Решение б/н Решение по делу № 10-04/15 в отношении ОАО «РЖД» от 24 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <…> — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <…> —главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителя ПАО «Челябэнергосбыт», представителя ОАО «РЖД», представителя ООО «Бизнес Парк АМЗ»

рассмотрев дело № 10-04/15 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося неправомерном отказе ООО «Бизнес Парк АМЗ» в переоформлении акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление ООО «БизнесПарк АМЗ» на действия ОАО «РЖД», выразившиеся в неправомерном отказе в переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.

31.12.2014 ООО «Бизнес Парк АМЗ» обратилось в адрес сетевой организации – ОАО «РЖД» (письмо исх. № 137) с просьбой переоформления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в связи со сменой собственника объекта: База рыболовного хозяйства на оз. Алабуга, расположенного по адресу: г. Карабаш, Карабашское лесничество, ОГУ «Кыштымское лесничество», кварталы №№ 147, 157.

Ранее на указанный объект был оформлен акт разграничения балансовой принадлежности ОАО «РЖД» и ООО «Семь озер» от 13.08.2010.

01.01.2015 ООО «Бизнес Парк АМЗ» и ПАО «Челябэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 1625.

19.05.2015 ОАО «РЖД» направило письмо в адрес ООО «Бизнес Парк АМЗ» с требованием осуществить технические условия (от 28.10.2004 № ЭТ-2060), которые не были выполнены предыдущими собственниками объекта недвижимого имущества ООО «Бизнес Парк АМЗ», а именно:

- на ВЛ-10 кВ ПЭ Тайгинка-Бурлак в пролетах опор № 15-16 не установлен КРУН-СВЛ с вакуумным выключателем и комплектом релейных защит: МТЗ, ТО, защитой от однофазных замыканий на землю;

- проект электроснабжения не согласован с Челябинской дистанцией электроснабжения и службой «Э».

После осуществления данных работ будет рассмотрен вопрос о выдаче актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Приказом от 19.06.2015 № 170 Челябинским УФАС России возбуждено дело № 10-04/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося неправомерном отказе ООО «Бизнес Парк АМЗ» в переоформлении акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

21.06.2015 ОАО «РЖД» и ООО «Бизнес Парк АМЗ» подписан акт разграничения балансовой принадлежности № 17 и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 17.

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Бизнес Парк АМЗ» поддержало доводы, изложенные в заявлении, и пояснило следующее.

 

ООО «Бизнес Парк АМЗ» обратилось в адрес ОАО «РЖД» за переоформлением акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в связи с приобретением объекта недвижимого имущества.

Ранее на указанный объекты недвижимого имущества был оформлен акт разграничения балансовой принадлежности ОАО «РЖД» и ООО «Семь озер» (бывший собственник) от 13.08.2010.

В ответ на обращение ОАО «РЖД» пояснило, что предыдущим собственником не выполнены мероприятия по технологическому присоединению, а именно:

- на ВЛ-10 кВ ПЭ Тайгинка-Бурлак в пролетах опор № 15-16 не установлен КРУН-СВЛ с вакуумным выключателем и комплектом релейных защит: МТЗ, ТО, защитой от однофазных замыканий на землю;

- проект электроснабжения не согласован с Челябинской дистанцией электроснабжения и службой «Э».

Только после осуществления данных работ ОАО «РЖД» будет рассмотрен вопрос о выдаче актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон выданы ОАО «РЖД» после обращения ООО «Бизнес Парк АМЗ» в антимонопольный орган.

 

В ходе рассмотрения дела ОАО «РЖД» поддержало доводы, изложенные в письме от 31.07.2015 вх. № 11569, и пояснило следующее.

 

Технические условия на электроснабжение фермерского участка на лесном кордоне 30 км перегона Графитовая – Пирит (к базе отдыха на оз. Алабуга) от 28.10.2004 № ЭТ-2060 были выданы индивидуальному предпринимателю Зайцеву А.В.

Впоследствии, произошла смена собственника энергопринимающих устройств на ООО «Гарант», затем на ООО «Семь озер», и в настоящее время на ООО «Бизнес Парк АМЗ».

Действительно, не все из мероприятий по технологическому присоединению были выполнены, однако, акт разграничения балансовой принадлежности между ОАО «РЖД» и ООО «Семь озер» был выдан 13.08.2010.

21.06.2015 ОАО «РЖД» и ООО «Бизнес Парк АМЗ» подписан акт разграничения балансовой принадлежности № 17 и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 17, без выполнения ООО «Бизнес Парк АМЗ» каких-либо мероприятий.

В ходе рассмотрения дела ПАО «Челябэнергосбыт» поддержало доводы, изложенные в письме от 14.09.2015 вх. № 13688, и пояснило следующее.

01.01.2015 ООО «Бизнес Парк АМЗ» и ПАО «Челябэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 1625. Договор с стороны потребителя подписан с протоколом разногласий, согласно которого в приложении № 1 к договору, в столбце «Мощность энергопринимающих устройств», в графе «Максимальная, P мак. (кВт)», вместо слов: «нет данных» вставить слова «128 кВт».

Протоколом согласования разногласий к договору энергоснабжения от 01.01.2015 № 1625 договор оставлен в редакции продавца. Вместе с тем, для внесения данных в графу «Максимальная мощность», потребителю предложено обратится в сетевую организацию для составления акта разграничения принадлежности сторон с указанием максимальной мощности.

ООО «Бизнес Парк АМЗ» 04.09.2015 представлен акт разграничения балансовой принадлежности от 21.07.2015 № 17, с указанием «максимальной мощности 160 кВт».

Соглашением от 01.09.2015 к договору энергоснабжения № 1625 в действующие приложения № 1 «Перечень точек поставки Потребителя» в графе «Максимальная мощность энергопринимающих устройств – максимальная, P мак. указано следующее значение: 160 кВт».

В настоящее время договор энергоснабжения № 1625 действующий, разногласий по договору нет.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвовавших в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Понятие «сетевой организации» дано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ОАО «РЖД» владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства, а также в отношении ЮУЖД-филиала ОАО «РЖД» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии постановлениями Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 30.08.2007 № 20/44 на 2008 год и от 25.12.2008 № 43/259 на 2009 год (письмо ОАО «РЖД» от 12.05.2009 № НЮ-1774).

Таким образом, в силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа ОАО «РЖД» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Следовательно, ОАО «РЖД», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «РЖД» на данном товарном рынке признается доминирующим. В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «РЖД» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе необоснованный отказ от заключения договора (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

2. В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила) по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:

- акт об осуществлении технологического присоединения;

- акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Таким образом, установлено, что объекты недвижимого имущества ООО «Бизнес Парк АМЗ» имеют надлежащее технологическое присоединение к электросетевому хозяйству ОАО «РЖД», процедура технологического присоединения осуществлена.

31.12.2014 ООО «Бизнес Парк АМЗ» обратилось в адрес сетевой организации – ОАО «РЖД» (письмо исх. № 137) с просьбой переоформления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в связи со сменой собственника объекта: База рыболовного хозяйства на оз. Алабуга, расположенного по адресу: г. Карабаш, Карабашское лесничество, ОГУ «Кыштымское лесничество», кварталы №№ 147, 157.

В соответствии с пунктом 69 Правил при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

 

Согласно пункту 62 Правил к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.

Согласно письму от 31.12.2014 исх. № 137 ООО «Бизнес Парк АМЗ» представило в адрес ОАО «РЖД» акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей от 13.08.2010, Протокол внеочередного общего собрания участников ООО «Семь озер» (смена наименования), договор от 05.11.2014 уступки прав и обязанностей по договору № 220 аренды лесного участка от 28.07.2008.

Таким образом, ООО «Бизнес Парк АМЗ» обратилось в адрес ОАО «РЖД» в соответствии с пунктом 62 Правил.

19.05.2015 ОАО «РЖД» (уже после обращения ООО «Бизнес Парк АМЗ» в адрес Челябинского УФАС России) направило письмо в адрес ООО «Бизнес Парк АМЗ» с требованием осуществить требование технических условий (от 28.10.2004 № ЭТ-2060), которые не были выполнены предыдущими собственниками объекта недвижимого имущества ООО «Бизнес Парк АМЗ», а именно:

- на ВЛ-10 кВ ПЭ Тайгинка-Бурлак в пролетах опор № 15-16 не установлен КРУН-СВЛ с вакуумным выключателем и комплектом релейных защит: МТЗ, ТО, защитой от однофазных замыканий на землю;

- проект электроснабжения не согласован с Челябинской дистанцией электроснабжения и службой «Э».

После осуществления данных работ будет рассмотрен вопрос о выдаче актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Учитывая, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон подписан, то говорить о не выполнении технических условий не приходится. К тому же, возложение на заявителя выполнение мероприятий за пределами его земельного участка, возложение на него мероприятий возложенных на других заявителей – противоречит Правилам и ГК.

Таким образом, ОАО «РЖД», своими действиями по возложению на заявителя выполнения мероприятий за пределами его земельного участка фактически неправомерно уклонялось от переоформления ООО «Бизнес Парк АМЗ» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, тем самым нарушило пункт 69 Правил.

Действия по уклонению от переоформления ООО «Бизнес Парк АМЗ» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон содержат в себе признаки нарушения 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С 06.01.2012 вступила в силу статья 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

21.06.2015 ОАО «РЖД» и ООО «Бизнес Парк АМЗ» подписан акт разграничения балансовой принадлежности № 17 и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № 17.

Следовательно, ОАО «РЖД» устранило нарушение пункта 5 части 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» до выдачи предупреждения.

В ходе рассмотрения дела в действиях ОАО «РЖД» нарушения части 1 статьи 10 Закона о нарушении антимонопольного законодательства не выявлено, в связи с чем Комиссия считает необходимым производство по делу № 10-04/15 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Производство по делу № 10-04/15 по признакам нарушения ОАО «РЖД» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

  2. Признать действия ОАО «РЖД», выразившиеся в уклонении от переоформления ООО «Бизнес Парк АМЗ» акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон нарушением пункта 69 Правил технологического присоединения.

  3. Предписание по делу не выдавать.

  4. Материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, не передавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны