети платы за такое подключение. По проекту дома выполнено индивидуальное газовое отопление - в квартирах установлены газовые водонагреватели отопление и ГВС. Врезка дома в газовую магистраль произведена за счет застройщика. Многоквартирный жилой дом в момент приобретения квартиры был подключен к газу.

             Помимо договора на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования  к  газораспределительным  сетям  от   03.03.2014   №   ДХ-09-0145/14, по которому Общество выставило к оплате порядка 4800 руб., с гр. < … >  был заключен договор технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования № 14м14, оплата по которому составляет 1 763 руб.

             Запись о первичном пуске газа на газопринимающие устройства гр. < … > сделана в абонентской книжке, в которую подлежат включению отметки именно о проведении техобслуживания и ремонта газовой установки.

             5

            

Таким образом, данный вид работ должен осуществляться в рамках договора  технического обслуживания, а не присоединения.

       Информация о необходимости обращения в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» для подключения газоиспользующего оборудования получена от жильцов дома первой очереди заселения и от сотрудников ООО «НОВАТЭК-Челябинск» при заключении договора на поставку газа. При этом первоначально ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» сообщило, что размер стоимости выполнения таких работ составит 1 500 руб.

             Технических условий на подключение газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети в составе договора от 03.03.2014 № ДХ-09-0145/14 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» не выдало.

             Также гр. < … > , действующий на основании доверенности, выданной собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, сообщил о том, что рассматриваемые действия ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» ущемляют интересы всех представляемых им лиц.

 

             Представитель ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «НОВЫЕ Технологии», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседании Комиссии отсутствовал.

             Согласно письменным пояснениям ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» вх. 24.10.2014 № 16478 по состоянию на момент сдачи многоквартирный жилой дом № 4 по ул. 26-го Партсъезда пос. Октябрьский г. Копейска Челябинской области подключен к сети газоснабжения, система внутреннего газоснабжения принята инспектором газоснабжающей организации ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».

             В квартирах жилого дома установлены двухконтурный газовый котел (на отопление и горячее водоснабжение), газосчетчик, элементы автоматической ситсемы загазованности, что является необъемлемой частью готовности объекта к эксплуатации.

             Подключение (врезка) газопровода и первичный пуск газа не предполагают пуск газа в каждую квартиру, так как пуск газа осуществляется только после заколючения собственником квартиры договора на поставку газа с ООО «НОВАТЭК-Челябинск», заключения собственником квартиры договора на обслуживание установленного в квартире оборудования с обслуживающей организацией, прохождением ответственным квартиросъемщиком инсруктажа по обращению с установленным оборудованием.

             Технологическое присоединение квартир к газоснабжению осуществляется в рамках выполнения монтажных работ по внутреннему газоснабжению дома в соответствии с проектом и выполнено по договору подряда. Договор исполнен и оплачен в полном объеме.

             Ввод в эксплуатацию жилого дома без подключения его к сетям жизнеобеспечения, в т.ч. газоснабжения при индивидуальном отоплении от газового оборудосания, невозможен. Дом № 4 по ул. 26-го Партсъезда пос. Октябрьский г. Копейска Челябинской области на момент ввода в эксплуатацию был подключен к таким сетям.

            

             Представители ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на заседаниях Комиссии  поддержал   позицию,  изложенную   в   письменных  пояснениях,  отметив

6

 

следующее.

             В предмет договора № ДХ-09-0145/14 на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, заключенного с гр. < … > , входит выполнение работ по врезке и пуску газа на объекте: кв. 62, д. № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

             Врезка производится путем сборки сгона и крана (сгон и кран устанавливаются между распределительным желтым и газопроводом-вводом (внутридомовым газопроводом) белым газопроводами по смете-расченка Е22-06-005-1, поделенной на пять абонентов на стояке).

             По договору № ДХ-09-0145/14 врезан и пущен распределительный гаазопровод, а также произведен первичный пуск газа в газопровод-ввод (внутридомовой газопровод) и внутриквартирное газовое оборудование. Первичный пуск производился по стоякам по мере заселения дома.

             Стоимость первичного пуска рассчитана на основе трудозатрат и перечня работ по технологической карте, утвержденной главным инженером Магнитогорского филиала ОАО «Челябинскгазком» А.И. Андреевым 01.04.2007.

             Состав работ определен на основе Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанного «ГипроНИИгаз» г. Саратова в 2002 году.

             Первичный пуск газа выполняется однократно и предполагает наличие у абонента, имеющего опломбированный прибор учета газа, договора на поставку газа и на техническое обслуживание газоспользующего абонента.

             В объем работ по техническому обслуживанию пуск газа не входит. Первичный пуск газа выполняется по договору на технологическое присоединение, что определено п. 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314): подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

             ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом, в котором отсутствовало подключение каждого жильца (потребителя) к отоплению. Таким образом, принадлежащие гр. < … >  и иным собственникам квартиры не были подключены к газораспределительной сети на момент сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.

   Таким образом, взимание платы за подключение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети обоснованно. Кроме того, такая плата для гр. < … >  согласно действующим нормам была утверждена Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области». Остальным собственникам квартир была выставлена аналогичная плата за подключения без ее утверждения в тарифном органе.

 

            Представители Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на  заседаниях  Комиссии  поддержал  позицию,  изложенную   в 

7

 

письменных пояснениях, отметив следующее.

    Действующее в настоящее время законодательство не регулирует вопрос формирования платы за подключение (технологическое присоединение) внутриквартирного газоиспользующего оборудование к газораспределительной сети.

     По состоянию на момент обращения ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» за утверждением такой платы не были приняты Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее - Методические указания), в связи с чем тарифный орган руководствовался ст. 23.2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), согласно которой плата за подключение (технологическое присоединение) к газорапределительным сетям подлежит государственному регулированию.

        Документы на утверждение платы в отношении остальных собственников квартир были возвращены ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в связи с принятием Методических указаний.

  Проверка факта наличия/отсутствия подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительной сети при поступлении обращения на утверждение платы на подключение в полномочия Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области не входит.

 

             Изучив  материалы  дела,  заслушав  доводы  и   объяснения   сторон,   Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

            ОАО «Челябинскгазком» приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года № 417-э (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный № 19001) внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

            Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2013 года № 1484-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» организацию под регистрационным № 74.2.21 следует именовать ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» вместо ОАО «Челябинскгазком».

Следовательно, ОАО «Гапром газораспределение Челябинск», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии.

Кроме того, согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения   хозяйствующего   субъекта   (хозяйствующих  субъектов)  в  случае,   если

хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Газпром  газораспределение   Челябинск»   на   данном   товарном  рынке  признается

8

 

доминирующим.

Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей транспортировки газа по трубопроводам (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по транспортировке газа по трубопроводам). Возможность заключения договора на транспортировку и поставку газа обусловлена необходимостью заключения обязательного   (в   силу   его  публичности)  для  газораспределительной  организации

договора на технологическое присоединение.

            То есть, услуги по осуществлению технологического присоединения являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка, что подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

            Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», как газораспределительная организация, оказывающая услуги по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа и связанных с ними услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.          

            В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по траспортировке газа и технологическому присоединению к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           2. Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

              Статьёй 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.   

              Так,  в соответствии с частью 1 статьи 10 и пунктом 3 части 1 статьи 10 указанного Закона запрещаются действия  (бездействие) занимающего   доминирующее  положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

         9

 

           

            По смыслу положений статьи 10 ГК РФ, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» навязывание лицу невыгодных условий договора, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права лица либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для него условиях.

            Из буквального толкования содержания пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» следует, что при квалификации нарушения по данному пункту доказыванию  антимонопольным  органом  подлежат  невыгодность  для   контрагента предлагаемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом условий (экономическая и технологическая необоснованность) и/или их не предусмотренность действующим законодательством, а также факт навязывания данных условий контрагенту.

    3. Согласно п. 8 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

        В силу п. 10 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

           Порядок       подключения      (технологического      присоединения)      к    сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства), в т.ч. заключения договоров подключения к газораспределительной сети, установлен Правилами № 1314.

        Согласно пункту 1 Правил подключения настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

        В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

        Таким образом, установленный Правилами № 1314 подключения порядок не подлежит применению при подключении к газораспределительным сетям квартир в многоквартирных жилых домах.

      Действующие до вступления в силу Правил № 1314 Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83  распространялись лишь на объекты капитального строительства, также не предусматривая возможность заключения договоров на подключение (технологическое    присоединение)    внутриквартирного    газового   оборудования   к

10

 

газораспределительной сети.

        Согласно материалам дела ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» в период действия Правил № 1314 заключило с гр.< … >  , являющимися владельцами квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, договоры на технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

            В период действия Правил № 83 договоры на технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям были заключены ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с гр. < … >

     Ст. 23.2 Закона о газоснабжении предусмотрено государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

        В силу п. 4 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3, плата за технологическое присоединение рассчитывается в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

б) увеличения объема потребления газа и (или) пропускной способности (для сети газораспределения) подключаемого объекта капитального строительства;

в) изменения    схемы    газоснабжения    подключенного    объекта   капитального

строительства.

      На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что право газораспределительной организации на установление и взимание платы за технологическое          присоединение          внутриквартирного       газоиспользующего

11

 

оборудования к газораспределительным сетям действующим в настоящее время и в период заключения с заявителями договоров внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям законодательством не предусмотрено.

  Однако, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» обратилось в Государственный Комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» за установлением платы за технологическое присоединение внутриквартирного газового оборудования, после чего выставило утвержденную плату собственникам квартир.

Согласно письменным пояснениям ЗАО ПКФ «Новые технологии» вх. 24.10.2014 № 16478, являющимся заказчиком строительно-монтажных работ на объекте «Газоснабжение жилого дома № 4 по ул. 26 Партсъезда в пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области. Наружный газопровод и внутреннее газоснабжение. 1-я очередь (оси 7-8 и 8-9)», на момент сдачи многоквартирный жилой дом был подключен к сети газоснабжения, система внутреннего газоснабжения принята инспектором газоснабжающей организации.

По состоянию на момент передачи квартир в последних установлен двухконтурный газовый котел (на отопление и горячее водоснабжение), а также газосчетчик, элементы автоматической системы загазованности, что является неотъемлемой части готовности объекта к эксплуатации.

Технологическое присоединение квартир осуществляется в рамках выполнения монтажных работ по внутреннему газоснабжению дома в соответствии с проектом и выполнено по договору подряда от 23.01.2014 № ДХ-08-0048/14, заключенного с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск».

  По условиям договоров участия в долевом строительстве, заключенным между заявителями и ЗАО ПКФ «Новые технологии», Застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и с  привлечением других лиц построить жилой дом по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. 26 Партсъезда, д. 4 (2 очередь), а дольщик обязуется оплатить цену договора и принять помещение по акту при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Застройщиком выполняются работы по отоплению квартиры с устанкой приборов отопления.

С момента подписания передаточного акта дольщик обязан нести расходы по содержанию помещения и коммунальным платежам.

По условиям предварительных договоров купли-продажи, заключенным между заявителями и ЗАО ПКФ «Новые технологии», передача квартиры с установленным газовым оборудованием (газовый отопительный котел с дымоходом, счетчик газа) отнесена к существенным условиям основного договора.

При этом обязанность покупателя осуществлять оплату подключения (технологического присоединения) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети указанными договорами не предусмотрена.

 Представитель заявителей на заседании Комиссии сообщил о том, что Застройщик в момент продажи квартиры не уведомлял об обязанности нести расходы на подключение (технологическое присоединение) внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети.

            Согласно письменным пояснениям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» вх. 07.03.2014 № 2990 застройщик ЗАО ПКФ «Новые технологии» по условиям договора на подключение (врезку) от 23.01.2014 № ДХ-08-0048 оплатило подключение внутридомового газопровода низкого давления к квартирам многоквартирного жилого дома № 4 по ул. 26 Партсъезда в пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

  12

 

Таким образом, материалами дела не подтверждается факт продажи квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда в пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, без подключения к газораспределительной сети.

       Предметом договора подряда от 23.01.2014 № ДХ-08-0048/14, заключенного между ЗАО «Производственно-коммерческая фирма «Новые технологии» и ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», является выполнение работ по врезке и пусконаладочных работ вновь построенного газопровода низкого давления к квартирам (по плану 1 этажа оси 1-6, по плану 2-5 этажа оси 1-6) жилого дома № 4 по ул. 26-го Партсъезда поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

    Предметом договоров на подключение (технологическое присоединение) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети, заключенных между ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» и заявителями, является врезка и пуск газа в квартирах.

         В связи с чем, Комиссия считает, что предметы данных договоров тождественны.

     Из информации, содержащейся в абонентской книжке, следует, что работы по первичному пуску газа в газовое оборудование квартир со снятием заглушки были произведены в рамках заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Следовательно, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заключило с собственниками квартир договоры на технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, возможность заключения которых не предусмотрена действующим законодательством, в условиях выполнения такого технологического присоединения в рамках договоров подряда от 23.01.2014 № ДХ-08-0048/14 и договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (доказательств обратного не представлено) и выставило гражданам необоснованные финансовые требования об оплате такого подключения.

            Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного   законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 30) в  отношении  действий  (бездействия),   прямо  поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

             Вместе с тем, как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ № 30, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из последствий, указанных в части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

             Таким     образом,    антимонопольный   орган   вправе   признать   нарушением

антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных  частью  1  статьи  10  Закона   «О   защите   конкуренции»,   поскольку

приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

   Материалами дела подтверждается, что в результате рассматриваемых действий ОАО «Газпром газорапределение Челябинск» наступили неблагоприятные последствия для заявителей  в  виде  ущемления их  экономических  интересов  путем

13

 

необоснованного выставления и взимания платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети в размере 4 808, 55 руб.

При этом Комиссия считает, что заявители в условиях имеющейся потребности в газоснабжении жилых помещений были вынуждены заключить с ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» не предусмотренные действующим законодательством договоры на подключение и осуществить плату по выставленным Обществом финансовым требованиям, что свидетельствует об их навязывании собственникам квартир со стороны Общества.

На основании изложенного Комиссия считает, что действия ОАО «Газпром     газораспределение Челябинск», выразившиеся в навязывании, выставлении и взимании с граждан < … > , являющихся владельцами квартир 50-118, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, платы за технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», нарушающими часть 1 статьи 10, в т.ч. пункт 3 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции».

  Комиссия также отмечает, что  согласно постановлению КС РФ от 24.06.2009 № 11-П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

             Действующее законодательство определяет вину юридического лица (как субъекта административного правонарушения, не обладающего возможностью психического отношения к совершенному противоправному деянию) как наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения норм законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

             С учетом изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «Газпром газораспределение       Челябинск»     как      хозяйствующий     субъект,    занимающий

14

 

доминирующее положение на рынке транспортировки природного газа на территории Челябинской области, было обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10, в т.ч. п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», однако не предприняло всех возможных мер по их соблюдению.

             Ответчиком не представлено доказательств того, что навязывание, выставление и взимание с владельцев квартир 50-118, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, платы за технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

            Таким образом, ОАО «Газпром газорапределение Челябинск» имело возможность не навязывать необоснованные финансовые требования заявителям, не выставляя их и не получая плату по ним,  однако, при отсутствии объективно препятствующих обстоятельств, не предприняло таких действий.    

       При данных обстоятельствах ОАО «Газпром газорапределение Челябинск» признается виновным в совершении административного правонарушения.

          Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих  от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

             В результате навязывания, выставления и взимания платы за технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» сберегло за счёт владельцев квартир 50-118, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области денежную сумму в размере 312 555 (триста двенадцать тысяч пятьсот пятьдесят пять тысяч) рублей 75 копеек.

             Комиссия отмечает, что указанную сумму образуют денежные средства, добровольно оплаченные заявителями на основании выставленных ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» локальных смет на врезку и ПНР наружного газопровода, на ПНР внутридомового газового оборудования.   

     Учитывая, что рассматриваемые действия Ответчика образуют нарушение антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 10, в т.ч пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России приходит к выводу о том, что доход, полученный ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» вследствие указанных действий, является доходом,  полученным  вследствие  нарушения антимонопольного законодательства.

            Как установлено в рамках рассмотрения дела, последствия совершения вменяемого ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» нарушения антимонопольного законодательства по состоянию на момент принятия решения не устранены.

           В связи с чем, ввиду установления вины Общества в нарушении части 1 статьи 10, в т.ч пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», и, соответственно, в получении незаконного дохода, Комиссия Челябинского УФАС России, в соответствии с  подпунктами «е», «к» пункта 2 части 1 статьи 23, части 3 статьи  51  Закона  «О    защите     конкуренции»     решила    выдать    ОАО    «Газпром

15

 

газораспределение Челябинск» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 312 555 (триста двенадцать тысяч пятьсот пятьдесят пять тысяч) рублей 75 копеек и предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

 

            На основании изложенного, руководствуясь руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, 41.1, статьями 49, 50 Закона «О защите конкуренции»,          

 

РЕШИЛА:

 

           1.  Признать     действия     ОАО    «Газпром     газораспределение    Челябинск», выразившиеся в навязывании, выставлении и взимании с граждан < … >  , являющихся владельцами квартир 50-118, расположенных в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. 26 Партсъезда пос. Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области, платы за технологическое присоединение внутриквартирного газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», нарушающими часть 1 статьи 10, в т.ч. пункт 3 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции»;

            2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10,  в т.ч. пункта 3 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и его последствий, и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

            3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  < … >

 

Члены Комиссии                                                                                              < … >

                                                                                                        

                                                                                                                      < … >

 

16

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны